Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орнамент в декоративно-прикладном искусстве




Слово “орнамент” происходит от латинского глагола ornare, что означает “украшать”. Орнамент является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства орнамент существовать не может. Дело в том, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, т.е. создаются не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Поэтому произведениями искусства здесь являются сами орнаментированные предметы, обладающие определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.

Орнаментальность - это своеобразное отражение действительности. В орнаменте, в отличие от живописи, мотив может повторяться несколько раз. Это связано с тем, что орнамент декорирует поверхность предметов, имеющих определенную форму, где декорируемая поверхность течет бесконечно и этому течению подчиняется строение декора.

Построение самого орнамента создается теми же средствами, которыми оперируют прикладное искусство и архитектура при создании художественного образа: формой, пропорциями, силуэтом, ритмом, цветовыми отношениями, фактурой материала. Разница тут только в том, что в орнаменте эти средства имеют не трехмерный объемно-пространственный характер, а двухмерный, плоскостной.

Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека, которые состоят в том, чтобы развить и обогатить художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно-образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях часто заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность сочетаний те чувства, которые хотел выразить мастер. Так, прямой горизонтальной линией обозначали в древности поверхность земли, а горизонтальной волнистой - воду, вертикальной волнистой - дождь и грозу, треугольником - горы, солнце и луну изображали в виде круга, многоугольника, венец сруба дома изображали в виде ромбов с продленными сторонами или пересеченными диагоналями и т.д. (см. рис. 15).

 

 
 

 

 


Рис. 15. Примеры использования линий для орнаментации поверхностей в древние времена

Рис. 16. Пример использования спиралевидного орнамента на аттической чернофигурной амфоре. Греция. VI век до н. э.

 

Рис. 17. Пример антропоморфного орнамента. Сцена танца. Роспись на гидрии. VIII век до н. э.

 
 

 


Рис. 18. Пример использования знаков в орнаменте

Используя известные выразительные средства для создания художественного образа, художник может вызвать у зрителя различные чувства. Способы передачи отношения мастера к создаваемому изделию изучены и изложены в книге М.С. Кагана “О прикладном искусстве” [11]. Используем для наглядности (см. рис. 19) некоторые примеры из книги автора.

 
 

 

 


Рис. 19. Примеры использования выразительных свойств мотивов

 

Сопоставляя впечатление, производимое строгими формами прямоугольного меандра узора “а” и спиралевидными формами узора “б”, мы ощущаем торжественную значительность, сдержанную энергичную силу узора “а” и легкую, изящную, даже кокетливую прихотливость узора “б”. Изменения шага узора вызывает иные чувства: узоры “в” и “д” - ощущение тесноты, внутреннего напряжения, а в узорах “г” и “е” чувствуется спокойное, свободное движение. Суховатые, рассудочные формы прямоугольных мотивов меняются на более динамичные, криволинейные формы, или в результате изменения углов перелома один узор “ж,” стройный, спокойный, сменяется на беспокойный, словно падающий “з”. Несколько утомительное чередование одного и того же однообразного мотива “и” сменяется на более живое, увлекательное чередование разных мотивов “к”. Узор “л” со спокойным, протяжным ритмом противопоставлен узору “м” в убыстренном, стремительном движении, а узор “н” с плавно текучим ритмом - узору “о” с нервным спотыкающимся ритмом.

По способам создания мотивов орнаменты делят на геометрический - это орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических формах и изобразительный, - мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Изобразительный, в свою очередь, делят: на фитоморфный - состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов; зооморфный - состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых; антропоморфный - состоящий из чередования изображений человеческих фигур (см. рис. 16, 17, 18).

История возникновения геометрических орнаментов связана с технологическими особенностями некоторых производственных процессов (переплетение нитей в тканях, прутьев или движение руки мастера по поверхности вращающегося на гончарном круге глиняного сосуда). Первые рисунки, сделанные на предметах быта, напоминали форму спирали. Этот мотив имел широкое распространение в некоторых цивилизациях (см. рис. 5, 16). Таким путем возникли многообразные формы геометрического орнамента в венецианских изделиях из филигранного стекла: остроумная технологическая выдумка позволила получать в прозрачных стенках стеклянных сосудов переплетающиеся цветные нити узоров. Другой путь происхождения геометрических орнаментов - это постепенное упрощение и схематизация мотивов, которые первоначально имели изобразительный характер.

История возникновения мотивов орнамента тесно связана с эволюцией предметной среды человека. Как поясняет автор книги “История декоративно-прикладного искусства” [2]... “все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом”.

Таким образом, в качестве орнаментального мотива использовались не только изображения людей, зверей, птиц, растений, но и неодушевленные предметы. На готических свитках и лентах, сохранившихся с XVIII столетия, изображали доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV, а также садовые орудия времен Людовика XVI, греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты, веера и т.д. В искусстве высокоцивилизованных народов в комплексных орнаментах в качестве украшений применяли различные надписи, знаки. Иногда сами знаки и становились орнаментальным мотивом, как, например, иероглифы или арабская скоропись (см. рис. 19).

Христианское искусство использовало множество символических мотивов. С их помощью человек выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Изображение женской фигуры символизировало образ матери-земли. Берегиня или Мокошь - божество восточнославянских народов, считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага. Олень был символом благополучия. Деревья с раскидистыми ветвями также были символом благополучия и долголетия. Мотив конструировали из одного или из сочетания нескольких символов. Среди них рыбы, ягнята, феникс, павлин, якорь, трезубец и чаще всего крест. Позже стали использовать геральдические мотивы. В создании геральдического мотива, прежде всего, ценится лаконизм. Цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть могущество какой-либо семьи или государства. На фамильных гербах XII - XVIII вв. изображали фигуры львов, ленты с девизом, стилизованные изображения растений, геометрические фигуры, знаки, символы. Некоторые гербы были сильно перегружены деталями и утрачивали свою художественную ценность (см. рис. 20).

 

 
 

 


Рис. 20. Кресты.

Японские семейные гербы.

Европейские гербы

 

Задача конструирования мотивов, несложных для исполнения и понятных для зрителя, решается средствами стилизации. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных, иногда малопривлекательных деталей в образе. В стилизованных изображениях могут отсутствовать одна или несколько деталей, мастер может изменить цвет, данный природой изображаемому предмету, выделить контуром контрастного цвета форму предмета, добавить чуждые природе изображаемого предмета детали (см. рис. 21).

 

 
 

 


Рис. 21. Пример стилизации в конструировании

растительных мотивов

 

Конструирование стилизованного изображения подчиняется законам сочетания выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Так, например, свойства того или иного материала заставляют приспосабливаться мастера в выборе средств конструирования мотива, так как один материал требует декора с преобладанием линейного орнамента, а другой - объемного.

В декоративном искусстве известно множество средств для создания орнаментов. По определению А.С. Максяшина, важнейшим художественным средством построения орнаментов является ритм. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в рисунке, способствующее ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия.

Главные принципы, которыми руководствуется мастер, работая над ритмом - повторение, инверсия и чередование. Кроме перечисленных, можно использовать увеличение или уменьшение расстояния между элементами орнамента и др. Ритмическое повторение одного или нескольких одинаковых элементов, или группы элементов орнамента называется раппортом (см. рис. 22).

 

 

Рис. 22. Пример использования линейного и концентрического орнамента в русской вышивке

 

Повторение придает ценность малозначительному элементу, его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторяющиеся мотивы мы можем встретить в бордюрах и фризах, на коврах, вазах, тарелках.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим помогает избежать однообразия (см. рис. 23).

 

 

Рис. 23. Пример использования инверсии и симметрии в национальной вышивке народов Севера

 

Чередование выполняет ту же роль. Мотивы располагают, чередуя один или несколько изображений, чередуя оттенки цвета, плоские и рельефные изображения, прямые и изогнутые линии в вертикальном или горизонтальном направлениях.

В методическом пособии “Уральский орнамент: традиции и современность” А.С. Максяшин перечисляет основные приемы ритмического построения. К ним относятся:

- раппортное, при котором элементы узора равномерно чередуются на плоскости, подчиняясь строгому ритму;

- распределение элементов узора по убывающему или нарастающему ритму;

- симметричное построение узора, при котором одинаковые формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям;

- свободное расположение узора по всей плоскости изделия.

В природе мы часто наблюдаем явления симметрии: форма тела человека, животного, птицы, листьев растений. Симметрия позволяет изображать два сходных мотива по обе стороны от воображаемой или изображенной оси. Элементы узора орнамента могут быть построены по одной, двум или нескольким осям симметрии. Существует также относительная симметрия, которая достигается равновесием масс изображаемых предметов, например, добавлением дополнительных деталей в изображаемом мотиве (см. рис. 24).

 

 

Рис. 24. Пример использования относительной симметрии в

росписи тарелки

 

А.С. Максяшин выделил следующие виды симметричного орнамента:

- когда один элемент чередуется с другими по горизонтали;

- когда два элемента чередуются по вертикали то вверх, то вниз;

- когда два элемента поворачиваются друг к другу при повторении противоположной стороной;

- когда элементы чередуются по диагонали;

- когда два элемента чередуются последовательно между собой;

- когда элементы могут располагаться в несколько рядов.

Создавая орнамент, художник не пытается изобразить какие-то предметы, а в первую очередь старается вызвать определенное отношение к данному предмету. Одни чувства у нас вызывает, например, изображение цветов, совсем другие - изображение воинских доспехов. Орнамент может сделать предмет более нарядным и более строгим, может подчеркнуть будничное или праздничное его предназначение. Обилие орнамента допустимо лишь при условии строгой упорядоченности. Он всегда включается в общее образное решение вещи, вступает в определенные отношения со всеми элементами ее архитектонической выразительности. Распределение декора не должно наносить ущерб форме украшаемого предмета. Потому-то орнамент не может быть механически наложен на предмет или устранен с него, он должен согласовываться с характером декорируемого предмета, его назначением и конструктивным решением. Например, декоративная обивочная ткань и ткань плательная предъявляют разные требования к орнаментальному декору.

Чтобы распределить декор на поверхности изделия, необходимо разделить ее на части. Разделение украшаемых поверхностей осуществляют с помощью прямых или кривых линий и их производных - квадрата, прямоугольника и соответственно круга, спирали и др. Бордюры и фризы служат окаймлением создаваемого произведения.

Орнаментация поверхности предмета имеет целью выделить его среди других, приковать к нему взгляд зрителей. Орнаментируя какую-то часть предмета, художник старается выделить именно ее, чтобы заставить наше зрение уделить ей при восприятии особое внимание. Художник может, например, орнаментально выделить основание поверхности или же ее венчающую часть, или же расчленить всю поверхность фризообразными полосами, наконец, дать сплошное покрытие поверхности, выявляя при этом ее строение - либо бесконечно развертывающееся течение полосы ткани, либо законченную форму прямоугольника ковра, центрированность кружевной салфетки. В этом смысле орнамент можно было бы назвать “архитектоникой поверхности” предмета. Таким образом, по способам конструирования композиции выделяют: орнамент законченный, бесконечный; орнамент в полосе, круге, четырехугольнике, многоугольнике; ленточный; сетчатый; украшающий часть предмета.

Наиболее распространены концентрический и лучевидный орнаменты (орнамент в круге). Концентрический орнамент часто имеет космологическое значение (знаки зодиака) или является религиозным символом (ангельский чин). Лучевидный используется, например, в росписи сводов церквей. На объемных поверхностях орнамент располагают по горизонтали, вертикали или диагонали.

В росписи изделий квадратной или прямоугольной формы часто встречается сетчатый орнамент. Линии сетки сами по себе могут служить орнаментом, как, например, в ажурных решетках, керамических плитках, в облицовке стен. В других случаях сетка служит канвой для расположения мотивов орнамента.

Наиболее распространен сетчатый орнамент в странах ислама (кроме Ирана), где запрещено использовать живые существа. Мусульманские мастера используют сетки в архитектурных ансамблях, в резьбе по дереву, даже в книжной миниатюре.

Различают три вида таких сеток: квадратная - построенная на основе квадрата или восьмиконечной звезды и ее производных; треугольная - на основе равностороннего треугольника или шестиконечной звезды; прямоугольная - на основе пятиугольника с горизонтальным основанием. Сетки могут строиться на основе волнистых линий, или способом наложения одной сетки на другую сходного или иного типа (см. рис. 25).

Вещи, окружающие нас, могут быть красочными и узорчатыми, а могут и не иметь украшений, но от этого они не теряют своей красоты. Вещи, создаваемые мастером, насыщены чувством и смыслом, они имеют свое назначение и нравятся людям. Эта насыщенность чувством и связь с практической жизнью и окружающей действительностью и делают вещь декоративной.

Рис. 25. Использование сетчатого орнамента в отделке

старинного трона

 

Контрольные вопросы

1. Как определяют в искусстве слово “орнамент”?

2. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

3. Назовите изобразительные средства орнамента.

4. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

5. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 15888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.