КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть IV Социально-психологические аспекты управления
Глава 9. Религия и наука как системы воздействия на личность и общество Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в кандалы. Бертран Рассел, лауреат Нобелевской премии
Рассматривая эволюцию мировой управленческой мысли, нельзя забывать, что существует еще одна древняя и мощная система воздействия на поведение личности и всего общества в целом — религия. После тотального разрушения в 1917 г. религиозных духовных ценностей нашему народу была предложена новая, марксистско-ленинская морально-этическая концепция, после же краха социалистического строя не осталось ничего, кроме идеологических руин, и народ вновь вернулся к Церкви — надежной заступнице и утешительнице (хотя следует помнить, что утешение лишь помогает переносить зло, но не устраняет его...). Главная примета времени — повышенный интерес к религии, отказ миллионов людей от доктрин безбожия и их возвращение в лоно Церкви. Все это реалии сегодняшней жизни, неразрывно связанные с процессами демократизации, происходящими в стране. Человек - уникальное творение Вселенной. Она необъяснимая, непостижимая, загадочная. Ни религия, ни философия, ни наука не могут в полной мере раскрыть тайну человека. Что же такое Человек? На первый взгляд, этот вопрос совсем простой. Любой из нас уверенно выделяет Человека из окружающего мира. Его отличие от других существ считается целиком очевидным. Но то что является ближайшим, наиболее знакомым, становится наиболее сложным, как только осуществляется попытка рассмотреть глубину его сущности. И может выясниться, что загадочность этого явления окажется тем больше, чем больше будет стремление проникнуть у него. Т.е. феномен человека заключается в том, что Человек, как и Вселенная, есть безграничным, но познаваемым. Сущность человека связана с общественными условиями его развития и функционирования, в ходе которых он творит историю, но одновременно оказывается и продуктом этой истории. Человек характеризуется тремя составляющими: телом (материальным), душой и духом (нематериальные сущности). Телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных. Она заключается в удовлетворении потребностей двух основных инстинктов: самосохранения и продолжения рода, что необходимо для развития человечества в следующих поколениях. Для общения с внешним миром тело человека наделено 5 органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Можно добавить и шестое чувство человека: способность восприятия мира с помощью разума и интуиции (смотри ниже). Весь этот аппарат человеческого тела сложен и разумно устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвым механизмом, если бы его не оживотворяла душа.
Душа дана человеку для того, чтобы управлять телом. Движения души очень сложны и состоят из чувств, желаний и мыслей. Таким образом, душа и тело тесно связаны между собой. Тело сообщает информацию душе, а душа управляет телом. При этом нужно различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души. Душа жаждет приобретать знания и наслаждаться миром искусства, созданным человеком под управлением души. Тело и душа - это ещё не весь человек, точнее не полный человек. Над телом и душой стоит дух, который часто выступает в роли судьи и души и тела и дает всему оценку с высшей точки зрения, создавая новые (духовные) ценности человека: совесть, понятия добра и зла, красоты, смысла жизни и т.д. Бездуховность части человечества поставило наш мир перед угрозой самоуничтожения (потепление климата, ядерное и бтологическое оружие, терроризм и т.д.). Дух человека постоянно напоминает ему, что мы отвечаем за последствия наших действий перед нашими детьми и потомками. В религиозном сознании уже четко разделяются мир земной, естественный и мир небесный - сверхъестественный. Иначе говоря, мир раздваивается на телесный и духовный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, в их господствующую роль в мироздании и жизни людей. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Религия обосновывает приоритет духа над телом, необходимость заботы о душе. В центре любого религиозного сознания лежит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, которые выступают как независимые от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.п.. Насущная необходимость установления картины мира, под которой понимается способ видения мира как целого, включая и человека в нем, обусловлено стремлением иметь синтетическое (системное), целостное представление о мире, преодолеть следствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира, которые в своем единстве создают его целостную картину. Довольно распространенной есть точка зрения. что вера возникает таким самым способом познания, как и ум, а созданный на основе ее способ духовно-практического освоения действительности - религия - рассматривается в статусе, который есть соразмерным науке. Малопродуктивный поединок религии и науки, который длился между ними на протяжении веков, сегодня заканчивается их возможным союзом в качестве двух отличных между собой духовных основ человеческого существования. В современную эпоху, несмотря на несомненный приоритет науки, человек старается культивировать и религию, и философию, и науку, а это в значительной мере предопределяется тем, что практические действия человека духовно обеспечиваются не только наукой, момент знания имеется и в других духовных формах. Человек живёт в двумерном мире: потому, что мир дан ему в процессах познания и потому, что мир остается непостижимым человеком. И, не исключено, что мир не может быть познан человеком полностью, учитывая ограниченность существования человека пространством и временем, в котором он находится, и другими особенностями человеческого существования. Пребывание человека в непостижимом мире нуждается в формах приобщения к нему, которые имеют позазнаниевую природу.
Преодоление упрощенного взгляда на религию показывает, что она есть не только фантастическим отображением действительности в головах людей, а и во многом реалистическим. Поскольку в религиозной картине мира воплощается много философских, моральных, эстетичных, естественно-научных представлений, которые органически переплетаются с религиозными идеями, содержание религиозной духовности нельзя характеризовать как исключительно фантастический и иллюзорный. Насущную необходимость религии рядом с философией и наукой объясняют и тем, что религия, как думают ее просвещенные приверженцы, не противоречит научным знаниям, а является просто другим (чем научное) видением мира. Нельзя не учитывать и то, что именно религия разъясняет абсолютный смысл бытия, что всегда волновало каждого человека. И этот смысл бытия воспринимается как Бог. Современная теология, как и наука, уделяет повышенное внимание развитию системы знаний, принципов, обоснований. Отбрасывая то, что потеряло свой смысл, религия старается создать систему истин, способных изменить характер человека, который принял эти истины. Религия, как и наука, играет роль побудительного фактора коренных социальных преобразований. Немецкий социолог Макс Вебер всесторонне обосновал мысль о решающей роли протестантской религии в возникновении так называемого «духа капитализма» - стремление к экономической активности, приумножению капитала, бережливости, личностной предприимчивости. Этот дух материализовался в экономических отношениях капитализма и консолидировал их правовой нормой святости частной собственности.
Протестантизм во многом обусловил промышленную революцию, расцвет науки, литературы, техники в Европе, новое не традиционное видение мира. Ведь философия, религия, наука являются прежде всего просто разными взглядами на действительность, которые остаются необходимыми для полноценного развития человечества. Ведь то, что замечает одна форма сознания, другая оставляет без своего внимания, и наоборот. Религия наиболее эффективна в открытии смыслов жизненной целостности индивида, общества, космоса. Наука и религия способны взаимно дополнять одна другую, хотя между ними с необходимостью возникают разногласия: нельзя познать части, если не знать целого, которое выскальзывает от научной рациональности, вместе с тем знания целого без знания его частей крайне несовершенно. Целое не поддается в полной мере абстрактно-логическому анализу и не сводится к сумме своих частей. В освоении целого всегда есть место иррациональным и интуитивным формам опыта. Религия предлагает и освящает смыслы жизненных целостностей как через причину их исключительной ценности для человека, так и через причину их таинственности. На протяжении тысячелетий религия накопила множество способов интуитивно- мистического осмысления естественных целостностей и иррациональных эффектов человеческого действия. Специалисты, работающие в системе государственной службы, в любых сферах общественного производства и частного предпринимательства, независимо от их отношения к религии, обязаны учитывать в своих контактах с людьми эти перемены в общественном сознании. Необходимо не только придерживаться основ конституционной свободы совести, но и знать основы веры и догматы Церкви, что было характерно для всех образованных людей дореволюционной России. В истории мировой цивилизации жрецы религиозных культов первыми поняли и использовали законы психологического воздействия на людей обрядной, ритуальной стороны церковной службы, обращенной больше к чувствам, чем к разуму. Религиозные обряды, богослужения основаны на строгом ритуале, глубоко продуманной процедуре, призванной закрепить в людях уверенность в незыблемости божественных законов и недопустимости вероотступничества. Все поражает воображение верующих: внешнее и внутреннее убранство храма, особая акустика, умелое освещение, красивое облачение служителей, даже характерный, "неземной" аромат христианских и буддистских храмов. С трепетом и глубоким почитанием относились верующие древности к прорицателям и оракулам. В жизни общества религия всегда играла важную роль мировоззренческого и морально-этического регулятора поведения людей. Библия и Коран декларируют четкую систему правил и норм поведения, регулирующих не только участие в религиозной жизни, но и многие сферы деятельности и быта человека. Четкие нормы поведения и основные нравственные законы звучат в Нагорной проповеди Иисуса Христа, шариат в исламе — свод правил и запретов, охватывающих практически все стороны жизни правоверного. Нельзя отрицать огромного влияния Церкви на духовную жизнь общества. Религия способствовала созданию не только системы моральных, духовных ценностей, но и шедевров архитектуры, изобразительного искусства, музыки. Готические соборы Европы с их иконостасами, фресками, витражами, православные соборы с иконами Андрея Рублева, Феофана Грека, Тадж Махал, комплекс площади Регистан в Самарканде, бесценные храмы Египта и Индии, живопись эпохи Возрождения, Бах, Гендель. В монастырских библиотеках бережно хранились уникальные литературные памятники, в том числе и "Слово о полку Игореве". С позиций теории управления методы религиозного воздействия на социум и личность заслуживают серьезного внимания и должны учитываться в межличностных отношениях. Чтобы эффективно управлять, необходимо знать особенности личности, и если такой особенностью является религиозность человека, то специалист обязан знать основные религиозные догматы не хуже своего оппонента и компетентно вести диалог с ним. Обсуждая проблемы взаимоотношений религии и науки с убежденным и образованным верующим, а их с каждым годом становится все больше, нужно уметь оперировать не приблизительными книжными представлениями, важно владеть и теологическими знаниями, иметь собственные, продуманные и аргументированные убеждения. Уже столетия ведется спор между духовным и материальным, между религией и наукой. Религия принципиально отличается от научной теории тем, что постоянно апеллирует к вечной и абсолютно достоверной истине, в то время как наука признает, что существующие на этот период времени научные теории обречены на постоянное уточнение и дальнейшее развитие. Конфликт между теологией и наукой — это конфликт между авторитетом и экспериментом, между абсолютным и относительным. Когда Наполеон, беседуя с великим Лапласом о его книге "Изложение системы мира", заметил, что в книге нет упоминания о Боге, астроном ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе"… В сознании миллионов людей происходит удивительный феномен: понимая несомненную важность и жизненную необходимость научно-технического прогресса, люди, однако, видят в науке основную виновницу социального зла, кризиса всей современной цивилизации, главную угрозу будущему человечества. Наука, раскрывая все новые тайны природы и не задумываясь над последствиями, над практическим применением новых знаний (сама научно-технологическая ориентация цивилизации может быть губительной для внутреннего мира человека), приводит к распаду морально-этического сознания и гибели созданных за тысячелетия гуманитарных ценностей. Неизбежность экологической катастрофы серьезно рассматривается в трудах знаменитого Римского клуба[1], в работах крупных ученых "антропологической школы" Освальда Шпенглера, Герберта Маркузе, Льюиса Мэмфорда. Деятельность таких организаций, как Green peace, направлена против применения пестицидов и строительства атомных станций, против применения атомного оружия. Заговорив об атомном оружии, нельзя не вспомнить еще одно безумие наших дней, еще одно уродливое детище науки — военную технику, вооружение, пожирающее колоссальные интеллектуальные и материальные ресурсы. Хотя за последние 50 лет на планете происходят только локальные войны и вооруженные конфликты, военные расходы достигли наивысшего уровня за всю историю человечества. Своеобразным рубежом стал 1987 г., когда впервые за всю историю на вооружение во всех странах мира было затрачено... около тысячи миллиардов долларов! За последние 10 лет военные расходы превысили общую сумму, потраченную за всю предыдущую историю человечества. Накопленных средств массового уничтожения достаточно для того, чтобы уничтожить все человечество. При этом более половины всех ученых мира работают в военной промышленности и армии [122]. Несомненно, что мировая цивилизация, хотя и с опозданием, пришла к непреложному выводу об отклонении, аберрации науки от основной своей цели — служения человеку — и свернула на антигуманный тупиковый путь. В науке наметилась тенденция к пересмотру целей, к ревизии основной проблематики — социальные, биологические, психологические и генетические факторы выдвигаются на передний план. В сфере общественного производства, и в частности теории управления, усилился интерес к проблеме человека, к инженерной психологии и эргономике — науке, изучающей возможности и особенности трудовых процессов для повышения эффективности труда при одновременном духовном и физическом развитии личности. Помня о печально известном разгроме вейсманистов-морганистов, украинская наука вместе с мировой вернулась к исследованиям роли биологических факторов и наследственности в самом процессе существования и развития человечества. Уникальность человека как биосоциального существа заключается в том, что он испытывает на себе воздействие не только генетической, но и социальной программы. Носителем генетической программы являются молекулы ДНК, а социальной — мозг, фиксирующий опыт человечества, который не записывается в генах, а передается поколениям путем воспитания.
Глава 10. Трудовой коллектив как объект управления Управление — это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты. Г. Кунц, С. О'Доннел Коллектив создается на основе постоянных контактов, совместных действий, направленных на достижение общих целей. Не всегда совпадают интересы личности и коллектива; одной из важнейших задач руководителя и общества в целом является создание благоприятных условий для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, создание разумной системы внутригрупповой регламентации, норм и правил, наиболее полно отвечающих интересам каждого и коллектива как единого социального организма. Успех деятельности коллектива во многом зависит от того, как общество обеспечивает условия для становления и развития личности, в какой степени оно способно удовлетворить потребности каждого члена коллектива. Но человеческая личность обладает и потребностью выделить себя, доказать свою неповторимость, индивидуальное отличие от всех других в социуме. Понимая и чаще всего разделяя требования общества к каждому из его членов, подчиняясь требованиям общественной морали и этики, личность может временами и бунтовать против принципов общежития. Личность и общество, начальник и подчиненный, родители и дети — наиболее сложные и вечные проблемы жизни. Найти подходы к решению этих проблем пытается наряду с наукой, религией, моралью и искусство управления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |