Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древо целей и принципы государственного управления 2 страница




Поскольку государственное управление многообразно по избранным целям и решаемым задачам, то наиболее существенные, специфические, объективно необходимые, устойчивые связи и отношения, присущие именно этому виду управленческой деятельности, выявляются и находят должное обоснование в заложенных в ее основу принципах. Таким образом, принципы государственного управления — это фундаментальные, научно обоснованные и по большей части законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления. Отступление от того или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. Социальный организм изобилует таким количеством связей и отношений, что порой даже самое на первый взгляд незначительное отклонение или разрыв в какой либо цепочке взаимоотношений влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями.

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые - ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей.

Данная классификация не является исчерпывающей. Признанный авторитет в теории администрирования Анри Файоль утверждал, что число принципов управления не ограничено, и что любое правило, любое административное средство занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Поскольку охватить все богатство принципов, используемых в практике государственного управления, - задача изначально непосильная, остановимся на рассмотрении общесистемных принципов, имеющих наиболее существенное значение для этого вида деятельности.

Имея в виду, что общество рассматривается как система, блок общесистемных принципов можно подразделить на социально-ценностные и социально-функциональные. К первой подгруппе относятся: гуманизм, демократизм, социальная ориентированность управления и др. Вторую подгруппу образуют: системность, научная обоснованность, объективность, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность, саморегулирование, каузальность (причинность), дополнительность, информационная достаточность, оптимальность (эффективность), эволюционизм, вероятность, прямой и обратной связей и др.

Говоря об общесистемных принципах управления, следует иметь в виду, что общество как система принципиально подчиняется всем требованиям теории систем, однако фактор человеческого целеполагания существенным образом отличает его от всех иных систем живой и неживой природы. В обществе как субъект, так и объект управления в равной мере обладают социальной активностью, и субъект управления не может не считаться с реакцией на свою деятельность объекта управления. Поэтому названные общие принципы в равной мере применимы к управлению всеми сферами общества, в том числе и к государственному управлению.

Общество представляет собой сложную систему, и поэтому ведущим принципом управления по праву можно считать принцип системности. По характеристике взаимодействия с окружающей средой системы бывают закрытые (замкнутые) и открытые. Также и общества (государства) могут быть закрытыми и открытыми. Первые жестко детерминированы волей субъекта управления, обратная связь между субъектом и объектом управления для них не имеет существенного значения. Управление движением этой системы для достижения цели осуществляется посредством принципа директивного управления. Типичным примером такого подхода была советская плановая система. Произвольно задавалась цель, заранее определялась траектория движения к ней, которая корректировалась различными директивными указаниями. Хотя планирование носило тотальный (всеобъемлющий) характер, осуществлявшие его органы не были в состоянии обеспечить достоверность и полноту информации, которая ложилась в ее основу. В результате советская директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной и расточительной. Второй вид - открытое общество, свободное от жестко заданного варианта развития, предполагает плюралистический подход и в качестве принципа достижения цели использует принцип терминального управления, т.е. свободного программирования движения. В этом случае система самоорганизуется, что обеспечивает ей поддержание равновесия и устойчивости путем своевременной корректировки курса на основе обновления информации и прогнозирования движения. Данный подход позволяет системе быть более адаптированной к негативным воздействиям внешней среды, ошибкам управления и т.д., что в конечном счете обеспечивает ей более высокую эффективность по сравнению с закрытой системой. Правда, в этом случае усложняются весь процесс выработки решений и вся система управления в целом.

В современной практике управления используются оба эти принципа. Все зависит от характера решаемых задач. Умелое их сочетание способно повысить эффективность управления. Решая рутинные задачи, не требующие поиска неординарных подходов, можно эффективно применять директивный метод, освободив его от наиболее одиозных приемов. Там, где невозможно избежать случайностей и дать заранее точный прогноз, следует отдать предпочтение всесторонней проработке принимаемых решений, анализу всех возможных вариантов их реализации, координации усилий на различных направлениях.

Основное содержание принципа научной обоснованности заключается в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы.

Центральным звеном в системе управления являются люди, а значит современное демократическое правовое социальное государство может быть таковым только при условии следования принципу гуманизма (от лат. humanus -человечный). Суть его в том, чтобы во всей деятельности государства и его властных структур во главу угла ставились интересы человека. Именно во имя этой высшей цели и осуществляется государственное управление.

Человек - это «клетка» социального организма. Если человек деятелен и активен, то возможности общества, эффективность его развития многократно возрастают. Как отмечает известный японский менеджер Акио Мориата, при том же оборудовании и сырье японцы добиваются лучшего качества, потому что его дают не станки, а люди. Поэтому и для достижения целей государственного управления важно следовать принципу социальной ориентированности управления.

Мировой опыт, особенно двух последних столетий, неопровержимо свидетельствует, что наибольших успехов в экономическом и социальном развитии достигли страны, избравшие демократический путь развития. В этом отношении принцип демократизма в управлении сыграл роль величайшего стимулятора. Данный принцип аккумулирует в себе преимущества многих рассмотренных выше принципов. Он как бы соприкасается своими гранями с принципами прямой и обратной связей, информационной достаточности, объективности и др. Он позволяет полнее учитывать интересы граждан, объединять их усилия для достижения целей государственного управления, в нем полнее проявляется диалектическая связь государства и гражданского общества. Неудачи демократических реформ в России при отсутствии у нашего народа развитых демократических традиций в значительной степени дискредитировали само понятие «демократия» в сознании части населения. В результате многие понимают демократию как власть определенной группы людей, «демократов», в то время как демократия - это власть самого народа. Конечно, у демократии есть немало изъянов, особенно на первых этапах трансформации тоталитарного общества в демократическое, когда свободу и ответственность зачастую путают с волей и произволом.

Применительно к процессам управления принцип демократизма вовсе не исключает элементов централизма. Административные и самоуправленческие начала находятся здесь в диалектическом единстве, взаимно дополняют друг друга. Единство этих начал способно уберечь общество, с одной стороны, от административного произвола, а с другой - от хаоса и анархии.

При достижении целей государственного управления, особенно в области экономики, высокую эффективность продемонстрировала практика, основанная на принципе индикативного планирования, которое при отсутствии директивности ориентирует общество и государство на достижение реальных целей, используя для этого экономические, политические, правовые, административные и иные рычаги. Своими успехами в послевоенном развитии во второй половине XX в. Германия, Япония, Италия, Франция и некоторые другие государства обязаны в значительной степени активной роли государства и индикативному планированию. Именно это обстоятельство позволило им использовать мировой научный потенциал для квалифицированного составления планов; разнообразить методы и инструментарий их реализации, избежав догматизма и узости подходов; обеспечить твердость государственной линии в условиях политической нестабильности, которая нередко сопровождала ход осуществления непопулярных реформ и программ; постепенно создать атмосферу социального партнерства, ослабить классовую конфронтацию, добиться национального согласия в отношении главных целей социально-экономического и политического развития общества.

Принцип демократизма корреспондируется с принципом публичности государственного управления. Он предполагает широкое участие граждан в государственном управлении как через непосредственное волеизъявление, так и опосредствованно - через институты представительства на основе осуществления их активного и пассивного избирательного права, открытость и подконтрольность деятельности государственных и муниципальных органов власти, а также через многие другие формы народного волеизъявления в решении государственных дел.

Управление делами демократического общества и государства невозможно без правового обеспечения. В этом состоит одно из основных назначений самого права. Достижение целей государственного управления должно основываться на принципе законности. Выдающаяся роль законов в жизни общества людьми понята давно. В Евангелии от Матфея говорится: «Бремя закона легко, иго его - благо». Опытный администратор Древнего Рима Цицерон утверждал: «Государство - это общество Закона». И далее: «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать». Демократическое государство по определению преследует цели служения обществу, утверждения справедливости, защиты интересов граждан, их прав и свобод. Этим же целям подчинена деятельность властных структур всех уровней, должностных лиц. Закон обязателен для всех, и отступление от него не может быть оправдано никакими ссылками на целесообразность. Если для достижения целей государственного управления та или иная правовая норма стала серьезным препятствием, она должна быть в законном порядке изменена или отменена. В законах государства заключена высшая справедливость. Однако не во всяких, а только в правовых законах. Вновь обратимся к авторитету Цицерона, который считал: «Праведный закон - разум в согласии с природой». К сожалению, история изобилует примерами неправовых законов, антигуманных, несправедливых, нарушающих естественные права личности, служащих интересам узкой группы людей.

При достижении целей государственного управления используется принцип правовой упорядоченности. Прежде всего он предполагает иерархию нормативных правовых актов, а в федеративном государстве - безусловное соответствие законодательства субъектов федерации федеральному законодательству.

Величайшим достижением мировой цивилизации является открытие принципа разделения власти. Данный принцип создает гарантии надежности системы государственной власти и управления, придает им гибкость и динамизм при возникновении кризисных ситуаций. Однако действенность этого принципа в полной мере реализуется лишь тогда, когда он подкреплен наличием механизма «сдержек и противовесов».

В настоящее время в практике государственного управления все большее распространение получает принцип федерализма. Суть его в том, чтобы путем разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации наиболее эффективно использовать региональные возможности, особенно если речь идет о крупных государствах, в которых составляющие его части значительно различаются между собой. Данный принцип применим не только к федеративным государствам. Он с успехом может применяться и в так называемых регионалистских унитарных государствах, территории которых состоят из автономных единиц, не являющихся субъектами федерации (например, Испания, Италия, Филиппины и др.).

Оптимальность функционирования системы государственного управления может быть достигнута при условии следования принципу объективности, который предполагает учитывать объективно существующих закономерностей и соразмерности поставленных целей возможностям их достижения. Нельзя, например, ставить цель предотвратить шторм или кризисные явления в экономике. Но вполне можно, опираясь на достижения современной науки, обойти в океане бушующую стихию и в случае экономического потрясения принять своевременные меры по смягчению его социальных последствий. В равной мере ошибаются те, кто считает, что волюнтаристским путем можно наперекор здравому смыслу, даже путем принятия «хороших» законов, решать сложные социальные проблемы без достаточных на то оснований, как и те, кто склонен абсолютизировать объективную закономерность, сводя ее до уровня фатальности.

Однако реальная жизнь ломает любые схемы прежде всего потому, что в ней велико значение случайного. Истина, что «случай ненадежен, но щедр», имеет глубокий смысл потому, что порою именно случай открывает непредвиденные возможности для социального и политического творчества. Достижения синергетики (науки об общих закономерностях самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах) позволили по-новому взглянуть на проблему необходимости и случайности, вписать последнюю в цепь закономерных событий. Это особенно усиливает роль государственного управления, требуя от профессиональных политиков и чиновников не только знания объективных закономерностей, но и умения принимать адекватные решения в неординарных условиях.

Первейшей целью любой системы, государства в том числе, является сохранение своего гомеостаза (от греч. homoios - подобный, одинаковый и stasis - неподвижность, состояние), т.е. способности к самосохранению и восстановлению равновесия. В управлении системой это достигается путем следования принципу саморегулирования. Быстро меняющаяся конъюнктура мирового рынка, геополитическая ситуация, смена приоритетов в межгосударственных отношениях стремительно формируют новый облик мирового сообщества. Все больше растет понимание, что мир во всем его многообразии — это самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система, которая требует от мирового сообщества, и прежде всего от тех, кому доверено управлять политическими процессами, высокой ответственности за будущее планеты. Отсюда и цели государственного управления должны быть адекватны масштабам современных глобальных проблем. Принцип саморегулирования имеет особое значение для России с ее традиционно высоким уровнем централизации экономики и функций управления, поскольку сегодня она переживает процесс создания рыночной экономики. Известно, что механизм саморегулирования лежит в основе рыночного механизма.

Принцип каузальности (от лат. causalis - причинный, causa - причина), т.е. причинности в теории государственного управления, - один из наиболее общих принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния друг на друга социальных событий, происходящих в результате принимаемых решений. Он подчеркивает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм системы государственного управления в процессе его осуществления.

Всякий, кто связан с управлением, знает, что в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться как с заранее предсказуемыми закономерными явлениями, так и со всякого рода непредвиденными обстоятельствами, которые дополняют либо взаимоисключают друг друга. Типичным примером может служить взаимоотношение государства и гражданского общества. В данном случае действует принцип дополнительности. Суть его в том, чтобы нормативное регулирование дополнять процессом спонтанного саморегулирования, обеспечивая при этом баланс этих двух начал.

