Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г Профессиональная ориентация: 1EU] организационные аспекты 1 страница




Структурные сдвиги в экономике развитых стран требуют от ра-бочей силы новых качеств - повышенной профессиональной и географической мобильности, которые должны развиваться на всех уров-нях профессиональной и общеобразовательной подготовки, основываясь на адекватных мероприятиях в области профессиональ-ной ориентации [1, с. 3-16].

Непрерывно увеличивающаяся безработица среди молодежи свидетельствует о том, что для значительной ее части подготовка к тру-довой жизни не отвечает современным требованиям, а при переходе от обучения к трудовой деятельности возникает проблема трудовой адаптации, что особенно сказывается на низших социальных группах населения [1].

Эти обстоятельства дали основание экспертам Комиссии “Обще-го рынка”, исследовавшим проблему занятости молодежи, сделать вывод о том, что профессиональная подготовка выпускников школ, их


профессиональная ориентация в настоящее время должны быть под-няты на более высокий уровень.

Среди западных специалистов все большее признание находит системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство молодежи рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консуль-тирование, профессиональный отбор и профподбор, первоначальное трудоустройство и последующие меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином "переходные услуги".

По мнению части теоретиков, занимающихся проблемами молоде-жи, комплексная система “переходных услуг” в идеале должна пред-ставлять собой широкий спектр строго координированных последовательных действий в отношении молодежи при переходе от учебы в школе к профессиональной деятельности. Система образования в целом должна тесно сотрудничать с органами по труду и участвовать во всех этапах деятельности “переходных служб”.

Анализ зарубежных источников свидетельствует о том, что система профориентации в развитых странах не имеет четко выраженного единого подхода.

Аргументы в пользу развития профориентации в системе общего образования основываются, в частности, на том, что профориентаци-онная работа имеет общеобразовательную природу, поэтому в школе легче наладить сотрудничество учителей с другими специалистами -школьными психологами и медиками, работниками социального обес-печения и т. д.

Наряду с этим распространена точка зрения, что главная ответ-ственность за проведение профориентационной работы не обязатель-но должна возлагаться на систему школьного образования; необходимо делать акцент на специальные агентства типа центра профориентации и трудоустройства молодежи, поскольку школы не заботятся о том, что происходит с учениками после завершения школьного образования.

Несмотря на отмеченные выше различия концептуальных точек зрения на организационное построение профориентационной работы, общим для всех развитых стран является то, что различные институты системы образования вместе с сетью государственных и частных служб занятости (агентств и бюро по трудоустройству) составляют главные элементы организационной структуры профориентации и трудоустройства молодежи [1].


6.1. Профориентация в США и Канаде

В США организационная структура системы профориентации характеризуется высокой степенью децентрализации. Государственные органы - Министерство труда, Министерство здравоохранения, Министерство образования и социальных служб - осуществляют в основном мероприятия законодательного и рекомендательного ха-рактера, регулируя финансовые вопросы в сфере профессиональной подготовки на федеральном уровне. Главную же роль в координации и руководстве профориентационной работой и трудоустройством молодежи играют службы занятости, имеющие отделы образования на уровне отдельных штатов. Большое значение в организации и прове-дении этой работы имеют разного рода советы, ассоциации предста-вителей деловых кругов, членов коммунальных общин и т. п. [1].

Основную практическую работу по профориентации среди учащих-ся проводят штатные профессиональные консультанты, работающие на условиях полной или неполной занятости. Соотношение чис-ла профконсультантов и учеников в школах примерно 1:430, по отдельным районам оно колеблется от 1:1000 до 1:200 (в частных школах пригородов больших городов). В большинстве школ профкон-сультанты имеют образование в области психологии и социологии или диплом учителя.

Профориентационная работа начинается с последних классов на-чальной школы посредством проведения бесед для ознакомления школьников с “внешним миром”. Учащиеся выпускных классов сред-ней школы заполняют вопросники для определения предпочтительно-сти в выборе будущей профессии. Проводятся групповые или индивидуальные консультации, тестирования с целью определения склонностей и способностей.

В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются проф-рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствова-ния, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя-предметники и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе (в основном на начальных этапах проведения мероприятий по профориентации), помогают профконсультантам составлять досье на выпускников.


В США составными элементами организационной структуры сис-темы профориентации являются государственные и частные агентства занятости, которые оказывают услуги по профконсультирова-нию, тестированию и другим формам профориентационной работы лицам, обращающимся за помощью в трудоустройстве, а также пред-ставляют предпринимателям кандидатов на имеющиеся вакансии, про-водя профотбор [1].

Для проведения профориентационной работы и трудоустройства молодежи многие агентства занятости имеют отделы по работе с молодежью или предусматривают в штатном расписании должность специалиста-профконсультанта.

Агентства по трудоустройству работают с помощью электронных банков, содержащих данные о вакантных рабочих местах в каждом штате, описание основных массовых профессий, а также ежедневный перечень вакантных рабочих мест. Эта информация печатается в бюллетенях агентства и поступает в распоряжение профконсультантов и лиц, нуждающихся в услугах агентства.

В качестве конкретного примера можно привести Информационную систему по профессиональной карьере шт. Орегон. Услугами од-ной из ее подсистем - “Доступ к профессиональной информации” -за относительно небольшую плату (2-3 дол.) может пользоваться лю-бой школьник или студент штата, ищущий работу, для получения данных по интересующим его вопросам.

Заметное развитие в США получили центры профориентации при школах и колледжах. Для типового центра подобного рода ха-рактерно комплексное оснащение профдиагностической аппаратурой и оборудованием, предоставление широкого спектра профориентаци-онных услуг, начиная от профориентации и заканчивая профотбором. С целью повышения эффективности центров, особенно в области про-фессиональной информации, широко применяется электронно-вычис-лительная техника, с помощью которой централизуются отбор, рас-пространение и использование профинформации и, что важно, контролируются ее достоверность и надежность по временным и другим параметрам. Осуществляется это путем оснащения центров терминальными устройствами, объединенными каналами связи с электронными банками данных. В крупных центрах используются автономные комплексы электронной обработки данных на основе мини-ЭВМ.

Обычно профконсультанты в колледжах совмещают профориен-тационную работу с функциями по трудоустройству, выполняемыми


главным образом путем поддержания контактов с предпринимателями и местными общественными организациями.

В университетах США традиционно существуют собственные службы профессиональной карьеры, профсоветники и консультанты которых разрабатывают планы трудоустройства и проводят профориен-тационную работу; составляют картотеку студентов, где отмечаются индивидуальные профориентационные характеристики, и картотеку предпринимателей - потенциальных работодателей; определяют ка-налы контактов с ними по вопросам, связанным с наймом; подбирают из числа студентов кандидатуры, отвечающие требованиям конкрет-ных рабочих мест [1].

В современном, все более разнообразном мире профессий, когда требования к работникам быстро изменяются, и многим из них не-однократно приходится решать проблему перехода в новую сферу деятельности, профориентация становится необходимым связующим звеном между человеком, системой профессионального образования и хозяйством. Когда человек попадает на “свое” рабочее место, выигрывает и он сам, наиболее полно реализуя свой личностный потенциал, и общество, получая от работника максимальную отдачу. Если же выбор сделан неверно, то для работника это означает напрасные затраты средств и времени на приобретение “неподходящей” специальности, сложности при трудоустройстве, а затем в процессе работы; общество же из-за множества таких ошибок несет потери от нера-ционального расходования средств на профессиональное обучение, от нехватки кадров одних специальностей и избытка других. Поэтому и становится насущно необходимой постоянно действующая широкомасштабная система помощи населению в выборе профессии, получении специальности и трудоустройстве.

Интересным опытом в создании такой системы обладает Канада. В последние годы здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, как было ранее, но и на взрослую аудиторию), налаживается ее тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирова-ния подготовки и использования рабочей силы.

Стало очевидным, что в современных условиях средние учебные заведения не в состоянии только своими силами организовать профессиональную ориентацию на должном уровне - дать молодежи адекватное представление о всем разнообразии видов трудовой деятельности, о новых профессиях, о том, какие из них пользуются наи-


большим спросом и как можно получить необходимую специальную подготовку.

Интенсивные структурные сдвиги в экономике, широкое внедрение микропроцессоров и робототехники, реализация управленческих нововведений - все это потребовало новых подходов к процессу под-готовки кадров. В условиях, когда значительно сокращаются “сроки жизни” профессий, быстро устаревают полученные ранее знания и навыки, возникает необходимость в более массовой и приспособленной к нуждам самых различных категорий населения системе, которая могла бы помочь в выборе профессии, при перемене сферы деятельности, переобучении.

В связи с этим в Канаде создана новая, многоступенчатая система профессиональной ориентации, построенная на иных, чем прежде, принципах. Работа с учащимися начинается в раннем подрост-ковом возрасте, но не замыкается в стенах школы и становится более разнообразной по форме. Центр тяжести перенесен в специаль-но созданные для этой цели учреждения. Большое развитие получила консультативная помощь взрослым работникам - ей отведена одна из ключевых ролей в процессе их адаптации к изменяющимся условиям развития экономики [1].

Стержень реформ первичной профессиональной ориентации в школах - усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. В крупных городах основное внимание уделено распространению компьютерной грамотности: в школах с младших классов введено обучение работе с персональными компью-терами, в старших - основам программирования.

В школах небольших городов и сельской местности структура про-фессиональных программ изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, состоящих из предста-вителей местных властей, учебных заведений, предпринимателей, руководителей наиболее крупных местных компаний. Одна из основ-ных задач комитетов - изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.

Важной для выбора будущей профессии и подготовки к самостоятельной трудовой жизни считается работа подростков по найму в течение летних каникул. Временная работа школьников с 13-14 лет (согласно исследованиям социологов, именно этот возраст наиболее благоприятен для формирования общих трудовых навыков) незави-


симо от достатка семьи была довольно широко распространенной практикой и прежде. В последнее время к организации найма школь-ников активно подключились государственные органы по труду. Све-дения о возможностях устройства на работу можно получить в информационных отделах центров содействия найму (ЦСН). В Канаде насчитывается свыше 400 постоянно действующих центров общена-циональной государственной службы содействия найму, основная за-дача которых - сбор и распространение информации о вакансиях и свободной рабочей силе, консультирование работников по вопросам найма и профессионального обучения, а также консультирование предпринимателей по различным вопросам, связанным с использова-нием рабочей силы.

Но главную роль в трудоустройстве учащихся во время летних каникул играют временные (с апреля по сентябрь) специально создаваемые для этой цели центры, сотрудники которых - старшекурсники и недавние выпускники колледжей и университетов - проходят краткий курс подготовки с помощью консультантов из ЦСН. Они заключают контракты с различными государственными и частными организациями, договариваясь о сроках, объеме и оплате работ (иног-да оплата частично или полностью осуществляется за счет государственных средств, выделяемых на специальные программы трудоуст-ройства молодежи в летний период). Как правило, речь идет о бла-гоустройстве улиц, парков, спортивных и детских площадок, посадках леса и т. п. Старшеклассники привлекаются также для присмотра за маленькими детьми, помощи персоналу в домах престарелых и больницах. При организации найма студентов по возможности учитыва-ются уровень и профиль уже полученной ими профессиональной под-готовки [1].

При всем разнообразии форм профориентации важнейшей для молодежи формой познания “мира профессий” становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (их название можно приблизительно перевести как “центры выбора”). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом, по методу самообслуживания. Придя в “центр выбора”, молодые люди (возраст в целом не ограничен) могут получить информацию в виде текста на экране дисплея и краткого фильма приблизительно о 4 тыс. профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содер-


жание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальнос-тей; г) спрос на работников данной профессии на местном и обще-национальном рынках труда. Информации по последнему вопросу придается большое значение. Предоставляемая в виде текущих оце-нок и двухгодичных прогнозов, такая информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с учетом насущных потребностей хозяйства.

Пройдя с помощью того же компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель “центра выбора” может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если же после этой информации возникает необходимость в советах консультанта, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму.

В настоящее время в Канаде действует около 70 “центров выбора” (т. е. в среднем один приблизительно на 200 тыс. человек экономически активного населения или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Часть из “центров выбора” постоянно расположена там же, где и ЦСН, другие временно перемещаются на территорию многолюдных в летние месяцы выставок и ярмарок [1].

Создание автоматизированных “центров выбора” потребовало немалых затрат, что связано не только с установкой видео- и компью-терной техники, но и с основательной научно-организационной под-готовкой. В течение нескольких лет по заказу Федерального министерства занятости и иммиграции разрабатывался новый "словарь профессий" - новый не только по многим названиям, но, главное, по принципу классификации, которая прежде строилась по отраслевой и профессионально-квалификационной принадлежности, а сейчас в основу положено содержание трудовых функций и требования, предъявляемые к знаниям и навыкам работников. Указаны также род-ственные, смежные специальности и возможные варианты трудоуст-ройства, что особенно важно в условиях все более широкого рас-пространения “сквозных” профессий, т. е. применяемых в различных отраслях и производствах.

Параллельно был составлен так называемый перечень индивиду-альных профессиональных интересов и склонностей, психологи внесли изменения и уточнения в набор тестов для оценки профессиональ-ной пригодности.


Как показала практика, большие затраты на автоматизированные “центры выбора” оправдали себя. Самый широкий спектр представляемых профессий, оптимальная по объему и содержанию, доходчиво изложенная информация, по-своему занимательные формы ее подачи, высокая пропускная способность “центров выбора”, работающих по методу самообслуживания, - все это подняло профессиональную ориентацию на качественно новый уровень. Резуль-таты нововведений несравнимы с теми, что достигались прежде пу-тем прикрепления к школам инструкторов, лучшие из которых могли привлечь внимание школьников лишь к небольшому числу профессий, а худшие - превратить занятия по профориентации в пустую формальность.

Значительно расширились масштабы мероприятий по профессиональной ориентации различных групп взрослого населения. Это ста-ло необходимым как по экономическим причинам, так и ввиду изме-нений в демографической ситуации. Динамичные сдвиги в отраслевой и технологической структуре экономики, происходящие при замедленных темпах ее роста, привели к углублению диспропорций между спро-сом на рабочую силу и ее предложением. С одной стороны, значительно увеличилась безработица, с другой - возросло число незаполненных вакансий.

По содержанию профессиональная ориентация взрослых замет-но отличается от мероприятий, рассчитанных главным образом на уча-щуюся молодежь: в ней гораздо выше удельный вес психологичес-кой подготовки. Как показала практика, большинству тех, кому приходится резко менять сферу деятельности или возвращаться к работе после долгого перерыва, необходима помощь в наиболее точном определении своих способностей, интересов, проблем. Результа-ты переобучения взрослых работников находятся в сильнейшей зависимости от настроя на освобождение от инерции привычного и на восприятие новых знаний и навыков. С решением этих задач связано развитие службы консультирования по вопросам выбора профессии, переобучения и трудоустройства [1].

Важным условием расширения консультативных функций службы содействия найму стало внедрение автоматизированных систем для сбора, анализа и распространения информации о свободной ра-бочей силе и вакансиях. Это дало возможность, с одной стороны, достичь максимальной экономии “живого труда” во всех тех случа-ях, когда клиенты ЦСН могут получить и усвоить необходимую им


информацию самостоятельно. С другой стороны, высвободилось дополнительное число сотрудников для проведения консультаций*.

Основное “орудие труда” консультантов - тесты-опросы, разра-боткой которых занимается специальная научно-исследовательская группа при Федеральном министерстве занятости и иммиграции. Тес-ты, составленные с учетом возрастных, образовательных и прочих ха-рактеристик различных категорий клиентов, позволяют более быстро и точно диагностировать их проблемы, наметить возможные варианты решения.

Для многих клиентов консультирование заканчивается кратким инструктажем относительно того, где и как им стоит искать работу. Остальные, нуждаясь в более интенсивной помощи, получают направ-ление на участие в государственных программах, предназначенных для групп населения, которые испытывают особые сложности при устройстве на работу. Это молодые люди, не прошедшие полный курс обу-чения в школе, женщины, возвращающиеся к работе после длительно-го перерыва, представители национальных и этнических меньшинств (зачастую недавние иммигранты), инвалиды, бывшие заключенные. Несколько лет назад во всех провинциях были созданы комиссии по трудоустройству этих групп. В зависимости от конкретной группы пре-дусмотрен тот или иной курс профессионального обучения и инст-руктажа по "технике трудоустройства", поскольку дело касается тех, кому особенно нелегко вести конкурентную борьбу за рабочие места. Частным компаниям, организующим производственную практику, государство выплачивает специальные субсидии. Наиболее способ-ных практикантов затем нередко нанимают на весьма выгодных для работодателя условиях: получив постоянное место, такие люди стре-мятся его сохранить, трудятся с большой отдачей, не претендуя на высокую заработную плату [1].

6.2. Профориентация в Западной Европе

В Великобритании основными государственными органами, осуществляющими общее руководство профориентационной работой,

* Большинство сотрудников ЦСН имеет профессию работника социальной сферы средней квалификации по окончании двухгодичного колледжа, высокой -после обучения в вузах по четырех-пятилетней программе.


являются Министерство образования и науки, а также Министерство по вопросам занятости, имеющие разветвленную сеть местных агентств, центров и бюро.

Для лучшей координации профориентационной работы при Министерстве по вопросам занятости действует Комиссия по трудовым ресурсам, в функции которой входят подготовка и проведение ме-роприятий, ориентирующих в выборе профессии, получении соответ-ствующей специальности, трудоустройстве и сохранении работы в соответствии со способностями и возрастом.

Для выполнения этих задач в подчинении данной Комиссии находятся служба профессиональной карьеры молодежи и Национальный консультационный совет по профессиональной карьере, состоящий из работников сферы образования, предпринимателей, представителей профсоюзов, научных работников. В функции Совета входят анализ деятельности служб профориентации и найма молоде-жи по всей стране, публикация материалов с рекомендациями по совершенствованию этой деятельности (с периодичностью раз в три года).

Практическую работу по профориентации учащихся в Великобритании проводят сотрудники службы профессиональной карьеры -профконсультанты и учителя.

Персональные досье по профориентации и профконсультации, составляемые профсоветниками в выпускных классах школы, служат основанием для профессиональных рекомендаций. Советники опре-деляют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями [1].

Структура персональных досье по профориентации школьников в Великобритании в целом аналогична профессиональным досье школь-ников в США, где профрекомендации также не носят обязательного характера при трудоустройстве. Однако эти досье играют важную роль для учащихся при решении вопросов о продолжении образова-ния после окончания обязательной средней школы или при направ-лении их в школу с уклоном профтехподготовки.

В ФРГ для организационной структуры системы профориентации характерна высокая степень централизации. Высшим органом управ-ления профориентацией и трудоустройством населения является Федеральный институт занятости (штат - 30 тыс. человек, включая работников около 700 местных отделений и агентств занятости), на-ходящийся в подчинении Министерства труда и социальных вопросов.


Своей деятельностью Институт охватывает профориентацию учащих-ся в школах и частично - в университетах. Профконсультанты Института совмещают функции по профориентации и трудоустройству.

В ФРГ законодательно запрещены частные агентства занятости. Согласно действующему законодательству школам также запрещено заниматься трудоустройством выпускников. Трудоустройство населе-ния - монопольная функция Федерального института занятости и его местных отделений и агентств.

Объединение функций профориентации и трудоустройства в ведении единого государственного органа приближает профори-ентационную работу в ФРГ к комплексной системе “переходных услуг”.

Для координации деятельности Института занятости и школ в вопросах профориентации и трудоустройства учащихся постоянно действует Федеральная комиссия по связям, состоящая из представителей Министерства образования и Института занятости. Подобные комиссии действуют на уровне федеральных земель.

В школах ФРГ профориентационная работа ведется путем прове-дения опросов, тестов, консультаций, а также совместных мероприятий администраций школ и организаций родителей.

В ФРГ, в отличие от других стран, единственной функцией проф-консультанта в профориентационной работе является профконсуль-тирование и профрекомендации. Административная и техническая работа, а также профинформация находятся в ведении “технических” отделов школ [1].

Еще одна особенность организации профориентационной работы в немецких школах состоит в том, что каждый ученик сам заполняет так называемую Рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах и склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с до-полнительными данными школьной администрации об успеваемости, результатами школьных освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской и психологической служб, располагающих необходимыми специалистами, что предусмотрено штатным расписанием Федерального института занятости и его отделений.

Во Франции действует параллельная структура трех национальных агентств, занимающихся вопросами профориентационной ра-


боты: Национального бюро по образовательной и профессиональной информации (НБОПИ), Центра профессиональной информации и ориентации (ЦПИО), Национального агентства занятости (НАЗ).

НБОПИ действует под руководством Министерства национального образования Франции. Оно, в частности, разрабатывает методичес-кие рекомендации, пособия по образовательной и профессиональной информации, профориентированию и профтехподготовке; осуществ-ляет общую методическую работу и координацию в данной области по всей стране; готовит аналитические обзоры; организует исследования по совершенствованию информации о профессиях и способствует их проведению. На основе статистических данных НБОПИ составляет прогнозы о будущих потребностях в кадрах профориента-торов. В составе НБОПИ находятся региональные бюро и местные отделения, в функции которых входят сбор и распространение проф-информации на местном уровне.

Профориентационной работой в школах занимаются ЦПИО, нахо-дящиеся в подчинении Министерства национального образования Франции. Сотрудники ЦПИО (профсоветники) координируют проф-ориентационную работу в школах, разрабатывают школьные программы по профориентации учащихся, руководят работой школьных учителей и организаций родителей, участвуют в профориентационных мероприятиях. В ЦПИО проводится основная работа по профкон-сультированию, профдиагностике на основе использования психологических тестов и специальной аппаратуры для определения психологических характеристик учащихся. Итогом профориентационной работы в школе является свидетельство по профориентации для выпускников [1].

НАЗ с разветвленной сетью государственных агентств (бюро найма) оказывает посреднические услуги по трудоустройству всем воз-растным группам населения, но лишь в немногих государственных агентствах имеются специализированные отделы и специалисты по работе с молодежью. Деятельность частных агентств занятости во Франции имеет небольшие масштабы. Роль службы занятости в вопросах профориентации молодежи менее значима по сравнению с США и ФРГ.

Координирует работу НБОПИ, ЦПИО и НАЗ комитет из предста-вителей министерств образования и труда.

Система профориентации во Франции характеризуется жестким законодательным регулированием. Закон об образовании требует


ориентационной оценки способностей учащихся, начиная с первых классов начальной школы, и последовательной работы по профотбору на протяжении периода обязательного обучения.

Во французских школах основной акцент в профориентационной работе делается на учащихся в возрасте 15-16 лет путем групповых и реже индивидуальных профконсультаций.

По мнению французских специалистов, более всего учащиеся нуж-даются в получении объективной и всеобъемлющей информации, поскольку большинство из них может сделать выбор профессии самостоятельно, основываясь на имеющейся информации и не пользуясь услугами профсоветников. Поэтому в школах преобладают групповые формы профориентационной работы, что в определенной мере объяс-няет недостаточное количество профсоветников [1].

6.3. Профориентация в Японии

В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена осо-бенностями системы образования.

Система привилегированных учебных заведений - от школы до университета - во многом предопределяет выбор и дальнейшую про-фессиональную карьеру японской молодежи. Поступление в подобные учебные заведения практически предопределяется социально-эко-номическим положением семьи. Кроме того, в школах, и особенно в университетах, Японии традиционно существует так называемая неформальная система профориентации, когда преподаватель несет ответственность за будущее “своих” учеников. Эти особенности определяют сравнительно слабое воздействие формальных институтов на профориентационную работу среди учащейся молодежи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.