Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные и индивидуальные способности учащихся. Их учет в педагогическом процессе




Характер воздействия различных факторов на развитие личности во многом обусловлено возрастными и индивидуальными способностями. Возраст - относительное ограничение во времени, ступень физического, психического, развития индивидуальности, которое характерно физическими психологическими, общими для всех нормами развития людей. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных интеллектуальных свойств, характерных для людей одного возраста. Возрастная периодизация: младенчество (от рождения до года) раннее и преддошкольное детство (1-3лет) дошкольное детство(3-6 лет) младший школьный возраст (6-10)подростковый возраст (младшие подростки (11-12) и старшие подростки (12-15) юношеский (ранняя юность (15-17) и второй период юности (17-21). У младшего школьного - учебно-познавательная деятельность. В этот период педагогу важно оптимистическое отношение к достижению успеха и неудачи учащегося. Подростковый возраст - чувство взрослости. Ведущая деятельность – общение в процессе разных видов деятельности. Ведущая педагогическая деятельность в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которое дают возможность позитивного самоутверждения предупреждения отклонений в поведении и нравственном развитии. Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно – профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности. Именно отношение старшеклассников к будущей профессии может повлиять на отношение к учебной деятельности. Для периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви - что требует от взрослых особой тактичности и внимания. Ведущая идея работы со старшеклассниками – создание условий для реализации возможностей личности, помощь в социально значимом определении на будущее. Каждый человек обладает присущими ему индивидуальными качествами. Они могут проявляться в физическом состоянии познавательной деятельности (память, мышление) к способности изучения тех или иных предметов, в характере, способностях. Способности – индивидуально – психологические особенности человека. К общим способностям относятся: сообразительность, умственность, самостоятельность помогающие достичь результат в той или иной деятельности. Специальные способности человека проявляются в отдельных отраслях деятельности - математика, рисование, музыка, а в других областях особых успехов не наблюдается. Периодом для развития большинства человеческих способностей является период от 3 до 5 лет. Педагогу все это нужно учитывать.

 

Б12Педагогический процесс. Структура, закономерности, принципы.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленная на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие функции: Обучающую - формирование мотивов и опыта учебно – познавательной и практической деятельности. Воспитательную – формирование отношения личности к окружающему миру, себе, соответственных качеств личности. Развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Структура педагогического процесса бывает: 1. Целевой – включает цели и задачи реализуемые в определённых условиях. 2. Содержательный - определяет всю совокупность формируемых у субъектов (педагога и учащегося) педагогического взаимодействия, опыта деятельности и общения.3. Деятельностный – характеризует формы, средства организации и осуществляет педагогические взаимодействия, направленные на решение целей и задач педагогического процесса. 4.Результативный – достигнутый результат и степень эффективности педагогического процесса. 5. Ресурсный - отражает социально - экономические, психологические, санитарно – гигиенические условия протекания педагогического процесса. Сущностной характеристикой педагогических процессов является взаимодействие его субъектов (педагога и учвщегося). Закономерности педагогического процесса - можно определить как совокупность необходимых существенных связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса характеризованных их развитием и функционированием. 1. группа закономерности зависит от уровня социально – экономического и культурного развития общества т.е. цель и характер педагогического процесса, интересы и традиции. Также зависимость педагогического процесса от региональных условий, природных факторов, условий конкретной школы, педагогического коллектива и самого ребёнка. 2. группа закономерности -действует на межличностном и личностном уровнях (уровень развития личности определяет характер и результативность педагогического процесса, в процессе присвоения социального опыта, духовных ценностей. Принципы педагогического процесса -общие положения определяющие требования к содержанию, организации, и осуществлению педагогических процессов. Принцип связи педагогического процесса с жизнью (формирование жизненной позиции, отношение к природной и социальной среде.). Сочетание педагогического управления с развития инициативы и самостоятельности учащегося (формирование активного отношения учащегося к учебе, усвоение учебного материала). Принцип уважения к личности ребёнка с разумной требовательностью к нему. Принцип опоры на сильные стороны личности, на положительные качества человека. Принцип научности (отбирать содержание образования на уровне современной науки, техники, знакомить школьника с приемами научно – исследовательской работы, формирование у них умения) Принцип гражданственности (формирует патриотизм, национальные ценности, ориентировавшиеся на развитие личности, его духовности и социальной зрелости.) Принцип наглядности (демонстрация, иллюстрация). Принцип последовательности в обучении и воспитании. Принцип прочности результатов педагогического процесса. Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.