КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов России 2 страница
Результативность — характеризуется способностью целенаправленных процессов давать целевой результат (т. е. результат, ради которого проводится операция). Ресурсоемкость характеризуется расходом ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, людских и т. п.), потребных для осуществления целенаправленного процесса. Оперативность характеризуется расходом времени, потребным для достижения цели функционирования системы. Таким образом, качество операции нельзя охарактеризовать одним из перечисленных частных (единичных) свойств в отдельности, для этого требуется их совокупность, включающая в себя три группы компонент (минимум три компоненты). Из этого следует, что качество функционирования всегда шире или, в крайнем случае, тождественно |ффективности функционирования. Итак, наиболее информативным комплексным показателем эффек-шнности функционирования системы управления является вероятность Рд.ц. достижения цели функционирования. Наряду с этим широкое распространение при исследовании функционирования систем используются и другие показатели, отражающие частные свойства результатов функционирования. Эти показатели отражают отдельные цепскты функционирования систем, т. е. являются частными показателями или критериями. Раздел II. Управление таможенными органами . Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 169
8.2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ В настоящее время значительно возросли требования к результативности деятельности таможенных органов. Это связано с увеличением международного товарооборота и транзитных перевозок, а также с эволюцией политико-экономических и социальных условий развития России, включая и фактор негативного отношения международного окружения и проблему вступления в ВТО. Роль анализа и оценки деятельности таможенных органов в решении задач совершенствования таможенной службы в этих условиях весьма значительна и многообразна.
Принципиальным моментом в решении задач анализа и оценки деятельности таможенных органов является регулярный характер этого процесса, что возможно обеспечить лишь на основе использования современных компьютерных средств и создания в структуре управления любого уровня информационно-аналитической системы. При разработке и обосновании достаточно практичных концепций анализа и оценки деятельности таможенных органов необходимо учитывать следующие свойства, характеризующие их как сложные системы: • влияние большого числа постоянно действующих и случайных • наличие огромного числа информационных потоков и процес- • наличие большого числа разнородных подсистем; ыппп сложное, разнесенное во времени, взаимодействие подсистем; оч гг.* I множество внутренних и внешних взаимосвязей; ОН(!*' множество внутренних и внешних целей, режимов работы, задач и функций; • отсутствие или недостаток достоверной информации относи- тельно различных процессов и аспектов таможенной деятельности. Действующая в настоящее время система показателей деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно чиненных ФТС России, на 2006 год». В Приказе ФТС от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год» в список показателей были имесены некоторые изменения и дополнения. В частности, были добавлены показатели: «количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»; «обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера»; «эффективность проведенных таможенными органами про-иерок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности иолютного законодательства Российской Федерации и актов органов шшютного регулирования»; «повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов Российской Федерации»; «среднее время реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений».
В Приказе ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008 год» гакже были внесены изменения. Добавлены показатели: «эффективность деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости в рамках СУР»; «сокращение времени проведения таможенных процедур»; «показатели, отражающие эффективность таможенного контроля при вывозе лесоматериалов»; «показатели по линии таможенных расследований и дознания»; «показатели, отражающие специфику работы с энергоносителями»; «показатели, отражающие специфику работы с подакцизными товарами». Совокупность введенных этими приказами показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, т. е. выделять показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности но таможенному оформлению внешнеэкономических сделок. Классификация данных показателей представлена на рис. 8.4. Значения контрольных показателей эффективности деятельности определяются приказом ФТС об их утверждении либо ежеквартально доводятся до сведения региональных таможенных управлений (РТУ) и шможен, непосредственно подчиненных ФТС (далее — ТИП).
Процедура получения контрольных показателей производится следующим образом: структурные подразделения ФТС России обеспечи-
Раздел II. Управление таможенными органами
вают формирование и доведение до сведения РТУ и ТНП показателей согласно порядку и срокам, определенным методиками расчета данных показателей. РТУ и ТНП в течение каждого квартала осуществляют мероприятия, направленные на выполнение показателей на те- Глнна 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 171 кущий квартал, в том числе устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. С этой целью используются утвержденные ФТС России, а также самостоятельно разработанные наименования и методики расчета показателей (табл. 8.1). При установлении контрольных показателей для подчиненных таможенных органов должны учитываться следующие принципы: • достижимость показателей (реальная возможность их выполне • возможность измерения показателей (определения степени их • единообразное понимание в подчиненных таможенных орга • правила, в соответствии с которыми выставляется та или иная • объективность оценки; • рассмотрение и учет поступающих от подчиненных таможен Таблица 8.1 ОЛшая процедура получения контрольных показателей деятельности таможенных органов
На рис. 8.5 отражена технологическая схема получения контрольных показателей деятельности таможенных органов. Оперативные таможни ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал — до 15.01.20!!), представляют в РТУ: Раздел II. Управление таможенными органами
данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о выполнении показателя № 2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита — увеличение количества оформляемых товаров», — в целом за таможни своего региона деятельности; Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 173 • данные, необходимые РТУ для формирования отчетов о вы ГНИВЦ ФТС ежеквартально, до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал — до 15.01.20!!), направляет в РТУ и ТНП обобщенные сводки о загрузке электронных копий 1ТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, необходимые для формирования отчета о выполнении показателей «Исполнение Приказа ГТК России от 12.05.2003 г. № 499 в части соблюдения сроков передачи •лсктронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов». РТУ и ТНП ежеквартально, до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом (а за IV квартал — до 21.01.20!!), представляют (электронной почтой с досылкой на бумажном носителе) в Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России) (далее — ГОргИУ) аналитический отчет о выполнении показателей, в котором содержатся данные о выполнении каждого показателя. Отчеты о выполнении показателей готовятся в соответствии с требованиями, указанными в соответствующих методиках расчета пока-штелей. Если в методике расчета показателя не указаны требования к содержанию отчета, отчет по показателю должен содержать фактическое значение показателя, достигнутое в отчетном квартале, и исходные данные, использованные при его расчете. Отчеты по тем показателям, которые не выполнены, должны дополнительно содержать: • перечень мер, принятых для достижения значений показателей; • причины, вследствие которых не достигнуты значения показа
Раздел II. Управление таможенными органами РТУ и ТНП имеют право дополнительно включить в аналитический отчет вопросы, возникшие при выполнении показателей. ГОргИУ осуществляет сбор аналитических отчетов и представляет их (электронной почтой) в структурные подразделения ФТС, ответственные за подготовку заключений, содержащих оценку выполнения показателей. Структурные подразделения ФТС проводят в части своей компетенции анализ отчетов РТУ и таможням, непосредственно подчиненным ФТС (ТНП), по результатам которого в установленный срок подготавливают и представляют (в том числе в электронном виде) в ГОргИУ: • заключения, содержащие оценку выполнения показателей РТУ ных на 20!! год (в заключение следует включить исходные данные, использованные при расчете фактического значения показателя, если показатель (доля, прирост и т. п.) является расчетным); • вопросы к РТУ и ТНП, касающиеся выполнения показателей. подразделений всех заключений, содержащих оценку выполнения показателей РТУ и ТНП, подготавливает обобщенные заключения ФТС России, содержащие предварительную оценку выполнения показателей каждым РТУ и каждой ТНП, а также сводную таблицу, содержащую оценки выполнения показателей РТУ и ТНП. Данные заключения согласовываются на совещании экспертной группы, состоящей из представителей структурных подразделений ФТС России, а сводная таблица, содержащая оценки выполнения показателей РТУ и ТНП, визируется (на оборотной стороне) руководством этих структурных подразделений ФТС России. ГОргИУ направляет электронной почтой каждому РТУ и ТНП: • обобщенное заключение ФТС России, содержащее предвари • вопросы, касающиеся выполнения показателей. РТУ и ТНП не позднее чем через 5 рабочих дней после получения материалов направляют по электронной почте (или факсом) с досылкой на бумажном носителе в ГОргИУ материалы, содержащие: • ответы на вопросы, касающиеся выполнения показателей; • обоснование позиции при несогласии с оценкой, выставленной Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 175 • отчеты, если по результатам анализа собственной деятельности • ходатайство (при необходимости) об участии руководителей РТУ • ходатайство (при необходимости) о проведении совещания экс После получения материалов ГОргИУ: • незамедлительно представляет их в структурные подразделения • в случае необходимости проводит совещание экспертной груп • докладывает руководству ФТС России:
♦ о предварительных оценках выполнения показателей каж ♦ о предложениях структурных подразделений ФТС России ♦ о поступивших ходатайствах об участии руководителей РТУ Итоговые оценки выполнения показателей РТУ и ТНП утверждаются руководством ФТС России. ГОргИУ доводит итоговые оценки выполнения показателей до сведения РТУ и ТНП. По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности.1 1 Приказ ФТС от 04.02.2008 г. № 95 «О контрольных показателях эффективности дея-'Юьности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России на 2008 год».
Раздел II. Управление таможенными органами По результатам деятельности каждого из РТУ и ТНП, по выполнению контрольных показателей выставляется итоговая оценка (от 0 до 100 %), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП контрольных показателей эффективности деятельности. Для расчета итоговой оценки каждому из показателей присваивается максимальный балл — «весовой» коэффициент, отражающий значимость этого показателя в данной системе оценки. По итогам каждого отчетного квартала «весовые» коэффициенты применяются в следующем порядке. По каждому из показателей выставляется оценка. Условия выставления оценки по каждому из показателей проверяются в следующей последовательности: • сначала проверяются условия, необходимые для оценки «хоро • если условия для оценки «хорошо» не выполняются, проверя • если условия оценки «удовлетворительно» не выполняются, ста С учетом экспертного мнения структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, оценка по соответствующему показателю может быть выставлена выше или ниже расчетной. За оценки, выставленные по каждому из показателей, РТУ (ТНП) присваивается определенное количество баллов по следующим правилам: 1. Если показатель выполнен РТУ (ТНП) на «хорошо», то РТУ 2. Если показатель выполнен на «удовлетворительно» — максималь 3. Если показатель выполнен на «неудовлетворительно» — 0 баллов. • Вфакт, равное сумме набранных баллов; • Впто равное сумме максимально возможных баллов (если бы все Для каждого РТУ (ТНП) вычисляется итоговая оценка (5, в процентах), отражающая степень выполнения РТУ или ТНП показателей: Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 177 По мотивированному представлению структурных подразделений ФТС России, осуществляющих оценку выполнения показателей, итоговая оценка может быть снижена, но не более чем на 10 %, последующим основаниям: • серьезные нарекания к работе функциональных подразделений • серьезные нарушения в работе РТУ или ТНП, выявленные в ходе Основным недостатком содержащихся в приложениях к Приказу № 250 от 02.03.2007 г. контрольных показателей эффективности является их перенасыщенность дублирующими и просто излишними показателями. Подходы к количественной оценке результативности таможенной службы и результаты их анализа представим в виде табл. 8.З.2 Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой результативности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат. В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которыми располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда,3 либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника,4 либо другие аналогичные показатели. ' Приказ ФТС России от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности лситсльности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год». ' Касенко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. — М.: РИОРТА, 2005.-200 с. ' Пагин В. Д. Теория и методология таможенного дела / Сборник научных трудов в двух тетях. Ч. 1. — М., 2001. ' Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (22-23 октября 1996 г.). Ч. 2. - М., 1996.
Раздел II. Управление таможенными органами Таблица 8.3 Существующие подходы к оценке результативности таможенных органов
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объемы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25—30 %, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже. В наиболее приемлемом варианте метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, которые можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК. Этот подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 179 границе.1 В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры — это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции). Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как ныполнение определенной совокупности государственных функций. При таком подходе результативность оценивается как степень достижения поставленных целей. Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.2 Исходя из таможенного законодательства и на основании Положения о таможенной службе,3 у ФТС имеется не одна цель, а несколько. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает результативность исполнения одной из задач или одной из целевых функций. Ключевым (интегральным) показателем при оценке результативности деятельности таможенных органов является результативность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и ее деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. Это же значит, что ее целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При пом степень этой «встроенное™», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки ее результативности. В целом можно сделать вывод, что не существует единого подхода к оценке результативности таможенных органов и требуется дальнейшее совершенствование системы показателей деятельности таможенных органов. 1 Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Одобрена коллегией ФТС России 29 августа 2008 г. ' Кженко В. П., ОпошнянЛ. И. Основы теории эффективности таможенного дела. — М.: 1>ИО РТА, 2005. ' 11оложенис о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459. Раздел П. Управление таможенными органами Глава 8. Критерии и показатели оценки деятельности таможенных органов... 181
8.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖНИ С разработкой приказа ФТС РФ № 95 от 04.02.2008 г. появилась система контрольных показателей эффективности деятельности, которые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен. В основу системы легли три критерия: 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства 2. Повышение качества предоставления услуг таможенными орга 3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, кон Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффективности деятельности (далее КПЭД). Их количество меняется от периода оценки, на 2009 г. утвердили 18 показателей, отражающих результаты деятельности таможенных органов и качество таможенного администрирования в целом.1 Контрольный показатель эффективности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. Например: КПЭД № 1 Показатель эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет имеет 4 подпо-казателя (рис. 8.6). В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои подпоказатели. Например: КПЭД № 13 Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками имеет 4 подпоказателя, а каждый подпоказатель имеет свои подпоказатели (рис. 8.7).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 8429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |