КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общепсихологический контекст проблемы педагогических затруднений 2 страница
132. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников: Авто-реф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1986. 133. Матюшкин А.М. К проблеме «шага» в процессе усвоения//Новые исследования в педагогике и психологии. М., 1966. 134. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 135. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения//Хре-стоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. 136. Махмутов М.И. Теория и практика программированного обучения. Казань,1972. 137. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 138. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи//Современ. педагогика. 1973 № 2. 139. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, 1987. 140. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 141. Мид. М. Культура и мир детства. М., 1988. 142. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 143. Мир детства: Младший школьник/Под ред. А.Г.Хрипковой. М., 1981. 144. Мир детства: Подросток/Под ред. А.Г.Хрипковой. М., 1982. 145. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986. 146. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. 147. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 148. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3. 149. Новиков А.М. Профессиональное образование — России. М., 1997. 150. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. 151. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. М., 1986. 152. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. 153. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. 154. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М.,1988. 155. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М., 1986.
156. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.-Нальчик, 1996. 157. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А.В. Петровского. М.,1986. 158. Основы психофизиологии/Под ред. Ю.А. Александрова. М., 1997. 159. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977. 160. Панферов В.Н. Психология общения//Вопросы философии. 1972. № 7. 161. Панюшкии В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1984. 162. Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А.Бодалевой, В.Я.Ляудис. М., 1980. 163. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 164. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 165. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 166. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.,1989. 167. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии//Вопросы психологии 1984. № 4. 168. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности//Вопросы психологии. 1987. № 1. 169. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление. М., 1989. 170. Петровский А.В., Ярошевский. М.Г. История и теория психологии. М., 1996. 171. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993. 172. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук//XVIII Международный психологический конгресс. 4-11 авг. 1966 г. М.,1969. 173. Пиаже Ж. Логика и психология//Избр. психол. труды. М., 1969. 174. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии//Методологические и теоретические проблемы психологии/Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1969. 175. Платонов К.К. Способности и характер//Теоретические проблемы психологии личности/Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1974. 176. Поварницина Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1987.
177. Позднякова А.М., Деркач А.А. Исследование уровня сформированности умения наблюдать учебный процесс у студентов педагогического вуза//Современные педагогические и психологические проблемы высшей школы/Под ред. Н.В.Кузьминой. М., 1973. Вып. 1. 178. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992. 179. Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. М„ 1990. 180. Психология труда и личности учителя/Под ред. А.П.Щербакова. Л., 1977. Вып. 2. 181. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. 182. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/Под ред. А.Коссаковски, Х.Кюна, И.Ломпшера, Г.Розенфельда. М., 1981. 183. Психологические основы программированного обучения/Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1984. 184. Психологический анализ урока. Волгоград, 1995. 185. Практикум по педагогике и психологии высшей школы/Под ред. А.К.Ерофеева. М., 1991. 186. Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения/ Под ред. А.А.Вербицкого. М., 1983. 187. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.,1990. 188. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 189. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996. 190. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ. ЮНЕСКО, 1995. 191. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1984. 192. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования//Социально-философские проблемы образования. М.,1992. 193. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 194. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. 195. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.,1987. 196. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 197. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры//Социально-фило-софские проблемы образования. М., 1992. 198. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Авторефер. дисс....канд. психол.наук. М.,1982. 199. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя. М., 1993.
200. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. 201. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1976. 202. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. 203. Собкин B.C., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. М.,1996. 204. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.,1997. 205. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.,1993. 206. Субетто А.И. Дуальность организации и управления как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития. М., 1989 207. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. 208. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы прграммированного обучения. М.,1969. 209. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 210. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение//Психологические основы программированного обучения. М.,1984 211. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. 212. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий/Вопросы психологии.1963.№ 5. 213. Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т./Ред.-сост. С.С. Стивенс. Ред. русск. пер. П.К. Анохин, В.А. Артемов. М., 1985. Т. 1. 214. Толстой Л.Н. О воспитании//Педагог. соч. М., 1953 215. Уолфл Д. Тренировка//Экспериментальная психология: В 2 т. М. 1963. Т. 2. 216. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926. 217. Урбах В.Ю. Биометрические методы (Статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве, медицине). М., 1964. 218. Фейербах Д. Лекция о сущности религии//Избр. философ, произведения. М.,1955. 219. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж, 1996. 220. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.,1997. 221. Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А.К.Марковой. М., 1986. 222. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.,1977. 223. Фридман Л.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогике//Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
224. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.,1986. 225. Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека//Экспериментальная психология: В 2 т. М., 1963. Т. 2. 226. Холодович А.А. О типологии речи//Историко-филологические исследования. М.,1967. 227. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М., 1981. 228. Цицерон Марк Туллий. Из трактатов об ораторском искусстве//Об ораторском искусстве. М., 1973. 229. Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.психол.наук. М.,1980. 230. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол.наук. М.,1992. 231. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.,1995. 232. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.,1993. 233. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека, 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996. 234. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 235. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности//Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 236. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 237. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981. 238. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 239. Юнг К.Г. Психологические типы. М. 240. Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности//Проблема общения в психологии. М., 1981. 241. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.,1969. 242. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. 243. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994. 244. Ярошевский. М.Г., Анцыферова Л.Н. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. 245. Ярошевский. М.Г. История психологии. М., 1985. 246. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.,1997. 247. Argyle М. Social Interaction. N.Y.,1954. 248. Atkinson J.W., Feather N.T. A Theory of Achievement Motivation. N.Y.,1966. 249. Holliday M.V. Language as Social Semiotics. L., 1978. 250. Jackobson R. Closing Statement//Linguistics and Poetics Style in Language/Ed. T. Sebeok. Cambr, 1960. 251. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954. 252. Thorndike E.L. Animal Intelligence.N.Y., 1911. 253. Watson J. Behaviorism. Chicago, 1930. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ОГЛАВЛЕНИЕ
Обращение к студенту — будущему педагогу............................................................................................ 2 (вместо предисловия)...................................................................................................................................... 2 ЧАСТЬ 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ..................................................................................................................................................... 4 Глава 1. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания...................... 4 § 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии........................................................... 4 § 2. История становления педагогической психологии.......................................................................... 7 Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики........................................................... 11 § 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.............................................................. 11 § 2. Методы исследования в педагогической психологии................................................................... 14 ЧАСТЬ II ОБРАЗОВАНИЕ – ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ....... 20 Глава 1. Образование в современном мире................................................................................................ 20 § 1. Образование как многоаспектный феномен................................................................................... 20 § 2. Основные направления обучения в современном образовании................................................... 27 § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса....... 37 Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.................. 45 § 1. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе...................................... 45 § 2. Обучение и развитие.......................................................................................................................... 48 § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе............................................. 57 ЧАСТЬ III ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ – СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.................. 61 Глава 1. Субъекты образовательного процесса......................................................................................... 61 § 1. Категория субъекта............................................................................................................................. 61 § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса.......................................... 63 Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности................................................................... 65 § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности........................................................................... 65 § 2. Субъектные свойства педагога......................................................................................................... 67 § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога............ 70 § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности............................................... 71 § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности................................ 75 Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности............................................. 82 § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности...................................................... 82 § 2. Школьник как субъект учебной деятельности................................................................................ 85 § 3. Студент как субъект учебной деятельности.................................................................................... 90 § 4. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.......................... 92 ЧАСТЬ IV УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................................................................................... 94 Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности............................................................................ 94 § 1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности......................................................... 94 § 2. Предметное содержание учебной деятельности............................................................................. 96 § 3. Внешняя структура учебной деятельности...................................................................................... 96 Глава 2. Учебная мотивация...................................................................................................................... 107 § 1. Мотивация как психологическая категория.................................................................................. 107 § 2. Учебная мотивация........................................................................................................................... 111 Глава 3. Усвоение — центральное звено учебной деятельности обучающегося................................. 115 § 1. Общая характеристика усвоения.................................................................................................... 115 § 2. Навык в процессе усвоения............................................................................................................. 118 Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности......................................... 123 § 1. Общая характеристика самостоятельной работы.......................................................................... 123 § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность...................................................................... 124 ЧАСТЬ V ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ................................................................................................................................................... 129 Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности............................................................. 129 § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание......................................... 129 § 2. Мотивация педагогической деятельности..................................................................................... 130 Глава 2. Педагогические функции и умения........................................................................................... 133 § 1. Основные функции педагогической деятельности...................................................................... 133 § 2. Педагогические умения................................................................................................................... 134 Глава 3. Стиль педагогической деятельности.......................................................................................... 137 § 1. Общая характеристика стиля деятельности................................................................................... 137 § 2. Стиль педагогической деятельности.............................................................................................. 138 Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога........................................................................................................................................................ 140 § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога........................................................... 140 § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока........................................................................ 144 § 3. Схема психологического анализа урока........................................................................................ 146 ЧАСТЬ VI УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ........................................................................................................... 150 Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.......................................................... 150 § 1. Общая характеристика взаимодействия......................................................................................... 150 § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.............................................................. 151 Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество................................................................................... 153 § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества........................................................................ 153 § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность..................................................................... 155 Глава 3. Общение в образовательном процессе....................................................................................... 158 § 1. Общая характеристика общения..................................................................................................... 158 § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 163 Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности................................................................................................................................................ 169 § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения................................................. 169 § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии......................................... 170 ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................................................... 179 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................. 181 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.......................................................................................................................... 187
Учебное издание Зимняя Ирина Алексеевна Педагогическая психология Учебник Редакторы: Э.М.Горелик, Н.Я. Липкина Переплет М.Ю. Молчанова Компьютерная верстка П.Ю. Аборина ЛР № 071045 от 09.06.99 Подписано в печать 23.12.98 Гарнитура Школьная. Формат 60х88/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,46 Тираж 10 000 экз. (2-й завод - 5000 экз.) Заказ 1697 Издательская корпорация «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4 Отпечатано в ГУП ИПК «Ульяновский дом печати» 432601, Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |