Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный аппарат СССР в предвоенные годы




§ 1. Конституция СССР 1936 г.

Во второй половине 30-х гг. государственное строительство и государственное

управление в России определялось Конституцией 1936 г.

В стране произошли серьезные изменения, что привело ЦК ВКП(б) к решению об

изменении Конституции. Это предложение было принято на VII съезде Советов ССР,

проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. Новая Конституция должна была 1) дать

дальнейшую демократизацию избирательной системы, 2) необходимо провести изменение

Конституции в соответствии со сложившимися классовыми силами в стране, а именно

указать на создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победу

колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы Советского

общества и т. д.

В разработке проекта Конституции активное участие приняли: Сталин

(председатель Конституционной комиссии), Калинин (зам. Председателя), Бухарин,

Орджоникидзе, Гамарник, Тухачевский и др.

12 июля 1936 г. проект Конституции был опубликован и почти полгода его

обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на

собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп

Советов и т. д. В обсуждении участвовало более 50 млн. чел., или около 55 % взрослого

населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс.

предложений, поправок, дополнений и замечаний.

25 ноября 1936 г. в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов

СССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции. Съезд избрал

редакционную комиссию, которая внесла ряд изменений в первоначальный текст проекта.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил

проект Конституции СССР. День принятия Конституции – 5 декабря – был объявлен

всенародным праздником.

Надо сказать, что по своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была

значительно шире Конституции СССР 1924 г. Конституция СССР 1936 г. состояла из 13

глав, включавших 146 статей. Глава I Конституции рассматривала вопросы

общественного устройства СССР. В ней отмечалось наличие в СССР двух дружественных92

классов – рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом по Конституции

1936 г. в СССР осуществлял рабочий класс как самый передовой.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся

власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице

Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г.

составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на

орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была

представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное

пользование, т. е. как тогда считалось, навечно.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения:

"от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом

чести каждого способного к труду гражданина СССР. "Кто не работает, тот не ест".

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы

советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских

союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в

соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой

республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР,

территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию,

систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных

органов власти.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был

Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР

осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат:

Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала

законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты

обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета

СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без

согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями с согласия Президиума

Верховного Совета.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся

Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР –

Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и

распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в

период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК по Конституции объединял и направлял работу общесоюзных и

республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему

хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных

наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР,

руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право

издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и

распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были

закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По

конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, 93

верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами,

специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего,

прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их закону,

который на практике нередко нарушался.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические

права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан

СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае

болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо

от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а

поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция

устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного

хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией

безработицы.

Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием

социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной

медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети

курортов.

Равноправием женщин по Конституции обеспечивалось предоставлением равного с

мужчинами права на труд, оплату труда, отдых, социальное обеспечение.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан

СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную

социалистическую собственность. Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как

почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она

закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения

кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам

трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам,

кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан

был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое

время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на

равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане,

состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными

наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала

программных положений.

Характеризуя Конституцию 1936 г., необходимо сказать, что по форме эта

Конституция была самой демократической. Но эта Конституция была бездействующим

Основным Законом: ее демократические принципы были перечеркнуты чрезвычайными

мерами, и в реальной практике большинство ее положений воплощения не имели; многие

исследователи называли Конституцию 1936 г. клочком бумаги.

§ 2. Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции

союзных республик.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом

Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Конституция94

РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были

обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми

правами с гражданами России.

Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию,

учитывавшую особенности данной республики. Главы с III по VIII Конституции

посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в

России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет.

Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял

из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией

СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых,

районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им

на утверждением Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего

сведения. Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала

Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции

СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор

РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции

независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору

СССР.

Таким образом Конституция РСФСР 1937г. была построена в полном соответствии

с Конституцией СССР.

§ 3. Развитие государственного аппарата в период 1936 - 1941г.г.

На развитие государственного аппарата в данный период самое существенное

влияние оказала Конституция СССР 1936 г. Возникновение новых отраслей

промышленности повлекло дальнейшую специализацию и разукрупнение народных

комиссариатов, создание новых комиссариатов. В декабре 1936 г. Из Наркомата тяжелой

промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности. В 1937 г. был

образован Наркомат машиностроения. В 1939. созданы наркоматы угольной и нефтяной

промышленности, Наркомат электростанций и электропромышленности.

Для улучшения руководства хозяйствами наркоматами в апреле 1940г. при СНК

СССР было создано 6 хозяйственных советов: по металлургии и химии, по

машиностроению, по оборонной промышленности по топливу, электрохозяйству и т д.

22 февраля 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, руководствуясь решениями ХVIII

съезда ВКП(Б) поручил Госплану СССР, приступить к составлению генерального

хозяйственного плана СССР на 15 лет, рассчитанного на решение основной

экономической задачи - догнать главные капиталистические страны по производству

продукции на душу населения.

В связи с возросшим объемом работы СНК СССР в 1937 в помощь ему был создан

экономический совет, который действовал на правах постоянной комиссии Совнаркома

Совет рассматривал годовые и квартальные народнохозяйственные планы и вносил их на

утверждение СНК, контролировал выполнение планов, знакомился с положением

отдельных отраслей народного хозяйства, принимал меры по улучшению их работы и т.д.

Он имел право издавать постановления и распоряжения, обязательные для всех

наркоматов СССР. Таким образом, в организации управления народным хозяйством

просматривается курс на усиление общесоюзных начал. 95

Шел процесс централизации правоохранительных органов. По постановлению

ЦИК и СНК СССР было утверждено "Положение о Прокуратуре СССР", согласно

которой основной задачей Прокуратуры СССР являлось укрепление законности и охрана

общественной собственности от покушения со стороны антиобщественных элементов на

всей территории СССР.

Однако в данный период органы прокуратуры не осуществляли в полной мере

всего контроля за соблюдением законности, что привело к произволу, грубым

нарушениям процессуальных норм. К тому же сами органы прокуратуры нередко

использовались для проведения массовых репрессий.

Постановлением ВЦИК и СНК от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный

Народный комиссариат внутренних дел. В его состав было включено ОГПУ. На НКВД

возлагалась обеспечение революционного порядка и государственной безопасности,

охрана общественной собственности. В состав НКВД вошло Главное управление рабоче-

крестьянской милиции.

При НКВД СССР было создано Особое Совещание, которому предоставлялось

право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в

исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. Таким

образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, что не

могло не привести к нарушениям законности.

В связи с обострением международной обстановки, а также с расширением объема

работы НКВД и необходимостью укрепления Советской разведки, НКВД в феврале 1941

г. был разделен на 2 наркомата: Народный комиссариат внутренних дел СССР и

Народный комиссариат гос. безопасности СССР. Эти органы, выведенные из-под

контроля органов прокуратуры, использовались в период культа личности Сталина для

проведения массовых репрессий. Стоявшие в руководстве этими органами Ежов и Берия и

их подручные нарушали законность, проявляли административный произвол, применяли

незаконные методы ведения следствия: применяли пытки, избивали подследственных

и т. д.

В этот период происходит бюрократизация органов партийного и советского

контроля при Верховных органах власти.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. был создан

Народный комиссариат государственного контроля СССР. Наркомату Госконтроля было

предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям,

налагать дисциплинарные взыскания на руководителей предприятий и учреждений за

неисполнение решений правительства, а в случае необходимости – привлекать виновных к

судебной ответственности и налагать денежные штрафы.

Во всех наркоматах были созданы контрольно-инспекторские группы. В этот

период в организации и деятельности органов контроля произошел отход от одного из

основополагающих принципов – участие населения в деятельности этих органов. В

Положении о комиссии Советского контроля (1934 г.) и в Положении о Наркомате

госконтроля (1940 г.) даже не предусматривалось привлечение трудящихся к контролю, и

фактически контроль осуществляли штатные контролеры-ревизоры.

Рассмотрим государственное управление в органах народного образования и

культуры. Постановлением от 17 января 1936 г. ЦИК и СНК СССР в целях объединения

всего руководства развитием искусства в СССР был образован Всесоюзный комитет по

делам искусств при СНК СССР, а в марте 1938 г. был создан Комитет по делам

кинематографии при Совнаркоме СССР.

Для укрепления руководства высшим образованием в стране в 1936 г. был

образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, который

руководил работой всех высших учебных заведений, подчиненных Всесоюзному96

комитету по делам искусств при СНК СССР. Таким образом, управление образованием и

культурой также централизовалось.

В сентябре 1938 г. Академия наук СССР была передана в ведение Совнаркома

СССР, был утвержден ее устав, который определял в качестве ее задачи всемерное

содействие общему подъему теоретических и прикладных наук в СССР.

Вооруженные силы. Обострение международной обстановки в конце 30-х годов,

сложность военной техники требовали изменения организационного построения

вооруженных сил СССР. В 1939 г. вооруженные силы СССР перешли на систему

кадровой армии. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб.

В 1937 г. для создания мощного морского флота СССР был образован Народный

комиссариат Военно-морского флота. 13 марта 1938 г. учреждается Главный Военный

Совет Красной Армии, в задачи которого входило рассмотрение основных вопросов

строительства Красной Армии и укрепление обороноспособности страны. Был также

образован Главный Совет Военно-Морского флота.

Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе. Ему

подчинялись все войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории

округа; Военный Совет подчинялся непосредственно Народному комиссару обороны

СССР. Расширялась система военных комиссариатов – были созданы военные

комиссариаты в автономных республиках, областях и городах, что позволило лучше

организовать учет военнообязанных и призыв в армию.

Большую роль в укреплении вооруженных сил сыграл принятый Верховным

Советом СССР 1 сентября 1939 г. закон "О всеобщей воинской обязанности". В отличие

от старого Закона о воинской обязанности, в котором защита СССР предоставлялась

только трудящимся, новый Закон установил, что все мужчины-граждане СССР без

различия расы, национальности, вероисповедания и т. д. обязаны были отбывать

воинскую службу в составе Вооруженных сил СССР. Возраст призываемых снизился с 20

до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст

присяги. В отличие от старого текста, когда присягу читали коллективно, теперь каждый

военнослужащий индивидуально принимал военную присягу и скреплял ее

собственноручной подписью. 23 февраля 1939 г. весь личный состав Вооруженных сил

СССР принял новую военную присягу.

Указ от 12 августа 1940 г. "Об укреплении единоначалия в Красной Армии и

Военно-Морском флоте " отменил институт военных комиссаров. 13 мая 1940 г. были

установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командно-

начальствующего состава.

В 1937 г. было введено звание младшего лейтенанта, а в 1939 г. – подполковника.

Колоссальный ущерб Вооруженным силам был нанесен массовыми репрессиями1937-

1938 гг., что самым трагическим образом сказалось в годы Великой Отечественной войны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.