Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В – 41 В.А. Сухомлинский – мастер педагогического труда




Выдающийся украинский ученый и учитель В. А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в с. Васильевке Онуфриевского района Кировоградщине (Херсонская губерния) в крестьянской семье.

Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурной человеком, владел 8 иностранными языками. Его научно - педагогическое наследие содержит более 40 книг, около 500 статей, 120 сказок для детей. (См.: Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. - М., 1976 -1977, "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека", "Рождение гражданина", "Павлышская школа "," Разговор с молодым директором школы "," Родина в сердце "," Родительская педагогика "и другие).

. Новаторские идеи педагога Сухомлинского:

- любовь к детям, вера в творческие силы ребенка. ("Каждый ребенок должен быть счастливым")

- воспитание через разум, сердце, руки ребенка. "Школа радости" (1951-1952 РP.)

- мудрость педагогической и родительской любви, власти коллектива

- всестороннее развитие личности каждого ребенка

- теория воспитания настоящего человека

- система обучения грамоте через образно чувственное восприятие детьми 6 лет эксплуатации: эмоции - чувства - восприятие - воображение - образы окружающего мира - образно -эмоциональное мышление - логическое мышление - запоминание - применение разнообразной деятельности (рисование, чтение, размышление, наблюдение, творчество, труд)

- система подготовки к семейной жизни

- традиции, праздники, культы в воспитании

- система требований и советов педагогам ("Сто советов учителю",...) [Т. 2. 418-654].

В работах "Духовный мир школьника", "Рождение гражданина", "Как воспитать настоящего человека" Сухомлинский создал идеал настоящего человека, которому присущи такие черты характера: преданность родной земле, родному народу, долг перед ним, любовь к родному языку, уважение к старшим, любовь к матери и отца, бережное отношение к природе, доброта, трудолюбие.. В этих произведениях раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации. Подаются они в виде правил, законов как 14 законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять негодных вещей", которые составляют азбуку нравственной культуры. В работах раскрывается содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родине и гражданства, отношение к людям и долга перед ними, отношение к родителям, родным, близким, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения. На основании многолетней практической работы в школе автор впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, щедрости, милосердия. Идеал настоящего человека определяется Сухомлинским на основе общечеловеческих ценностей и народной педагогики, объединяет лучшие черты менталитета украинского народа.

Василий Александрович Сухомлинский учил педагогов создавать организованную систему воздействий на воспитанников, которая способствует всестороннему развитию ребенка, построенная на принципах гуманизма. Он подчеркивал, что "педагогический эффект каждого воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия" [58,243]. Методика гуманистического воспитания у Василия Сухомлинского представляет собой систему органично соединенных различных способов, методов, приемов воздействия на воспитанников, реализовались средствами искусного общения учителя с учениками. В Павлышской средней школе, которую еще при жизни педагога (1948-1970 гг) называли школой-лабораторией педагогической мысли и практики воспитания, постепенно создавалась и отшлифовывалась стройная методика гуманистического воспитания, содержит следующие главные методы:

Воспитание словом: разъяснение учителем нравственных понятий, ценностей, норм, правил гуманного поведения; этические беседы; словесное выявление доверия и недоверия; внушения; убеждение, размышления, создание сказочных образов гуманного поведения и взаимоотношений и т.п..

Воспитание примером: отношение к людям, окружающему миру, природе, Украина, человечества.

? Система методов организации деятельности и формирования опыта гуманного поведения детей: вправление (добрые дела), организация специальных педагогических ситуаций; поручения; побуждение к творчески полезной деятельности, создание ситуации успеха и т.д..

? Стимулирование и оценки поступков, поведения, деятельности: похвала, поощрение, принуждение, осуждение, недоверие, надзор, запрет, ограничение, моральная поддержка и другие.

? Самовоспитание, саморазвитие учащихся как вершина, цель воспитания.

Одну из мудрых педагогических статей Сухомлинский назвал "Не бойтесь быть ласковыми". В ней он с болью отмечал, что очень часто в семье и школе звучит невольное, безразлично, время - грубое слово, ранит душу ребенка, делает его равнодушным к любому проявлению человечности. Повышенный тон голоса в общении с детьми создает нервное напряжение, истощает нервы. Дети могут привыкнуть к этому. Тогда у ребенка притупляются чувства, исчезает сердечная чувствительность, а сам педагог навсегда теряет те важнейшие нюансы, тона, полутона эмоциональной чувственности, которые и делают человека Человеком.

Сухомлинский был разработан гуманистические принципы педагогики:

1.Пизнання многогранности ребенка.

2.Виры в ее неповторимость и талантливость.

3.Визнання природного оптимизма ребенка.

4.Обережного обращения к ее души и разума.

5.Защита богатства человеческой природы в детской душе.

6.Виховання у учащихся самоуважения.

7.Утвердження красоты в природе и в человеке.

Для современного педагога имеют большую ценность методические советы великого педагога относительно путей воспитания гуманистической культуры детей, подростков, направлений практической эстетической работы с учащимися, формирование духовного мира человека. Идеалом учителя современной школы должен быть тот образец воспитателя, каким был сам В. Сухомлинский и которого он видел в своих мечтах. Главными чертами такого воспитателя - гуманиста являются:

1.Мудри любовь и власть педагога над разумом и душой ребенка.

2.Багатство мысли, высокая общая культура.

3.Спильни с ребенком взгляды на жизнь, человека как высшую ценность.

4.Здатнисть исцеления душевных ран ребенка.

5.Нижне, ласковое отношение к ребенку.

"Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, то, что никогда не прекращается, проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду "[10,243].

6. Первый совет из "Сто советов учителю" Сухомлинского касается понимания проблемы "Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется?"

Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурным человеком, владел 8 иностранных языках. Его научно - педагогическое наследие содержит более 40 книг, около 500 статей, 120 сказок для детей.

 

В – 42 Педагогическая профессия и ее роль в обществе. Педагогические специальности.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколе ние, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы-гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

Что заставляет современного учителя сохранять привязанность к своей профессии? Американский психолог Р.Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя являются разнообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и др.

Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями.

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи - адаптивную и гуманистическую ("человекообразующую"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А.Дистервег).

В структуре педагогического процесса воспитание занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать или закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее. Вместе с тем успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т. е. не только от преподавания, но и от воспитательной работы.

Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации.

Профессиональная характеристика педагога. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

- потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

- понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

- умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

- знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

 

 

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.). Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

 

 

В – 43 Понятие педагогического общения. Стили педагогического общения.

 

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

 

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.

 

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева).

 

Стадии педагогического общения:

 

1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);

2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

3) управление общением в педагогическом процессе;

4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

 

Выделяют также три функции педагогического общения.

 

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

 

Стили педагогического общения

1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.

2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.

3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.

 

Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.