Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции управления человеческими ресурсами




Характеристика этапов развития управления человеческими ресурсами в организациях развитых стран мира

Период Основной объект управления Доминирующие потребности персонала Ведущие направления управления ЧР
       
До 1900 г. Технология производ­ства Интересы персонала практически не учиты­вались Поддержание дисцип­лины труда
1900-1910 гг. Безопасность и усло­вия труда персонала Безопасные условия труда и создание пред­посылок для хорошей работы Обеспечение безопас­ных условий труда, организация труда
1910-1920 гг. Эффективность произ­водства Повышение заработ­ков на основе более высокой производи­тельности труда Мотивация и обуче­ние, стимулирование высокой производи­тельности
1920-1930 гг. Индивидуальные осо­бенности работников Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ Разработка психологи­ческих тестов, опросы, учет предложений работников при проек­тировании работ
1930-1940 гг. Профсоюзы, социаль­ное партнерство Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работо­дателями Организация взаимо­действия и сотрудни­чества на производ­стве
1940-1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка Гарантии экономи­ческой и социальной безопасности Организация пенсион­ного обеспечения
1950-1960 гг. Человеческие отно­шения Возможность прояв­ления инициативы, развитие самодисцип­лины Подготовка управлен­ческого персонала с учетом изменения его роли в организации, коллективные формы организации труда
1960-1970 гг. Сотрудничество, развитие и углубление партнерства Расширение участия в обсуждении и при­нятии управленческих решений Отработка процедур совместного участия в управлении, разделе­ние ответственности
1970-1980 гг. Перемена труда Соответствие содержа­ния работы измене­ниям способностей и запросов, устранение монотонности и одно­образия в работе Чередование работ, развитие коллективных форм организации труда
1980-1990 гг. Движение персонала Надежная гарантия занятости в период экономического спада Перераспределение рабочей силы, пере­подготовка, содействие в поисках работы
1990-2005 гг. Кардинальные изме­нения в составе ра­бочей силы, дефицит квалифицированного персонала Расширение возмож­ностей для адаптации к постоянно меня­ющимся условиям и потребностям производства Стратегическое управ­ление и планирование трудовых ресурсов, расширение гарантий занятости, переподго­товка, создание гибких форм мотивации и сти­мулирования, участие в доходах и капитале

 


 

Практический опыт и научные исследования позволили сформулировать важнейшие концепции управления персоналом, которые по-разному анализировали роль человека в организации.

- Использование трудовых ресурсов - с конца XIX в. до 60-х годов XX века. Вместо человека, занятого в про­изводстве, рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в тейло­ризме.

- Управление персоналом. Научной основой этой кон­цепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль - должность, ауправление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

- Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: тру­довой функции, социальных отношений, состояния работ­ника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментарно и в годы перестройки получила назва­ние «активизация человеческого фактора».

- Управление человеком. Всоответствии сэтой концепцией человек - особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».

Анализ концепций, их отражение в практике работы организаций позволяют по-разному систематизировать подходы к управлению персоналом. Например, противопоставляя два взгляда на роль человека в производстве:

· человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) - важный элемент процесса производства и управления;

· человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями - главный субъект управления.

 

Система Человек - Ресурс Человек - Личность
Экономическая Управление трудовыми ре­сурсами (HUMAN LABOUR MANAGEMENT) Управление персоналом (PERSONNEL MANAGEMENT)
Социальная Управление человеческими ресурсами (HUMAN RESOURSE MANAGEMENT) Социальный командный ме­неджмент (SOCIAL MANAGEMENT)

Другой подход - с позиции теории подсистем:

- экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а персонал, исходя из этого, рассматри­вается как трудовой ресурс;

социальные, в которых главенствуют вопросы отношений, социальные группы, духовные ценности, аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.