Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и методы управления, их использование




Тема 12. Методы управленческого воздействия

12.1. Средства и методы управления, их использование

12.2. Экономические методы управления

12.3. Организационно-распорядительные методы управления

12.4. Социально-психологические методы управления

Система и процесс управления являются необходимыми, но недостаточными условиями его осуществления, так как реакцией на принятые руководителем и доведенные до исполнителей управленческие решения, может быть бездействие и даже противодействие со стороны последних.

Поэтому для управления помимо целей, функций, системы управления и управленческих решений необходимо использовать факторы, которые определяют поведение человека и результаты его деятельности:

1. Потребности и интересы. Интересы отражают стремления человека к удовлетворению своих потребностей. А эти стремления определяются осознанием потребностей и возможностей их достижения.

2. Интеллектуальные и физические способности, позволяющие выбирать вид деятельности в соответствии с интересами и реальными условиями.

3. Система ценностей, отражающая приоритеты в осуществлении деятельности.

4. Ожидания и притязания, которые характеризуют понимание человеком своих возможностей и факторов успеха в деятельности.

5. Опасения и ограничения в деятельности.

6. Мотивы (восприятие), характеризующие благоприятные условия деятельности и побуждение человека к определенным результатам.

7. Социально-психологические установки, определяющие реакцию в поведении и в оценках.

Менеджер, осуществляя управление людьми, опирается на эти факторы их поведения. В управлении эти факторы становятся средствами воздействия (управления), являющимися в своей совокупности механизмом управления.

Применение средств управления, базируется на знании интересов и мотивов трудовой активности исполнителей, форм персонального и неперсонального воздействия.

Персональное управление осуществляется непосредственно с помощью органов управления (менеджеров) посредством их личного взаимодействия с подчиненными.

Неперсональное управление – это такая форма управления, при которой воздействие на управляемых и процессы формирования и обеспечения воздействия осуществляются без прямого участия (присутствия) менеджеров. Участие менеджеров замещается определенными посредниками (субститутами).

Общими субститутами неперсонального управления являются:

- предоставление организацией средств на жизнь в обмен на усилия по достижению результата, имеющего для нее ценностную значимость;

- социализация, проявляющаяся в том, что прямые управленческие мероприятия становятся лишними в результате использования соответствующих норм и образцов поведения (обучение, формирование корпоративной культуры);

- дифференцирование, заключающееся в создании различий в положении или в оплате труда, заставляющее исполнителей стремиться подняться вверх по иерархической лестнице, работать более интенсивно.

В качестве специальных субтитлов управления рассматриваются:

- привлечение высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми знаниями, навыками и опытом самостоятельного выполнения работы;

- создание условий для самомотивации сотрудников организации;

- ограничение степени свободы сотрудников посредством применения технологии, поддерживающей определенный рабочий ритм (конвейер) или применяя необходимые формы контроля;

- применение системы бюрократии, контролирующей выполнение формальных правил и предписаний по поводу действий, порядка их реализации функций во времени и пространстве;

- образования групп, делегирование им определенного количества управленческих прав и ответственности[1].

Существуют разные степени детализации средств управления. Каждое из них можно конкретизировать. Например, интересы могут быть экономическими, социально-психологическими, организационными, случайными или устойчивыми, ситуационными или целевыми. Практика управления показывает, что механизм управления можно формировать в соответствии с определенными принципами и целями, подходами и приоритетами. Это формирование проявляется в работе с персоналом, начиная с его подбора, расстановки, специальной подготовки, аттестации и пр., в установлении коммуникаций, в поиске и выборе вариантов организации совместного труда, при разработке управленческих решений. Особенность механизма управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, раз навсегда данными, они меняются в процессах управления по структуре, соотношению, важности и т.д. При помощи введения определенных корпоративных традиций можно способствовать возникновению и закреплению необходимых управлению установок, ценностей, привычек. Механизм управления, также как и систему, и процесс управления, можно формировать и развивать, можно изменять и оценивать с позиций эффективности управления. Это одна из задач и текущего, и стратегического, и инновационного управления[2].

Одно и тоже средство воздействия можно использовать по - разному в зависимости от ситуации, опыта, знаний, поэтому возникает проблема когда, где и как использовать те или иные средства управления, то есть проблема выбора методов управления

Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. По наиболее распространенной классификации они делятся на три группы (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1 Система методов управления

 

Наименование группы методов управления и их специфика Наименование подгруппы Наименование методов
1. Экономические методы управления   Воздействие на матери­альные интересы людей, ориентация на выпол­нение определенных показателей или зада­ний и на вознагражде­ние за их выполнение     1.1. Экономические методы, применяемые на макроуровне Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика; инвестиционная политика; государственные субсидии, субвенции, дотации.
1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации) Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование
1.3. Экономические методы управления, применяемые на уровне отдельного работника   Методы поощрения (заработная плата, премирова­ние и т. п.). Методы наказания (штрафы, начеты и др.)
2. Организационно-распорядительные методы управления   Базируются на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повы­шение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работни­ков и подразделений   2. 1. Методы организационного воздействия Регламентирование (правовые методы: законодательные акты, устав, положение о подразделении и т. п.); организационное нормирование (стандарты, типовые схемы уп­равления и др.); организационное стимулирование (перемещение в должности, пре­доставление дополнительных прав и функций и т. п.)
2.2. Методы распорядительного воздействия Приказы; резолюции; указания; разъяснения
2.3. Дисциплинирующие методы инструктирование (инструктаж, методические ука­зания, инструкции)
  3. Социально-психологические методы управления   Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих человека и межличностные отношения   3.1. Методы управления социально-массовыми процессами. Методы воздействия средств массовой информации, пропаганды
3.2. методы управления коллективами и группами Оценка индивидуальных качеств работников; создание условий для максимального проявления профессиональных качеств работников.
3.3. Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами Процедуры подбора, расстановки и закрепления кадров, удовлетворение потребностей в творческом труде
  3.4. Методы управления индивидуально-личностным поведением Моральное стимулирование



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.