Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные технологии обучения в рамках курса




Обеспечение дисциплины

Материально-техническое и информационное

В учебном процессе при чтении лекций по дисциплине «Исследование систем управления» используются такие технические средства, как компьютерное оборудование и мультимедийный проектор. Практические занятия со студентами проводятся в компьютерных классах.

В качестве информационного обеспечения используется учебная и научно-техническая литература, периодические издания по изучаемой дисциплине, а также программное обеспечение и ресурсы Интернет, в том числе:

http://4plus5.ru/ - решения в менеджменте и бизнесе;

http://examen.od.ua – планирование, корпоративное управление, стратегический менеджмент;

www.hr-portal.ru – энциклопедический портал;

www.isukzn.ru - методология исследования систем управления, выбор технологических схем проведения исследования, оценка эффективности исследования;

www.vvsu.ru/izdo/tutor/Distanse/Uch_PL - Учебно - методическая разработка по исследованияю систем управления;

http://eup.ru - Алексеев Н.С. Эволюция систем управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления;

www.ecsocman.edu.ru – федеральный образовательный портал. Экономика, социология, менеджмент;

www.cfin.ru- корпоративный менеджмент. Теория и практика.

www.marketing.spb.ru- теория и практика маркетинга, исследование рынка, бренд-менеджмент, реклама.

 

 

- Метод проектов - это комплексный метод обучения, результатомкоторого является создание какого-либо продукта или явления. Метод проектовреализуется в процессе вычислительного эксперимента, целью которого является создание формализованной моделиорганизации сферы торговли или услуг (применяется в рамках практических занятий, в течении изучения всего курса).

- Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме. Деловая игра позволяющая развить навыки практической работы, лежит в основе всех практических занятий, на которых по заданному алгоритму и при определенных начальных условиях выполняется анализ динамики развития проектируемой организации.

- Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (на всех практических занятиях).

- Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студентывысказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Во время дискуссии обсуждаются результаты выполненных студентами исследований, позволяют упорядочить знания, полученные в процессе изучения дисциплины (на всех практических занятиях).

- Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив (последнее практическое занятие).

- Тестирование - как форма промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Тестовые задания приведены в разделе 6.4.

 

10. Глоссарий

А

Агрегировать (лат. aggregatus — присоединенный) — объединять, сум­мировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью

получения обобщенных, совокупных показателей (величин).

Адаптация (лат. аdaptatio — приспосабливать) — приспособление

структуры и функций систем к внешней среде.

Адаптивная организационная структура — организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изме­нениями внешней среды.

Аддитивный (лат. additio — прибавление) — получаемый путем сложе­ния так, что величина (свойство), соответствующая целому объе­кту, равна сумме величин (свойств), соответствующих его частям каким бы образом объект ни разбивали на части.

Адекватный (лат. adaquatus — приравненный) — равный, тождест­венный, вполне соответствующий.

Актив — экономический ресурс, задействованный в хозяйственных операциях организации, от которого ожидается в будущем полез­ный эффект, статья бухгалтерского баланса.

Акция — 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и да­ющая право ее владельцу на получение определенного дохода (ди­виденда) из прибылей акционерного общества; 2) действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми — Algorithimi) — система операций (напр., вычисле­ний), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению по­ставленной задачи.

Альтернатива (лат. аlter — один из двух) — 1) необходимость выбора ме­жду взаимоисключающими возможностями; 2) другой вариант объекта, явления или развития событий.

Анализ (гр. analusis — разложение, расчленение) — метод изучения ситуации, проблемы и т. д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, выявлении и со­поставлении свойств и характеристик объектов.

Аналогия (гр. analogia — сходство) — сходство в каком-либо отноше­нии между предметами, явлениями или понятиями; форма умоза­ключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Анкета (фр. enquete) — список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки аль­тернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет.

Апостериори (лат. a postiriori — из последующего) — на основании опыта.

Аппарат (лат. apparatus) — 1) совокупность органов управления; 2) со­вокупность работников в какой-либо организации; 3) совокуп­ность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление.

Априори (лат. a priori — без предшествующего) — независимо от пред­шествующего опыта.

АРМ — автоматизированное рабочее место.

Аспект (лат. aspectus — взгляд, вид) — точка зрения на ситуацию, предмет, явление.

Ассоциация (лат. associatio — соединение) — объединение, союз.

Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — определение квалифи­кации, уровня знаний специалиста.

Б

Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид дея­тельности, приносящий доход.

Бизнес-план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также ус­ловий и путей их достижения.

Бюрократическая система управления (фр. bureau — бюро, канцелярия + гр. kratos — власть) — система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответ­ственности, строгое регламентирование функций, прав и обязан­ностей.

В

Внешняя среда организации – субъекты и объекты, с которыми взаимодействует организация (дальнее и ближнее окружение), а также факторы и условия, влияющие на деятельность организации, включая биосферу (прямое и косвенное влияние).

Внутренняя среда организации – все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д.

Г

Гармония (греч. harmonia — согласованность, стройность в сочетании чего-либо) — соразмерность частей при слиянии различных элементов объ­екта в единое органичное целое.

Глоссарий (гр. glssa — язык + лат. glossrium — словарь) — толковый словарь малоупотребительных слов и выражений к какому-либо тексту.

Градация (лат. gradatio — постепенное повышение) — деление шкалы;

последовательность, постепенность в расположении чего-либо, расчленение процесса на этапы, ступени.

Д

Дедукция (лат. deductio — выведение) - метод исследования, основанный на переходе от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых заключается в единстве и борьбе противоположностей.

Динамика ( гр. dinamis -сила ) – изменение состояния системы под воздействием приложенных сил.

Декомпозиция -разложение целого на составные части.

Делегирование полномочий — передача другому лицу или звену систе­мы управления права принятия решений.

Департаментализация — структурирование организации в соответст­вии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значе­ние в деятельности организации.

Диагностика (гр. diagnostios — способность распознавать) — устано­вление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее раз­витии.

Диверсификация (лат. diversus — разный + fасеrе — делать) — разно­стороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производст­ва, расширение ассортимента производимых изделий, использова­ние различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.

Дивиденд (лат. dividentus — подлежащий разделу) — доход, получае­мый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли ак­ционерного общества.

Дилетант (ит. diletante — услаждать, забавлять) - поверхностно зна­комый с какой-либо областью профессиональной деятельности (в бизнесе, науке или искусстве).

Динамика (гр. dynamikos — относящийся к силе, сильный) — состоя­ние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.

Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — отклонение от среднего.

Доминировать — господствовать, преобладать, быть основным, возвы­шаться над чем-либо.

З

Закон теории организации — устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.)

И

Идея (гр. idea — понятие, представление) — мысль, замысел, лежа­щие в основе системы, логического построения, решения.

Иерархия (гр. hierarchia – священная власть) распределение по вертикали в оргструктуре организации полномочий подчинения и ответственности.

Имидж — образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при воспри­ятии их деятельности.

Имитация — подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение, подделка.

Инвестиция (лат. investire — облачать) — способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли.

Индекс (лат. index — указатель, список) — численный показатель, вы­ражающий последовательные изменения какого-либо экономиче­ского объекта.

Индукция ( лат.inductio – наведение, выведение) – метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием.

Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — чрезмерное увеличение находя­щейся в обращении массы денег по сравнению с реальным пред­ложением товаров, падение стоимости денежной единицы.

Информационная среда – совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.

Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.

Итерация (лат. intratio — повторение) — результат применения какой-либо математической операции, получающийся в серии аналогич­ных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм, процесс выработки управленческого решения.

К

Квалификация (лат. qualis какой, какого качества + facere — де­лать) — степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.

Комиссия (лат. commissio — поручение) — группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.

Коммуникация — процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.

Композиция – подбор игруппировка элементов, образующих единое целое.

Контроллинг — совокупность всех форм контрольной дея­тельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализиро­вать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития или совершенствования.

Конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) — приспособлен­чество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации, единый определяющий замысел, ведущая мысль при проведении исследований или при выработке управленческого решения.

Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Л

Лаг — разрыв во времени между двумя явлениями или процессами, находящимися в причинно-следственной связи.

Лимит (лат. limes (limitis) — межа, граница) — предельное количест­во, предельная норма.

Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредст­венно от начальника к подчиненному.

ЛПР — лицо, принимающее решение.

М

Маркетинг — система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбы­та производимых товаров.

Менеджер — специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.

Менеджмент — совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления организацией.

Метод Дельфы — метод организации и проведения экспертизы.

Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — специально орга­низованное систематическое наблюдение за состоянием каких-ли­бо объектов.

Мотивация — процесс, активизирующий мотивы совершения действий группой людей, организацией или отдельным работником для достижения поставленных целей.

Н

Неформальные организации — незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, свя­занных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибы­ли.

Норма управляемости — это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.

Ноу-хау – не защищенные охранными документами (например, па­тентом) знания или опыт производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера. Термин "ноу-хау" происходит от английского выражения "знать, как сделать".

О

Объект (objectum предмет ) -это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.

Оптимизация – процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Организационная культура — система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и группо­вых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовле­творенности работников условиями труда, уровня взаимного со­трудничества и совместимости работников между собой и с ор­ганизацией, перспектив развития.

Организационные отношения — взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.

Организация (фр. оrganization – строение, устройство чего-либо) как процесс — это управление деятельностью людей, включающий в себя распределение функций контроля исполнения, распределение денежных и материальных фондов и т.д; как явление - это искусственное объединение людей, являющееся элементом общественной структуры и выполняющее определенные функции; как действие (воздействие) - упорядочивание какого-либо объекта (организация офиса, склада, водопроводной сети и т.п.).

П

Параметр (гр. parametron — отмеривающий) — величина, характери­зующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, про­цесса.

Партисипативная организация — организация, построенная на прин­ципе активного участия работников в процессе выработки и при­нятия решений.

Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Престиж — авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Приоритет (лат. prior — первый) — первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п.

Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объе­кта прогнозирования на будущий период, последствий принимае­мых решений.

Процесс управления — процесс формирования и осуществления уп­равленческих воздействий.

Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объе­кта прогнозирования на будущий период, последствий принимае­мых решений.

Процесс управления — процесс формирования и осуществления уп­равленческих воздействий.

Р

Рационализация (лат. rаtio - разум) — усовершенствова­ние, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда.

Ресурсы — средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.

Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др.

Решение — выбор одного из возможных альтернативных вариан­тов, осуществляемый лицом, принимающим решение и на­правленный на достижение поставленной цели.

Рентабельность — величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.

Риск — принятие решений в условиях, когда возможен неблагопри­ятный исход.

С

Синергия – сотрудничество,совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива.

Система — это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели.

Система управления – совокупность всех эле­ментов, подсистем и коммуникаций между ними, а также про­цессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование организа­ции.

Системный подход к управлению — это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях.

Самонастройка организации – результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.

Стагнация ( лат.snagnum стоячая вода ) – застой в производстве, торговле.

Статика ( лат.statike – равновесие) – неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Стратегия (гр. strategia — искусство разворачивания войск к бою) способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегиче­ских целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегиче­ских целей.

Стратегические решения — это решения, определяющие долговремен­ную перспективу развития организации;

Стратегическое управление — это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организа­ции в будущем.

SWОТ-анализ -название анализа об­разовано первыми буквами английских слов, означающих в пере­воде силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегиче­ских решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в ка­кой степени организации удается использовать свои воз­можности, чтобы избежать опасностей.

Т

Тактика (гр. taktika — искусство построения войск) — приемы, спо­собы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.

Теория организации — наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций.

Тест — задания стандартной формы, по которым проводятся испыта­ния для определения профессиональной подготовки специали­стов, способностей, волевых качеств; вопросник, распро­страняемый как материал, используемый при проведении соци­альных, социологических и иных видов исследований.

Ф

Формальные организации — зарегистрированные в уста­новленном порядке общества, товарищества и т.д., которые вы­ступают как юридические или неюридические лица.

Функция управления — совокупность действий, относитель­но однородных по некоторому признаку, направленных на дости­жение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Х

Харизма ( лат.charisma божийдар, благодать) - исключительная одаренность,обаяние, особая привлекательность, умение вести за собой, управлять людьми без принуждения и обещания материальных вознаграждений.

Э

Эмерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового) -новое высшее качество организационной системы, процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.

Эдхократическая организация — вид организации, который возник под влиянием высоких технологий в наиболее динамично разви­вающихся отраслях. Они отличаются ориентированностью на не­стандартные и сложные работы, на гибкие быстро меняющиеся структуры с упором на компе­тентность и знания, а не на позиции в иерархии.

Эксперт (лат. expertus — опытный) — высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий техно­логиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой.

Экспертиза — исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивирован­ного заключения.

Экстраполяция, экстраполирование (экстра + лат. polire — делать глад­ким, отделывать) — метод научного исследования, заключающий­ся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.

Эмпирический (гр. empeiria — опыт) — основанный на опыте.

Эргатические системы – социо-технические или человеко-машинные системы управления.

Эффективность экономическая и социальная – отношение полезного результата (эффекта) к затратам.

 

 

 

 

Приложение 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.