Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития коллектива




Педагогу-воспитателю, классному руководителю важно знать научно-теоретические и методические основы организации деятельности детского воспитательного коллектива, уровни его развития на пути становления субъектом педагогического процесса. Задача воспитателя-понять психолого-педагогические основы происходящих в коллективе и в каждом из его воспитанников изменений. В качестве непосредственных стимулов, побудителей участия в практической деятельности и налаживания взаимоотношений на 1-м этапе выступают частные цели привлекающих дел - близкие и средние перспективы (праздник, поход). Педагогом на этом уровне создается атмосфера ожидания детьми "завтрашней радости". Эта перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной "разведки" интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на их самостоятельные действия, на инициативу. В результате появляется план конкретных дел.

На I этапе важным моментом также является выбор актива. Функция педагога здесь организаторская. В качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, выступает единоличное требование педагога к учащимся. В процессе содержательной деятельности появляются первые признаки сплоченности. Характерным является возникновение противоречий между интересами коллектива и отдельной личности. Необходимость укрепления в детях коллективистского интереса, сплоченности, налаживания делового взаимодействия, педагогически оправдывает возникновение конфликтов, требует тактичного их разрешения.

II этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем членам коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, окрыленность успехами, ростом, самосовершенствованием. Опорой педагога становится актив. Педагог конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому;

из 134

функция его коммуникативная - организация и налаживание отношений внутри коллектива. В связи с этим педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него к воспитанникам.

Для III этапа свойственно становление устойчивых гуманистических отношений в результате участия учащихся в делах, имеющих высокий нравственный смысл (дела для пользы людей, готовность к активной созидающей деятельности), что, несомненно, обогащает содержание коллективистских отношений. Изменяются мотивы деятельности (ради идеи выполняется трудная малоинтересная, но нужная работа, преодолеваются трудности). Активизируется самовоспитание, предъявление к себе высоких требований. Это этап сложившегося самоуправления.

Таким образом, на первой стадии детский коллектив выступает преимущественно как цель и объект воспитательных воздействий взрослых. Свои функции инструмента воспитания он реализует главным образом лишь по отношению к отдельным детям.

На второй стадии, он используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обусловливающего формирование направленности личности как ее интегративной черты.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности ребенка.

Следует отметить, что в реальной жизни этапы развития коллектива и характер его воспитательных функций на разных этапах нередко переплетаются. Современные исследователи углубляют рассмотрение проблем межличностных взаимоотношений школьника и педагога на каждой стадии развития коллектива (А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский).

Начало формы

из 134




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.