Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов России 1 страница




8.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Для управления в целом и управления в таможенном деле в частно­сти характерно наличие случайных факторов, которые делают случай­ным и результаты деятельности. Если оценивать результаты таможен­ной деятельности показателем Р, то необходимо соблюдать условие: значение вероятности должно соответствовать возможности достиже­ния цели. Зависимость вероятности достижения цели от показателей деятельности может носить различный характер. Исследованиями до­казано, что наиболее характерными являются два типа зависимостей.

Зависимость первого типа характеризуется наличием граничного значения показателя эффективности, по достижении которой цель считается достигнутой.


Глава 8. Критерии и показаташ оценки деятельности таможенных органов... 155

Для зависимости второго типа характерно монотонное возрастание критерия эффективности при изменении результатов деятельности.

Эти зависимости обусловливают два типа критериев эффективно­сти.

Критерием эффективности для случая граничного значения пока­зателя деятельности, ниже которого задача считается невыполненной, а выше выполненной, может служить вероятность достижения цели или вероятность выполнения поставленной задачи, если при выпол­нении задачи цель достигается:

 

(1)

 

где W— критерий эффективности; Рв.з.> вероятность выполнения за­дания.

Вторым критерием является математическое ожидание вероятности выполнения задания:

(2)

 

где W (Рв.з.) — математическое ожидание вероятности выполнения за­дания.

Математическое ожидание вероятности выполнения задания опре­деляется через вероятности выполнения всех заданий, ведущих к до­стижению цели с учетом важности каждого задания.

Во втором случае целью деятельности является максимизация мате­матического ожидания вероятности выполнения задания.

Вероятность выполнения задания и математическое ожидание ве­роятности выполнения задания относятся к вычисляемым критериям, особенностью которых является возможность их комплексирования при переходе от мелких заданий к более крупным, а их основным не­достатком является невозможность прямого измерения.

Это приводит к необходимости основывать их расчеты на статисти­ке, которая не всегда бывает представительной, и поэтому точность этих критериев далеко не всегда удовлетворительна.

В силу этого, наряду с вычисляемыми критериями широкое при­менение находят физически измеряемые величины. К ним относятся пространственно-временные, энергетические и информационные па­раметры деятельности или параметры ее субъектов.

При оценке результатов деятельности не всегда удается оценить ее эффективность вероятностными показателями или одним из измеря­емых показателей. Во многих случаях приходится оценивать эффек­тивность деятельности не одним, а сразу несколькими критериями И/, Г IVк. При этом одни из этих показателей требуется сделать по


 

Раздел II. Управление таможенными органами

возможности больше, а другие по возможности меньше. Так, напри­мер, при анализе результатов таможенной деятельности необходимо учитывать не только прямые результаты, но и косвенные, связанные с расходованием различных ресурсов, времени, персонала.

Для нескольких критериев эффективности не существует решения, которое обращало бы в максимум один показатель и одновременно в максимум или минимум другие: 2, 1Ууи т. д. В силу этого при на­личии нескольких критериев используются некоторые приемы, позво­ляющие наиболее правильно оценить полученные результаты.

Первый состоит в количественном анализе эффективности, в ре­зультате которого возможно отбросить заранее явно нерациональные варианты решений, уступающие другим вариантам по всем показа­телям.

Пусть, например, проводится анализ определенного направления деятельности, которая оценивается по двум показателям:

• вероятности выполнения задачи;

• стоимости израсходованных средств.

Первый из этих показателей требуется обратить в максимум, а вто­рой в минимум. Положим, что одним из существующих методов оцен­ки деятельности получено 10 различных вариантов решения задачи: хг

Для каждого из решений известны значения показателей Р и 0, то есть*.(Л, (?,)• В графическом виде результаты всех решений изображе­ны на рис. 8.1.

Как видно из рисунка, некоторые варианты решений неконкурен­тоспособны и поэтому могут быть отброшены. Те варианты, которые

Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 157

имеют над другими решениями с той же стоимостью 0 преимущество по вероятности выполнения задач Р, должны лежать по правой грани­це области возможных вариантов решения. Варианты решений, кото­рые при равной эффективности Р обеспечивают выполнение задачи при меньшей стоимости (?, должны лежать на нижней границе этой области.

 


Общим недостатком составных критериев является то, что недо­статочно высокую эффективность по одному критерию всегда можно скомпенсировать за счет другого. Поэтому к использованию состав­ных критериев всегда нужно относиться с осторожностью.

Необходимо отметить, что при решении ряда важных задач не всег­да удается получить оптимальный результат в ходе одного этапа опти­мизации. В подобных случаях прибегают к многоступенчатой оптими­зации.


 

Раздел //. Управление таможенными органами

Применение многоступенчатой оптимизации в ходе анализа целе­направленной деятельности обеспечивает последовательное улучше­ние результатов математического моделирования, позволяет получить решение, удовлетворяющее поставленным целям исследования.

Рассмотрим проблему выбора показателя эффективности для тамо­женной деятельности.

В общем случае показатель эффективности деятельности таможен­ной ситемы представляет из себя функционал Г, определяемый на множестве сущностей такой системы и ее внешней среды:

(6)

 

где АЛ/вс — модель внешней среды функционирования таможенного объекта, включающая в том числе вышестоящие и взаимодействую­щие системы (подсистемы); Л/тс — модель таможенной системы.

При этом возможны два принципиально разных подхода. При пер­вом подходе исходят из стремления добиться требуемого значения показателя эффективности АГ фтс11) и при этом из всех возможных ва­риантов системы выбирается такой, который требует наименьших (по сравнению с другими вариантами) ресурсов и позволяет достичь по­ставленной цели в заданные сроки (Т), то есть:


 


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 159

Множество допустимых решений находится в области верхнеголево­го угла. Остальные решения по одному из критериев не рациональны.

Из рис. 8.2 следует, что при соблюдении строгих соотношений между результативностью деятельности и ресурсоемкостью существует толь­ко одно решение, обозначенное точкой, находящейся в правом верх­нем углу прямоугольника. При наличии интервалов допусков значе­ний показателей эффективности имеем дело с множеством решений, выбор варианта которого остается за субъектом, его принимающим.

 


где Лтс — ресурсы таможенной системы — материальные, кадровые, финансовые (или только финансовые); {....} — знак множества.

При втором подходе исходят из наличия имеющихся (заданных) ре­сурсов Л с], при этом из множества возможных вариантов систем вы­бирают такой, который дает максимальное значение показателя эф­фективности, то есть:

(8)

.

В ходе получения решения могут быть найдены некоторое мно­жество показателей функциональной эффективности . } > К и некоторое множество показателей экономической эффективности {Лтс} < Лтс1 Поэтому окончательный выбор показателей остается за человеком.

Таким образом, сочетание показателей функциональной и эконо­мической эффективности образует дилемму, что можно пояснить с по­мощью рис. 8.2.


Рис. 8.2. Области допустимых и запрещенных показателей эффективности таможенной деятельности

Исходя из принципов системного подхода и интерпретации тамо­женного дела (ТД) как операции, критерий эффективность функцио­нирования как целевую функцию единой системы таможенных орга­нов (ЕСТО) можно выразить следующим соотношением:

где Л'. то — целевая функция деятельности таможенных органов; 5Т0 — система таможенных органов; Афто — алгоритм функциониро­вания системы таможенных органов; Уфто — условия функционирова­ния системы таможенных органов; О(0 — отношения между элемента­ми функционала.

Наиболее общей целью деятельности таможенной службы является обеспечение экономической безопасности страны таможенными ме­тодами, что реализуется по двум направлениям: направлению содей­ствия внешнеторговой и экономической деятельности и направлению борьбы с нарушениями таможенных правил. Общий результат перво­го направления проявляется в объеме собранных таможенных сбо-


 

 

 

Раздел II. Управление таможенными органами

ров и платежей. Второе направление оценивается предотвращенным ущербом. При этом в обоих случаях должны учитываться ресурсы, за­траченные на деятельность таможенной системы.

Цель ЕСТО считается достигнутой, если получены результаты, удо­влетворяющие определенным требованиям. Поскольку деятельность ЕСТО осуществляется при расходовании определенного количества ресурсов, то затраченные ресурсы также являются результатом дея­тельности ЕСТО.

Таким образом, множество результатов функционирования ЕСТО можно представить вектором

(10)

х '

где W фто — множество результатов деятельности ЕСТО; W фтоэ —под­множество результатов экономических (таможенные сборы, платежи и т. д.); W з.р.т.о. — подмножество видов затраченных ресурсов на обе­спечение деятельности ЕСТО; Wпр.т.о. — подмножество видов предот­вращенного ущерба.

Поскольку в выражении (9) субъект деятельности, как и сама дея­тельность, взаимосвязаны и образуют систему, то и показатели эф­фективности функционирования ЕСТО также по своей сути должны быть системой, образованной множеством показателей эффективно­сти и качества, характеризующих субъект и его деятельность. Следо­вательно, чтобы определить элементы множества показателей необхо­димо осуществить декомпозицию общего показателя эффективности функционирования ЕСТО путем декомпозиции ЕСТО и алгоритма ее функционирования. Направления этой декомпозиции будут и направ­лениями совершенствования системы показателей.

Выражение (9) позволяет выделить следующие направления совер­шенствования системы показателей эффективности функционирова­ния таможенных органов:

• целевое;

• структурно-функциональное;

• алгоритмическое;

• учет влияния внешней среды.

Первое направление предполагает более точное формулирование цели и задач функционирования ЕСТО.

Второе направление реализуется как совершенствование показате­лей качества системы таможенных органов — ее структуры и функций.

Третье направление заключается в формировании множества пока­зателей для процесса функционирования ЕСТО.


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 161

Последнее направление предполагает формирование показателей, отражающих степень влияния условий функционирования.

В таможенной практике внимание обращается в основном только на отдельно взятые показатели результатов функционирования ЕСТО и практически не обращается внимание на их взаимосвязь, что являет­ся нарушением принципа системности и не отражает эффективность системы таможенных органов как целого.

Поскольку ТД является частью дела общегосударственного, то, в со­ответствии с принципами системного подхода, в качестве показателя эффективности ТД необходимо использовать вклад ТД в показатель или показатели вышестоящей системы — государства.

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что результаты, по­лученные входе целенаправленной динамики ЕСТО, непосредственно связаны с показателями качества статики ЕСТО. Поэтому, решая про­блемы повышения результативности ТД в целом, необходимо помнить, что ее решение может быть достигнуто не только путем изменения ор­ганизации и алгоритмов функционирования (изменения технологии), но и путем изменения качественных характеристик субъектов ТД.

Общественная необходимость, значимость и эффективность тамо­женной службы оцениваются в зависимости оттого:

• как она справляется с задачей наполнения доходной части феде­-
рального бюджета (фискальная деятельность);

• как препятствует контрабанде и пресекает незаконный оборот
запрещенных к ввозу и вывозу товаров, в какой мере обеспечи­-
вает соблюдение участниками ВЭД федерального законодатель­
ства и иных нормативных актов при проведении внешнеторго­
вых сделок и операций (правоохранительная деятельность);

• насколько оперативно и юридически грамотно оформлены внеш­-
неэкономические сделки.

В деятельном плане ФТС решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдений таких условий в процессе реального функционирования.

Ранее показано, что с позиций поли модельного описания таможен­ное дело может исследоваться с различных точек зрения: как на уровне целого, так и на уровне его компонентов; как в статичном состоянии, так и в состоянии динамики. Вследствие этого и вопрос оценивания ТД является не таким простым, как это представляется на первый взгляд.

Во-первых, надо различать оценивание статики и динамики как процесс и оценку как результат этого процесса. На практике эти по-


 

Раздел II. Управление таможенными органами

нятия не различаются, что приводит к некорректным выводам, так как в этом случае исчезает динамика процесса оценивания. Во-вторых, оценивание статики ТД и его динамики — это процедуры методически различные в силу того обстоятельства, что оценивание системы в ста­тичном состоянии — это оценивание с фиксированным параметром времени, а в случае оценивания динамики — временной параметр изменяется. В-третьих, немаловажным является вопрос, что мы оце­ниваем в ТД? Исходя из данного выше определения ТД, следует, что оцениваются состояние функционирующего субъекта, т. е. система таможенных органов и результат их применения, а также план (про­грамма применения) и процесс применения. В-четвертых, для того, чтобы решить вопрос, какая система или способ ее применения явля­ются лучшими, используются различные понятия: качества и эффек­тивности.

Оценивание эффективности занимает исключительно важное ме­сто в ТД. Важность понятий качества и эффективности привела к не­обходимости формирования специальных теорий, направленных на их изучение. Такими теориями явились теория качества (квалиметрия) и теория эффективности. Квалиметрия и теория эффективности име­ют один и тот же предмет исследования — сложные системы.

При этом квалиметрия изучает основные закономерности оценивания свойств систем, а теория эффективности изучает закономерности про­цессов применения сложных систем в различных видах целенаправленной деятельности и условия приспособленности систем к достижению целей деятельности, для которых эти системы применяются.

Данные положения в полной мере относятся к оцениванию ТД как целенаправленной деятельности и как системы в статике, т. е. оцени­вание эффективности ТД есть случай применения положений теории эффективности и квалиметрии.

Объектом исследования при оценивании качества и эффективности ТД последнее рассматривается как системное явление, имеющее свою статику и динамику, а предметом исследования — деятельность систе­мы таможенных органов.

Качество есть интегральная характеристика вещи или действия, означающая их пригодность к использованию по назначении, т. е. понятие качества может быть отнесено к любому объекту или процессу.

Отсюда следует, что можно говорить о качестве деятельности тамо­женных органов, о качестве системы таможенных органов, качестве ресурсов или результатов ТД и т. д. В то же время, понятие эффектив­ности, как это будет показано ниже, относится только к таможенной


Гмма <У. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 163

деятельности, понимаемой как операция — целенаправленный про­цесс, причем эффективность является одним из свойств деятельности как операции, т. е. понятие качества таможенной деятельности шире понятия эффективности таможенной деятельности. В свою очередь, по-тппче качества ТД как системы уже понятия эффективности функцио­нирования (применения) системы.

Для рассмотрения понятия качества системы таможенных органов м с глтике нужно исходить из того, что качество есть объективное свой-г I по, обусловленное только особенностями структуры и функций рас-гмнгрипаемой системы.

Это означает, что свойства системы таможенных органов в целом шиисят только от свойств элементов, составляющих эту систему, их организации в единое целое и программ их функционирования (рас­пределенных по структурным элементам функций).

Качество применения системы — категория более высокого уровня, шк как обусловливается не только качеством системы, но и условия­ми, и которых она функционирует, и способом применения. Исходя и) рассмотренных выше понятий можно определить качество системы шможенных органов.

Качество системы таможенных органов ТДэто свойство или со­вокупность свойств системы таможенных органов, обусловливающих ее пригодность к осуществлению таможенной деятельности для достиже­нии целей ТД.

И настоящее время существуют разные подходы к классификации данных свойств. К их числу можно отнести свойства, присущие всем целеустремленным системам: пригодность — как общее интегральное спойспю и такие менее сложные свойства, как оперативность, произ-иолитсльность, надежность, живучесть, устойчивость и т. д.

Для характеристики сложных свойств могут использоваться не­сколько простых свойств. Свойства — сложные и простые — могут Ом и. оценены одним или несколькими показателями. Так, свойство иршодности может быть оценено как возможность или способность им!юлиять функции в требуемом объеме, качестве и структурной со­храняемости.

Под качеством результата деятельности системы таможенных ор­ганов будем понимать свойство или совокупность свойств результата, обусловливающих его пригодность для использования по назначению.

Результаты функционирования системы таможенных органов — это множество результатов таможенной деятельности, полученных в ходе исполнения ими поставленных задач перечню свойств и требований.


 

Раздел II. Управление таможенными органами

Сопоставляя качество системы и качество результата функциониро­вания системы, можно заключить, что они существенно различаются.

Качество ТД как операциисвойство или совокупность свойств та­моженной деятельности, обусловливающих ее пригодность для достиже­ния целей ТД.

В одном случае под операцией понимается упорядоченная совокуп­ность взаимосвязанных действий, направленных на достижение неко­торой цели, в другом — целенаправленный процесс функционирова­ния некоей системы. В этом случае качество операции будет выражать общее свойство ТД как системы и как процесса.

Таможенная деятельность как целенаправленная система включа­ет в себя свойства, не присущие процессам, протекающим не в целе­устремленных системах, а именно: длительность, точность, устойчи­вость, надежность, планомерность, масштабность, результативность ресурсоемкость и т. д.

Кроме перечисленных выше свойств, ТД как операция обладает и рядом более сложных свойств, к числу важнейших из которых отно­сятся экономичность и эффективность.

Экономичностьсвойство, характеризующее рациональность исполь­зования ресурсов в процессе их преобразования в результат.

Эффективность как таковаясвойство давать эффект. Эффектив­ность характеризует приспособленность процесса к достижению цели операции.

Такие сложные свойства, как экономичность и эффективность, явля­ются производными от ряда простых свойств операции. Так, экономич­ность определяется результативностью и ресурсоемкостью, а эффектив­ность — результативностью, ресурсоем костью и оперативностью.

Из последнего следует, что сложные свойства связаны друг с другом через простые свойства и, следовательно, их можно выразить одно че­рез другое. Из связи простых свойств также следует, что любой част­ный эффект можно рассматривать как частичную эффективность, ха­рактеризуемую данным эффектом.

При оценивании ТД в целом следует помнить, что все оценивае­мые свойства связаны друг с другом. Результат достигается в процессе функционирования системы таможенных органов, чем и определяет­ся взаимосвязь понятий качества результата таможенной деятельности и качества системы таможенных органов. Рассмотрим эту взаимосвязь.

Качество плана ТД определяется тем, насколько хорошо организо­ван и осуществлен этот план в процессе операции, что в конечном ито­ге проявляется в качестве таможенной деятельности. В свою очередь,


Глчва Л'. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 165

при наличии равных условий, требуемое качество деятельности тамо­женных органов может быть достигнуто только при соответствующем уровне показателей качества системы таможенных органов.

Взаимосвязь категорий качества и эффективности по отношению к истеме таможенных органов и таможенной деятельности можно по­яснить рис. 8.3.

 

 


Рис. 8.3. Связь категорий качества и эффективности таможенных органов и таможенной деятельности

Из рисунка следует, что эффективность ТД является одним из его сиойств. В предельном значении это свойство может совпасть с поня­тием качества ТД.

Основным свойством функционирующей системы управления яв-пиется приспособленность процесса функционирования наилучшим образом преобразовывать расходуемые ресурсы в выходные эффекты.

Главным результатом управления является получаемый целевой •ффект. Однако с формальной точки зрения соответствующий этому эффекту расход ресурсов также следует рассматривать как результат управления (или как его побочный эффект). Таким образом, свой­ства системы управления и результатов ее функционирования, опре­деляющие их качество, целесообразно разбить на две группы:

• целевые (функциональные);

• обеспечивающие.

Эффективность функционирования системы управления — это слож­ное свойство, характеризующее приспособленность процесса функциони­рования к достижению цели, стоящей перед системой управления.

Для многокритериального исследования эффективности функцио­нирования системы управления показатель качества его результатов (>ффектов) должен включать в себя три группы компонент, характе­ризующих соответственно возможные целевые эффекты (результатив­ность функционирования, затраты ресурсов (ресурсоемкость функци-


 

Раздел II. Управление таможенными органами

онирования) и затраты времени (оперативность функционирования), т. е. как минимум три компоненты.

Многомерный вектор эффектов функционирования может быть сведен к трехкомпонентному вектору путем свертывания показателей частных (единичных) эффектов внутри групп. Формирование критерия эффективности функционирования осуществляется на двух уровнях.

На первом уровне:

• определяется показатель качества результатов функционирова­
ния — множество X.

Х=(Х1Х23), (14)

где Х{ подмножество целевых результатов (эффектов); Хг подмно­жество затр.ат ресурсов (негативных эффектов); Х3 подмножество временных затрат показателей результатов (эффектов);

(15) (16)

• определяются требования к качеству результатов операции —
подмножество Л^, где Хаоп я X, область допустимых значений
показателя качества результатов функционирования; формули­
руется критерий оценивания качества результатов операции —
трехместный предикат:

 

На втором уровне:

• вычисляется показатель эффективности функционирования
системы управления — вероятность достижения ее цели />дц или
вероятность выполнения задач системой управления />в1 при
условии, что

(17)

• задаются требования к эффективности функционирования —
требуемое или оптимальное значение дцили/> вэ);

• реализуется один из критериев оценивания эффективности функ­
ционирования:

• критерий пригодности — Кпр

(18)

критерий оптимальности — Копт


Критерий превосходства — Кпрв


Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 167

(20)

 

Показатель эффективности вероятность Рд.ц. достижения цели функционирования системой является внутренним показателем для функционирующей системы и внешним по отношению к системе управления.

Таким образом, показатель эффективности функционированияэто комплексный показатель качества функционирования системы управления как объекта исследования, а критерий оценивания качества результатов процесса функционирования и его эффективности — это математические ((юрмулировки цели операции и требуемой степени ее достижения.

В иерархической структуре управления группы результатов функ­ционирования могут меняться местами. Это означает, что функцио­нирование системы управления в рамках общей системы носит обе­спечивающий характер.

К свойствам процессов управления как целенаправленных процессов относятся результативность, ресурсоемкость, оперативность. В совокуп­ности эти свойства порождают комплексное свойство эффективность, присущее только целенаправленным процессам функционирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.