Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зоология позвоночных




Значение млекопитающих для человека

Место человека в системе млекопитающих

Биология

Распространение млекопитающих

Поведение и образ жизни

Нервная система и органов чувств

• Кортикальный тип головного мозга (кора полушарий)

• Промежуточный мозг

• Средний мозг

• Продолговатый мозг

• 12 пар головных нервов

• Парасимпатическая и симпатическая НС

• Зрение у обитателей открытых пространств

• Слух у ночных

• Развитое обоняние

• Слух (наружное, среднее и внутренне ухо)

• Молоточек, стремечко и наковальня в среднем ухе

• Внутренне ухо состоит из вестибулярного и слухового отделов

• Вибриссы

Хорошая оперативная память, сложное поведение, инстинктивная деятельность.

Сложная популяционная организация (стаи, стада, семейства, колонии).

Разделение функций, кочевки, миграции.

Населяют все континенты, сушу и водную среду.

1. Австралийской обл. (Плацентарные в Однопроходные), летучие мыши, эндемичные грызуны. Ряд видов завезены человеком.

2. Неотропическая обл. (Центр. и Южн. Америка) – оппосумы, муравьеды, ленивцы, грызуны, приматы, парнокопытные. Из хищников - еноты. Широконосые обезьяны (капуцины и др.)

3. Эфиопская обл. (Африка, кроме северной части). Насекомоядные, грызуны. Парнокопытные (антилопы и др.). Непарнокопытные – носороги и зебры. Хищники, низшие обезьяны.

4. Восточная обл. (Индо-Малазия, Ю.-В. Азия). Низшие обезьяны и человекообразные обезьяны, индийский слон, парнокопытные, кошачьи.

5. Голарктическая обл. (Сев. Африка, Европа, Азия, Северная Америка). Насекомоядные, грызуны, хищники

Высоко организованы. Оперативная память, сложное поведение. Врожденная (инстинктивная) деятельность. Сложная популяционная организация. Структура сложная. Иерархия. Кочевки. Колонии. Забота и разделение обязанностей.

Человек разумный – Homo sapiens.

Несмотря на то, что приматы один из древних отрядов плацентарных, а также наличие ряда примитивных признаков строения (пятипалость, стопохождение), наиболее продвинутая группа.

Развитие коллективной трудовой деятельности, социального строя способствовали становлению человека.

Полезные и нежелательные.

Домашние животные.

Охотничье-промысловые.

Вредные: хищники, вредители леса, растений, переносчики болезней.

 

Тип Хордовые

Общая характеристика типа хордовые. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых.

Подтип Оболочники

Основные черты организации подтипа.

Класс асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные. Сидячие и плавающие формы. Строение асцидий. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки.

Класс сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение.

Класс аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие этих животных.

Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гастранг), взгляды А.Н. Северцова и Н.А. Ливанова. Роль исследований А.О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых.

Подтип Бесчерепные

Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни.

Подтип Позвоночные

Общая характеристика подтипа. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификация функций - основное условие прогрессивной эволюции позвоночных.

Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы.

 

Раздел Бесчелюстные

Класс круглоротые. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение.

Ископаемые круглоротые. Эволюция круглоротых и их место в системе подтипа позвоночных.

 

Раздел Челюстноротые

Надкласс Рыбы

Общая биологическая и морфологическая характеристика надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации опорно-двигательной системы, органов дыхания, кровеносной и выделительной систем рыб как водных животных.

Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, миграции; промысловое значение рыб, рыбоводство.

Класс хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: подклассы поперечноротых (отряды акул и скатов) и цельноголовых (химеровых).

Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей.

Класс костные рыбы. Морфологические и биологические особенности класса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве.

Система класса. Подкласс лучеперые; надотряды хрящевых ганоидов, костных ганоидов, многоперых; группа надотрядов костистых рыб. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Подкласс мясоплавниковые; надотряды кистеперых и двоякодышащих, их место в эволюции и системе рыб.

Эволюционное значение рыб и их положение в системе позвоночных.

 

Надкласс Четвероногие

 

Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные - стегоцефалы (панцирниковые) как первые представители класса земноводные.

Класс земноводные (амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристика класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения.

Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. Географическое распространение и практическое значение земноводных.

Класс пресмыкающиеся (рептилии). Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие: строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни.

Молфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы.

Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание и защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся.

Система класса. Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфобиологическая характеристика подклассов.

Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц.

Класс птицы. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция.

Биология птиц: географическое распространение, экологические группы: полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомства; миграции птиц. Питание и народохозяйственное значение птиц: птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц.

Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы.

Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древних рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий.

Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве.

Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной среды. Питание. Место в экосистемах. Запасание корма, миграция, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий.

Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы животноводства.

Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие.

Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функция; обзор главнейших отрядов.

Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны).

Место человека в системе млекопитающих.

 

Желаю успешно сдать экзамены!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.