Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.Технология разработки структурно-логической схемы лекционного материала




Деловая игра.

Ценность деловой игры заключается в том, что она вводит студента в модель реального педагогического процесса. Участие в деловой игре дает возможность студенту не только расширить знания по изучаемому объекту, но и научиться систематизировать их, проблемно преобразовывать, приближать к сегодняшней жизни, практике, реальной педагогической деятельности.

 

 

Лекция является одной из широко распространенных форм обучения в высшей школе. При подготовке курса лекций преподаватель озабочен тем, чтобы каждая тема, с одной стороны, была раскрыта на высоком уровне, а с другой – полно и глубоко усвоена студентами. Как отмечал П.А.Флоренский «Существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция – это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы… Лекция должна не научить, а приучить к работе, создавая вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности»

Основой разработки лекционного курса является логика учебного предмета, и хотя (общеизвестно) логика учебного предмета не является вертикальным отражением логики науки - важнейшей из проблем, решаемых преподавателем при подготовке лекции, является трансформация научного вопроса в учебную программу с целью его оптимального усвоения. Преобразование научного материала в соответствии с требованиями теории обучения определяется как дидактическое структурирование (Степанов А.А, Регуш Л.А, Алексеев А.А. и др.)

Структурирование лекционного материала представляет собой организацию текста лекции, наглядного материала, выбора стиля изложения. *

Содержание лекции прежде всего передается планом. План лекции может быть свернутый (основной), указывающий о чем будет вестись речь и развернутый, где кроме основных пунктов плана дается развернутая характеристика того о чем будет идти речь. Представление развернутого плана лекции несомненно важна и для лектора и для аудитории. Однако, использование развернутого плана не всегда позволяет организовать эффективное управление процессом усвоения лекции по двум причинам:

1. развертывание пунктов плана при подготовке к лекции осуществляется на разную глубину в зависимости от имеющегося у лектора материала и интересов лектора

2. Репрезентация плана в начале лекции обеспечивает лишь формирование установки на восприятие определенного содержания.

 

Главной задачей структурирования является разделение материала на основные информационные единицы и установление логических переходов между ними, что создает возможность сделать объектом усвоения на лекции ее собственную логическую структуру. Структурированный материал лекции может использоваться в процессе презентации лекций с использованием современных проекционных средств (мультимедийные установки).

Основой структурирования лекции выступает создание иерархического, конкретизированного до определенной глубины плана лекции, в котором отражены отношения субординации и координации между отдельными его пунктами. Такой план сложен для одномоментного восприятия. Использование проекционной техники обеспечивает поблочную развертку плана перед аудиторией в процессе чтения лекции, что дает возможность сделать структурно сложный план относительно легким объектом усвоении и средством управления мыслью лектора и аудитории.

 

* Использованы материалы Методической разработки по дидактическому структурированию учебного материала по курсу общей психологии в условиях применения ТСО. Ленинград, 1981, издательство РГПУ им.А.И.Герцена. Авторы составители: Степанов А.А., Регуш Л.А., Алексеев А.А., Кешов М.М.

 

 

Опыт структурирования лекционного материала (Степанов А.А., Регуш Л.А. и др.) показал что оптимальная структура текстового материала может быть представлена следующим образом:

1 2 3 - 1 уровень

1.1 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 3.1 3.2. 3.3. - 2 уровень

1.1.1. 1.1.2 1.2.1. 1.2.2. и т.д. - 3 уровень

 

Кадры первого уровня репрезентируют основной план лекции. Кадры второго уровня определяют содержание основных вопросов, а кадры третьего уровня указывают основное направление развития мысли лектора, перечисляют круг тех вопросов (в тезисной форме), которые будут рассмотрены в данной лекции. Важно обратить внимание на то, чтобы репрезентируемые пункты плана 2 и 3 уровня конкретизации были, по возможности, организованы в виде логических схем, таблиц и т.д., что способствует повышению структурной организации текста лекции.

Особое внимание в структурировании лекции обращено на использование наглядности современные технические средства позволяют включать в лекцию не только статические, но и динамические формы наглядности. В принципе каждый пункт плана третьего уровня может быть подкреплен наглядным материалом, но необходимо при выборе наглядности исходить из традиционно принятых в психолого-педагогической литературе функций:

конкретизация и закрепление усваиваемого материала;

показ значения усваиваемых знаний для будущей специальности студента;

создание проблемных ситуаций.

Выделение функций наглядности в структуре лекции невозможно без учета ее психолого-педагогической специфики, как формы организации учебного процесса в вузе.

