КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов России 1 страница
8.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Для управления в целом и управления в таможенном деле в частности характерно наличие случайных факторов, которые делают случайным и результаты деятельности. Если оценивать результаты таможенной деятельности показателем Р, то необходимо соблюдать условие: значение вероятности должно соответствовать возможности достижения цели. Зависимость вероятности достижения цели от показателей деятельности может носить различный характер. Исследованиями доказано, что наиболее характерными являются два типа зависимостей. Зависимость первого типа характеризуется наличием граничного значения показателя эффективности, по достижении которой цель считается достигнутой. Глава 8. Критерии и показаташ оценки деятельности таможенных органов... 155 Для зависимости второго типа характерно монотонное возрастание критерия эффективности при изменении результатов деятельности. Эти зависимости обусловливают два типа критериев эффективности. Критерием эффективности для случая граничного значения показателя деятельности, ниже которого задача считается невыполненной, а выше выполненной, может служить вероятность достижения цели или вероятность выполнения поставленной задачи, если при выполнении задачи цель достигается:
(1)
где W— критерий эффективности; Рв.з.> — вероятность выполнения задания. Вторым критерием является математическое ожидание вероятности выполнения задания: (2)
где W (Рв.з.) — математическое ожидание вероятности выполнения задания. Математическое ожидание вероятности выполнения задания определяется через вероятности выполнения всех заданий, ведущих к достижению цели с учетом важности каждого задания. Во втором случае целью деятельности является максимизация математического ожидания вероятности выполнения задания. Вероятность выполнения задания и математическое ожидание вероятности выполнения задания относятся к вычисляемым критериям, особенностью которых является возможность их комплексирования при переходе от мелких заданий к более крупным, а их основным недостатком является невозможность прямого измерения. Это приводит к необходимости основывать их расчеты на статистике, которая не всегда бывает представительной, и поэтому точность этих критериев далеко не всегда удовлетворительна. В силу этого, наряду с вычисляемыми критериями широкое применение находят физически измеряемые величины. К ним относятся пространственно-временные, энергетические и информационные параметры деятельности или параметры ее субъектов. При оценке результатов деятельности не всегда удается оценить ее эффективность вероятностными показателями или одним из измеряемых показателей. Во многих случаях приходится оценивать эффективность деятельности не одним, а сразу несколькими критериями И/, №Г IVк. При этом одни из этих показателей требуется сделать по Раздел II. Управление таможенными органами возможности больше, а другие по возможности меньше. Так, например, при анализе результатов таможенной деятельности необходимо учитывать не только прямые результаты, но и косвенные, связанные с расходованием различных ресурсов, времени, персонала. Для нескольких критериев эффективности не существует решения, которое обращало бы в максимум один показатель и одновременно в максимум или минимум другие: \У2, 1Ууи т. д. В силу этого при наличии нескольких критериев используются некоторые приемы, позволяющие наиболее правильно оценить полученные результаты. Первый состоит в количественном анализе эффективности, в результате которого возможно отбросить заранее явно нерациональные варианты решений, уступающие другим вариантам по всем показателям. Пусть, например, проводится анализ определенного направления деятельности, которая оценивается по двум показателям: • вероятности выполнения задачи; • стоимости израсходованных средств. Первый из этих показателей требуется обратить в максимум, а второй в минимум. Положим, что одним из существующих методов оценки деятельности получено 10 различных вариантов решения задачи: хг Для каждого из решений известны значения показателей Р и 0, то есть*.(Л, (?,)• В графическом виде результаты всех решений изображены на рис. 8.1. Как видно из рисунка, некоторые варианты решений неконкурентоспособны и поэтому могут быть отброшены. Те варианты, которые Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 157 имеют над другими решениями с той же стоимостью 0 преимущество по вероятности выполнения задач Р, должны лежать по правой границе области возможных вариантов решения. Варианты решений, которые при равной эффективности Р обеспечивают выполнение задачи при меньшей стоимости (?, должны лежать на нижней границе этой области.
Общим недостатком составных критериев является то, что недостаточно высокую эффективность по одному критерию всегда можно скомпенсировать за счет другого. Поэтому к использованию составных критериев всегда нужно относиться с осторожностью. Необходимо отметить, что при решении ряда важных задач не всегда удается получить оптимальный результат в ходе одного этапа оптимизации. В подобных случаях прибегают к многоступенчатой оптимизации. Раздел //. Управление таможенными органами Применение многоступенчатой оптимизации в ходе анализа целенаправленной деятельности обеспечивает последовательное улучшение результатов математического моделирования, позволяет получить решение, удовлетворяющее поставленным целям исследования. Рассмотрим проблему выбора показателя эффективности для таможенной деятельности. В общем случае показатель эффективности деятельности таможенной ситемы представляет из себя функционал Г, определяемый на множестве сущностей такой системы и ее внешней среды: (6)
где АЛ/вс — модель внешней среды функционирования таможенного объекта, включающая в том числе вышестоящие и взаимодействующие системы (подсистемы); Л/тс — модель таможенной системы. При этом возможны два принципиально разных подхода. При первом подходе исходят из стремления добиться требуемого значения показателя эффективности АГ фтс11) и при этом из всех возможных вариантов системы выбирается такой, который требует наименьших (по сравнению с другими вариантами) ресурсов и позволяет достичь поставленной цели в заданные сроки (Т), то есть:
Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 159 Множество допустимых решений находится в области верхнеголевого угла. Остальные решения по одному из критериев не рациональны. Из рис. 8.2 следует, что при соблюдении строгих соотношений между результативностью деятельности и ресурсоемкостью существует только одно решение, обозначенное точкой, находящейся в правом верхнем углу прямоугольника. При наличии интервалов допусков значений показателей эффективности имеем дело с множеством решений, выбор варианта которого остается за субъектом, его принимающим.
где Лтс — ресурсы таможенной системы — материальные, кадровые, финансовые (или только финансовые); {....} — знак множества. При втором подходе исходят из наличия имеющихся (заданных) ресурсов Л с], при этом из множества возможных вариантов систем выбирают такой, который дает максимальное значение показателя эффективности, то есть: (8) . В ходе получения решения могут быть найдены некоторое множество показателей функциональной эффективности {К. } > К и некоторое множество показателей экономической эффективности {Лтс} < Лтс1 Поэтому окончательный выбор показателей остается за человеком. Таким образом, сочетание показателей функциональной и экономической эффективности образует дилемму, что можно пояснить с помощью рис. 8.2. Рис. 8.2. Области допустимых и запрещенных показателей эффективности таможенной деятельности Исходя из принципов системного подхода и интерпретации таможенного дела (ТД) как операции, критерий эффективность функционирования как целевую функцию единой системы таможенных органов (ЕСТО) можно выразить следующим соотношением: где Л'. то — целевая функция деятельности таможенных органов; 5Т0 — система таможенных органов; Афто — алгоритм функционирования системы таможенных органов; Уфто — условия функционирования системы таможенных органов; О(0 — отношения между элементами функционала. Наиболее общей целью деятельности таможенной службы является обеспечение экономической безопасности страны таможенными методами, что реализуется по двум направлениям: направлению содействия внешнеторговой и экономической деятельности и направлению борьбы с нарушениями таможенных правил. Общий результат первого направления проявляется в объеме собранных таможенных сбо-
Раздел II. Управление таможенными органами ров и платежей. Второе направление оценивается предотвращенным ущербом. При этом в обоих случаях должны учитываться ресурсы, затраченные на деятельность таможенной системы. Цель ЕСТО считается достигнутой, если получены результаты, удовлетворяющие определенным требованиям. Поскольку деятельность ЕСТО осуществляется при расходовании определенного количества ресурсов, то затраченные ресурсы также являются результатом деятельности ЕСТО. Таким образом, множество результатов функционирования ЕСТО можно представить вектором (10) х ' где W фто — множество результатов деятельности ЕСТО; W фтоэ —подмножество результатов экономических (таможенные сборы, платежи и т. д.); W з.р.т.о. — подмножество видов затраченных ресурсов на обеспечение деятельности ЕСТО; Wпр.т.о. — подмножество видов предотвращенного ущерба. Поскольку в выражении (9) субъект деятельности, как и сама деятельность, взаимосвязаны и образуют систему, то и показатели эффективности функционирования ЕСТО также по своей сути должны быть системой, образованной множеством показателей эффективности и качества, характеризующих субъект и его деятельность. Следовательно, чтобы определить элементы множества показателей необходимо осуществить декомпозицию общего показателя эффективности функционирования ЕСТО путем декомпозиции ЕСТО и алгоритма ее функционирования. Направления этой декомпозиции будут и направлениями совершенствования системы показателей. Выражение (9) позволяет выделить следующие направления совершенствования системы показателей эффективности функционирования таможенных органов: • целевое; • структурно-функциональное; • алгоритмическое; • учет влияния внешней среды. Первое направление предполагает более точное формулирование цели и задач функционирования ЕСТО. Второе направление реализуется как совершенствование показателей качества системы таможенных органов — ее структуры и функций. Третье направление заключается в формировании множества показателей для процесса функционирования ЕСТО. Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 161 Последнее направление предполагает формирование показателей, отражающих степень влияния условий функционирования. В таможенной практике внимание обращается в основном только на отдельно взятые показатели результатов функционирования ЕСТО и практически не обращается внимание на их взаимосвязь, что является нарушением принципа системности и не отражает эффективность системы таможенных органов как целого. Поскольку ТД является частью дела общегосударственного, то, в соответствии с принципами системного подхода, в качестве показателя эффективности ТД необходимо использовать вклад ТД в показатель или показатели вышестоящей системы — государства. Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что результаты, полученные входе целенаправленной динамики ЕСТО, непосредственно связаны с показателями качества статики ЕСТО. Поэтому, решая проблемы повышения результативности ТД в целом, необходимо помнить, что ее решение может быть достигнуто не только путем изменения организации и алгоритмов функционирования (изменения технологии), но и путем изменения качественных характеристик субъектов ТД. Общественная необходимость, значимость и эффективность таможенной службы оцениваются в зависимости оттого: • как она справляется с задачей наполнения доходной части феде- • как препятствует контрабанде и пресекает незаконный оборот • насколько оперативно и юридически грамотно оформлены внеш- В деятельном плане ФТС решает задачу формирования экономико-правовых и процедурно-технологических условий функционирования внешнеторгового сектора российской экономики и задачу контроля соблюдений таких условий в процессе реального функционирования. Ранее показано, что с позиций поли модельного описания таможенное дело может исследоваться с различных точек зрения: как на уровне целого, так и на уровне его компонентов; как в статичном состоянии, так и в состоянии динамики. Вследствие этого и вопрос оценивания ТД является не таким простым, как это представляется на первый взгляд. Во-первых, надо различать оценивание статики и динамики как процесс и оценку как результат этого процесса. На практике эти по- Раздел II. Управление таможенными органами нятия не различаются, что приводит к некорректным выводам, так как в этом случае исчезает динамика процесса оценивания. Во-вторых, оценивание статики ТД и его динамики — это процедуры методически различные в силу того обстоятельства, что оценивание системы в статичном состоянии — это оценивание с фиксированным параметром времени, а в случае оценивания динамики — временной параметр изменяется. В-третьих, немаловажным является вопрос, что мы оцениваем в ТД? Исходя из данного выше определения ТД, следует, что оцениваются состояние функционирующего субъекта, т. е. система таможенных органов и результат их применения, а также план (программа применения) и процесс применения. В-четвертых, для того, чтобы решить вопрос, какая система или способ ее применения являются лучшими, используются различные понятия: качества и эффективности. Оценивание эффективности занимает исключительно важное место в ТД. Важность понятий качества и эффективности привела к необходимости формирования специальных теорий, направленных на их изучение. Такими теориями явились теория качества (квалиметрия) и теория эффективности. Квалиметрия и теория эффективности имеют один и тот же предмет исследования — сложные системы. При этом квалиметрия изучает основные закономерности оценивания свойств систем, а теория эффективности изучает закономерности процессов применения сложных систем в различных видах целенаправленной деятельности и условия приспособленности систем к достижению целей деятельности, для которых эти системы применяются. Данные положения в полной мере относятся к оцениванию ТД как целенаправленной деятельности и как системы в статике, т. е. оценивание эффективности ТД есть случай применения положений теории эффективности и квалиметрии. Объектом исследования при оценивании качества и эффективности ТД последнее рассматривается как системное явление, имеющее свою статику и динамику, а предметом исследования — деятельность системы таможенных органов. Качество есть интегральная характеристика вещи или действия, означающая их пригодность к использованию по назначении, т. е. понятие качества может быть отнесено к любому объекту или процессу. Отсюда следует, что можно говорить о качестве деятельности таможенных органов, о качестве системы таможенных органов, качестве ресурсов или результатов ТД и т. д. В то же время, понятие эффективности, как это будет показано ниже, относится только к таможенной Гмма <У. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 163 деятельности, понимаемой как операция — целенаправленный процесс, причем эффективность является одним из свойств деятельности как операции, т. е. понятие качества таможенной деятельности шире понятия эффективности таможенной деятельности. В свою очередь, по-тппче качества ТД как системы уже понятия эффективности функционирования (применения) системы. Для рассмотрения понятия качества системы таможенных органов м с глтике нужно исходить из того, что качество есть объективное свой-г I по, обусловленное только особенностями структуры и функций рас-гмнгрипаемой системы. Это означает, что свойства системы таможенных органов в целом шиисят только от свойств элементов, составляющих эту систему, их организации в единое целое и программ их функционирования (распределенных по структурным элементам функций). Качество применения системы — категория более высокого уровня, шк как обусловливается не только качеством системы, но и условиями, и которых она функционирует, и способом применения. Исходя и) рассмотренных выше понятий можно определить качество системы шможенных органов. Качество системы таможенных органов ТД — это свойство или совокупность свойств системы таможенных органов, обусловливающих ее пригодность к осуществлению таможенной деятельности для достижении целей ТД. И настоящее время существуют разные подходы к классификации данных свойств. К их числу можно отнести свойства, присущие всем целеустремленным системам: пригодность — как общее интегральное спойспю и такие менее сложные свойства, как оперативность, произ-иолитсльность, надежность, живучесть, устойчивость и т. д. Для характеристики сложных свойств могут использоваться несколько простых свойств. Свойства — сложные и простые — могут Ом и. оценены одним или несколькими показателями. Так, свойство иршодности может быть оценено как возможность или способность им!юлиять функции в требуемом объеме, качестве и структурной сохраняемости. Под качеством результата деятельности системы таможенных органов будем понимать свойство или совокупность свойств результата, обусловливающих его пригодность для использования по назначению. Результаты функционирования системы таможенных органов — это множество результатов таможенной деятельности, полученных в ходе исполнения ими поставленных задач перечню свойств и требований. Раздел II. Управление таможенными органами Сопоставляя качество системы и качество результата функционирования системы, можно заключить, что они существенно различаются. Качество ТД как операции — свойство или совокупность свойств таможенной деятельности, обусловливающих ее пригодность для достижения целей ТД. В одном случае под операцией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение некоторой цели, в другом — целенаправленный процесс функционирования некоей системы. В этом случае качество операции будет выражать общее свойство ТД как системы и как процесса. Таможенная деятельность как целенаправленная система включает в себя свойства, не присущие процессам, протекающим не в целеустремленных системах, а именно: длительность, точность, устойчивость, надежность, планомерность, масштабность, результативность ресурсоемкость и т. д. Кроме перечисленных выше свойств, ТД как операция обладает и рядом более сложных свойств, к числу важнейших из которых относятся экономичность и эффективность. Экономичность — свойство, характеризующее рациональность использования ресурсов в процессе их преобразования в результат. Эффективность как таковая — свойство давать эффект. Эффективность характеризует приспособленность процесса к достижению цели операции. Такие сложные свойства, как экономичность и эффективность, являются производными от ряда простых свойств операции. Так, экономичность определяется результативностью и ресурсоемкостью, а эффективность — результативностью, ресурсоем костью и оперативностью. Из последнего следует, что сложные свойства связаны друг с другом через простые свойства и, следовательно, их можно выразить одно через другое. Из связи простых свойств также следует, что любой частный эффект можно рассматривать как частичную эффективность, характеризуемую данным эффектом. При оценивании ТД в целом следует помнить, что все оцениваемые свойства связаны друг с другом. Результат достигается в процессе функционирования системы таможенных органов, чем и определяется взаимосвязь понятий качества результата таможенной деятельности и качества системы таможенных органов. Рассмотрим эту взаимосвязь. Качество плана ТД определяется тем, насколько хорошо организован и осуществлен этот план в процессе операции, что в конечном итоге проявляется в качестве таможенной деятельности. В свою очередь, Глчва Л'. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 165 при наличии равных условий, требуемое качество деятельности таможенных органов может быть достигнуто только при соответствующем уровне показателей качества системы таможенных органов. Взаимосвязь категорий качества и эффективности по отношению к истеме таможенных органов и таможенной деятельности можно пояснить рис. 8.3.
