КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства и методы управления, их использование
Тема 12. Методы управленческого воздействия 12.1. Средства и методы управления, их использование 12.2. Экономические методы управления 12.3. Организационно-распорядительные методы управления 12.4. Социально-психологические методы управления Система и процесс управления являются необходимыми, но недостаточными условиями его осуществления, так как реакцией на принятые руководителем и доведенные до исполнителей управленческие решения, может быть бездействие и даже противодействие со стороны последних. Поэтому для управления помимо целей, функций, системы управления и управленческих решений необходимо использовать факторы, которые определяют поведение человека и результаты его деятельности: 1. Потребности и интересы. Интересы отражают стремления человека к удовлетворению своих потребностей. А эти стремления определяются осознанием потребностей и возможностей их достижения. 2. Интеллектуальные и физические способности, позволяющие выбирать вид деятельности в соответствии с интересами и реальными условиями. 3. Система ценностей, отражающая приоритеты в осуществлении деятельности. 4. Ожидания и притязания, которые характеризуют понимание человеком своих возможностей и факторов успеха в деятельности. 5. Опасения и ограничения в деятельности. 6. Мотивы (восприятие), характеризующие благоприятные условия деятельности и побуждение человека к определенным результатам. 7. Социально-психологические установки, определяющие реакцию в поведении и в оценках. Менеджер, осуществляя управление людьми, опирается на эти факторы их поведения. В управлении эти факторы становятся средствами воздействия (управления), являющимися в своей совокупности механизмом управления.
Применение средств управления, базируется на знании интересов и мотивов трудовой активности исполнителей, форм персонального и неперсонального воздействия. Персональное управление осуществляется непосредственно с помощью органов управления (менеджеров) посредством их личного взаимодействия с подчиненными. Неперсональное управление – это такая форма управления, при которой воздействие на управляемых и процессы формирования и обеспечения воздействия осуществляются без прямого участия (присутствия) менеджеров. Участие менеджеров замещается определенными посредниками (субститутами). Общими субститутами неперсонального управления являются: - предоставление организацией средств на жизнь в обмен на усилия по достижению результата, имеющего для нее ценностную значимость; - социализация, проявляющаяся в том, что прямые управленческие мероприятия становятся лишними в результате использования соответствующих норм и образцов поведения (обучение, формирование корпоративной культуры); - дифференцирование, заключающееся в создании различий в положении или в оплате труда, заставляющее исполнителей стремиться подняться вверх по иерархической лестнице, работать более интенсивно. В качестве специальных субтитлов управления рассматриваются: - привлечение высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми знаниями, навыками и опытом самостоятельного выполнения работы; - создание условий для самомотивации сотрудников организации; - ограничение степени свободы сотрудников посредством применения технологии, поддерживающей определенный рабочий ритм (конвейер) или применяя необходимые формы контроля; - применение системы бюрократии, контролирующей выполнение формальных правил и предписаний по поводу действий, порядка их реализации функций во времени и пространстве;
- образования групп, делегирование им определенного количества управленческих прав и ответственности[1]. Существуют разные степени детализации средств управления. Каждое из них можно конкретизировать. Например, интересы могут быть экономическими, социально-психологическими, организационными, случайными или устойчивыми, ситуационными или целевыми. Практика управления показывает, что механизм управления можно формировать в соответствии с определенными принципами и целями, подходами и приоритетами. Это формирование проявляется в работе с персоналом, начиная с его подбора, расстановки, специальной подготовки, аттестации и пр., в установлении коммуникаций, в поиске и выборе вариантов организации совместного труда, при разработке управленческих решений. Особенность механизма управления заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, раз навсегда данными, они меняются в процессах управления по структуре, соотношению, важности и т.д. При помощи введения определенных корпоративных традиций можно способствовать возникновению и закреплению необходимых управлению установок, ценностей, привычек. Механизм управления, также как и систему, и процесс управления, можно формировать и развивать, можно изменять и оценивать с позиций эффективности управления. Это одна из задач и текущего, и стратегического, и инновационного управления[2]. Одно и тоже средство воздействия можно использовать по - разному в зависимости от ситуации, опыта, знаний, поэтому возникает проблема когда, где и как использовать те или иные средства управления, то есть проблема выбора методов управления Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. По наиболее распространенной классификации они делятся на три группы (табл. 3.1).
Таблица 3.1 – Система методов управления
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |