Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старший школьный возраст 1 страница




Средний школьный возраст

Основным видом деятельности подростка тоже является учение.

- Усиленное внимание к собственному внутреннему миру.

- Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.

- Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания.

- Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт.

- Моральный критицизм, негативизм.

- Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небрежность, заносчивость, ригоризм.

- Самоуверенность

- Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).

- Лживость "во спасение", лукавство.

- Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Эта новая социальная позиция изменяет для них значимость учения, его задач и содержания. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям.

- Этический максимализм.

- Внутренняя свобода.

- Эстетический и этический идеализм.

- Художественный, творческий характер восприятия действительности.

- Бескорыстие в увлечениях.

- Стремление познать и переделать реальность.

- Благородство и доверчивость.

 

Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е годы 19 века в России. Его впервые употребил Н.И. Пирогов (1810-1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д. Ушинский (1824-1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспитания.

Определяющую роль в построении этой педагогики играли исходные установки Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть которых можно выразить так: человек и ребенок - основные социокультурные ценности. Так, Н.И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок - цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

Воспитание - основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:

· «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);

· открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский);

· «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» (Пирогов).

Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т.е. исходить из объективных законов человеческого развития.

Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятельной, «вольной и излюбленной», деятельности - физической, умственной и духовной.

Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К.Д. Ушинский).

 

 

5. Понятие о дидактике. Возникновение и развитие научной дидактики (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег). Образование как ценность, процесс и результат. Сущность, структура и функции процесса обучения.

Дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов.

Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Ян Амос Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения Детей. В "Великой дидактике" (1657) Коменский рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения. Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания; он пытался выявить закономерности ("основоположения природы"), которые будучи всеобщими проявляются и в процессе воспитания и обучения человека. Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII и XIX вв.

Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.1. Обучай природосообразно,...(всего 13)II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. …(всего12)III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т. д.3. Обучай культуросообразно.IV. Правила обучения, касающиеся учителя 1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827). Его дидактические исследования тесным образом связаны с педагогическими. Тесным образом с обучением, считал Песталоцци, связана психология. Он был твердо уверен в том, что сумел выделить главный принцип обучения, а именно – его наглядность. Как утверждал исследователь, любой предмет, доступный восприятию, имеет три признака: название, число и форму. главной целью дидактики является развитие в нем способностей восприятия и наблюдательности. его интересовала психика ребенка. Ценностная (аксиологическая) характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:

- образование как ценность государственная;- образование как ценность общественная;

- образование как ценность личностная. Образование как процесс –освоение системы ЗУН Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.

В процессе обучения реализуются три функции:1) образовательная 2) воспитательная 3) развивающая Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты: 1) целевой;2) стимулирующе-мотивационный;3) содержательный;4) операционно-действенный;5) контрольно-регулировочный;6) оценочно-результативный.

 

 

6. Проблема отбора содержания образования в условиях реализации компетентностного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, основная образовательная программа, учебный план, учебная программа. Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Образовательная программа - это долгосрочный нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Учебный план - документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения.

Учебная программа — в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. основная функция стандарта первого поколения была в том, чтобы остановить центробежные процессы. И то, что стандарты появились, то, что они были введены хотя бы как временные, остановило развал образовательной системы, образовательного пространства. Это важнейшее достижение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить. Сейчас другая ситуация. Вопрос о единстве образовательного пространства стоит не так остро. При этом возникают другие проблемы, связанные с повышением качества образования.У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др. Принципиальное отличие новых ФГОС от стандартов 2004 заключается в том, что цель обучения - не предметный, а личностный результат. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий. очень важно, чтобы успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, свойств и качеств личности ученика связывалась с адекватностью построения образовательного процесса, с активной позицией учителя и с выбором развивающих методик обучения, одной из которых является система Л.В. Занкова. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Это значит, что базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и определен «портрет» выпускника начальной школы, в котором четко прописаны направления воспитания.

 

7. Сущность методов и средств обучения, различные подходы к их классификации. Проблема выбора и эффективного применения учителем методов обучения. В педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач.Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);репродуктивный;— проблемное изложение;— частично поисковый (эвристический);— исследовательский. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).Чтобы решить какую-либо дидактическую задачу, преподаватель использует различные средства обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. Исследования Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1)соответствие целям и задачам обучения и развития; 2)соответствие содержанию темы урока; 3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;4)соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;5)соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

 

8. Характеристика организационных форм обучения. Достоинства и недостатки классно-урочной формы организации обучения. Типы и структура урока, их разновидности. Модель обучения – систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении процесса обучения. Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.Самым первым видом обучения была беседа (разработана Сократом). Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Ученики слушали и механически заучивали, дословно воспроизводили текст. Распространено было в средние века. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение: объяснение в сочетании с наглядностью. Слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – основной критерий эффективности. Проблемное обучение. Программированное обучение.Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся. По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы — школьные и внешкольные. Наибольшее распространение получила классноурочная система обучения, Ее разработал и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский. Особенности. плюсы и минусы.Ключевым компонентом классно-урочной системы явл урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Требования, которым должен отвечать современный урок: К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления. Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, самостоятельности и др. все уроки подразделяются на:Стандартные уроки:1) комбинированные уроки2) уроки изложения нового материала (уроки-лекции)3) уроки закрепления знаний и выработки практических умений и навыков4) уроки проверки и оценки ЗУН (знаний, умений, навыков)5) уроки повторения и обобщения ЗУН Нестандартные типы уроков:1) уроки-семинары2) уроки-конференци3) уроки-состязания4) уроки-диспуты5) уроки-игры6) уроки-дискуссии7) межпредметные уроки Комбинированными уроки.

 

 

9. Сущность и функции дополнительного образования в системе учебно-воспитательной работы современной школы.ДО детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. По своему содержанию ДО является всеохватывающим. В наст время ДО детей представлено целым рядом направлений. Основные: художественно-эстетическое; научно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. Реализуя задачи ДО, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как индивидуальности.ДО по самой своей сути явл личностно ориентированным. Только органичное сочетание нужно. четыре основных модели его организации. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие. Нередко в таких школах сфера ДО становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования. Третья модель организации ДО строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями. Четвертая модель организации ДО детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день эта модель явл наиболее эффективной, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования.бщеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз. Существует ряд проблем, без решения которых введение ДО по новым стандартам нереально. Первая проблема - в наст время в школах не хватает педагогов ДО. Вторая проблема - вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации ДО указан 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. Третья проблема – бедное техническое обеспечение. Четвертая проблема усиления воспитательного аспекта дополнительного образования. В системе дополнительного образования акценты смещены в сторону его развивающей и обучающей функции.

 

 

10. Сущность педагогического контроля как элемента педагогической деятельности, технология его организации на уроке, во внеклассной работе по предмету. Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ, его достоинства и недостатки.Существует прямая и непосредственная зависимость продуктивности обучения от количества, качества, своевременности, объективности контроля. Контрол ь — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка — составной компонент контроля. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Систему традиционного контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя. Новые средства оценивания результатов обучения: портфолио, рейтинг, мониторинг, тестирование. Рейтинг учащегося - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей. Основной принцип рейтинга – ранжирование. Объекты рейтинговой системы контроля:– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;– социальная активность учащегося. Преимущества рейтинговой системы (по сравнению с традиционной технологией контроля):– стимулирование систематической самостоятельной работы и мотивации;– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;– повышение роли состязательности в учебе;– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;– количественная характеристика качества учебной работы. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. оценка портфолио включает группы критериев: -самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя), - профессиональная ориентация- обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),- самообучение,- самореализация. Тест - разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов. Отличие тестов от других форм контроля. 1. Содержание теста подвергается четкому планированию. 2. Форма заданий. 3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. 4. Наличие специальных шкал 5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). Особ-ти: объективность, надежность, точность, экономичность измерений. ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях: Достоинства: количество сдаваемых предметов можно выбирать самостоятельно;подать заявление в любой вуз страны можно подать из любой точки страны, в том числе по почте; объективная, беспристрастная оценка знаний;уменьшение нагрузки на выпускников (экзамен сдается один раз);ЕГЭ одинаков для всех, и в этом смысле объективенКоличество баллов, полученных на ЕГЭ, не влияет на оценки полученные в аттестате, Недостатки ЕГЭ:тестирование не выявляет знания, тк можно случайно выбрать правильный ответ;невнимание к разнице в условиях обучения школьников;недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз (в престижных институтах все равно это не учитывают);отсутствие индивидуального подхода к выпускникам.Высокая конкуренция при поступлении в вузы

 

 

11. Концепция профильного обучения в отечественной школе, ее педагогический смысл и характеристика.Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели.Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. основные цели: обеспечить углубленное изучение, создать условия для существенной дифференциации содержания обучения, способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,расширить возможности социализации учащихся. система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые, профильные, элективные.«Базовые курсы — курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения». «Профильные курсы — курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения». Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. «Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Организационные проблемы: Первая проблема, - это подбор учителей, которые способны эффективно преподавать базовые дисциплины. Учитель профильной школы должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников; формирование способностей и компетентностей. Другая проблема профилизации среднего образования - организация профильного обучения на селе и в малых городах. Дидактические проблемы: а ) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению. б) Проблема обеспечения учебной литературой при переходе к профильному обучению Психологическая проблема: связана с выбором выпускниками IX классов профиля обучения. Профильная дифференциация реализует окончательную цель индивидуализации учебной работы, содействует формированию и сохранению неповторимой индивидуальности каждого обучающегося. Чтобы эта цель могла реализовываться у каждого учащегося, в процессе обучения должна быть возможность выбора, что способствует превращению школьника из объекта управления в субъект управления своей собственной деятельностью, т.е. исходя из своей индивидуальности ученик находит в содержании и в процессе обучения соответствующие его интересам и способностям цели и возможности их реализации в собственной учебной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.