Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение экспертиз деятельности органов власти




Экспертиза (expertise, от латинского expertus - опытный) - это в широком смысле специальное компетентное, профессиональное исследование точно сформулированного вопроса, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения, обычно, в письменном виде. Экспертизы проводят эксперты, т.е. специалисты, которые в период обучения и своей практической деятельности научились эффективно решать задачи, относящиеся к той или иной конкретной предметной области.

Экспертные заключения могут формироваться не только на основе суждений, но и с помощью применения количественных методов оценивания параметров процессов или явлений. В таких экспертных заключениях используются экспертные оценки (expert estimates), т.е. основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Эти экспертные оценки, выставляемые экспертом, могут на основе его опыта и знаний определять качественные или количественные параметры процесса или явления без проведения эксперимента или статистической обработки данных. Такие экспертные оценки выставляются обычно в специально разработанных для этого экспертных анкетах. Этот метод анкетирования экспертов можно рекомендовать использовать при необходимости получения числовых характеристик процесса или явления, но невозможности проведения объективного их исследования.

Любая экспертиза проводится по заказу. Как правило, такими заказчиками экспертиз бывают органы государственного или муниципального управления, либо представители бизнеса. В результате большинство экспертиз проводится в их интересах. В социальной сфере проводятся так называемые гражданские экспертизы, под которыми правильнее всего понимать профессиональные экспертизы, проводимые по заказу тех или иных социальных групп. В этом случае появляется возможность столь же эффективного лоббирования во власти приоритетов и интересов крупных социальных групп, как в настоящий период лоббируются интересы системы государственного и муниципального управления, а также бизнеса.

Каждый из этих методов имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому чаще всего, наиболее значимые результаты даёт мониторинг, проводимый с помощью нескольких методов.

В конкретных мониторингах возможно применение и других методов наблюдения. Но именно перечисленные выше являются общепринятыми и способными обеспечить выполнение требований репрезентативности, надёжности и валидности мониторинга.

Существуют общепринятые требования к проведению мониторинга, которые необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить доверие в обществе и в системе государственного управления к результатам этого мониторинга и тем самым обеспечить достижение его целей. Организаторы мониторинга могут вводить и дополнительные требования к проводимому ими мониторингу. Обычно такие дополнительные требования выдвигаются так же с целью повышения доверия к результатам проведённого мониторинга.

Общепринятыми и практически обязательными требованиями к любому мониторингу для признания его результатов достаточно объективными и заслуживающими доверия являются следующие:

- Репрезентативность или представительность мониторинга. Она достигается таким выбором объектов мониторинга, который позволяет обеспечить получение данных обо всех значимых для его организаторов вариантов деятельности органов власти. Обычно невозможно проводить мониторинг всех органов власти, деятельность которых интересует его организаторов. Но их отбор органов власти для мониторинга должен быть таким, чтобы выводы проведённого мониторинга можно было распространить практически на все такие органы власти. В этом случае мониторинг можно назвать репрезентативным.

- Надёжность мониторинга. Надёжность понимается как устойчивость результатов мониторинга, возможность получения тех же самых или очень близких результатов при повторении мониторинга. В надёжность включается и возможность проверки результатов мониторинга другими организациями и получение ими тех же самых или очень близких результатов в ходе аналогичных мониторингов.

- Валидность мониторинга. Валидность понимается как обоснованность методик и результатов мониторинга, правильность и точность как собранной информации, так и его выводов. Валидность включает также возможность распространения выявленных по результатам мониторинга закономерностей на объекты, не входившие в состав объектов мониторинга. Валидность - это характеристика качества методик, данных и результатов мониторинга.

Мониторинг опирается на теорию управления, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и т.п. Это позволяет:

- посредством сравнения выявлять происходящие в объектах наблюдения изменения;

- на основе корреляций между переменными устанавливать механизмы происходящих в объектах наблюдения процессов и явлений;

- посредством статистических заключений обогащать знания, повышая тем самым достоверность представлений об исследуемом объекте.

Цели проведения мониторинга органов власти определяются теми организациями или индивидами, которые их проводят.

Основными целями мониторинга деятельности органов власти для государственных организаций обычно являются следующие:

• Оценка состояния системы управления теми процессами и явлениями, которые находятся в компетенции соответствующих органов власти.

• Оценка расходования бюджетных финансовых средств и других материальных ресурсов соответствующими органами власти.

• Оценка компетентности руководства соответствующих органов власти, их соответствия занимаемым должностям.

• Контроль выполнения планов или программ соответствующими органами власти с целью обеспечения исполнения решений, принятых вышестоящими органами власти, прав и свобод граждан, соблюдения законности и т.п. В некоторых случаях такой контроль проводится и с целью возможной корректировки исполнения планов и программ.

Предупреждение и устранение негативных последствий деятельности соответствующих органов власти.

• Разработка на основании результатов проведённого мониторинга рекомендаций законодательного и иного характера, направленных на улучшение деятельности соответствующих органов власти, государственного или муниципального управления.

