Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи управления




Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта.

Известны следующие определения цели управления: [11]

- желаемое (требуемое) состояние или движение объекта или системы управления;

- субъективное представление лица, ответственного за выбор управлений, о тех мотивах, которыми следует руководствоваться при выборе управляющих воздействий;

- такое состояние объекта управления, которое удовлетворяет потребности управляющей системы;

- некоторый требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние.

В управление выделяют общие и специфические цели.

Общие (стратегические) цели определяют концепцию развития организации в целом, направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия).

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.

Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

Формирование целей управления – сложный процесс, зависящий от внешних и внутренних взаимодействий элементов системы управления.

При определении этапов формирования целей необходимо учитывать следующие две закономерности:

- зависимость цели от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды. Цель формируется управляющей системой. Перед окончательным формированием цели необходимо детально изучить возможные пути развития объекта управления, предполагаемые воздействия окружающей среды, различные варианты будущих состояний объекта, их свойства и другие факторы;

- иерархичность цели, т.е. возможность ее деления по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени). Так как цель представляет собой желаемое будущее состояние объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то цель также можно представить в виде совокупности частных целей, характеризующих желаемое состояние объекта управления.

Классификация целей управления представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Классификация целей управления

Критерии классификации Группы целей
   
Период установления Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические
Структурные Маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные
Среда Внутренние, внешние
Приоритетность Особо приоритетные, приоритетные, прочие
Измеримость Количественные, качественные
Повторяемость Постоянные (повторяющиеся), разовые
Иерархия Организации, подразделений
Стадии жизненного цикла Проектирование и создание объекта; рост объекта; зрелость объекта; завершение жизненного цикла объекта.

 

Разнообразие целей и задач управления настолько велико, что без комплексного, системного подходов к определению их состава невозможно обойтись ни одной организации, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве проверенного средства дифференциации целей на практике используют «дерево целей».

Дерево целей позволяет описать упорядоченную иерархию целей и задач, полученную в результате декомпозиции главной цели организации.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми. Процесс претворения целей в жизнь организации представлен на рисунке 4.

Современный рынок вынуждает фирмы участвовать в конкурентной борьбе. Это значит – постоянно заботиться о наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества, освоении новых рынков, активизации покупок и т.д. С этой точки зрения следует говорить о результативности и эффективности деятельности. В первом случае – отслеживать и оценивать полученные результаты в сравнении с запланированными показателями. Во втором случае речь идет о сравнении полученных результатов с затратами. Постоянная работа по обеспечению результативности и эффективности является основной целью менеджмента.

 

 
 

 

 


Рисунок 4 - Процесс претворения целей в жизнь организации

 

Другой важной целью менеджмента является обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Данную цель можно дифференцировать на две составляющие. С одной стороны – управление качеством продукции, работ, услуг. С другой – управление ассортиментом, создание и поиск новых рынков. Основная цель как фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по наиболее важным функциональным направлениям деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры, инновации, менеджмент (таблица 6). [22]

Таблица 6 - Примеры ключевых целей организации

Функциональная подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке
Производство Достичь, высокой производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Научно-исследовательские разработки (инновации) Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж).
Финансы Сохранить и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности
Менеджмент Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.

 

Деятельность менеджеров носит многоцелевой характер. Приходится решать стратегические, текущие и оперативные цели и задачи. При этом характер целей и задач разный: социальный, экономический, организационный, научный и технический. Отдельного внимания требуют непредвиденные ситуации, разработки стабильного алгоритма решения – традиционные проблемы. Классификация целей с учетом специфики организации позволяет конкретизировать механизмы и методы, используемые инструменты и, тем самым, повышать качество управления и эффективность деятельности. [22]

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а должности.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.

Задачами организации являются:

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию высококвалифицированных работников;

- стимулирование работы сотрудников организации, путем создания для них лучших условий труда и установление справедливого уровня заработной платы;

- постоянный контроль эффективности деятельности организации, координация работы всех ее подразделений;

- постоянный поиск и освоение новых рынков;

- выявление конкретных целей развития организации;

- выявление приоритетных целей развития организации, их очередности и своевременности решения;

- разработка стратегии развития организации, т.е. хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка формы мероприятий для решения проблем в разные периоды деятельности;

- определение необходимости ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля выполнения поставленной задачи.

При успешном решении всех перечисленных задач, реализуется конечная цель менеджмента, которая состоит в обеспечении прибыльности, доходности организации, в ее деятельности путем рациональной организации процесса производства, развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 10189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.