Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента




Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент это управление в условиях рынка.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Организовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов

 

4.11 Понятие и основные элементы процесса управления, технология управления.

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способ­ность с чем-то управляться. Управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих про­цессов, т. е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджера­ми в определенной последовательности и комбинации.

К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существую­щейпроблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сы­рой», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления кон­кретных действий.

Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществле­нию операций с информацией, - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений.

Он относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий, и существует в трех формах: эвристической, административной и операторной. Такой труд требует инициативности (и одновременно умения под­чиняться), повышенной ответственности.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем, стоящих перед управляющими, и разработке вариантов их решений — организаци­онных, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера за­дач он выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как контроль и координация деятельности под­чиненных, их оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, про­ведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание со­ставляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

Под технологией управления понимается совокупность стандартизованных мето­дов и приемов реализации управленческих функций.

1. Линейная технология характеризуется строгой последовательностью отдель­ных работ и операций, вытекающих друг из друга в соответствии с заранее намечен­ным планом. Она используется в типовых случаях при достаточной определенно­сти ситуации и конечной цели (обычно при выполнении стандартных работ, на­пример на транспорте).

2. Когда невозможно точно оценить ситуацию, необходимо выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Желаемый результат достигается на основе совокупности решений, разрабатываемых параллельно по нескольким направлениям, или одного, имеющего многоаспектный xaрактер. Обычно такое положение имеет место в сфере научных исследований.

3. Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе процесса, исходит из того, что частично последние вообще не требуют корректировки, частично их преодоление возможно силами самих исполнителей, и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации и бюрократизации управления.

4.Технология управления по ситуации применяется в условиях высокой не определенности. Она исходит из складывающихся обстоятельств и использует адекватные им методы. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы! друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа изменений во внешней и внутренней среде организации.

5.Технология управления по результатам заключается в том, что в зависимости от степени решения поставленных задач происходит уточнение последующих! управленческих действий. Такая технология часто применяется при отсутствии достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, например при руководстве войсками в боевых условиях.

6i Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на контроль и стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками на их основе совместно с непосредственными ру­ководителями и зафиксированных в специальном документе.

7. Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но не­возможности точно оценить ситуацию. Тогда решение разрабатывается, отталкива­ясь от цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности.

 

4.12 Методы управленческого воздействия.

Принципы менеджмента и особенности организации учитываются при выборе методов управленческой деятельности. Эти методы могут разрабатываться науч­ным путем или отражать опыт и сложившуюся практику.

По содержанию методы бывают организационными, административными, пра­вовыми, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функ­ционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих струк­тур, их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации, расстановки персонала, определения его функций и проч.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведе­нию, либо путем создания возможности такого принуждения.

Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.

Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к руководству, дисциплинированность и т. п. кил

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постов стремление к новому, чисто административные методы себя изживают:

Успешному решению таких задач в большей мере способствуют экономичен. методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности pat ков в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной были, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельное Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги -важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. ; Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия Они предполагают два направления

действия на поведение работников и повышения их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.

Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности

Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления легко видна из табл.

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

 

  Административные (принуждение)   Экономические (побуждение)   Социально-психологические (побуждени)
Основа примене­ния Угроза наказания Возможность увели­чить доход   Достижение психологического контроля
Подходы креали­зации Жесткие   Адаптивные к ситуации   Адаптивные к личности
Требования к субъекту Исполнительность, организованность Профессионализм   Профессионализм, умение работать в команде
Характер информации Количественная, де­терминированная Количественная, стохастическая Комплексная

 

 

4.13 Экономические методы менеджмента.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, они основаны на использовании экономического механизма.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия, которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. Предприятия — свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы, Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени.

Руководитель предприятия может применять различные системы оплаты труда: сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт.

В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:

- Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.

- Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой.

- Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные потребительские цели

- Частное страхование здоровья Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу, так как работник скорее возвратится на работу.

 

 

4.14 Организационные методы менеджмента: значение, состав, организационное воздействие.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:- орг. проектирование,- регламентирование, нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендаций.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

 

4.15 Социальные методы менеджмента, их значение и использование.

Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результа­тов. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР. Многие крупные зарубежные компании успешно используют опыт советского периода.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса. Интервьюирование предполагает получение необходимой информациив ходе беседы. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях. Собеседование является распространенным методом, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необ­ходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие компании формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотноше­ниях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Зарубежные компании, тщательно изучив опыт социалистического соревнования, успешно применили его в виде кружков качества, рабочих советов и др.

Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Переговоры — это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора.

Конфликт — форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

 

4.16 Назначение и группы психологических методов менеджмента.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относят:

> формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;

> комфортный психологический климат в коллективе;

> формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;

> минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

> разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

> рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования

> формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношения психических процессов в жизни человека. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обстановкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация постепенно входят в практику управления.

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

Акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

 

 

4.17 Экономико-статистические методы в менеджменте.

Этот инструментарий (экономико-математические модели и методы - ЭМММ) представляет собой логический системный подход к решению проблемы управления. Схематически его можно изобразить, как это показано на рис. 1.

С точки зрения ЭМММ центральным моментом становится конструирование модели - абстрактного представления существующей проблемной ситуации. Обычно такая модель представляется в виде математического соотношения или графика.

Рис. 1. Использование ЭМММ при принятии решения

Некоторые модели не дают ответа и рекомендаций по решению. Однако они обеспечивают описательные результаты: эти результаты описывают моделируемую систему (например, дисперсия продаж некоторых товаров по месяцам в течение года).

Менеджер не прямо применяет полученный результат как решение, а сопоставляет его со своими оценками и прогнозами. Если менеджер не использует результаты ЭМММ, то они нереализуемы. Если это так, то должны быть введены дополнительные ресурсы или усилия при решении проблемы, конструировании модели и ее решении.

Результаты моделирования и решения основаны на сравнении путем обратной связи с первоначальной моделью, которая может модифицироваться при испытаниях в различных условиях и будущих решениях менеджера. Результаты могут указывать, что проблема полностью не охвачена ранее и это требует изменений или реконструкции первоначальной модели. В этом случае ЭМММ представляют непрерывный процесс, а не одиночное решение одиночной проблемы.

Наиболее популярна техника линейного программирования. К ней проводят задачи, связанные с ограничениями (по ресурсам, времени, рабочей силе, энергии, финансам, материалам) и с целевой функцией типа максимизации прибыли. Существенным является линейность функциональных соотношений в математической модели. Конкретная техника решений состоит в использовании алгоритма последовательных шагов (т. е. программы).

При использовании вероятностных процедур, в отличие от линейного программирования, результаты носят вероятностный характер и должны содержать некоторую неопределенность и возможность присутствия альтернативных решений.

Процедуры управления запасами специально разработаны для анализа проблем запасов, что характерно для большинства коммерческих фирм. Эта частная функция управления вносит существенный вклад в издержки любого бизнеса.

Сетевые модели скорее более диаграммы, чем точные математические соотношения. Они представляют в наглядной форме систему действий для их анализа.

Другие процедуры являются многоступенчатыми (программными), но отличными по постановке от линейной задачи.

Рис. 2. Классификация ЭМММ

В практическом менеджменте наибольшее значение придается: имитационным моделям, линейному программированию, графам (деревьям) решений, сетевым моделям, теории очередей (задачам массового обслуживания),
анализу замещения, интегральному программированию.

Следует отметить определенную переоценку значимости экономико-математических моделей в реальной практике управления экономико-производственными системами. Это связано с непреодолимыми пока сложностями моделирования процессов в экономико-производственных системах из-за непрерывности изменений продукции, нерегулярности производства, внутренних дестабилизирующих факторов, нерегулярности снабжения, финансирования, сбыта и т.д.

 

4.18 Управление с помощью моделей. Типы моделей.

По определению Шеннона: " Модель — это представле­ние объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целост­ности". Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизнен­ной ситуации, к которой она применяется. Модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем., также помогает руководи­телю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.

Причины, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром: естественная сложность многих организационных ситуа­ций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Типы моделей:

1. Физическая модель - представляет то, что исследуется, с помо­щью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

Примеры физической модели — синька чертежа завода, его уменьшенная фак­тическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведен­ного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы, например разме­щение дверей, ускоряющее движение людей и материалов. Подобным образом строительная компания всегда строит миниатюрную модель, прежде чем начать строительство производст­венного или административного корпуса или склада.

2. Аналоговая модель -представляет исследуемый объект ана­логом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издерж­ками, является аналоговой моделью. График показывает, как влияет уровень производства на издержки.

Другой пример аналоговой модели — организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, составление перечня взаимосвязей всех работников.

3. Математическая модель (символи­ческая) – в ней используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример математической модели и аналитической ее силы как средст­ва, помогающего нам понимать исключительно сложные проблемы, — известная формула Эйнштейна Е = MC2. Математические модели относятся к типу моделей, чаще всего ис­пользуемых при принятии организационных решений.

Применение на практикенаи­более распространенных типов моделей:

Теория игр. В бизнесе игровые модели исполь­зуются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампа­нии поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модифика­цию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руко­водство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Модель теории очередей или модель оптимального обслужи­вания, используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. К ситуациям, в которых модель теории очередей может быть полезна, следует отнести звонки людей в авиакомпанию для резерви­рования места и получения информации, очередь грузовиков под раз­грузку на склад, ожидание клиентами банка свободного кассира. Модель теории очередей снабжает руководство инструментом определения опти­мального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбаланси­ровать издержки в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.

Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Цель данной модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. Поддержание высокого уровня запасов избавляет от потерь, обусловливаемых их нехваткой. Закупка в больших количествах материалов, необходимых для созда­ния запасов, во многих случаях сводит к минимуму издержки на размещение зака­зов, поскольку фирма может получить соответствующие скидки и снизить объем "бумажной работы". Однако эти потенциальные выгоды перекрываются дополнительными издержками типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи, воровства и дополнительных налогов. Кроме того, руководство должно учитывать возможность связывания оборотных средств избыточными запасами, что препятствует вложению капитала в принося­щие прибыль акции, облигации или банковские депозиты.

Модель линейного программирования применяют для определения опти­мального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкури­рующих потребностей. Согласно опросу журналом "Форчун" вице-президентов по производству из 500 фирм, модели линейного программирования и управления запасами пользуются в промышленности наибольшей популярностью. Линейное программирование обычно используют специалисты штабных подразделений для разрешения производственных трудностей.

 

4.19 Понятие, цели и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс.

Коммуникация — это обмен информацией между людьми. Цель – эффективный обмен информацией между участниками коммуникационного процесса с наименьшими ее искажениями в процессе.

Виды:

1. между организацией и внешней средой.

2. коммуникации внутри организации между уровнями и подразделениями (вертикальные (руководитель –подчиненный; руководитель–рабочая группа) (нисходящие и восходящие); горизонтальные (между отделами);

3. межличностные

Разделяются также на формальные и неформальные (слухи).

Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель. Этапы процесса — разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка. Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не понята переданная информация, помогает преодолеть шум. Шум в информационной системе — это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий. (различия в восприятии, семантические, невербальные сигналы, неумение слушать, плохая обратная связь, фильтрация плохих новостей подчиненными, перегрузка информационной сети).

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis» означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто, информации, значения или смысла с помощью символов.

Процесс коммуникации включает в себя следующие этапы:

Этап отправления. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Выполнение данной роли начинается с индентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идей.

Кодирование — это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков – носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия. Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д.

Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

Раскодирование включает восприятие (что получил) послания излучателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Получить – еще не означает понять, а понять – это еще не значит принять. Эффективная коммуникация устраняет, причины непринятия послания.

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется, но уже в другом направлении. Обратная связь – это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать дошло ли послание до адресата и в каком значении.

 

4.20 Системный подход в управлении.

Людвиг фон Берталанфи в 40-х годах 20 столетия заложил основы нового науч. напрвления «Общая теория системы».

Система - определ. целостность, сост. из взаимосвязанных частей, каждая из кот. вносит свой вклад в функционирование целого.

Осн. св-ва системы: целостность, иерархичность, синергия, интегративность.

В соответствии с системным подходом любая организация может быть рассмотрена в качестве системы в наиб. полном и строгом значении данного понятия. Организация относится к открытым системам, т.е. непосредственно взаимодействует с внешней средой.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы концепций менеджмента явл-ся теория «7S», ключевыми составляющими которой явл-ся след. эл-ты:

1. стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обяз-ва по осуществлению опред. действий во времени для достижения целей.

2. навыки – отличител. возм-ти ключевых людей в орг-ции.

3. разделяемые (общепризнанные) ценности – смысл и содержание осн. направлений деят-ти, которые орг-ция доводит до своих членов.

4. структура – внутр. композиция орг-ции, отражающая ее разделение на подразделения и иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.

5. штат – важные группы кадров, существующие в орг-ции, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию, квалификации.

6. система – процедуры и рутинные процессы, протекающие в орг-ции.

7. стиль – способ, каким руководители управляют орг-цией.

В соответствии с данной концепцией только те орг-ции могут эффективно функционировать и развиваться, в которой менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

В наст. время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которого закл-ся в формировании образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Современные организации внутренне неоднородны и включают в себя качественно различные компоненты (технику и людей), т.е. явл. социотехническими системами.

 

4.21 Ситуационные переменные и ситуационный подход в управлении.

Ситуационный подход (кейсовый подход) был разработан в конце 60-х годов в Гарвардской школе бизнеса.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данный момент времени.

Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления, однако он утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен исп-ть руководитель для успешного достижения цели организации не могут носить общего характера, а должны значительно варьироваться, т.е. они определяются управленческой ситуацией.

В рамках данного подхода возникли новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития менеджмента.

СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ.

Внутренние: цели, структура, задачи, технология и люди.

Внешние: прямое воздействие: потребители, конкуренты, государство, поставщики, профсоюзы; косвенное: НТП, социо-культурные, политические, экономические, международные.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию упр-я, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и усл-м. Центр-м моментом СП явл. СИТУАЦИЯ - конкретный набор обст-тв, к-рые сильно влияют на орг-цию в данное конкретное вр. Исп-я этот подход рук-и могут лучше знать, какие приемы будут в большей степени спос-ть достижению целей орг-ции в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, к-рые должен исп-ть рук-ль для эфф-го достижения целей орг-ции, могут знач-но варьировать, Н-р: все орг-ции должны создавать стр-ру для того, чтобы добиться своих целей. Однако сущ-ет множество сп-бов построения орг. стр-р – м.б. создано много или мало уровней упр-я, рук-ли средне. и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот – рук-ли высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Рук-во должно опр-ть, какая стр-ра или прием упр-я наиб. подходит для данной ситуации и так как ситуация может меняться, рук-во должно решить как необх. соответственно поменять орг. СТР-РУ, чтобы дохранить эфф-ть орг-ции. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД -пытается увязать конкретные приемы и концепции с опр-ми конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели орг-ции более эфф-но. Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ м/д орг-ми и внутри самих орг-ций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс:

1. Рук-ль д.б. знаком со ср-вами професс-го упр-я, к-рые доказали свою эфф-ть (понимание процесса упр-я, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов пл-ния и контроля и методах принятия решений);

2. Каждая из упр-ких концепций и методик им. сильные и слабые СТОРОНЫ. Эти сравнит-е хар-ки в случае, когда они применяются в конкретной ситуации рук-ль должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам, что ведет к разорению);

3. Рук-ль должен правильно интерпретировать ситуацию. Необх-мо правильно опр-ть какие факторы явл. наиб. важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Рук-ль должен увязывать конкретные приемы, к-рые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей орг-ции самым эфф-м путем.

 

4.22 Социокультурные факторы и этика менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.