Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Д. Ушинский - основоположник теории развития личности




Тема 4. Общая теория развития личности

Общая характеристика общественно-педагогического движения в XX в.

Первая треть XX века — время интенсивных новаторских поисков, в которое сложились три основные образовательные парадигмы: реформаторское крыло "школы учебы" (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, Н. В. Чехов), "трудовая школа" (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий) и "свободное воспитание" (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов). Наиболее влиятельным и результативным среди теоретиков и практиков было направление, занимавшееся разработкой проблем педагогической антропологии. Видные ученые этого направления - М. И. Демков, А. Ф. Лазур-ский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев и другие - продолжали развивать идеи Н. И. Пирогова и К. Д. Ущинского.

В 20-е гг. развернулось небывалое по своим масштабам педагогическое творчество учителей-новаторов, руководителей и воспитателей опытно-показательных учреждений. Среди них - Первая опытная станция С. Т. Шацкого, Литвиновичская школа-коммуна П. Н. Лепешинского, колония им. Горького и коммуна им. Дзержинского А. С. Макаренко, школа им. Достоевского В. Н. Сорока-Российского, Школа жизни Н. И. Поповой и другие.

Серия партийно-правительственных постановлений 1931-1937 гг. способствовала утверждению "школы учебы". Был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась по сути изолированной от внешней среды.

Новые явления в педагогической теории и практике стали возникать в период "хрущевской оттепели" второй половины 50-хначале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность казанских, липецких, ростовских учителей, коммунарское движение. К числу педагогов-новаторов, обогативших образовательно-воспитательную практику следует отнести В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Э. Г. Кос-тяшкина, К. Н. Волкова, С. А. Гуревича, Г. И. Горской, позднее И. П. Волкова, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузика и других.

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность.

Именно поэтому теория развития личности является важнейшим разделом педагогической науки, ее органической составной частью.

Основы этой теории заложил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах, среди которых особо отметим "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", "Труд в его психическом и воспитательном значении", "Родное слово".

Создавая книгу "Человек как предмет воспитания" К. Д. Ушинский исходил из принципа агнтропологизации педагогического знания. Автор включил в нее мысли выдающихся представителей науки о становлении и развитии детей, обобщил добытые другими учеными знания, иногда полемизируя с ними и делая новые выводы. Были завершены и изданы два тома "Педагогической антропологии", третий том остался незаконченным.

До К. Д. Ушинского в понятие "антропология" вкладывался философский смысл (Л. Фейербах, Н. Г. Чернышевский). Большое влияние на Ушинского оказали взгляды Ч. Дарвина и И. М. Сеченова. В то же время не трудно видеть, что автор "Педагогической антропологии" ограничен уровнем современного ему психологического знания. Он отмечал: "Психология так долго находилась в зависимости от философии, что нельзя ожидать, чтобы взгляд на нее как на науку, не имеющую ничего общего с философскими умозаключениями, как на науку наблюдения и опыта установился скоро... ". (СНОСКА: Ушинский К. Д. Собр. соч. - Т. 9. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - С. 14.) Это написано тогда, когда еще не было экспериментальной психологии В. Вундта, теории 3. Фрейда, удивительных открытий И. П. Павлова. Поэтому ряд положений К. Д. Ушинский излагает в виде догадок и предположений.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского необходимо согласованное изучение человека многими науками. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является, по мнению Ушинского, своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной терапии и не знать физиологии, химии, биологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагаемые в учебниках педагогики. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии, которая открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и саморазвития).

В первом томе Ушинский рассматривает основные формы поведения и деятельности личности, а также сознания и мышления. Характерно, что для него эти формы не "затвердевшие" акты жизнедеятельности, а этапы становления личности. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предмета специального анализа и задачи развития личности. Большую часть второго тома К. Д. Ушинский посвятил чувствованию как особой функции развития личности. Причем, как и в других случаях, он рассматривает разные теории в философии и психологии, подвергая их критическому разбору и всегда основываясь на точных научных фактах.

В третьем томе К. Д. Ушинский собирался рассмотреть как овладевает ребенок языком своего народа и какова связь речи и мышления. Он не успел проделать эту работу до конца, но оставил статью "Родное слово", где обосновал воспитательное значение языка в процессе развития личности. Язык для великого педагога - могучее средство передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" Ушинский обстоятельно анализирует воспитательное значение труда и делает вывод: только личный "дельный труд" является естественным способом воспитания личности, а заодно и условием человеческого счастья и наслаждения. Само учение должно быть поставлено как труд познания, и Ушинский формулирует свое педагогическое кредо: "... Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться". (СНОСКА: Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. -С. 142.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.