Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление социально-культурной сферой 1 страница




Если всем подданным какого-либо

государства перестает нравится жить

в нем, это свидетельствует о том,

что в управлении этим государством

есть какой-то изъян.

П. Гольбах

 

Социально-культурная сфера - социальная политика государства - социальная защита - социальное страхование - критерии и ориентиры социальной политики государства - уровень жизни - минимальный потребительский бюджет - потребительская корзина - прожиточный минимум - органы государственной власти в социально-культурной сфере - государственное управление здравоохранением, культурой, образованием, наукой - национальные отношения - национальная политика - государственно-церковные отношения

 

Конституция Российской Федерации провозглашает ее социально-ориентированным государством, призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Она гарантирует основные социальные права граждан: право на труд и отдых, фиксированную продолжительность рабочего дня, защиту материнства и детства и др. Государство призвано защитить права своих граждан на бесплатное образование и здравоохранение, способствовать развитию социальных услуг. Многообразие всех этих задач государственного управления находит отражение в социально-культурной сфере, под которой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой деятельности и др.

Значение государственного управления в социально-культурной сфере состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей. Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества. К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся: создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения; организация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства; укрепление семьи и забота о подрастающем поколении; сохранение и приумножение культурного достояния; организация отдыха и досуга населения; создание благоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т.д.

Для достижения этих целей с помощью целенаправленной социальной политики, должно происходить снятие социальных деформаций и своевременное разрешение социальных конфликтов с тем, чтобы соблюдались основные параметры социальной справедливости, шло снижение издержек от противоречий между частной экономической выгодой и общественной пользой. Для успешной реализации поставленных целей в социальной сфере чрезвычайно важно наличие реалистичной концепции государственного регулирования и сбалансированной системы эффективного использования имеющихся ресурсов (интеллектуальных, организационных, материально-финансовых и др.). Здесь важно также органически соединить деятельность федеральных, региональных и местных органов власти.

Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости. Социальную политику нельзя оторвать от устоявшихся в обществе представлений и ценностей. Она влияет на отношения между государством и человеком через регулирование взаимодействия государства и общества, составляющих его социальные групп, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов людей.

Одним из механизмов такой гармонизации отношений и сочетания общественных интересов является социальная защита. Социальная защита -это комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. В настоящее время институт социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь, государственное обеспечение и государственные и частные фонды.

В своей деятельности государственные органы в области социальной защиты руководствуются законами, устанавливающими государственные стандарты обслуживания населения, нуждающегося в социальной поддержке, например, «Об основах социального обслуживания населения», «О ветеранах» и такими федеральными целевыми программами, как: «Социальная поддержка инвалидов», «Развитие социального обслуживания семьи и детей». Субъектами социальной защиты являются не только государственные, но и муниципальные органы, частные организации, учреждения и институты, осуществляющие и контролирующие процессы защиты населения.

В переходный период, характеризующийся тяжелым экономическим кризисом, государство оказалось перед необходимостью сокращения форм социальной защиты и передачи части задач общественным фондам и организациям. Вместе с тем, государство контролирует деятельность всех организаций, учреждений и фондов социальной защиты при помощи административных, правовых и экономических рычагов воздействия. Оказание помощи пенсионерам, инвалидам, людям, потерявшим работу и находящимся ниже черты бедности, - в этот период одна из самых основных задач правительства, призванного смягчать негативные социальные последствия реформ для широких слоев населения, подразумевая, что по мере улучшения ситуации в экономике, повышения доходов и жизненного уровня населения, расширения занятости и собираемости налогов возможно постепенное все более полное решение насущных общественных проблем. В этих условиях ориентация с принципа социального равенства меняется на принцип равных возможностей. Однако в общем социальная политика, осуществляемая государством в переходный период, представляется как мозаичное сочетание старых порядков и элементов новизны. В переходное время, чтобы защитить обездоленных, пришлось усиливать налоговый пресс, а это способствовало еще большему давлению на налогоплательщика, разорению предприятий и подрыву налоговой базы, что, в свою очередь, ведет к появлению дополнительной массы неимущих, которым нужна социальная помощь, и т.д. Поэтому в этот период необходимо избегать слишком щедрых программ социальных выплат, тяжелым бременем ложащихся на федеральный бюджет и препятствующих сокращению бюджетного дефицита. Стержнем социальной помощи в переходный период являются не сколько дотации и программы помощи, сколько повышение производительности труда и улучшение положения в экономике. Обеспечить эффективную поддержку социально незащищенных слоев можно только в условиях экономического роста и при повышении личной ответственности граждан за свое материальное благополучие. Система предоставляемых государством льгот и субсидий должна постепенно переходить от роли социальной защиты к роли социального стимулирования.

Государство не может не сохранять важного положения в социальной сфере. Предусмотренные бюджетом расходы на социальные программы не подлежат секвестру. Большая часть средств на поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных - выделяется через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ: по социальной поддержке инвалидов, развитию социального обслуживания семьи и детей и т.д. С целью повышения действенности социальной помощи семьям сочетание трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей и воспитанием детей реализуется президентская программа «Дети России».

Важной частью государственного управления социальной сферой продолжает оставаться руководство системой социального страхования как по страховым случаям и временной потере нетрудоспособности, так и по пенсионному обеспечению. Государство способствует введению системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов. Несмотря на наличие этих крупных программ социальных выплат значительная часть населения не охватывается ими в достаточной мере, а некоторые вообще не получают никакой государственной помощи. Попытки правительства сформировать комплексную систему социальной защиты не дали ощутимых результатов. Уровень жизни россиян в 1990-е гг. продолжал неуклонно падать. Об этом свидетельствуют статистические данные, составляющие в своей совокупности критерии и ориентиры социальной политики государства, которые выражаются в общепринятых в мировой практике показателях социального развития, таких как: индекс человеческого развития, уровень образования, средняя продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности, естественный прирост населения, калорийность питания, уровень бедности, безработицы, структура потребления, государственные расходы по направлениям социальной сферы и т.д. Они используются государством в качестве инструментов социальной политики. С их помощью ведется оценка уровня жизни, определяются минимальные размеры заработной платы, пенсий, других социальных выплат и пособий. Они служат критерием малообеспеченное™ и адресной поддержки самых уязвленных групп населения.

Уровень жизни — важнейший показатель, характеризующий потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах, отражающий благосостояние населения, благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Уровень жизни характеризуется системой количественных и качественных показателей объемов реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольствия, товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, размером квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов, социальных выплат, жилищно-бытовыми условиями, возможностью пользоваться общедоступными благами, уровнем образования, медицинского обслуживания, средней продолжительностью жизни, удельным весом населения, находящимся за чертой бедности. К концу 1990-х гг. около 35 млн россиян, что составляет более четверти всего населения, находилось за чертой бедности. Эта черта характеризуется такими показателями, как минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина и прожиточный минимум.

Минимальный потребительский бюджет включает более 300 наименований продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, а также налоги и другие обязательные платежи и исчисляется на основе потребительской корзины, представляющей нижнюю границу нормального потребления в представлении населения и необходимых биологических потребностей человека. В середине 1990-х гг. в Российской Федерации было введено понятие «прожиточный (физиологический) минимум», этот минимум должен использоваться для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения и расчета минимальной оплаты труда и пенсий.

Прожиточный (физиологический) минимум - это стоимостная оценка минимально необходимых продуктов питания и услуг, которые нужны для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; она не пользуется для фиксации официальной черты бедности. Данный минимум включает стоимость набора из 35 минимально необходимых видов продуктов питания и расходы на непродовольственные товары, исчисляемые по отношению к стоимости продовольственной корзины.

Практика второй половины 1990-х гг. показала, что размеры установленных пенсий и минимальной заработной платы значительно отстают от прожиточного минимума, что грубо нарушает законодательство. Так, по данным Госкомстата РФ прожиточный минимум в 1996 г. составлял 312 тыс. рублей, в то время как минимальная заработная плата составляла всего 183,5 тыс. рублей, а максимальная пенсия — всего 330 тыс. рублей. В ситуации, когда механизм зарабатывания средств на социальные нужды не сложился и правительство не в состоянии обеспечить прожиточный минимум, приоритетной целью его социальной политики должна стать ликвидация разрыва между прожиточным минимумом и доходами наиболее нуждающихся слоев населения. Для; укрепления социальной защиты населения необходимо пересматривать одновременно как размеры социальных пособий, так и масштабы их применения. Крайне необходимо поднять минимальный размер пенсий до уровня прожиточного минимума, что воплощено в законе о пенсионном обеспечении, но на практике не выполняется.

Пособия на детей - также важный источник социальной помощи государства многим бедным семьям, хотя эти пособия выплачиваются всем семьям с детьми, а не только социально уязвимым. Целесообразно было бы разработать и осуществить программу социальных выплат для наиболее нуждающихся с тщательно проработанным механизмом ее адресной направленности. Правительство должно взять на себя обеспечение минимальных социальных гарантий - увязку в законодательном порядке минимальных размеров заработной платы и других социальных выплат с прожиточным минимумом, а также предоставление бесплатных и льготных гарантированных социальных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, содержания жилья для малоимущих слоев населения.

Для Российской Федерации социальная политика государства в сфере защиты малоимущего и нетрудоспособного населения должна ориентироваться на выравнивание межрегиональных различий в доходах, социальной инфраструктуре, жилье, во введении единых государственных социальных стандартов. Программы поддержки депрессивных регионов должны предусматривать принятие дополнительных мер по социальной поддержке населения и объектов социальной инфраструктуры.

В реализации вопросов социального обеспечения участвуют органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. К их ведению отнесено формирование и осуществление единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства; разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых, малообеспеченных и многодетных семей; управление учреждениями социального обслуживания; разработка социальных норм и нормативов; лицензирование деятельности по социальному обслуживанию; создание совместно с органами исполнительной власти государственной системы социального обслуживания населения и содействие развитию негосударственных организаций, действующих в сфере социального обслуживания населения. Между Российской Федерацией и субъектами РФ разграничивается ответственность за финансирование расходов в социальной сфере. При решении социальных проблем координируется взаимодействие органов власти на уровнях федеральном, субъектов федерации и местного самоуправления. Однако эффективность всей существующей системы социальной защиты подрывается недостатками, связанными с ее финансированием, низкими реальными размерами пособий и задержками с их выплатами, общей неэффективностью системы адресной помощи и неполным охватом нуждающихся слоев населения.

Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим руководство деятельностью по претворению единой государственной политики в области социального обеспечения и поддержки тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства, является Министерство труда и социального развития РФ. Совместно с органами социального обеспечения субъектов РФ и Пенсионным фондом РФ оно разрабатывает также государственную политику в области пенсионного обеспечения и контролирует назначение, перерасчет и выплаты государственных пенсий.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальную защищенность в случае утраты здоровья. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, согласно Конституции РФ, оказывается бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Вместе с тем здравоохранение России переживает в настоящее время глубокий кризис, связанный как с тяжелым социально-экономическим положением страны в целом, с трудностями перехода к рыночной экономике, с недооценкой органами государственной власти роли здравоохранения в развитии общества, проявляющейся в «остаточном» финансировании, не обеспечивающем нормальное функционирование отрасли, так и с недостатками в управлении организацией планирования деятельности органов и учреждений самого здравоохранения в новых экономических условиях, с неудовлетворительной межведомственной и внутриведомственной координацией медицинского обслуживания населения с учетом изменившихся особенностей.

«Остаточный» принцип финансирования здравоохранения привел к снижению объема медицинской помощи и качества ее оказания. Продолжительность жизни россиян к концу 1990-х гг. снизилась до 62 лет. С конца 1991 г. растет естественная убыль населения, достигшая в 1995 г. 1 млн человек. В этих условиях основными направлениями реформирования отечественного здравоохранения провозглашаются: переход от бюджетного к бюджетно-страховому финансированию, изыскание дополнительных источников финансирования; совершенствование организации управления здравоохранением в условиях развития рыночных отношений; обеспечение многообразия, форм собственности и форм хозяйствования при приоритетном развитии государственной и муниципальной систем здравоохранения; совершенствование форм медицинского обслуживания; управления медперсоналом с помощью экономических и организационных методов; разработка федеральных и территориальных программ здравоохранения, их согласованность, исключающая дублирование и нерациональное использование средств; государственная поддержка отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, государственный контроль за качеством и ценами на продукцию медицинской и фармацевтической промышленности; развитие рынка платных медицинских услуг при обеспечении населения бесплатной медицинской помощью в социально гарантируемых объемах. Важной проблемой государственного управления является сохранение санаторно-курортной базы, приведение ее в соответствие с новыми программами в области здравоохранения.

Реформирование здравоохранения России в связи с формированием рыночных экономических отношений должно быть направлено прежде всего на улучшение медицинского обслуживания, повышение его качества, обеспечение доступности для населения медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения рекомендует создание смешанной системы здравоохранения, при которой доля государственных расходов должна составлять не менее 60%, доля медицинского страхования - не более 30%, доля частной медицины - не более 10%. Для реализации этой задачи в Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, осуществляемое в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», гарантирующим объем и условия бесплатной медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основании программ добровольного медицинского страхования за счет средств организаций и личных средств граждан. Государство осуществляет контроль за деятельностью медицинских страховых компаний. Вместе с тем крайне необходимо внести изменения в законодательную базу обязательного медицинского страхования, направленные на уменьшение количества создаваемых и уже созданных посреднических структур, отвлекающих на себя значительные финансовые средства. Важной формой контроля государства является государственное лицензирование. Все учреждения здравоохранения выполняют свои функции только при наличии сертификатов соответствия условий их деятельности установленным стандартам согласно решениям лицензионных комиссий, создаваемых соответствующими государственными органами. Необходима оптимальная модель сочетания механизмов государственного регулирования с управлением в частном секторе медицины.

В систему здравоохранения входят лечебные, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, аптечные, родильные, образовательные учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Общие вопросы здравоохранения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения и вопросы компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в вопросах здравоохранения и его финансирования закреплены в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятых 22 июля 1993 г. Государственное управление здравоохранением регламентируется законами РФ: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г., устанавливающим формы специализированного административного надзора; «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» от 24 февраля 1995 г., предоставляющего гарантии государства по профилактике ВИЧ, бесплатной медицинской помощи инфицированным, социально-бытовой помощи им и т.д.; «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. и др.

Для разрешения проблем в деле осуществления здравоохранения населения принят ряд государственных программ: в декабре 1992 г. - «Защита населения России»; 14 ноября 1994 г. - «Безопасное материнство», ориентированная на разработку дополнительных мер, снижающих риск для здоровья и жизни беременных женщин; 5 июня 1994 г. - «Вакцинопрофилактика», ставящая целью преодолеть ухудшение эпидемиологической обстановки в отношении целого ряда инфекционных заболеваний и повысить эффективность вакцинации населения; 30 июля 1994 г. - «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации», направленная на решение задач, укрепляющих и развивающих службу скорой медицинской помощи. С целью улучшения состояния здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия 5 июня 1994 г. утверждена Федеральная целевая программа по охране страны от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ. Кроме того, принят целый ряд других значимых актов, таких как: Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17 февраля 1995 г.; Федеральная целевая программа развития и совершенствования Всероссийской службы медицины катастроф от 30 июля 1994 г.; Положение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудоспособности от 23 апреля 1994 г. и др.

В настоящее время для организации управления в области здравоохранения характерным является отсутствие единой системы управления, что негативно сказывается на медицинском обслуживании населения. Поэтому важнейшей задачей является упрочнение позиций государственных органов. Вместе с тем в связи с изменениями функций органов управления здравоохранением, переходом от распределительных к координирующим, организующим требуется структурная перестройка органов управления здравоохранением. В условиях расширения прав и полномочий административно-территориальных образований необходима определенная вертикальная соподчиненность всех звеньев здравоохранения в целях устранения внутриведомственной разобщенности.

К государственной системе органов управления в области здравоохранения относится Министерство здравоохранения Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти в области управления и охраны здоровья. Оно разрабатывает основы государственной политики здравоохранения; реализует федеральные целевые и государственные научно-технические программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, помощи инвалидам, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контролирует качество предоставляемой медицинской помощи; организует лицензирование и сертификацию медицинской и фармацевтической деятельности; разрабатывает нормативы и стандарты в области здравоохранения и обеспечивает контроль за их выполнением; организует подготовку и повышение квалификации кадров и научно-исследовательскую деятельность; осуществляет финансово-экономическую, инвестиционную политику и некоторые другие виды деятельности; координирует взаимодействие систем здравоохранения, в том числе и ведомственного.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, представляющая собой систему органов, предприятий и учреждений, обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, профилактику заболеваний, выявление и ликвидацию вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Важной ее функцией является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации.

В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управления здравоохранением. Действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения, что объяснимо распределением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, статусом и территориальными масштабами деятельности их органов. На них возложены: контроль за выполнением федерального законодательства; реализация на практике федеральных программ по развитию здравоохранения; разработка и реализация региональных программ; развитие в регионах сети учреждений государственной системы здравоохранения; координация деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Органы управления здравоохранением субъектов федерации лицензируют деятельность медицинских и фармакологических учреждений на их территории, контролируют деятельность муниципальных комиссий, выдают разрешения на применение новых методов диагностики и лечения.

На уровне местного самоуправления органы управления здравоохранением осуществляют задачи и функции, подобные возложенным на государственные органы, контроль за соблюдением законодательства в области здравоохранения, в том числе занимаются развитием и определением характера деятельности сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; созданием условий для развития частной системы здравоохранения; контролем соблюдения стандартов качества медицинской помощи; обеспечением на своей территории граждан лекарственными средствами; проведением профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических мероприятий; координацией деятельности государственных и муниципальных систем здравоохранения; осуществлением мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. По поручению органов власти субъектов РФ органы местного самоуправления лицензируют на своей территории медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям. Она гарантирует свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания; обеспечивает охрану законом интеллектуальной собственности. Конституция обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Приоритетные направления государственного управления в сфере культуры определены «Основами законодательства Российской Федерации О культуре» от 9 октября 1992 г. К главным целям относятся: предоставление для всех без исключения граждан возможностей творческого развития и доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих в Российской Федерации, развитие творческого потенциала российского общества и охрана историко-культурного наследия.

Государственная поддержка учреждений культуры направлена прежде всего на повышение эффективности ресурсов, выделяемых на развитие культуры и на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их реализации из-за ограниченности их материально-технической базы. Государственное финансирование культуры определено законодательством Российской Федерации в размере 2% от расходной части федерального бюджета.

Важное значение для государственного управления в сфере культуры имеют законы: «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., регламентирующий деятельность СМИ; «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» от

1 декабря 1995 г.; «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.; «О государственной поддержке кинематографии» от 22 августа 1996 г. и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации» от 5 декабря 1994 г. Контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей также регулируется так называемых законом о реституциях. Руководство федеральными библиотеками реализуется в соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г.

Важная роль в поддержке культуры со стороны государства отводится Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства», финансируемой в основном за счет федерального бюджета и обеспечивающей государственную поддержку и развитие материально-технической базы учреждений культуры, доступность услуг для населения учреждений культуры и сохранение национальных культур народов России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.