Чем выше степень открытости общества, чем сильнее в нем демократические начала, тем большую значимость приобретает в нем принцип обратной связи между субъектом и объектом управления. Принцип обратной связи может быть включен также в группу организационно-технологических принципов, но применительно к принципам государственного управления логично рассматривать его в качестве базового, поскольку он играет значительную роль в функционировании политической системы. Субъект управления должен своевременно и точно знать реакцию объекта управления для того, чтобы оперативно корректировать управленческие решения. Обратная связь выполняет в известной степени контрольную функцию в отношении работников государственного аппарата управления.

С принципом обратной связи тесно связан принцип информационной достаточности. Интенсивность коммуникационных процессов и объем информационных потоков в обществе постоянно нарастают, и благодаря им усиливается связь элементов системы. Правильное использование данного принципа должно упорядочивать информацию путем ее агрегирования по мере того, как поднимается уровень ее получателя. В противном случае верхний управленческий уровень окажется перегруженным избыточной информацией. Следует иметь в виду, что чрезмерное обобщение может снизить содержательность информации. Важным условием действенности управления является достоверность информации. При ее искажении управленческие ошибки неизбежны. Ограниченность и недостоверность информации, постоянные приписки и сокрытие истинного положения дел пагубно сказались на развитии советского общества, в значительной степени предопределили трагический финал его истории.

Движение к поставленной цели будет тем успешнее, чем последовательнее субъект управления будет следовать принципу оптимальности. Существует мнение, что оптимальность - это достижение максимального результата при минимальных затратах. Однако затраты должны быть достаточными, не превышающими при этом необходимых пределов. В противном случае достижение результата может осуществляться за счет ухудшения условий труда, нарушений законодательства, приписок и т.д. Таким образом, для оптимальности управления необходимы следующие условия: наличие функционально соответствующих управляемому объекту органов управления; принятие управленческих решений на основе объективной информации, адекватно отражающей состояние объекта управления; наличие достаточных ресурсных возможностей для решения поставленных задач; наличие хорошо отлаженного механизма обратной связи.

Важным принципом государственного управления, доказавшим, особенно в период новой и новейшей истории, свое несомненное превосходство, является принцип эволюционизма. Он обеспечивает плавный, последовательный, планомерный, созидательный характер управления. На его основе управляемая система приводится в соответствие с новыми условиями, в ходе ее совершенствования удается избежать социальных и политических катаклизмов, хаоса и кризисов. Предсказать в деталях развитие социальных систем практически невозможно в силу их неравности и нелинейности, а также зависимости развития социальных процессов от статистических закономерностей. Даже при наличии хорошо спланированного курса в обществе возникают многочисленные случайные флуктуации (колебания), накопление которых приводит его в состояние бифуркации (от лат. bifurcus - раздвоенный), т.е. разветвления. В результате возникает многовариантность дальнейшего развития. Побеждает, как правило, тот вариант, для реализации которого имеется больше исторических шансов, причем это не означает, что он сам по себе наилучший. Следование принципу эволюционизма позволяет сохранить ранее достигнутое, присоединив к нему то, что содеяно на новом историческом этапе. В качестве примера можно привести традиционный английский консерватизм, который вовсе не помешал этой стране занять одно из лидирующих мест в мировом сообществе. Традиционноиную позицию занимали власти предержащие в России. Со времен Владимира Святого и по сей день утверждение нового начинается у нас с полного разрушения старого, что всякий раз лишает наше общество преемственности собственных исторических традиций.

Едва ли возможно переоценить значение в теории и практике государственного управления принципа вероятности. Многовариантность развития исторического процесса говорит о том, что он по природе своей вероятен, заранее строго не определен и не запрограммирован. Принятие тех или иных управленческих решений может повлечь за собой далеко не предсказуемые последствия. Однако хорошо поставленное управление процессами государственного развития, умелое применение его принципов, вовлечение в процессы политического творчества возможно большего числа граждан государства способны в значительной степени ослабить воздействие негативных последствий нежелательных случайностей. Отсюда - принцип социального прогнозирования (предвидения). Помимо всего прочего он помогает значительно уменьшить риск принятия неправильного решения.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы принципов особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т.д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

Так, принцип разделения труда означает наделение соответствующего органа или должностного лица определенными конкретными правами и обязанностями, возложение на него ответственности за решение поставленных перед ним задач.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за весь доверенный ему участок работы и за деятельность подчиненных ему лиц. Таким образом, формируется скалярная (от лат. scalaris - ступенчатый) цепочка, звенья которой контролируются в иерархической последовательности и их деятельность оперативно корректируется вышестоящими структурами.

Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализма позволяет избежать двух крайностей. С одной стороны, он позволяет избежать анархии, ставит определенные законом пределы «самодеятельности», что особенно актуально, например, в период становления федеративных отношений, когда власти субъектов федерации стремятся взять на себя несвойственные им полномочия. С другой стороны, он создает необходимые условия для развития здоровой инициативы на местах, гарантирует защиту законных прав нижестоящих структур.

Принцип сочетания федерального, регионального и местного управления достаточно сложен, и его специфика для каждой страны (не обязательно федерации) уникальна. Он является как бы оборотной стороной принципа разграничения предметов ведения и полномочий, обеспечивая единство при децентрализации управления, и тесно связан с принципом субсидиарности (от лат. subsidiarius - резервный, вспомогательный), предполагающим, в частности, решение возникающих вопросов управления на том уровне, где они возникают.

Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разного уровня.

Принцип единства распорядительства означает, что приказы и распоряжения для каждого конкретного работника исходят от одного начальника, что обеспечивает оперативность, ответственность, четкость, единство требований.

Принцип одного начальника непосредственно связан с предыдущим, и его специфика заключается в том, что каждый нижестоящий работник должен напрямую подчиняться, выполнять указания и докладывать одному вышестоящему должностному лицу.

Благодаря принципу делегирования полномочий удается разгрузить вышестоящего руководителя (вышестоящую инстанцию) от решения рутинных вопросов, которые возлагаются на подчиненных (нижестоящую инстанцию) и за которые последние несут ответственность.

Суть принципа диапазона управления заключается в том, что любой вышестоящий начальник несет ответственность за деятельность строго определенного числа подчиненных ему лиц.

Организационно-технологические принципы, связанные с древом целей государственного управления, можно классифицировать в соответствии с их назначением. Существуют методики, позволяющие объединить их по крайней мере в четыре группы: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные, структурно-процессуальные.

К структурно-целевым принципам относятся: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархия целей государственного управления; последовательность в достижении всей совокупности целей, когда достигнутые результаты становятся источником последующих целей; дифференциация управленческих функций государственных органов в соответствии с их местом и ролью в государственном управлении.

Структурно-функциональные принципы включают: правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и др.

Структурно-организационные принципы предполагают: единство системы государственной власти, что при наличии принципа ее разделенности по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, региональная) обеспечивает целостность, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Организация государственно-управленческой деятельности подчиняется структурно-процессуальным принципам: соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Достижение целей государственного управления предполагает активизацию человеческого фактора. Этому служат частные принципы управления. Превращение людей в «колесики и винтики», породившее всеобщую безответственность при всеобщей имитации социальной активности, привело советское общество к системному кризису, поразившему самую его сущность - человека. Однако в странах, достигших высокого уровня развития, была решена эта главная задача - активизация человеческого фактора и с помощью частных принципов достигались стратегические цели.

Впервые вопрос о частных принципах управления поставил известный американский ученый Гаррингтон Эмерсон. Он сформулировал их в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912), это:

• точно поставленные идеалы или цели;

• здравый смысл;

• компетентная консультация;

• дисциплина;

• справедливое отношение к персоналу;

• быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

• диспетчеризация;

• нормы и расписания;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• писаные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительность.

Эти принципы можно считать классическими. Они не утрачивают своего значения со временем.

Блок частных принципов принято делить на две группы.

1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Так, в экономической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, маркетинга, ценообразования и т.д. Например, три принципа маркетинга (по Ф. Котлеру): отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар. Планово-распределительная система полностью игнорировала эти принципы, что сделало наши товары практически неконкурентоспособными на мировом рынке. Даже временное отступление от этих принципов вызвало резкое ослабление позиций США на мировом автомобильном рынке в 1970-х гг. Одной из главных целей «рейганомики» было исправление создавшегося положения.

2. Принципы функционирования различных институтов, целенаправленной деятельности государства в какой-либо специфической сфере. Например, существуют принципы государственной службы, принципы подбора кадров, принципы обучения и воспитания и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.