КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационные технологии обучения в рамках курсаОбеспечение дисциплины Материально-техническое и информационное В учебном процессе при чтении лекций по дисциплине «Исследование систем управления» используются такие технические средства, как компьютерное оборудование и мультимедийный проектор. Практические занятия со студентами проводятся в компьютерных классах. В качестве информационного обеспечения используется учебная и научно-техническая литература, периодические издания по изучаемой дисциплине, а также программное обеспечение и ресурсы Интернет, в том числе: http://4plus5.ru/ - решения в менеджменте и бизнесе; http://examen.od.ua – планирование, корпоративное управление, стратегический менеджмент; www.hr-portal.ru – энциклопедический портал; www.isukzn.ru - методология исследования систем управления, выбор технологических схем проведения исследования, оценка эффективности исследования; www.vvsu.ru/izdo/tutor/Distanse/Uch_PL - Учебно - методическая разработка по исследованияю систем управления; http://eup.ru - Алексеев Н.С. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления; www.ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал. Экономика, социология, менеджмент; www.cfin.ru- корпоративный менеджмент. Теория и практика. www.marketing.spb.ru- теория и практика маркетинга, исследование рынка, бренд-менеджмент, реклама.
- Метод проектов - это комплексный метод обучения, результатомкоторого является создание какого-либо продукта или явления. Метод проектовреализуется в процессе вычислительного эксперимента, целью которого является создание формализованной моделиорганизации сферы торговли или услуг (применяется в рамках практических занятий, в течении изучения всего курса). - Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме. Деловая игра позволяющая развить навыки практической работы, лежит в основе всех практических занятий, на которых по заданному алгоритму и при определенных начальных условиях выполняется анализ динамики развития проектируемой организации. - Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (на всех практических занятиях). - Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студентывысказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Во время дискуссии обсуждаются результаты выполненных студентами исследований, позволяют упорядочить знания, полученные в процессе изучения дисциплины (на всех практических занятиях). - Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив (последнее практическое занятие). - Тестирование - как форма промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Тестовые задания приведены в разделе 6.4.
10. Глоссарий А Агрегировать (лат. aggregatus — присоединенный) — объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения обобщенных, совокупных показателей (величин). Адаптация (лат. аdaptatio — приспосабливать) — приспособление структуры и функций систем к внешней среде. Адаптивная организационная структура — организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды. Аддитивный (лат. additio — прибавление) — получаемый путем сложения так, что величина (свойство), соответствующая целому объекту, равна сумме величин (свойств), соответствующих его частям каким бы образом объект ни разбивали на части. Адекватный (лат. adaquatus — приравненный) — равный, тождественный, вполне соответствующий. Актив — экономический ресурс, задействованный в хозяйственных операциях организации, от которого ожидается в будущем полезный эффект, статья бухгалтерского баланса. Акция — 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества; 2) действие, направленное на достижение какой-либо цели. Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми — Algorithimi) — система операций (напр., вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Альтернатива (лат. аlter — один из двух) — 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) другой вариант объекта, явления или развития событий. Анализ (гр. analusis — разложение, расчленение) — метод изучения ситуации, проблемы и т. д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, выявлении и сопоставлении свойств и характеристик объектов. Аналогия (гр. analogia — сходство) — сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; форма умозаключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. Анкета (фр. enquete) — список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки альтернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет. Апостериори (лат. a postiriori — из последующего) — на основании опыта. Аппарат (лат. apparatus) — 1) совокупность органов управления; 2) совокупность работников в какой-либо организации; 3) совокупность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление. Априори (лат. a priori — без предшествующего) — независимо от предшествующего опыта. АРМ — автоматизированное рабочее место. Аспект (лат. aspectus — взгляд, вид) — точка зрения на ситуацию, предмет, явление. Ассоциация (лат. associatio — соединение) — объединение, союз. Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — определение квалификации, уровня знаний специалиста. Б Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход. Бизнес-план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий и путей их достижения. Бюрократическая система управления (фр. bureau — бюро, канцелярия + гр. kratos — власть) — система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответственности, строгое регламентирование функций, прав и обязанностей. В Внешняя среда организации – субъекты и объекты, с которыми взаимодействует организация (дальнее и ближнее окружение), а также факторы и условия, влияющие на деятельность организации, включая биосферу (прямое и косвенное влияние). Внутренняя среда организации – все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д. Г Гармония (греч. harmonia — согласованность, стройность в сочетании чего-либо) — соразмерность частей при слиянии различных элементов объекта в единое органичное целое. Глоссарий (гр. glssa — язык + лат. glossrium — словарь) — толковый словарь малоупотребительных слов и выражений к какому-либо тексту. Градация (лат. gradatio — постепенное повышение) — деление шкалы; последовательность, постепенность в расположении чего-либо, расчленение процесса на этапы, ступени. Д Дедукция (лат. deductio — выведение) - метод исследования, основанный на переходе от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых заключается в единстве и борьбе противоположностей. Динамика ( гр. dinamis -сила ) – изменение состояния системы под воздействием приложенных сил. Декомпозиция -разложение целого на составные части. Делегирование полномочий — передача другому лицу или звену системы управления права принятия решений. Департаментализация — структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение в деятельности организации. Диагностика (гр. diagnostios — способность распознавать) — установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии. Диверсификация (лат. diversus — разный + fасеrе — делать) — разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска. Дивиденд (лат. dividentus — подлежащий разделу) — доход, получаемый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли акционерного общества. Дилетант (ит. diletante — услаждать, забавлять) - поверхностно знакомый с какой-либо областью профессиональной деятельности (в бизнесе, науке или искусстве). Динамика (гр. dynamikos — относящийся к силе, сильный) — состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов. Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей. Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — отклонение от среднего. Доминировать — господствовать, преобладать, быть основным, возвышаться над чем-либо. З Закон теории организации — устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.) И Идея (гр. idea — понятие, представление) — мысль, замысел, лежащие в основе системы, логического построения, решения. Иерархия (гр. hierarchia – священная власть) – распределение по вертикали в оргструктуре организации полномочий подчинения и ответственности. Имидж — образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при восприятии их деятельности. Имитация — подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение, подделка. Инвестиция (лат. investire — облачать) — способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли. Индекс (лат. index — указатель, список) — численный показатель, выражающий последовательные изменения какого-либо экономического объекта. Индукция ( лат.inductio – наведение, выведение) – метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием. Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы. Информационная среда – совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями. Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами. Итерация (лат. intratio — повторение) — результат применения какой-либо математической операции, получающийся в серии аналогичных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм, процесс выработки управленческого решения. К Квалификация (лат. qualis — какой, какого качества + facere — делать) — степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность. Комиссия (лат. commissio — поручение) — группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи. Коммуникация — процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация. Композиция – подбор игруппировка элементов, образующих единое целое. Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития или совершенствования. Конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей. Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при проведении исследований или при выработке управленческого решения. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Л Лаг — разрыв во времени между двумя явлениями или процессами, находящимися в причинно-следственной связи. Лимит (лат. limes (limitis) — межа, граница) — предельное количество, предельная норма. Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному. ЛПР — лицо, принимающее решение. М Маркетинг — система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров. Менеджер — специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией. Менеджмент — совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления организацией. Метод Дельфы — метод организации и проведения экспертизы. Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. Мотивация — процесс, активизирующий мотивы совершения действий группой людей, организацией или отдельным работником для достижения поставленных целей. Н Неформальные организации — незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Норма управляемости — это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя. Ноу-хау – не защищенные охранными документами (например, патентом) знания или опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера. Термин "ноу-хау" происходит от английского выражения "знать, как сделать". О Объект (objectum – предмет ) -это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта. Оптимизация – процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных. Организационная культура — система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. Организационные отношения — взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Организация (фр. оrganization – строение, устройство чего-либо) как процесс — это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочивание какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.). П Параметр (гр. parametron — отмеривающий) — величина, характеризующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, процесса. Партисипативная организация — организация, построенная на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений. Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу. Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. Приоритет (лат. prior — первый) — первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п. Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений. Процесс управления — процесс формирования и осуществления управленческих воздействий. Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений. Процесс управления — процесс формирования и осуществления управленческих воздействий. Р Рационализация (лат. rаtio - разум) — усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда. Ресурсы — средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д. Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др. Решение — выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели. Рентабельность — величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход. Риск — принятие решений в условиях, когда возможен неблагоприятный исход. С Синергия – сотрудничество,совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива. Система — это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели. Система управления – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование организации. Системный подход к управлению — это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях. Самонастройка организации – результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде. Стагнация ( лат.snagnum – стоячая вода ) – застой в производстве, торговле. Статика ( лат.statike – равновесие) – неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде. Стратегия (гр. strategia — искусство разворачивания войск к бою) – способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей. Стратегические решения — это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации; Стратегическое управление — это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем. SWОТ-анализ -название анализа образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегических решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в какой степени организации удается использовать свои возможности, чтобы избежать опасностей. Т Тактика (гр. taktika — искусство построения войск) — приемы, способы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач. Теория организации — наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций. Тест — задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения профессиональной подготовки специалистов, способностей, волевых качеств; вопросник, распространяемый как материал, используемый при проведении социальных, социологических и иных видов исследований. Ф Формальные организации — зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Функция управления — совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Х Харизма ( лат.charisma – божийдар, благодать) - исключительная одаренность,обаяние, особая привлекательность, умение вести за собой, управлять людьми без принуждения и обещания материальных вознаграждений. Э Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) -новое высшее качество организационной системы, процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе. Эдхократическая организация — вид организации, который возник под влиянием высоких технологий в наиболее динамично развивающихся отраслях. Они отличаются ориентированностью на нестандартные и сложные работы, на гибкие быстро меняющиеся структуры с упором на компетентность и знания, а не на позиции в иерархии. Эксперт (лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой. Экспертиза — исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экстраполяция, экстраполирование (экстра + лат. polire — делать гладким, отделывать) — метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его. Эмпирический (гр. empeiria — опыт) — основанный на опыте. Эргатические системы – социо-технические или человеко-машинные системы управления. Эффективность экономическая и социальная – отношение полезного результата (эффекта) к затратам.
Приложение 1.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |