Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства специального образования




Формы организации обучения

Можно выделить основные формы обучения:

1. Индивидуальная.

2. Фронтальная.

3. Подгрупповая.

4. Консультативная.

1. В специальной дошкольной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в том случае, если в связи со своеобразием структуры дефекта ребёнок не может обучаться в группе. Чаще всего индивидуальная работа организуется с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжёлые формы интеллектуального недоразвития. В соответствии со спецификой психического развития организуются индивидуальные психологические, логопедические и коррекционные занятия. Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20—30 минут.

2. Подгрупповые формы организации обучения в специальном образовании используются в качестве дополнительных к индивидуальным, для достижения положительного коррекционно-педагогического эффекта в работе по эмоциональному и коммуникативному развитию.

3. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения для восполнения пробелов или коррекции дифференциальных микрогрупп.

4. Консультативные занятия предназначены для родителей и педагогов, позволяющие обучить проведению индивидуальных программ в домашних условиях.

Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных, изобразительных и вербальных средств воспитания.

Музыкальные средства оказывают положительное влияние на совершенствование речевой деятельности, развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия.

Изобразительные средства помогают в коррекции нарушений эмоционального развития, зрительно-моторной координации, реализуют нравственно-эстетический потенциал, приобщают детей к творческой деятельности.

Трудовая деятельность формирует позитивное отношение к труду, развивает психические процессы, корригирует моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, обогащает словарный запас.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать коммуникативные навыки, преодолевать личностные комплексы, сопутствующие психическому недоразвитию, формирует духовные потребности в процессе нравственного воспитания.

Театрализованно-игровая деятельность. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, формирует представления о нравственности, позволяет развивать психические процессы (воображение, речь, логическую память).

2.5. Роль раннего и дошкольного возраста
в развитии детей с проблемами

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной специальной дошкольной педагогики, в России и за рубежом. В настоящее время разработаны программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «ТАНДЕМ» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия). В России также имеется ряд методических разработок ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, Н.Ю. Боряковой и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

В России система ранней диагностики и коррекции недостатков применяется к детям с выраженными клиническими нарушениями, а за рубежом имеется позитивный опыт применения различных программ ранней диагностики к детям с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Исследования зарубежных и отечественных ученых показали, что своевременная коррекционная помощь ребенку позволяет достичь оптимального возрастного уровня и определяет меру интеграции детей в обществе. Программы ранней помощи планируют коррекционно-педагогическую деятельность по следующим направлениям: оценка зоны актуального развития ребёнка; психологическое консультирование, специальная система образования, организация развивающей среды для детей раннего детства; сенсомоторное развитие младенца.

Успешность реализации программ ранней помощи определяется по следующим критериям:

– время проведения ранней диагностики — эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;

– интенсивность коррекционной помощи;

– создание развивающей среды;

– воздействие на все сферы психики ребёнка;

– учет индивидуальных особенностей детей;

– организация позитивной социальной поддержки.

Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Именно дошкольный возраст —наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращение появления вторичных нарушений. Дошкольный возраст — это период становления личности. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

2.6. Система специальных учреждений
для детей с ограниченными возможностями

В России существует дифференцированная система специальных учреждений, включающая все возрастные этапы развития ребёнка.

Положения о специальных учреждениях:

Специальные учебно-воспитательные учреждения входят в систему народного образования.

Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений осуществляется в соответствии с конституцией.

Решение как общих педагогических задач, так и коррекционных.

В стране восемь основных типов аномалий с десятью типами обучения (глухие, слепые, слабослышащие и позднооглохшие, слабовидящие, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, умственно отсталые, с задержкой психического развития);

Отбор в специальные учебно-воспитательные учреждения осуществ-ляет ПМПК.

Специальные учебно-воспитательные учреждения организуются на принципах общей системы народного образования: государственный характер; общедоступность и обязательность обучения, принцип дифференцированности; принцип учёта возрастных особенностей.

Система специальных учреждений

Система образования: детские сады для умственно отсталых, глухих и слепых; начальные школы для ЗПР, неполные средние школы для глухих и слепых, средние школы для слабослышащих и позднооглохших, слабовидящих, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, вспомогательные школы, специальные классы при массовых школах; обучение на дому.

Система социального обеспечения: детские дома для глубоко умственно отсталых, слепоглухонемых; детские приюты и т.д.

Система здравоохранения: школы санатории для детей с нарушениями в развитии, клиники для детей с ТНР, логопедические кабинеты, дошкольные отделения при психоневрологических больницах. Существуют закрытые и открытые виды учреждений.

Система специальных учебно-воспитательных учреждений

Этапы Типы специальных учебно-воспитательных учреждений
Дошкольные учреждения Ясли, детские сады, группы здоровья, дошкольные отделения при специальных школах, детский сад-начальная школа.
Школьные учреждения Школы для глухих, слепых, слабослышащих и позднооглохших, слабовидящих, с двигательными нарушениями, с нарушениями речи, с задержкой психического развития, вспомогательные школы, специальные классы при массовых школах (коррекционные, компенсационные, коррекционно-развивающие, выравнивания, адапации, поддержки).
Среднее специальное образование, профессиональное, высшее образование Училища, школы с производственным обучением, музыкальные и художественные школы, вечерняя и заочная форма обучения (без нарушений интеллекта).

 

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

В нашей стране выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть специальных дошкольных учреждений: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома; коррекционные дошкольные группы при яслях, детских садах и детских домах.

Комплектование учреждений происходит в зависимости от первичного дефекта. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

– с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

– с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием);

– с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

– с нарушениями интеллекта (умственно отсталых, ЗПР);

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Коррекционные группы отличаются меньшей наполняемостью групп (до 15 детей), наличием квалифицированных специалистов, организацией специальных занятий: развитие слухового и зрительного восприятия, логопедические занятия, лечебная физкультура, логоритмика и др.

Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы.

Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям с ограниченными возможностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. Можно выделить три интеграционные модели, апробированные за рубежом.

Специальный кабинет. Программа предусматривает каждодневную помощь ребёнку с ограниченными возможностями при затруднениях, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Путешествующий педагог. Специальный педагог посещает ряд учебных учреждений и восполняет проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания.

Консультант. Организуется консультационный пункт, где оказывается помощь вне учебного учреждения.

Для осуществления интеграции в России необходимо подготовить общество, улучшить материальную базу образовательных учреждений, повысить подготовку специалистов, реализовывать программы ранней помощи детям с ограниченными возможностями.

Для осуществления интеграции дошкольные учреждения должны иметь специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным видится применение частичной интеграции в коррекционные группы на базе массовых ДОУ по отношению к детям с нерезко выраженными нарушениями в развитии.

С целью ранней диагностики и своевременного коррекционного воздействия открываются центры диагностики и консультирования; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; дифференцированного обучения. Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет. Центры оказывают раннюю помощь детям с педагогической запущенностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, девиантным поведением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.