Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методико-диагностические 4Г материалы для проведения ~ПЦ] профориентационной работы




16.1. Методика определения

направленности профессиональных интересов школьников (Карта интересов)

Для определения профессиональных интересов и склонностей старшеклассников им предлагается ответить на 90 вопросов, оформленных в виде Карты интересов. Отвечать нужно на каждый вопрос, проставляя ответы в приведенной далее таблице.

Обработка результатов

Если получены ответы на все вопросы, подсчитайте, сколько всего знаков “+” и “-” поставил испытуемый в каждой вертикальной колонке и запишите результаты под каждой колонкой: в верхней -количество знаков “+”, в нижней - знаков “-”.

В таблице для внесения ответов 15 вертикальных колонок, соот-ветствующих 15 группам интересов (областям деятельности): 1-я колонка соответствует физике; 2-я - математике; 3-я - электро- и радиотехнике; 4-я - технике; 5-я - химии; 6-я - зоологии; 7-я - медицине; 8-я - геологии и географии; 9-я - истории; 10-я - филологии и журналистике; 11-я - искусству; 12-я - педа-гогике; 13-я - сфере обслуживания; 14-я - военному делу; 15-я - спорту.

Заключение о том, насколько выражен интерес, делается на ос-новании полученных данных (плюсов и минусов).

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Ответьте, любите ли Вы и нравится ли Вам:

1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”.

2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математи
ческие досуги”.


3. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях
в области радиотехники.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдаю-
щихся химиков.

6. Читать о жизни растений и животных.

7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о достижениях в области медицины.

8. Знакомиться с различными странами по географическим описаниям и картам.

9. Читать книги о выдающихся исторических деятелях и событиях.

10. Читать произведения классиков мировой художественной лите-ратуры.

11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.

12. Читать книги о жизни школы (о работе учителя, воспитателя).

13. Интересоваться вопросами моделирования одежды, конструиро-
вания мебели.

14. Читать книги о войнах и сражениях.

15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.

16. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

18. Разбираться в схемах радиоаппаратуры.

19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

20. Проводить опыты по химии, следить за ходом химических ре-акций.

 

21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

22. Изучать анатомию и физиологию.

 

23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

24. Изучать историю возникновения различных народов и госу-дарств.

25. Читать литературно-критические статьи.

26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художествен
ные выставки.


27. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они не могут выполнить эти задания самостоятельно.

28. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготавливать, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т. п.

 

29. Знакомиться с военной техникой.

30. Посещать матчи и спортивные состязания.

31. Проводить опыты по физике.

32. Решать математические задачи.

33. Выяснять устройство электро- и радиоприборов.

34. Разбираться в технических чертежах и схемах.

35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

36. Работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными.

37. Изучать причины возникновения различных болезней.

38. Собирать коллекцию минералов.

39. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

40. Изучать иностранные языки.

41. Декламировать, петь, выступать на сцене.

 

42. Читать книги малышам, развлекать их, рассказывать, сочинять сказки.

43. Заботиться об уюте в доме, классе, школе; приводить в порядок помещение, в котором находитесь.

 

44. Принимать участие в военизированных походах.

45. Играть в спортивные игры.

46. Заниматься в физическом кружке.

47. Заниматься в математическом кружке.

48. Ремонтировать электроприборы и исправлять повреждения
в электросети.

49. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

50. Заниматься в химическом кружке.

51. Заниматься в биологическом кружке.

52. Ухаживать за больными.

53. Составлять геологические и географические карты.

54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками куль-
туры, участвовать в археологических экспедициях.

55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

56. Заниматься в драматическом кружке.

57. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, шефство
вать над трудновоспитуемыми.


58. Оказывать людям различные бытовые услуги.

59. Участвовать в военных играх и походах.

60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

61. Участвовать в физических олимпиадах.

62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

63. Собирать и ремонтировать радиоприборы.

64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей или какие-
либо иные конструкции.

65. Участвовать в биологических олимпиадах.

66. Участвовать в химических олимпиадах.

67. Знакомиться с работой врача, медсестры.

68. Производить топографическую съемку местности.

69. Выступать с сообщением по истории; заниматься в историчес-
ком (археологическом) кружке.

70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

72. Выполнять работу отрядного вожатого.

73. Заботиться об экономии семейного бюджета.

74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

75. Заниматься в спортивной секции.

76. Выступать с докладом о новых физических открытиях, органи
зовывать конкурсы по физике.

77. Организовывать математические досуги.

78. Заниматься в радиокружке.

79. Организовывать технические выставки, смотры технического
творчества.

80. Организовывать вечера на тему “Химия вокруг нас”.

81. Проводить биологические опыты.

82. Заниматься в санитарном кружке.

83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.

84. Организовывать походы по родному краю с целью его изуче
ния.

85. Организовывать и проводить литературные вечера.

86. Принимать участие в олимпиадах художественной самодеятель-ности.

87. Организовывать игры и праздники для детей; создавать группы помощи престарелым, инвалидам, участникам войны.

88. Готовить еду во время походов или оборудовать походную сто-янку всем необходимым для участников похода.


89. Изучать военное дело.

90. Тренировать детские спортивные команды.

Таблица для внесения ответов по карте интересов

Если Вам очень нравится делать то, о чем говорится в вопросе, то поставьте под ним знак “+ +”; если просто нравится - знак “+”; если не знаете - знак “0”; если не нравится - знак “-”; если очень не нравится - знак “- -”.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 5152 53 54 55 56 57 58 59 60 6162 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 8182 83 84 85 86 87 88 89 90 Укажите Ваши любимые предметы, занятия, кружки

Кем бы Вы хотели стать?___________________________________

Какие еще профессии Вам нравятся?_________________________

Какие совсем не нравятся?__________________________________

16.2. Дифференциально-диагностический опросник выбора школьниками будущей трудовой деятельности

Для изучения профессиональной направленности старшеклассников им предлагается ответить на 20 вопросов, приведенных в Диффе-ренциально-диагностическом опроснике, что позволит классифициро-вать виды трудовой деятельности. Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз делать выбор из двух возможностей (“а” или “б”). В таблице для внесения по горизонтали проставлены цифры, обозна-чающие тот или иной тип профессии, а по вертикали - номера вопросов. Предпочитаемый вариант ответа следует отмечать знаком ”+”, отвергаемый - знаком “-”.

Обработка результатов

После получения ответов на все вопросы подсчитываем количе-ство проставленных плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов;


внизу проставляется сумма, которая и будет показателем степени выра-женности осознанной склонности к определенному типу профессии:

столбец профессии типа

I “человек - природа”;

II “человек - техника”;

III “человек - человек”;

IV “человек - знаковая система”;

V “человек - художественный образ”.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

Если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли: вариант а) или б)?


1a) ухаживать за животными;

16) обслуживать машины, приборы (настраивать, регулировать их);


2a) помогать больным людям, ле- 26) чить их;

3a) проверять качество книжных 36) иллюстраций, плакатов, художе-ственных открыток, грампластинок;

4a) обрабатывать материалы (дере- 46) во, ткань, металл, пластмассу и т. п.);

5a) обсуждать научно-популярные 56) книги, статьи;

6a) выращивать животных; 66)

7a) копировать рисунки, изображе- 76) ния (или настраивать музыкальные инструменты);

8a) сообщать людям нужные им 86) сведения, разъяснять их смысл (в справочном бюро);

составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных ма-шин;

следить за состоянием, развитием растений;

рекламировать, продавать различные товары;

обсуждать спектакли, концерты и т. д.;

тренировать товарищей в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);

управлять каким-либо грузовым, подъемным или транспортным средством (устройством);

оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке спектаклей, концертов);



9a) ремонтировать вещи либо из- 96) находить, исправлять ошибки в

делия (одежду, бытовую техни- текстах, таблицах, рисунках;
ку, квартиру и т. д.);

10a) лечить животных; 106) выполнять вычисления, расчеты;

11a) выводить новые сорта расте- 116) конструировать, проектировать
ний; новые виды промышленных из-

делий (машины, одежду, здания и
т. Д.);
12a) разбирать споры между людь- 126) разбираться в чертежах, схемах,
ми, убеждать, разъяснять; таблицах (проверять, уточнять);

13a) наблюдать, изучать работу 136) наблюдать, изучать жизнь микро-
кружков художественной само- бов;
деятельности;

14a) обслуживать, налаживать меди- 14б) оказывать людям медицинскую
цинские приборы, аппараты; помощь при раНениях, ушибах,

ожогах и т. п.;

15a) составлять точные описания на- 156) описывать в художественной
блюдаемых явлений, событий, форме, изображать события (на-

измеряемых объектов и др.; блюдаемые или представляе-

мые);
16a) делать лабораторные анализы в 16б) принимать, осматривать больных,
больнице; беседовать с ними, назначать ле-

чение;
17a) красить либо расписывать сте- 176) осуществлять монтаж здания
ны помещений; либо сборку машин, приборов;

18a) организовывать экскурсии, 186) играть на сцене, принимать учас-
турпоходы, культпоходы для тие в концертах;

школьников в театры, музеи и т. п.;

19a) изготовлять по чертежам дета- 196) заниматься черчением, копировать
ли, изделия (машины, одежду), чертежи карты;

строить здания;

20a) вести борьбу с болезнями и 206) работать на клавишных машинах
вредителями леса; (пишущей машинке, телетайпе, на-

борной машине, компьютере).


Таблица для внесения ответов по дифференциально-диагностическому опроснику

Ф.И.О.__________________________________________________

 

I II III IV V
1а 16  
36 4а    
   
     
     
10а      
11а 116 12а   13а
136 14а   15а  
16а     17а
  18а    
19а      
20а      

(По материалам Е. А. Климова).

16.3. Тест “Коммуникативность и адаптация работника в коллективе”


Вопрос




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.