Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия управления




Изучение вопросов управления следует начинать с анализа его теоретических основ. Это весьма важно, поскольку применять на практике даже хорошие идеи, методики, рекомендации обычно бывает затруднительно, а порой невозможно, неэффективно, если не поняты общие вопросы управления. Ни одна проблема в управлении не может быть устранена, не будучи осмыслена и обоснована теоретически. Система теоретических знаний об управлении, ее понимание, предоставляют возможность анализировать свою деятельность с позиции теории.

Вся практика управления, управленческое мышление осуществляются в определенных понятиях, дефинициях. Понятие, как известно, — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых вступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Вместе с тем наука управления развивается с опорой и на категории — более общие, фундаментальные понятия, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

В понятийном плане управление не только профессиональная деятельность людей, но и специальная наука, имеющая свой предмет и методы исследования, вырабатывающая и теоретически систематизирующая знания об управлении. Ее цель — описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений в области управленческих воздействий. Она ориентирована на те потребности практики, которые не могут удовлетворить другие науки, входящие в систему знаний об управлении. Предметом науки управления являются отношения людей, возникающие в процессе управления, т.е. управленческие отношения, которые, в свою очередь, формируются под воздействием общественных законов, социально-экономического механизма деятельности объектов управления.

Управленческие отношения — относительно обособленная часть общественных отношений, которая принимает характер управленческих отношений в тех случаях, когда они опосредуются деятельностью управленческого органа.

Объектом науки управления являются экономические и социальные процессы, развитие, размещение и использование производительных сил, экономика в широком смысле этого слова и общество в целом.[60]

Субъективная деятельность по управлению всегда объективно необходима, поскольку она как бы объединяет общество, экономическую, социальную и духовную сферы в единый организм. Люди вступают в управленческие отношения независимо от своей воли и сознания.

Достоинства и недостатки в управлении отражаются непосредственно на интересах, потребностях, благополучии и, наконец, на настроении многих и многих людей. Управление может помогать людям воспитывать в себе организованность, дисциплинированность, добросовестное отношение к порученному делу, компетентность и другие лучшие качества. Но оно может и разлагать работников одним лишь тем, что плохо организовано.

Управление правомерно называют искусством. Еще в древности мудрецы полагали, что искусство управления людьми — самое трудное и высокое из всех искусств. Здесь важно обратить внимание на то, что не всякое управление — искусство.

Рассматривая вопросы искусства, важно вспомнить такие разновидности человеческой деятельности, как живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п. объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. Это так. Но в более широком значении понятие «искусство» относится к любой форме человеческой деятельности, когда она выполняется умело, искусно в технологическом, а часто в эстетическом смысле. Таким образом, искусство в общем смысле этого понятия, обозначает высокий уровень мастерства, совершенное выполнение данной работы, которая приобретает тем самым эстетический смысл. Искусная управленческая деятельность, проявляющаяся в каждой организации, может становиться эстетически значимой, с высоким уровнем применения культуры управления. Но в любом случае она остается подверженной влиянию личных качеств руководителя, его интуиции и творчества. Управление в качестве искусства использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата.[61]

Управление — это практика, которая включает прямой обмен деятельностью между участниками совместного труда в управленческой сфере. Такую повсеместную практику сопровождают: субъекты и объекты управленческой деятельности; побудительные силы, стимулы управления; управленческие взгляды, идеи, теории; управленческие и правовые нормы, традиции; отношения, складывающиеся между субъектами управления, их организациями.

Управление — это учебная дисциплина, которая полезна каждому, кто занимается интеллектуальным трудом независимо от сферы деятельности, уровня занимаемой должности, уровня системы управления (организация, органы государственной власти или местного самоуправления).

Наиболее общих, наиболее употребительных в теории и практике управления научных категорий — двадцать. Это та базовая основа, которая позволяет лучше организовать процесс изучения управленческих проблем, способствует выработке верного мировоззрения в области управления. Перечень категорий выглядит следующим образом: «субъект и объект управления», «прямые и обратные связи между ними», «организация», «внутренняя и внешняя среда», «принципы управления», «методы управления», «формы управления», «система управления», «управленческая деятельность», «виды управления», «процессы управления», «функции управления», «организационная структура», «модель управления», «персонал управления», «культура управления». [62]

Субъект управления — тот, кто управляет, - фигура, инициирующая действия путем принятия решения, постановки задач, источник управленческой активности, которым может выступать и отдельный индивид, и социальная группа.

Объект управления — то, чем управляют, - человек, структура (организация, структурное подразделение, отрасль, государство и т. п.), на которые направлено управляющее воздействие.

Объекты управления можно типологизировать по нескольким основаниям:

· по масштабам и уровням управленческого воздействия: страна, отрасль, регионы, организации;

· по видам регулируемой деятельности: производственная, социальная, образовательная, политическая, в сфере культуры;

· по адресату управленческого воздействия: население, все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально - территориальной общности; работники органов государственной власти и органов местного самоуправления; работники всех организаций.

Совокупность субъекта и объекта управления создает системное взаимодействие, при котором в задачу объекта управления входит реализация решений, задач, разработанных субъектом управления, т. е. осуществление той деятельности, для которой создавалась организация. Оба компонента системного взаимодействия имеют прямую и обратную связь.

Прямая связь выражается потоком директивной информации, направляемой от субъекта управления к объекту управления.

Обратная связь представляет собой поток отчетной информации о выполнении принятых решений, идущий в обратном направлении. Рис. 1.

 

 

 


О П

 

 

 


Рис. 1. Структура системного взаимодействия между субъектом и объектом управления. П — прямая связь; О — обратная связь.

Директивная информация формируется в соответствии с целями управления (желаемое будущее) с учетом информации о внешней среде, о сложившейся ситуации за пределами организации.

Отчетная информация создается объектом управления и отражает внутреннюю ситуацию объекта, а также степень влияния на нее внешней среды.

Информационные потоки, средства обработки, передачи и хранения информации, возникающие в процессе системного взаимодействия между субъектом и объектом управления, объединены информационной системой организации.

Таким образом, управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы (объект управления) для организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Здесь принципиально важно напомнить, что управляют не организациями, а людьми, находящимися в них.

Организация есть форма объединения группы людей, стремящихся к достижению как личных, так и общих целей. Это социальная группа, структура которой обусловлена разделением труда, специфическим для каждой организации. Кооперация действий отдельных членов организации является сознательной и предсказуемой.

Все социальные изменения в истории имели организационную основу. Подъем, расцвет, разрушение Римской империи, Советского Союза, распространение христианства, изменение и развитие того или иного общественного строя — все это выполнялось организациями. Все жизненное пространство заполнено ими. Люди рождаются и заканчивают свою жизнь среди организаций. Организации нужны для того, чтобы совместно сделать то, что человек не может сделать в одиночку.[63]

Многие поступки индивидуумов формируются организациями, поэтому люди экономически заинтересованы в организациях, которые поощряют эффективный труд с помощью мотивации, интеллектуального стимулирования. Организация определяет положение работника в системе социальной стратификации через должности, звания, статусы.

Организация может быть формальной и неформальной. Первая представляет собой кооперацию людей, отличающуюся целенаправленностью и упорядоченностью действий. Во второй осознанные цели не ставятся, создается она на основе динамичных личных отношений.

Формальная организация одновременно рассматривается как система предварительно спланированных связей, полномочий и функций. Формализация — совокупность средств, ограничивающих свободу выбора работника в процессе деятельности. К таким средствам относят: определение последовательности и продолжительности работ; определение порядка выполнения конкретным работником того или иного задания; определение правил поведения в различных ситуациях.[64]

Официальная организация, как правило, имеет статус юридического лица, что предполагает ее независимое существование от участников совместного труда, в том числе от изменения их состава, и самостоятельную имущественную ответственность.

В неформальной организации объединение людей происходит не только на основе административной власти, но и личного доверия, коллективной заинтересованности, незапрограммированных контактов внутри формальной организации, на основе дружбы и сотрудничества.

Управление создает организационную рациональность, поскольку всякая организация действует во внешней и имеет внутреннюю среду. Внешняя среда — это экономические условия, интересы и запросы потребителей, законодательство, деятельность контролирующих органов, конкурирующие организации, система ценностей в обществе, деятельность профсоюзов, развитие техники и технологии.

Внешнюю среду еще называют окружением, которое можно различать по трем уровням:[65]

· макроокружение создает общие условия функционирования организаций различных форм собственности на изменения которых влиять очень трудно: его образуют политические, экономические, технологические, правовые, социокультурные, демографические, природные, экологические факторы и другие;

· мезоокружение состоит из отраслевых и региональных факторов (конкуренты, профсоюзы, партии, общественность и пр.), косвенное влияние на которые оказать можно;

· микроокружение (деловое окружение) формирует факторы прямого воздействия, так называемые контактные аудитории, с которыми организация непосредственно воздействует и может оказывать на них влияние — поставщики, покупатели, банки, страховые общества, органы местного самоуправления и др.

Особенности изменений в окружении требуется своевременно учитывать, оценивать их последствия, выбирать оптимальный вариант взаимодействия с ним в пределах имеющихся ресурсов.

Все организации имеют совокупность внутренних элементов (объектов, процессов) т.е. внутреннюю сферу, которая активно взаимодействует с внешней средой (окружением). К основным характеристикам внутренней среды организации относятся:

· миссия — термин, означающий факт предназначения, естественного смысла существования организации, видение того, что она собой представляет или за что она должна бороться.

Миссия всякого управления, независимо от его форм, объема влияния, качества, основана на выполнении нескольких взаимосвязанных функций: определения ориентиров конкретных целей деятельности организации; стимулирования более ответственного человеческого поведения; планирования и проведения коллективных направленных изменений; предотвращения и преодоления критических ситуаций; создания коллективной выгоды. Миссия реализуется через формирование искусственных объектов управления, воздействия на них, в том числе через внутреннюю систему «порядков». Для реализации миссии управления объекты управления должны создаваться, по крайней мере, в семи сферах: а) хозяйство; б) среда обитания (территория); в) культура; г) человеческое общение; д) собственность (запас благ и прав); е) богатство и наследие; ж) свобода перемещения.

Каждая из указанных сфер требует особой организации управления, что и устанавливает разнообразие подходов, методов, описаний, технологий.[66]

 

2. цели — своеобразная ментальная конструкция, стандарт управления, конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе;

3. задачи — работа, которая должна быть выполнена в определенный период;

4. технология — общее количество всех приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, информации с помощью которых происходит их преобразование;

5. люди в организации — рабочие кадры, персонал управления вместе с руководителями;

6. разделение труда — специализация и дифференциация труда, способствующие выделению его видов. Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями, что образует иерархию — способ распределения системы управления по уровням, позволяющий создавать иерархические структуры: руководитель, его заместители, руководители управлений, отделов, бюро и т. д. Горизонтальное разделение труда касается тех видов работ, которые организация осуществляет в соответствии со своим предназначением, и является основой специализации работ.

7. структура — разделение организации на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления, что позволяет закрепить вертикальное и горизонтальное разделение труда;

8. ресурсы — (интеллектуальные, сырьевые, материальные, финансовые, информационные, трудовые) определенным образом структурированные и организованные, используемые для приобретения организацией конкурентных преимуществ;

9. отношения участников коллективного труда — взаимозависимости, специфика которых в том, что они соединяют (или разъединяют) людей в процессе достижения целей организации. В управлении они проявляются через субординацию, централизм, самостоятельность, партнерство, симпатии, антипатии и т.п.

10. организационный порядок — совокупность правил и норм, позволяющий участникам управленческого процесса действовать в соответствии с компетенцией (комплекс прав и обязанностей, которые ограничены нормами права).

Знакомство с моделями управления в их историческом развитии свидетельствует о том, что существуют некие важнейшие принципы — руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и процессу управления. Они имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления.[67]

·Принцип сочетания централизации и децентрализации. В иерархии управления искомое сочетание достигается посредством рационального распределения полномочий и ответственности на всех уровнях системы управления.

· Принцип единоначалия, означающий предоставление руководителям организации и ее подразделений власти в объеме, необходимом и достаточном для принятия решений в пределах своих полномочий.

· Принцип коллегиальности. Данный принцип предполагает совместное общение и выработку управленческих решений с привлечением специалистов. Но право на принятие окончательного решения и ответственность за его последствия сохраняются за руководителем.

· Принцип плановости, согласно которому определяются основные направления и задачи развития организации с ее ориентацией на долгосрочные цели, достижения.

· Принцип компетентности, означающий глубокое, доскональное знание своего дела участником управленческого процесса, существа выполняемой работы.

· Принцип мотивации, предполагающий внедрение в организации системы вознаграждений и взысканий, побуждающих работников к возможно более полному использованию своего интеллектуального потенциала.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловленны, реализуются масштабно и повседневно в методах управления.

Метод управления есть совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления на управляемый объект, чтобы добиться от него решения поставленных задач. Множество методов управления традиционно классифицируют по группам, по признаку их содержания: организационно — распорядительные; экономические; социально — психологические. В свою очередь государство организует общественную жизнь на правовых началах. Поэтому в процессе управления право выступает как вид социальных норм, как институт социального регулирования. Один из знаменитых римских юристов классического периода Павел (III в.) писал о праве так: «Право всегда является справедливым и добрым» и «Право — это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право»[68].

Организационно-распорядительные методы императивного характера воздействуют на исполнителей непосредственно, так как имеют форму обязательных предписаний (приказ, распоряжение). В то же время их более мягкие формы (рекомендации, консультации, разъяснении и др.) воздействуют организационно, позволяют создать нормативное правовое поле, внедрить определенные нормы и нормативные режимы, осуществлять организационное стимулирование путем предоставления дополнительных полномочий, перемещений в должности, ограничения контроля.

Экономические методы намного эффективнее организационно- распорядительных, ибо по своей природе имеют большой мотивирующий потенциал. Их далеко не полный перечень выглядит следующим образом: разработка прогнозов и национальных программ; налоговая, ценовая, инвестиционная, финансово - кредитная политика государства; планирование; различные виды хозяйственного расчета; формы оплаты труда и др.

Социально-психологические методы управления основываются на понимании психологических и социальных характеристик отдельных групп и работников. Методы означенного порядка при условии их умелого применения весьма эффективны. С их помощью решаются следующие задачи: отбор, подбор и расстановка кадров; поиск новых мотивационных механизмов; регулирование межличностных отношений в коллективе; рационализация трудовых процессов и многое другое.

Управление в организации осуществляется в следующих формах:

· общее (высшее) руководство — выработка концепций, выбор общей стратегии и способов реализации основных, перспективных направлений деятельности;

· технологическое руководство — поиск и внедрение прогрессивных технологий, рационализация производственных процессов на основе современных методов управления;

· экономическое руководство — стратегическое и оперативное планирование, анализ финансово - экономической деятельности, организация маркетинга и финансовых потоков, стимулирование труда;

· оперативное управление — составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж, организация учета и контроля производственного процесса и его результатов;

· управление персоналом — набор, адаптация, обучение, переподготовка работников, отбор, подбор и расстановка руководящих кадров, работа с резервом, оптимизация затрат на персонал, совершенствование системы мотиваций и стимулирования, разрешение конфликта интересов.

Система управления есть целостное организационное объединение, совокупность осуществляющих управление звеньев и связей между ними. Она характеризуется: функциями и целями деятельности; конкретным набором элементов, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т. д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, ответственности, деятельности системы управления в целом и ее элементов. Система управления опирается на два социально-психологических феномена, которые можно обозначить как собственно управление, т. е. целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, т. е. восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.[69]

Система управления задает разнообразные процессы управления, составляющие функции управления, например:

· выбор целей и задач;

· выбор и формирование политик;

· ведение переговоров и заключение контрактов;

· назначение работника на должность;

· формирование культуры управления;

· коллективное развитие компетенции;

· формирование идеологии управления;

· применение научной теории управления в принятии управленческих решений;

· разработка технологий, алгоритмов и процедур, облегчающих принятие управленческих решений.[70]

Управленческая деятельность — это специфическая разновидность трудового процесса, предметом которого является информация, а продуктом — управленческие отношения. Ее принято рассматривать как часть коллективных действий, как совокупность определенных способов и технологий, изменяющих поведение человека, как профессиональный вид трудовой деятельности.

Виды управления — это описание разновидности управления по некоторым признакам, влиянию внешней среды, функциональной специализации, позволяющее использовать видовое разнообразие для повышения потенциала и развития управления как роста его разнообразия.

Выделение видов управления необходимо для того, чтобы обозначить взаимосвязь определенного субъекта управления и определенного объекта управления, в том числе с точки зрения компетенций первого в отношении второго, а также особенностей объекта управления.

В этом плане Э. Петерсон и Э. Плоумен в свое время предложили рассматривать следующие виды управления: правительство; государственное управление как организация органов власти и осуществление руководства над их служащими; военное управление; клубное управление; бизнес — управление; управление государственной собственностью как особое управление, учитывающее проблемы и суждения общества. К ним можно добавить управление по ценностям, управление рынком недвижимости; правоохранительное управление; управление прокурорско-надзорной деятельностью и др. Во всяком случае, анализ управления по видам позволяет разобраться в таких новых для российского общества конструкциях, как «муниципальное управление», «корпоративное управление», «управление логистическими процессами», «управление на основе аутсорсинга», «управление проектами», «бюджетное управление» и т. д.

Процессы управления рассматриваются как совокупность последовательных действий, процедур или последовательная смена состояний для получения некоего результата, конечного достижения, факта. Процессы управления напрямую связаны с осуществлением функций управления.[71]

Вся практика развития управления подтверждает большое значение обоснованной классификации функций управления. Под функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся однородностью осуществляемых работ и их целевой направленностью.

В современной теории управления функции подразделяют на общие (основные), специальные и частные.

Общие (основные) функции присущи всем специальным системам управления — это планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль.

Специальные функции связаны с осуществлением организацией своего предназначения (промышленная, коммерческая, научная и другая деятельность).

Частные функции обычно предопределяются непрофильной деятельностью организаций (маркетинг, инновация, инжиниринг, лизинг и пр.)

Функции занимают ключевое место среди базовых категорий науки управления, в них раскрывается сущность и содержание управления на всех его уровнях. Четкое разграничение функций между органами управления и персоналом управления — основа высокого уровня исполнительской дисциплины, повышения ответственности кадров.

В управлении, как и в любой сфере деятельности, существует разделение труда. Организационная структура — это форма разделения и кооперации управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления. Основные элементы организационной структуры — подразделение (звено) управления; иерархический (вышестоящий) уровень управления; связь между звеньями, уровнями управления и персоналом управления, наделенными определенными функциями. Различают следующие типы организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-штабную, линейно-функциональную, матричную, а также дивизиональную. Их применение зависит от специфики деятельности организации, ее численности, сложности или простоты взаимосвязей и соподчиненности в системе управления.

Управление изначально сориентировано на моделирование, поскольку модели позволяют конкретизировать виды управленческой деятельности, «раздробить» задачи и функции, необходимые для достижения намеченного.

В литературе наиболее известны следующие модели управления:

· административное управление;

· управление компетенцией;

· управление социальными конфликтами;

· управление по результатам;

· стратегическое управление;

· антикризисное управление;

· управление рисками.

Каждая организация разрабатывает и реализует свою кадровую политику, которая находит воплощение в совокупности принципов и технологий, распространяющихся на всю систему работы с кадрами, с особым вниманием к персоналу управления. Это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные управленческие функции, представляющий собой объединение людей по профессиональным или иным признакам. В состав персонала управления входят: руководители, специалисты, вспомогательный персонал (технические работники). Основными функциями персонала управления являются: руководители — принятие управленческих решений; специалисты — подготовка аналитических материалов и вариантов решений; вспомогательный персонал — создание надлежащих условий для эффективной работы руководителей и специалистов.

Каждой организации присуща своя культура управления — как практика, как действие, как асимметричная структура власти, как социальный контроль и возвышение роли знаний. Ее носителями являются все участники управленческого процесса, все категории персонала. Управление, имея в качестве опоры интересы и власть, всегда базируется на уже сложившейся культуре, обусловлено степенью ее развитости в обществе. Культура предопределят качество деятельности человека во всех областях и способы его действий. Культура управления как категория — это совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, мироощущений, норм поведения, а также методов и приемов управленческой деятельности, связанных с поиском и получением новых результатов, увеличением добавленной стоимости.

Реально действующая культура управления предполагает не механическое соединение названных компонентов, но и свое постоянное, текущее существование в виде конкретных культурных форм. К этим формам можно отнести культурные ритуалы и церемонии, культурные коммуникации, механизмы привлечения персонала к творчеству, внедрение корпоративных знаков и символов, кодексы поведения, мотивационные модели оплаты труда, социальное внимание и заботу, ориентиры инновационного развития и многое другое.

Совершенствование управления — специфическая человеческая деятельность, заключающаяся в исследовании, проектировании и создании систем управления или отдельных их элементов.

Работа по совершенствованию управления неразрывно связана с творческим отношением к управленческому труду и имеет целью повысить научный уровень и эффективность управления.

Сама же эффективность управления — это уже экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации, определяющая степень реализации целей организации, а для предпринимательских структур ее интегрального показателя — прибыли

Для совершенствования управления важно помнить, что различные стороны управленческой деятельности исследуются философией, социологией, экономикой, кибернетикой, логикой, математикой, правовыми науками, психологией, статистикой и другими областями знаний. Тесные взаимосвязи наук есть отражение объективных комплексных явлений в управлении, которые требуется изучать системно для их познания, и на этой основе совершенствовать управленческую практику. Кибернетика, математика, системный анализ вооружают руководителей новыми средствами подготовки и принятия управленческих решений на основе качественной информации.

Поскольку управление не является схоластическим явлением, а имеет конкретную практическую задачу — добиться большей результативности работы систем управления, оно является своеобразным научным перекрестком, где встречаются приемы и способы других наук, оставаясь относительно автономным научным направлением, а предметом управления всегда остаются управленческие отношения между людьми.

Через изучение управленческих отношений появляется возможность совершенствования управления по целому блоку проблем: теоретические основы управления; содержание управленческой деятельности; организация управления; техника, технологии, методы управления, психология управления, человек в системе управления.

Для управления небезразличны нормы права, но особый интерес здесь в том, каким образом применяется юридическая норма, как фактически протекают процессы, какими причинами вызвана именно эта, а не иная их форма, каковы механизмы реализации прав. Без внимания к юридическому аспекту управленческой деятельности невозможно его совершенствование, поскольку права, обязанности, ответственность органов управления и должностных лиц имеют важнейшее значение для упорядочения, регламентации управленческих отношений. Разработка проблем управления всецело базируется на правовой основе, изучении, систематизации и обобщении имеющегося практического опыта и только после этого приобретает объективную значимость и научный характер.

Традиционное управление основано на сочетании личностных качеств руководителя и типовых правилах, инструкциях, нормативных правовых актов по управлению, которые существуют в каждой организации.

Переход к научно обоснованному управлению характеризуется изменением как структуры, так и состава факторов. На первое место выдвигаются объективные факторы, связанные с применением научных методов управления и научной организации систем управления, значительно меняется личностные качества за счет повышения образования в области управления.

Такое научно ориентированное управление предполагает:

· широкое использование в практике управления новых научных достижений науки управления и смежных с ней областей знаний;

· применение современных информационных технологий для подготовки и принятия управленческих решений;

· внедрение методов точного расчета, прогноза, методов соизмерения затрат и результатов, логических методов анализа и математического моделирования;

· поиск способов реализации научных категорий управления для эффективного управления людьми, использования имеющихся ресурсов.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким причинам управление является профессиональной субъективной деятельностью людей?

2. Почему управление имеет системный характер?

3. Каково основное предназначение механизма управления?

4. Что повлияло на быстрое расширение масштабов использования управления как самостоятельной области знаний в XX веке?

5. Каковы основные идеи правовой и управленческой мысли за период до начала XXI?

6. В чем значение наиболее общих, наиболее употребительных в теории и практике управления научных категорий?

7. Зачем авторы современных управленческих теорий предлагают идеи, а практические руководители, персонал управления их изучают?


Глава 2. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

§ 2.1 Классификационные признаки в управлении

 

Множественность сфер управления, различия в атрибутах субъектов и объектов управления, наличие уровней, звеньев, иерархий в системах управления – всё это создаёт разнообразие и масштабность видов управления. Действительно в качестве субъектов управления в той же отечественной экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, судебные органы государства, органы особой компетенции (прокуратура, Счётная палата РФ, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия в РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральный банк РФ), отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, персонал управления, рабочие кадры.

Объекты управления – это мировая экономика, экономика страны, её регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно-технический и информационный потенциал, финансы.

Управляющие воздействия представлены законами, указами, подзаконными нормативными актами, государственными программами, постановлениями директивных органов, планами, программами, положениями, инструкциями, правилами и нормами, действующими на предприятиях, в организациях и учреждениях, приказами, распоряжениями, указаниями хозяйственных руководителей и собственников экономических объектов, материальными и моральными стимулами.

Субъект и объект управления требуется рассматривать как две системы (управляющую и управляемую), но эти системы являются одновременно субъектом и объектом управления, находятся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и её величина и границы зависят от масштабов и особенностей последний. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта. Кроме того, важно различать и уровни управления: высший, средний и низовой (государство, территория, организация; предприятие, цех, участок, рабочее место).

Разделение управления на виды может быть проведено по различным основаниям:

- в зависимости от сфер общественной деятельности – управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление;

- в зависимости от структуры общественных отношений – управление экономическим и соответственно политическим, социальным и духовным развитием общества;

- в зависимости от объектов управления – хозяйственное управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью;

- в зависимости от характера и объёма охватываемых управлением общественных явлений, – управление государством, управление отраслями народного хозяйства, управление предприятиями, организациями;

- по субъекту управления – государственное управление, местное самоуправление, управление собственностью, общественное управление, групповая (коллективная) саморегуляция, самоуправление (целесообразное поведение или действие одного человека)[72].

Американские исследователи Э. Петерсон и Э. Плоумен[73] предложили свою классификацию: правительственное; государственное; военное; ассоциативное (клубное); бизнес-управление; управление государственной собственностью.

Рассматривая управление как элемент организованных систем различной природы, выделяют управление в неживой природе или технических системах, живой природе, управление биологическими системами и в человеческом обществе (воздействие на социальные процессы, коллективы).

· процессы управления в неживой природе (в технических схемах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

· процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

· процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Применительно к конкретной организации виды управления приобретают чёткие очертания: функциональное управление (планирование, прогнозирование, организация, учёт, контроль); управление временем (оперативное, перспективное, текущее); управление ресурсами (материальные, финансовые, трудовые, сырьевые); управление логистикой (технологии производства, материально-техническое снабжение, маркетинг, сбыт); управление кадрами; управление делопроизводством.

Существует классификация, предлагающая рассматривать виды управления по степени участия человека в реализации управленческих воздействий: управление техническими, эргастическими и организационными системами.

Технические системы создаются человеком, программное обеспечение подготавливаются человеком, но функционируют эти системы уже без его участия.

Определить степень влияния внешней среды в таких системах можно с помощью заданной вероятности влияния её факторов или с помощью выстраиваемого механизма адаптации (самонастраивающиеся, обучаемые системы).

В эргастических (человеко-машинных) системах операторы наряду с машинами принимают необходимые управленческие решения и координируют, контролируют работу автоматизированных систем. Здесь важен учёт психоэмоциональных, физиологических особенностей участников.

Организационные системы – это группы людей, общество в целом, где характерно применение управления на личностном контакте.

Особый интерес представляет фасетная классификация видов управления, на основе особых признаков. Термин «фасет» на английском – faceted metadata, faceted classification (рамка). Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Примером фасетной системы классификации остаётся алгоритм регистрации преступных элементов, предложенный французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Он делил всех людей на три группы – по длине черепа, каждая из трёх групп затем делится на три подгруппы – по ширине черепа, дальнейшие деления – по размеру среднего пальца левой руки, размеру правого уха, росту, длине рук, высоте в сидячем положении, размеру стопы, длине локтевого сустава. Всего в этой системе 19 683 категории.

Классификация видов управления состоит из 22 фасет по следующим классообразующим признакам: степень сосредоточения власти; характер взаимодействия системы управления с внешней средой; объект управления; значимость возмущающих воздействий или последствий решения проблем; характер причинно-следственных связей; способ воздействия на ситуацию; соотношение скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды; уровень использования административных методов управления; отношение к использованию целей как инструмента управления; требуемая кратность управленческих воздействий; частота появления проблемных ситуаций; характер проблемной ситуации.

На основе вышеназванных признаков выделяют следующие виды управления:

· по степени сосредоточения власти: централизованное, частично централизованное, децентрализованное;

· по характеру взаимодействия системы управления с внешней средой: в конфликтной и в неконфликтной ситуации;

· в зависимости от объектов управления: внутреннее, внешнее;

· по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем: стратегическое, тактическое (оперативное)

· по характеру причинно-следственных связей: стохастическое (случайное), детерминированное (закономерное, взаимосвязанное, взаимообусловленное);

· по способу воздействия на ситуацию: ресурсораспределительное, конфигурационное, маргинальное, смешанное;

· по соотношению скорости управленческих решений и скорости появления новых воздействий внешней среды: постсобытийное и упреждающее;

· по уровню использования административных методов управления: прямое, косвенное, смешанное;

· по отношению к использованию целей как инструмента управления: программно-целевое (программа отклонения от неё), функциональное (цели не формируются, особое внимание уделяется выполнению функций, исходя из их назначения);

· по требуемой кратности управленческих воздействий: многоэтапное, одноэтапное;

· по частоте появления проблемных ситуаций: уникальное, повторяющееся;

· в зависимости от характера ситуации: хорошо формализуемое, слабо формализуемое, неформализуемое.

В связи со стремительным развитием электронно-вычислительной техники, созданием сети Интернет и других передовых информационных технологий для характеристики современного периода развития мировой цивилизации широко применяется понятие «информационное общество». Известный американский философ Э. Тоффлер в своей книге «Метаморфозы власти» на многочисленных примерах доказывает, что в триаде источников власти: сила, деньги и знания – дополнительную власть даёт информация.

Знания – это результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путём. Знания – это структурированные данные, или метаданные (данные о данных).[74] Информация, как совокупность данных, сведений о соответствующих предметах, явлениях, процессах играет в управлении исключительную роль.

Для обеспечения систем управления в каждой из них формируются информационные ресурсы, различающиеся по объёму, способам организации и предоставления информации в информационной сфере, под которой понимается область деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе.[75]

По существу, это управление на основе информационных технологий – системе методов, способов, средств сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления информации.

В этих процессах наиболее заметна управленческая функция информации, проявляющаяся в системе управления в нескольких формах: как источник власти, фактор регулирования коммуникаций, продукт управленческого процесса.[76]

Управление на основе информационных технологий как один из видов управления весьма востребовано и перспективно. Среди современных информационных технологий выделяют следующие базовые блоки:[77]

· информационного и лингвистического обеспечения: информационные языки; классификаторы; автоматизированные информационно-поисковые системы; централизованные, локальные, распределённые базы данных; базы знаний; экспертные системы и др.

· технического обеспечения и коммуникаций: персональные, корпоративные, суперкомпьютеры; локальные, корпоративные, региональные, глобальные вычислительные сети; телеобработка и цифровая обработка данных; телеконференции и др.

· программного обеспечения: операционные системы; автоматизированные технологии и языки программирования; системы управления базами данных; электронные таблицы; системы обработки графической и звуковой информации; редакционно-издательские системы; прикладные программы и др.

Превращение информации в важнейший ресурс социально-экономического развития современной цивилизации, осознание информации как товара, средства управления личностью и обществом, инструмента власти обусловили повсеместное распространение термина информационное общество. Это понятие имеет мощное смысловое значение: природные ресурсы, капитал, труд как основные факторы индустриального общества уступают место новым движущим силам общественного развития – информации и знаниям.

Информационное общество – это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитым информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации.[78]

Цели выделения отдельных видов управления могут быть различными, но необходимость для этого возникает, по мнению исследователей, прежде всего в трёх случаях:[79]

Во-первых, для того, чтобы обозначить взаимосвязь определённого субъекта управления и конкретного объекта управления, в том числе в контексте компетенций первого в отношении второго, а также специфических особенностей объекта управления.

Во-вторых, для обозначения взаимосвязи с агентами, принимающими независимые управленческие решения в отношении того же объекта управления.

В-третьих, для организации, координации, совершенствования самих видов управления. Это характерно для государственного и муниципального, корпоративного, антикризисного, финансового управления, самоуправления и т. д.

Анализ по видам управления позволяет понять причины появления и механизм функционирования его новых конструкций: бюджетное управление, управление сетевыми организациями, антикризисное управление и т. п.

Предложенные классификации не могут иметь законченный ряд, поскольку формирование взаимодействия между публичными органами власти и предпринимательскими организациями, органами, занимающимися развитием общественных благ и домашними хозяйствами всегда представляет собой процесс динамичный.

Следует учесть, что в научной литературе выделяются два типа теории управления: теория социального управления и теория организации и управления. Первая представляет собой часть общих политико-философских и социально-философских мировоззренческих систем, трактующих закономерности и механизмы образования и функционирования общества в целом.

Вторая же носит конкретный характер и обеспечивает обоснование и объяснение принципов, структур, целей, механизмов функционирования организаций и управляющей системы.

Но для того, чтобы более тщательно выделить роль человека как центрального звена управления и отношение к нему, в контексте второй теории наиболее значимы для современной практики следующие виды социального управления, требующие более подробной характеристики.

· государственное управление (в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

· местное самоуправление (муниципальное управление);

· управление муниципальным образованием;

· военное управление (особый тип социального регулирования по созданию и развитию военной организации);

· корпоративное управление (в современных организациях, структурированных по особым правилам).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 10326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.