Рис. 8.3. Связь категорий качества и эффективности таможенных органов и таможенной деятельности Из рисунка следует, что эффективность ТД является одним из его сиойств. В предельном значении это свойство может совпасть с понятием качества ТД. Основным свойством функционирующей системы управления яв-пиется приспособленность процесса функционирования наилучшим образом преобразовывать расходуемые ресурсы в выходные эффекты. Главным результатом управления является получаемый целевой •ффект. Однако с формальной точки зрения соответствующий этому эффекту расход ресурсов также следует рассматривать как результат управления (или как его побочный эффект). Таким образом, свойства системы управления и результатов ее функционирования, определяющие их качество, целесообразно разбить на две группы: • целевые (функциональные); • обеспечивающие. Эффективность функционирования системы управления — это сложное свойство, характеризующее приспособленность процесса функционирования к достижению цели, стоящей перед системой управления. Для многокритериального исследования эффективности функционирования системы управления показатель качества его результатов (>ффектов) должен включать в себя три группы компонент, характеризующих соответственно возможные целевые эффекты (результативность функционирования, затраты ресурсов (ресурсоемкость функци- Раздел II. Управление таможенными органами онирования) и затраты времени (оперативность функционирования), т. е. как минимум три компоненты. Многомерный вектор эффектов функционирования может быть сведен к трехкомпонентному вектору путем свертывания показателей частных (единичных) эффектов внутри групп. Формирование критерия эффективности функционирования осуществляется на двух уровнях. На первом уровне: • определяется показатель качества результатов функционирова Х=(Х1Х2,Х3), (14) где Х{ — подмножество целевых результатов (эффектов); Хг — подмножество затр.ат ресурсов (негативных эффектов); Х3 — подмножество временных затрат показателей результатов (эффектов);
• определяются требования к качеству результатов операции —
На втором уровне: • вычисляется показатель эффективности функционирования (17) • задаются требования к эффективности функционирования — • реализуется один из критериев оценивания эффективности функ • критерий пригодности — Кпр (18) критерий оптимальности — Копт Критерий превосходства — Кпрв Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 167 (20)
Показатель эффективности вероятность Рд.ц. достижения цели функционирования системой является внутренним показателем для функционирующей системы и внешним по отношению к системе управления. Таким образом, показатель эффективности функционирования — это комплексный показатель качества функционирования системы управления как объекта исследования, а критерий оценивания качества результатов процесса функционирования и его эффективности — это математические ((юрмулировки цели операции и требуемой степени ее достижения. В иерархической структуре управления группы результатов функционирования могут меняться местами. Это означает, что функционирование системы управления в рамках общей системы носит обеспечивающий характер. К свойствам процессов управления как целенаправленных процессов относятся результативность, ресурсоемкость, оперативность. В совокупности эти свойства порождают комплексное свойство эффективность, присущее только целенаправленным процессам функционирования.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |