Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы Солона и правление Писистрата




 

Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во время политической борьбы каждый должен встать на ту или иную сторону. Его законы освящались религиозными санкциями: каждый гражданин приносил клятву верности, и каждый архонт и советник обязался посвятить Дельфам золотую статую, если он нарушит закон Солона. Солон определил для каждого класса в государстве соответствующую степень ответственности и провозгласил идеал межклассовой социальной справедливости. Он руководствовался принципами разума, свободы, умеренности и гуманности. Афинам не всегда удавалось соответствовать стандартам Солона, но эти стандарты неизменно признавались здесь в качестве важного наследия.

Солон был также заметным представителем религиозной мысли своей эпохи. Он верил во всемогущую силу богов и в справедливость верховного бога, Зевса, согласно которой самонадеянность ведет к наказанию. Но божественное правосудие, как понимал Солон, отличается от земного. Подобно весенней буре, гнев Зевса обрушивается не на одного человека, а на многих, и поэтому в семье страдают невинные дети, а в государстве – невинные граждане. Человек – хозяин лишь своих поступков. Индивид контролирует собственное поведение, а внутренние отношения в группе контролирует группа. Обязанность индивида – понять себя, обязанность группы – осознать гармоничные взаимоотношения между ее частями, что и является «справедливостью» в том смысле, в каком можно говорить о «социальной справедливости». Когда общество нарушает эту внутреннюю справедливость, наступает хаос, совпадающий с волей Зевса и затрагивающий каждого члена общества. Ни государство, ни личность не властны над внешними обстоятельствами, такими, как здоровье и чума, процветание и катастрофы. Несмотря на все надежды, заслуги и усилия не приносят успеха; нередко хорошего работника постигает неудача, а плохой работник преуспевает. Заслуги – награда сама по себе, а успех непредсказуем. Самого Солона высмеивали за то, что он не сумел воспользоваться своим положением и не обогатился. Он отвечал: «Многие негодяи богаты, и многие праведники бедны; но мы не можем обменять богатство на честь, ибо деньги перетекают от человека к человеку, а честь остается навечно». Он жил так же, как и проповедовал, – в свете своего разума и своих идеалов. Он видел и величие, и горечь человеческой жизни. Наряду с «Илиадой» и «Одиссеей» стихотворения Солона заслуживали стать силой, вдохновляющей ионийские Афины, и стали ею.

Объявив, что его законы обязательны в течение ста лет, и заклиная всех афинских граждан содействовать их воплощению, Солон покинул Аттику на десять лет. После его отъезда снова началась борьба партий. Алкмеониды вернулись в Афины; Алкмеон командовал афинским войском при захвате Крисы. В 590‑м и 586 гг. законное правительство свергалось, а в 581 г. архонт‑эпоним Дамасий остался на этой должности по истечении срока своих полномочий. После его низвержения в 580 г. были избраны десять архонтов, представлявших все партии государства и вставших во главе правительства. Пять из десяти архонтов были избраны аристократами (eupatridai), которые возглавляли сильнейшие роды с их земельными владениями на равнине и домами в Афинах. Трое архонтов представляли сельских жителей (agroikoi), населявших горные районы, в отличие от georgoi равнин. А ремесленники (demiourgoi), противостоявшие тем, кто жил за счет доходов с земли, избирали двоих. Без сомнения, именно на эти партии было разделено государство до того, как Солон пришел к власти. Разделение на партии в целом совпадало с географическим разделением на «ровную землю», «прибрежную землю» и «гористую землю». Аристократов поддерживали богатые роды, сельских жителей – частично бедные роды, частично отдельные трудящиеся (thetes), а ремесленников – гильдии. Аристократы желали установления олигархии, которая правила бы государством по досолоновским законам; сельские жители выступали за демократию, которая бы обеспечила перераспределение земли и обогащение бедных; а ремесленники придерживались середины, или законов Солона, охранявших гражданство и права членов гильдий. Вождями партий были, вероятно, аристократы, домогавшиеся должности архонта‑эпонима и связанных с ней преимуществ.

Недолгое возвышение Дамасия в 561 г. повторил Писистрат, аристократ, семья которого владела землями в приморских Филаидах. Писистрат отличился в войне с Мегарой и был избран полемархом. Согласно популярному преданию, он поранил себя и своих мулов, после чего явился на афинскую Агору и заявил, что чудом спасся от нападения политических противников; народное собрание разрешило ему обзавестись телохранителями, и с их помощью он захватил акрополь. Писистрат заранее основал демократическую партию, из рядов которой и набрал себе телохранителей, или носителей дубинок (korynephoroi). Его сторонниками в основном являлись сельские жители из горных областей (diakria); к ним прибавились еще две группы – те, кто разорился из‑за отмены долгов, а также те, кто по законам Солона недавно получил гражданство. Его противники – жиители «ровной земли» во главе с Ликургом, главой рода Этеобутадов, и жители «прибрежной земли» во главе с Мегаклом, вождем Алкмеонидов, – объединившись, изгнали его, но затем сами перессорились друг с другом. С попустительства Мегакла Писистрат вернулся в Аттику в колеснице, на которой стояла высокая красивая девушка, одетая как богиня Афина; афиняне склонились перед ней и впустили Писистрата в афинский Акрополь. Условием союза с Мегаклом была женитьба Писистрата на его дочери; но Писистрат отказался от жены, порвал с Мегаклом и стал править как тиран. Через несколько месяцев, в начале 555 г., он удалился из Аттики и обосновался во Фракии, где стал готовить очередной переворот.

В ходе этой межпартийной борьбы Солон вернулся в Афины, укоряя граждан за «лисью хитрость и слабоумие». «Тучи приносят густой снег и град, от яркой молнии происходит гром; так и вожди губят государство, а народ в своем безрассудстве оказывается в рабстве у самодержца. Трудно моряку, заплывшему далеко в море, вернуться на сушу; обо всем следует думать вовремя». То, что государственная реформа Солона не покончила с межпартийной борьбой, вовсе не удивительно. Аристократов и роды, служившие фундаментом их власти, можно было сокрушить лишь революционной силой, к которой Солон не захотел прибегать. То, что раздоры между аристократами ведут к гражданским войнам и тирании, было прекрасно известно по опыту других материковых полисов, и афинянам следовало проявить дальновидность. Тем не менее Солон в 600–550 гг. оказал Афинам множество прямых и косвенных благодеяний. Он отвоевал у Мегары Саламин и руководил амфиктионами в Священной войне; около 590 г. в руках Афин оказался первый плацдарм в Геллеспонте – Сигеон. В 566 г. престиж государства укрепился с учреждением Панафинейского праздника в честь Афины и учреждением примерно в это же время Элевсинских игр. Экономические реформы Солона также принесли плоды, невзирая на политический раскол. К 550 г. афинская керамика заняла ведущие позиции в греческом мире, оттеснив коринфскую, что способствовало экспорту афинских товаров. Афинские монеты имели отличную репутацию благодаря высокому качеству серебра. Выбитые на них эмблемы в действительности символизировали не государство, а род, в данный момент находившийся у власти, но это нисколько не вредило их обращению. Ремесленники, привлеченные в Афины перспективой получить гражданство, умножали население и ресурсы государства. К середине столетия Афины заняли в развивающемся мире греческой торговли положение, достойное размеров государства и его традиций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.