Целью лекции в высшей школе является обеспечение условий ориентировки в рассматриваемой проблеме, формирование теоретических знаний, познавательного инструментария, который дает возможность студентам справиться с большим потоком информации в организации самостоятельной работы. Это несомненно позитивный процесс «работает» на внедрение идей Болонской декларации в образовательный процесс вуза. Степень сформированности познавательного инструментария зависит от уровня активизации работы студента на лекции. В идеале студенты должны мыслить вместе с лектором, что определяет самую общую функцию наглядного материала в структуре лекции.

Мыслить вместе с лектором – значит «видеть» его мысль. Если логическая структура лекции (связи и отношения между ключевыми вопросами) репрезентируются аудитории через специально организованный план, то ее коммуникативно-психологическая структура (обоснование связей и отношений) - живое совместное мышление лектора и аудитории не может быть построено без наглядного материала.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что использование наглядности в лекции способствует организации коллективного мышления лектора и аудитории, обеспечивает расширение связи «студенты – лектор» до отношения «студенты – лектор – наука»

Основными элементами мыслительной деятельности (коллективной и индивидуальной) выступают предмет размышления, мотивация и оперирование Исходя из этого можно говорить частных функциях наглядного материала:

1. функция репрезентации предмета мысли;

2. функция мотивирования познавательной деятельности;

3. функция обеспечения мыслительного оперирования.

Названные функции дают возможность лектору классифицировать наглядный материал при его накоплении.

Репрезентация предмета мысли помогает студенту познакомиться как с объективными феноменами и закономерностями, так и субъективными формами в которых они представлены. Средством репрезентации, как правило выступает речь лектора. Сочленение речи с наглядностью обеспечивает более высокий эффект в усвоении материала. Репрезентативный наглядный материал может быть организован согласно цели, которую ставит перед собой лектор. В качестве наглядности можно использовать логические схемы, таблицы, графики видеосюжеты и т.д.

Через наглядный материал осуществляется мотивирование познавательной деятельности, представляющий как вербальный иллюстративный материал, так и визуальную репрезентацию предметных образов. Иллюстративный материал создает положительную эмоциональную установку на восприятие лекции, используется для реализации воспитания через предмет.

Обеспечение мыслительного оперирования осуществляется за счет единства вербального и образного в мыслительной деятельности при неравенстве того и другого в реализации разных мыслительных операций. Например, операция конкретизации и синтеза реализуются через образные структуры, а операции обобщения и анализа осуществляются легче через языковые средства.

Использование на лекции различных видов наглядного материала наряду с текстовым влияет на выбор лектором стиля изложения и характер учебной работы студентов.

Подготовка текстового материала в сочетании с наглядностью изменяет характер общения лектора со студентами, и работу студентов по усвоению содержания лекции.

Текстовой материал лекции, разделенный на логические единицы, демонстрируется студентам через мультимедийные проекторы в виде текстовых кадров. Таким образом, в учебном сообщении используются два вида речи: устная и письменная. В письменной речи в обобщенной форме представлены основные положения излагаемые лектором. Этой фиксированной логикой направляется устная речь преподавателя, который излагает, объясняет, конкретизирует, доказывает в развернутом виде текстовые кадры.

Включение в текст лекции аудиовизуального материала, делает мысль лектора более зримой, дает возможность студентам быстрее включиться в процесс восприятия материала, воспринять его логику, создает эмоциональный фон, облегчает оперирование информацией. Это в значительной степени усиливает позицию студента в работе с технологическими картами дисциплины. Типичным методом лекции становится репрезентация текстового кадра и его обсуждение лектором, с одновременным использованием наглядного материала. Воплощенная в письменной речи мысль усваивается студентами через устную речь лектора значительно быстрее и обеспечивает процесс принятия информации.

Структурированный текстовой материал, предлагаемый студентам в виде текстовых кадров, задает строгую программу содержания и позволяет управлять работой студентов по восприятию, пониманию сообщений лектора Основные положения лекции точно записываются всем потоком.

Используя наглядный материал для репрезентации предмета размышления, преподаватель своей речью поднимает студентов от предметного восприятия или единичного переживания к словесному обобщению.

Наглядный материал, обращенный к мыслительной деятельности студентов, требует от преподавателя раскрытия в речи мыслительных преобразований, которые выступают как образец для студентов. При использовании такого материала возможно включение элементов беседы: лектор ставит перед аудиторией задачу сделать выводы самостоятельно, а затем эти выводы уточняет.

Распределение информации между устной и письменной речью и различных форм наглядного материала приводит к сокращению времени необходимому для усвоения необходимого объема информации, высвобождению резерва времени за счет оптимизации общения лектора с аудиторией.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.