Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль качества продукции, его роль в профилактике брака




Контроль, учет и анализ процессов управления качеством

 

Контроль качества – это одна из основных функций в процессе управления качеством. Он позволяет установить соответствие продукции заданным требованиям или выявить допущенные отступления, чтобы исправить их перед поставкой продукции заказчику.

В стандарте ИСО 8402 контроль качества – это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для того, чтобы определить, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Для осуществления контроля качества реализуется три функции:

¨ статистический анализ — для выявления причин и факторов, воздействующих на показатели качества;

¨ наблюдение за ходом технологического процесса (статистическое регулирование) с целью предупреждения появления брака;

¨ статистический приёмочный контроль.

В рыночных условиях хозяйствования существенно возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении про­филактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.

Необходимость первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе.

Существует несколько видов контроля, представленных на рис. 5.4.

Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее бла­гоприятные условия для следующего:

· разработки оптимальных планов контроля, основанных на резуль­татах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности обору­дования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологи­ческих процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, ока­зывающих непосредственное влияние на качество продукции;

· предупреждения брака и обеспечения активного профилактичес­кого воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, пара­метров действующих технологических процессов и др.;

· своевременного проведения в необходимом объеме всех предус­мотренных контрольных операций;

· целенаправленного оперативного изменения условий функцио­нирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям из­делий ненадлежащего качества.

 

Рис. 5.4. Классификация видов контроля качества продукции

Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первич­ным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля на предприятиях. На рис.5.5. показан типовой состав структурных подразделений отдела технического контроля (ОТК) крупного предприятия.

Операции контроля качества – неотъемлемая составная часть технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потре­бителям. Без проведения работниками контрольной службы предпри­ятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства изделий или по завершении отдельных этапов их обра­ботки последние не могут считаться полностью изготовленными, потому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятель­ство определяет особую роль служб технического контроля.

Службы технического контроля функционируют в настоящее вре­мя практически на всех промышленных предприятиях. Именно отде­лы и управления контроля качества обладают наиболее существенны­ми материально-техническими предпосылками (испытательным оборудова­нием, контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и т. п.) для проведения квалифицированной и всесто­ронней оценки качества изделий. Тем не менее, достоверность резуль­татов контроля качества, осу­ществляемого персоналом этих служб, нередко вызывает обоснованные сомнения.

На некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной про­дукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличе­нием рекламаций на выпускаемую продукцию. На многих предприя­тиях наблюдается превышение суммы убытков от претензий и рекла­маций на продукцию низкого качества над величиной потерь от брака в производстве.

Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями продук­ции свидетельствует о неудовлетворительной работе служб технического контро­ля предприятий и, в частности, об отсутствии необходи­мой заинтересован­ности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживаемых участках производства.

В структуре служб контроля качества продукции многих предпри­ятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информаци­онные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются та­кие проблемы и недостатки, как:

1. низкая пропускная способность контрольных служб и недоста­точная численность персонала, приводящие к нарушению ритмично­сти производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;

 

Рис. 5.5. Структурные подразделения ОТК

 

2. недостоверность результатов контроля;

3. низкая требовательность и субъективизм в оценке качества про­дукции;

4. слабая техническая вооруженность и недостатки метрологичес­кого обеспечения;

5. несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;

6. относительно низкая заработная плата работников служб конт­роля качества продукции предприятий;

7. недостатки в системах премирования персонала контрольных служб, приводящие к не заинтересованности в полном и своевремен­ном выявлении брака;

8. несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий образовательный уровень работников ОТК предприятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разносто­роннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Во-первых, технический контроль, направленный на предупрежде­ние разбалансированности производственных процессов и возникновение отклоне­ний от требований, установленных к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минималь­ными затратами ресурсов, что, несомненно, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий ра­ботниками ОТК препятствует проникновению брака за ворота пред­приятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недобро­качественных изделий, поставляемых потребителям, снижает вероятность появления неизбежно возникающих при плохом контро­ле дополнительных непроизводительных расходов по выявлению и ус­транению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями и возврату дефектной продукции изготовителям.

В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необ­ходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатыва­емой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения коли­чества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

Совершенствование деятельности отделов и управлений техничес­кого контроля предприятий должно предусматривать в первую оче­редь создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:

1. Разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвер­жденных технологических процессов, предупреждению сбоев в рабо­те, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции.

2. Разработка и внедрение прогрессивных методов и средств техни­ческого контроля, способствующих росту производительности и фон­довооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективнос­ти проверок и облегчению работы персонала контроль­ных служб.

3. Объективный учет и комплексная дифференцированная оцен­ка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля.

4. Подготовка необходимых данных для последующей централи­зован­ной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высо­кокачественной продукции (качества поставляемых по кооперации сырья, мате­риалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качества труда рабо­тающих, состояния технологической дисциплины в цехах и на участках и т. д.), а также информации о достигнутом уровне качества вы­пускаемой продукции.

5. Проведение работ по расширению внедрения самоконтроля основ­ных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и докумен­тацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль Дея­тельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внед­рения самоконтроля в производстве и т. д.).

6. Проведение специальных исследований динамики качества изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффек­тивной информационной взаимосвязи между поставщиками и пот­ребителями по вопросам качества продукции.

7. Планирование и технико-экономический анализ различных аспек­тов деятельности службы контроля качества продукции.

8. Координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия.

9. Периодическое определение абсолютной величины и динамики зат­рат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

На небольших предприятиях в силу ряда объективных причин со­здание нескольких новых подразделений в составе службы техничес­кого контроля не всегда возможно. В подобных случаях перечисленные выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным спе­циалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.

В существующих производственных условиях достаточно быстрое и эффективное повышение объективности контроля качества продук­ции достигается в результате изменения сложившейся на многих предприятиях неправильной системы оценки и стимулирова­ния труда различных категорий персонала контрольных служб, созда­ния подлинной заинтересованности этих работников в повышении качества своего труда, обеспечении достоверности осуществляемых проверок.

Для существенного улучшения результатов деятельности по конт­ролю качества продукции необходима также концентрация усилий работников контрольных служб для обеспечении приоритетного разви­тия прогрессивных видов технического контроля, позволяющих осу­ществлять профилактику брака в производстве. На рис. 5.6. показан состав элементов системы профилактики брака на предприятии и их взаимосвязь. Эффективность ее деятельности напрямую влияет на качественные показатели работы предприятия, поэтому имеет непреходящее значение.

Развитие прогрессивных видов технического контроля предполагает необходимость первоочередного совершенствования:

1) контроля качества продукции на этапе ее разработки;

2) нормоконтроля конструкторской, технологической и другой доку­ментации на вновь осваиваемые и модернизируемые изделия; входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и другой продукции, получаемой по коопе­рации и используемой в собственном производстве;

3) контроля соблюдения технологической дисциплины непосредствен­ными исполнителями производственных операций;

4) самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участ­ков, цехов и других подразделений предприятия.

Правильное использование перечисленных видов контроля способ­ствует значительному повышению его активного воздействия на про­цесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его воз­никновения.

Применение указанных видов контроля позволяет осуществлять своевременное обнаружение намечающихся отклонений от установ­ленных требований, оперативное выявление и устранение различных причин снижения качества продукции, предотвращение возможности их появления в дальнейшем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.