Для органов государственного и муниципального управления мониторинг является средством обратной связи нижестоящих органов с вышестоящими,

Полученные с помощью мониторинга данные активно используются в различных областях теории и практики. Мониторинг в настоящее время может быть представлен как: специфическая технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования организации; фактор снижения риска при разработке стратегии.

В сфере государственного и муниципального управления мониторинг все более широко используется для комплексной сравнительной оценки социально-экономического развития территориальных структур Российской Федерации. Мониторинг способствует выработке долгосрочной стратегии, налаживанию взаимодействия федерального Центра и территориальных органов власти и управления, укреплению экономического пространства страны и строительства федеративного государства.

Наиболее важными работами, проводимыми в ходе мониторинга органов власти, обычно являются следующие:

• Определение целей и задач мониторинга.

• Определение состава информации, которая может и должна быть получена в результате мониторинга для достижения поставленных целей.

• Создание или актуализация имеющейся сети мониторинга.

• Составление плана и программы работ сети мониторинга.

• Разработка инструкций по сбору данных сетью мониторинга и доведение её до членов сети.

• Организация сбора данных сетью мониторинга.

• Организация обработки данных, собранных сетью мониторинга.

• Анализ и интерпретация данных, собранных сетью мониторинга.

• Написание отчета о результатах мониторинга.

• Презентация и публикация отчёта в виде доклада и кратких его изложений в средствах массовой информации и сети Интернет.

Определение целей и задач мониторинга является обязательным, иначе сбор данных будет несистематичным, и результаты мониторинга не будут ни репрезентативными, ни валидными, ни надёжными.

Основные задачи мониторинга, осуществляемого в рамках государственного и муниципального управления, заключаются в следующем:

· получении объективной информации о социально-экономических и общественно-политических процессах в стране, регионах, городах и районах;

· анализе и всесторонней оценке угрозы общественному развитию в настоящем и в будущем, доведении полученных результатов до сведения органов государственной и местной власти и населения;

· обосновании мер по ускорению позитивных изменений;

· разработке мер, гарантирующих безопасность систем жизнеобеспечения населения;

· сборе данных, фактов, информации об объекте мониторинга.

· анализе и интерпретации собранных данных, фактов, информации об объекте мониторинга.

· В ходе анализа и интерпретации собранных данных, фактов, информации об объекте мониторинга обычно проводятся следующие работы:

· Выявление важнейших факторов, определяющих состояние и возможности развития объекта мониторинга.

· Интерпретация тенденций развития объекта мониторинга одних как позитивные других как негативные.

· Прогнозирование развития объекта мониторинга.

· Подготовка рекомендаций по содействию развитию позитивных и противодействию развитию негативных тенденций объекта мониторинга.

Основными принципами мониторинга в государственном и муниципальном управлении являются:

- комплексность, обеспечивающая наблюдение за всеми основными социально-экономическими и общественно-политическими процессами, и учет дифференциации важнейших параметров развития регионов, городов и районов;

- системность оценки результатов, заключающейся в иерархической взаимосвязанности частных и обобщающих показателей развития регионов и страны;

- однородность систематически исследуемых объектов;

- адаптивность системы мониторинговых индикаторов к существующей в России статистической отчетности;

- стандартизация оценок мониторинга.

Объекты и предметы мониторинга в государственном и муниципальном управлении определяются функциями, целями и задачами органов власти и управления, а также состоянием правовой и организационной базы его проведения.

Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, динамики развития регионов страны. Объектами мониторинга в регионах являются демографические процессы, состояние воздушного и водного бассейнов, качество питьевой воды, различные загрязнения. Предметом экономического мониторинга регионов является экономическая динамика в целом, криминализация экономических структур, изменения рынка труда, движение финансовых потоков и др.

Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден в 1996 году. По данным мониторинга можно судить о качественных изменениях в регионе: структуры собственности, развития конкурентной среды, динамики предпринимательства и т.д. О процессах в социальной сфере можно судить по динамике экономической активности населения, соотношению минимальной и средней заработной платы и т.д. Объектами специального мониторинга становятся процессы формирования нового качества управления.

Таким образом, мониторинг является универсальным методом управления, значение которого возрастает в связи с усиливающейся много вариантностью внешней и внутренней среды, усложнением причинно-следственных связей и отношений, опасностью возникновения и нарастания негативных процессов в системах жизнеобеспечения и социально-экономических комплексах.

Становление нового качества мониторинга связано с осуществлением следующих действий:

- переориентацией его на поиски путей радикального повышения эффективности, разработку технологий предупреждения о развитии нежелательных тенденций и особо — об опасности наступления необратимых разрушительных процессов;

- принятием в качестве мониторинговых явлений, критериев и показателей для систематического отслеживания, которые наиболее достоверно характеризуют признаки нового качества развития экономики и системы управления;

- разделением мониторинга кризисных процессов, мониторинга функционирования и мониторинга развития экономики и социальной сферы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.