Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность управления кадрами таможенных органов




Все руководители могут развивать и повышать эффективность своей работы, но в то же время у них есть резерв неиспользованных возможностей. Изучение и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту, необходимых для быстрейшего осуществления ускоренного саморазвития. В первую очередь внимание необходимо сосредоточить на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей.

Концепция ограничений (М. Вудсток и Д. Френсис) представляет управлению способ проверки имеющихся способностей и поиска путей развития личных и деловых качеств.

Способность эффективно управлять означает наличие у руководителя следующих навыков и способностей:

1. Способность управлять собой. Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы постоянно поддерживать производительность своего труда.

2. Разумные личные ценности. От руководителя ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, руководителю будет не хватать твердых оснований для суждений, которые могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность труда, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям.

3. Четкие личные цели. Руководители влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Руководитель, не способный определить цели, часто недооценивает альтернативные варианты и поэтому упускает важные возможности. Подобные управленцы обычно с трудом достигают успеха и не способны оценить успехи других.

4. Упор на постоянный личный рост. Руководитель способен добиться значительных успехов в саморазвитии, но ему не всегда удается преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Руководитель не должен избегать острых ситуаций, позволять скрытым способностям так и остаться неразвитыми, терять природную отзывчивость. Вследствие этого деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще руководитель в целях личной безопасности исключает из своей деятельности разумный риск.

5. Навык решения проблемы. Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Руководитель должен методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышлениям, так и действиям руководителя.

6. Изобретательность и способность к инновациям. Управленец относительно низкой изобретательности редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новый подход в работе. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами.

7. Высокая способность влиять на окружающих. Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто им не подчинен. Однако некоторые управленцы не способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Это происходит с руководителями, которые недостаточно настойчивы, не устанавливают взаимодействие с окружающими и у которых недостаточно развито умение выражать себя и слушать других.

8. Знание современных управленческих подходов. До тех пор пока руководитель серьезно не оценит эффективность того, как он управляет другими, ему не добиться высокой отдачи от подчиненных. Руководителю, не способному изучить собственные управленческие подходы, не хватает умения понятно объяснить их, установить обратные связи, заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выделиться среди других; ему трудно давать поручения.

9. Способность руководить. Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы непродуманная, а взаимоотношения плохие. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается.

10. Умение обучать и развивать подчиненных. Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, руководитель не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются и времени на саморазвитие не хватает.

11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Для того чтобы добиться результатов, большинство руководителей должно объединяться с другими, используя их умения. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи, не создается благоприятный климат и эффективные рабочие механизмы.

Существование сложной системы взаимодействия руководителя и исполнителей исключает одностороннее рассмотрение управленческой деятельности. Изучение психологии управления дают возможность увидеть идеалистический характер связей в системе «человек-человек» на различных уровнях взаимодействия и управления.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Разумное использование человеческого фактора, учет личностных, социально-психологических и психофизических мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Для этого руководителю в первую очередь необходимо знания психологии управления.

Одним из путей повышения эффективности управления является наиболее детальное изучение психологии управления как науки, а также использование этих знаний в практической деятельности руководителей всех уровней.

Если говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, надо отметить, что эффективность управления начинается, с умения осознавать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свои эмоции и еще многого другого.

Американские ученые, говоря об управлении XXI века, отмечают, что «человеческий капитал» является наиболее ценным ресурсом, гораздо более важным, чем природные ресурсы или накопленное богатство.

Овладение этим на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что организация станет более гибкой, способной к нововведениям, преодолению трудностей, которых так много в деятельности таможенной службы.

Общение и служебная этика руководителя таможенных органов

Высокая культура управленческой деятельности руководителя таможенного органа проявляется в его повседневном общении с сотрудниками и посетителями таможни, выражаемом в нормах служебной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя; его доступность; внимательность; умение создавать атмосферу доверия; вежливость и корректность в общении; точность и ответственность в отношении к данному слову. Немаловажное значение имеет подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения.

Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя таможенных органов. Только при этом условии нормы служебной этики смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Психологи доказали, что успеха добиваются не самые умные (с высоким коэффициентом интеллекта), а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя руководители (менеджеры), обладающие искусством общения с другими людьми

Как уже отмечалось, управление таможенными органами - это, в первую очередь, управление людьми и, следовательно, общение. Примерно 3/4 рабочего времени руководителя таможенного органа уходит на общение с выше- и нижестоящими руководителями, а также с сотрудниками и посетителями таможни.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Как правило, общение включено в совместную деятельность людей. Вместе с тем оно реализует особую потребность человека в контакте с другими людьми, становясь при этом (при положительной реализации указанной потребности) источником радости, вдохновения, душевного подъема и приобретая относительную самостоятельность от совместной деятельности.

Чтобы обеспечить благоприятный психологический климат в процессе общения, руководителю таможенного органа следует знать, что каждый человек, независимо от целей, побудивших его к вступлению в контакт, стремится удовлетворить в общении основные значимые потребности:

- в самовыражении и достижении взаимопонимания по предмету взаимодействия;

- в эмоциональной поддержке;

- в признании его как личности.

Для того чтобы учитывать приведенные потребности в общении, руководителю необходимо развивать у себя такое качество как направленность на других людей, под которым понимается умение чувствовать рядом с собой человека, умение понимать его состояние и намерения.

Психологами была установлена связь между успешностью общения руководителя со своими сотрудниками и тем, какова его направленность (альтруистическая или эгоцентрическая) его характера. Оказалось, что больших успехов в общении достигают руководители с альтруистической направленностью характера.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные правила эффективного общения и служебной этики в деятельности руководителя таможенного органа:

- проявляйте интерес к людям, будьте внимательны к ним;

- умейте давать указания своим подчиненным так, чтобы они считали их своими собственными решениями;

- старайтесь запомнить имена и отчества подчиненных и обращайтесь с ними непринужденно;

- развивайте и поддерживайте чувство личного достоинства каждого сотрудника, инициативу и творческий подход к делу;

- умейте приветствовать людей и слушать их.

Таким образом, современная социально-экономическая ситуация предъявляет множество требований как к своему субъекту управления – руководителю, так и к объекту управления – отдельной личности, группе, а также целой организации. Высокая культура руководителя таможенного органа проявляется в процессе его управленческой деятельности и выражается в нормах служебной этики и общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.