КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разновидности менеджментаТоп-менеджеров и обычных сотрудников Тенденция увеличения разрыва в денежном вознаграждении
По мнению Питера Друкера, начало практическому применению теории менеджмента было положено отнюдь не в коммерческих, а в общественных и государственных организациях. Первая должность, которая соответствовала термину "менеджер" в его современном понимании, также появилась не в бизнесе. Это был "управляющий городом"— изобретение начала века. И первое осознанное и целенаправленное применение "принципов управления Тейлора" произошло не в коммерческой сфере, а в процессе реорганизации армии США в 1901 году, проведенной Элиу Рутом (1845-1937), министром обороны при Теодоре Рузвельте. Толчком к отождествлению менеджмента вообще с менеджментом бизнеса стала Великая депрессия с ее враждебным отношением к коммерции и презрением к капитанам бизнеса. Чтобы его не путали с менеджментом бизнеса, менеджмент в общественном секторе был переименован в "государственное управление" и объявлен дисциплиной, самостоятельно изучаемой в университетах, с собственными терминологией и карьерной лестницей. Однако в послевоенный период мода изменилась. К 50-м годам менеджмент как в общественном сознании, так и в научном мире стал отождествля ться исключительно с "менеджментом бизнеса". Сегодня,- отмечает Друкер, - вновь появились школы некоммерческого менеджмента, программы подготовки специалистов топ-менеджмента для руководителей как коммерческих, так и некоммерческих организаций, появились отделения "менеджмента церкви" на факультетах богословия. Но представление о том, что менеджмент — это менеджмент бизнеса, по-прежнему существует. «Поэтому, - пишет Друкер, - важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть менеджмент бизнеса — так же, как, скажем, медицина не есть акушерство». Несомненно, управление сетью розничных магазинов отличается от управления католической епархией (хотя не так сильно, как полагают работники магазина и священнослужители), от руководства авиабазой, больницей или компанией, занимающейся разработкой программного обеспечения. Но все-таки различия наблюдаются в основном в терминологии, принятой в разных организациях; другими словами, различия носят скорее прикладной, нежели принципиальный характер. Задачи и проблемы тоже во многом схожи. Вообще говоря, 90% или около того всех проблем организаций одинаковы. Что касается оставшихся 10%, то различий между коммерческими и некоммерческими организациями здесь не больше, чем между разными отраслями бизнеса, например между транснациональным банком и фабрикой детских игрушек. В каждой организации — все равно, коммерческой или некоммерческой — менеджмент только в этих 10% отражает специфику миссии организации, ее особую культуру, историю и терминологию. Сегодня, по мнению П.Друкера, менеджмент не стоит отождествлять только с менеджментом бизнеса. Это чрезвычайно важно по той причине, что сектор роста развитого общества в XXI веке почти наверняка придется отнюдь не на бизнес. В XX веке сектор роста в развитых странах приходится на "некоммерческие" сферы — работу в государственном секторе, здравоохранение, образование. В XXI веке сектором роста в развитых странах будет не "бизнес", т.е. не организованная экономическая деятельность, а — вероятнее всего — некоммерческий общественный сектор. Именно там менеджмент сегодня наиболее востребован; именно там практическое применение менеджмента, построенного на прочных принципах, опирающегося на теорию, может в кратчайший срок дать самые лучшие результаты. Друкер делает вывод о том, что менеджмент — это специфическая и определяющая структура всех и каждой организаций. В соответствии с этой точкой зрения, менеджмент является универсальным институтом управления, использование которого позволяет достичь желаемого уровня координации групповой деятельности и желаемых результатов в организациях любого типа. В соответствии с этими представлениями об универсальном характере менеджмента стала осуществляться его типологизация. Как правило, типы менеджмента выводятся авторами из соответствующих институциализированных форм человеческой деятельности. Наиболее характерной представляется следующая классификация: 1.Правительство. Хотя обычное понятие «менеджмент» и не применяется к деятельности правительства, его деятельность во многих отношениях соответствует общему понятию менеджмента. 2.Государственный менеджмент. Организация любого государственного учреждения и осуществление власти над служащими в учреждении. 3.Военный менеджмент. Особый вид государственного менеджмента. Организация и командование вооруженными силами. 4.Менеджмент ассоциаций или клубный менеджмент. Так же, как и в государственных учреждениях, здесь необходимы организация и руководство деятельностью группы служащих. 5.Бизнес-менеджмент. Особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного. 6.Менеджмент в сфере государственной собственности — особый вид бизнес-менеджмента. В отличие от функций обычного частного делового предприятия здесь на характер менеджмента влияют государственные и социальные задачи и условия (Peterson, Plowmen, 1959. P. 35). Базовым свойством, заложенным в предлагаемой систематизации, выступает профессионализированная деятельность в области управления.
В последние годы активно используется и понятие «социальный менеджмент», хотя толкования этого понятия достаточно разноообразны. Основные интерпретации можно свети в четыре группы: v Социальный менеджмент у некоторых авторов - это особо гуманный способ управления людьми. Такого рода толкования исходят из взглядов на менеджмент представителей школы человеческих отношений. v Второй вид представлений о социальном менеджменте связан с управлением бизнес-проектами в сфере услуг для достаточно широкого круга потребителей, социально значимых для сообщества: в области охраны общественного здоровья, охраны среды, образования (управление лечебным центром, культурным центром, музеем, спортивным клубом). Такой тип управления, хотя и основывается на стремлении к самоокупаемости и даже максимизации прибыли, имеет дело с особой задачей предоставления социальных услуг и должен учитывать приоритеты и принципы социальной политики и социального обслуживания. v Третий тип представлений о социальном менеджменте как об управлении в некоммерческом и общественном секторе. Спектр деятельности в рамках такого типа управления достаточно широк: от государственных или муниципальных образовательных учреждений, больниц и поликлиник, т.е. проектов, рассчитанных на широкого потребителя, до негосударственных учреждений, общественных организаций, специализирующихся на оказании социальных услуг особым группам потребителей. v Четвертый вариант: говорят о социальном менеджменте и в тех случаях, когда речь заходит об управлении непроизводственными активами, отделами социального развития и социальными программами коммерческого предприятия - корпоративным отдыхом, здравоохранением (заводские турбазы, поликлиники, учебные центры). Подходы к управлению здесь ничем не отличаются от других видов управления, однако оценка результатов и эффективности происходит особым образом. Здесь размах, наполняемость и способы реализации социальных проектов и программ напрямую зависят от размеров прибыли, с одной стороны, и от идеологии руководства предприятием, с другой.
Развитие социального менеджмента в таком представлении связывается с возникновением концепции социального государства и с идеями рационализации ресурсов и управления в социальной сфере. Более подробно с особенностями социального менеджмента можно познакомиться по материалам учебных пособий, изданных в последние годы:
Таковы наиболее общие представления о менеджменте как социальном институте индустриального общества. При переходе к постиндустриальной фазе развития общества парадигмы менеджмента существенно меняются.
Вопрос об изменениях парадигм менеджмента детально исследованы в трудах Питера Друкера, в частности в книге: П.Друкер. Управление в обществе будущего. - М.: 2007. С тех самых пор, как в 1870-е годы возникла корпорация, следующие пять основных пунктов считались аксиомой. 1. Корпорация — это "хозяин", а работник — это "слуга".
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |