Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой войны




Читайте также:
  1. Автобиография застрельщика бактериологической войны
  2. Б.9-2. Эволюция и основные достижения мировой управленческой мысли.
  3. Билет 26. Место России в мировой хозяйственной системе.
  4. БРИК и их место в мировой экономике
  5. В чем заключается постиндустриализация мировой экономики? Перечислите ее основные черты
  6. В чем заключается постиндустриализация мировой экономики? Перечислите ее основные черты
  7. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗИ ТАКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ?
  8. В.76. Основные модели организации социальных систем социального страхования, используемые в мировой практике.
  9. В42 Медицина в период Великой Отечественной войны. Героизм белорусских медиков.
  10. Важнейшие принципы наступательной войны.
  11. Владимир Овчинский. Президент войны
  12. Влияние Второй мировой войны на развитие международного права

Вторая мировая война качественно изменила условия де­ятельности органов государственного управления Советского Союза. Реальная угроза быть втянутым в эту войну[393] вынуди­ла изменить приоритеты, задачи, методы и структуру системы управления по реализации внутренней и внешней политики[394]. Внимание органов управления было переключено с за­дач социального преобразования и развития общества на воп­росы укрепления обороноспособности страны. Законом о все­общей воинской обязанности (1 сентября 1939 г.) закреплен кадровый принцип построения РККА. Расходы на ее содер­жание увеличены в 3,5 раза за три года[395]. Численный состав армии вырос в 5 раз за 5 лет и составил свыше 5 млн. человек к 22 июня 1941 г.

В контексте разгоравшейся второй мировой войны милита­ризуется управление страной. Милитаризация становится состав­ной частью общего курса на укрепление государственности, обес­печение безусловной власти центра над периферией, подавления сепаратистских, националистических настроений на местах.

Ужесточены командно-административные методы государ­ственного управления, партийное руководство всеми его струк­турами сверху донизу. ВКП(б) берет на себя все больше админи­стративных и хозяйственных функций, превращается в монополь­ный субъект государственной власти и управления. Происходит деформирование ее идейной роли, обюрокрачивание[396]. Партийное руководство сливается с государственным управлением, форми­руется партийно-советское управление. На управленческие партий­ные и государственные кадры отрицательно действовали культ личности, репрессии.

После заключения 12 марта 1940 г. мирного договора с Фин­ляндией расширилась территория Карельской АССР, которая в марте 1940 г. была преобразована в Карело-Финскую ССР, суще­ствовавшую до 1956 г. Присоединение территорий Литвы, Лат­вии, Эстонии, Западной Белоруссии, Западной Украины, Бесса­рабии, Северной Буковины сопровождалось формированием но­вых органов государственного управления, реконструированием системы центральных органов власти. Парламенты преобразованы в верховные советы, кабинеты министров — в совнаркомы, вместо должностей президентов образованы коллективные пре­зидиумы верховных советов.

Хотя правоотношения в новых республиках ставились на ос­нову советского законодательства, в их конституциях имелись отличия от Конституции СССР. В Прибалтике допускались мел­кие частные и промышленные торговые предприятия. В Молдав­ской ССР было разрешено существование частного сектора в виде единоличных крестьян, ремесленников, кустарей, мелких про­мышленных и торговых предприятий, что обусловило и особен­ности государственного управления[397].



Усиливалось общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления. В связи с продолжавшим­ся разукрупнением и специализацией наркоматов приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К ав­густу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркоматов[398] и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР созданы шесть хозяйственных со­ветов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборон­ной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по това­рам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготов­кам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководи­ли ими. В состав каждого совета входили 3—5 человек во главе с заместителем Председателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызывало необходи­мость совершенствовать политический контроль над ним. Осу­ществляющий эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен несвойственными ему функциями. В его ведение пере­дано управление шоссейными и грунтовыми дорогами, управле­ние государственной съемки и картографии, переселенческое дело. В связи с усилением репрессивных функций и расширением объ­ема работы НКВД в феврале 1941 г. разделен на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности, который руководил в связи с обострением международной обстановки и внешней разведкой.

В целях установления строжайшего контроля над расходова­нием денежных средств, материальных ценностей и проверки исполнения постановлений правительства 6 сентября 1940 г. со­здан Наркомат госконтроля СССР. Ему переданы функции Ко­миссии советского контроля и Главного военного контроля, пре­доставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их ру­ководителей за неисполнение решений правительства, произво­дить денежные начеты и привлекать к судебной ответственно­сти лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Положение о Наркомате госконтроля не предусматривало привлечения тру­дящихся к контрольной деятельности. Ее осуществляли профес­сиональные контролеры-ревизоры, четко обозначилась дальней­шая бюрократизация контрольных органов, всей системы соци­ального контроля.

Заботы государственного управления сосредоточивались на укреплении трудовой, производственной дисциплины. Президи­ум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промыш­ленных предприятий, усилению ответственности служащих, ра­бочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины.

Изменено военное управление постоянно растущей и перестраивающейся армией, созданы новые и реорганизованы преж­ние структуры, упорядочены их функции, укреплены единонача­лие и дисциплина в армии. Дисциплинарный устав 1940 г. вос­становил штрафные части. Извлекая уроки из Финской кампа­нии (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), советское руковод­ство обратилось к опыту дореволюционной русской армии. Пре­зидиум Верховного Совета СССР Указом от 12 августа 1940 г. «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» отменил институт военных комиссаров. 7 мая 1940 г. было объявлено о восстановлении генеральских и адмиральских званий. За один месяц свыше тысячи военачальников стали гене­ралами и адмиралами[399]. Несколько ослабла апологетика опыта гражданской войны, и на руководящие должности в Вооруженных Силах выдвинуто немало относительно молодых людей: на­чальник Генерального штаба РККА с августа 1940 г. по февраль 1941 г. генерал армии К.А. Мерецков (43 года), нарком Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецов (34 года), командующий Военно-Воздушными Силами генерал П.В. Рычагов (29 лет) и др. Сред­ний возраст командиров полков составил 29—33 года, команди­ров дивизий — 35—37 лет, командиров корпусов и командую­щих армиями — 40—43 года, что отразило курс на омоложение комсостава, выдвижение профессионально подготовленных вое­начальников и должно было как-то компенсировать ослабление комсостава вследствие репрессий.

Перестроена организация высшего военного управления. В мае 1940 г. наркомом обороны СССР назначен 45-летний мар­шал С. К. Тимошенко. Проверка военного ведомства выявила во­пиющие недостатки, «промахи» получившего отставку «героя граж­данской войны» К.Е. Ворошилова, возглавлявшего НКО СССР 15 лет. В акте о приеме НКО новым наркомом С.К. Тимошенко было отмечено отсутствие мобилизационного плана, общего и частных оперативных планов, Положения о полевом управлении войска­ми, запущенность штатного и табельного хозяйства, слабость подготовки среднего и младшего комсостава, значительный некомп­лект начсостава[400]. Ежегодные выпуски из военных училищ не обес­печивали создания необходимого кадрового офицерского потен­циала для роста армии, образования резервов и другого кадрового потенциала[401].

В июле 1940г. утвержден новый состав Главного военного совета под председательством С.К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба, заместителем наркома оборо­ны назначен Г.К. Жуков, занимавший до этого пост командую­щего Киевским военным округом, его заместителем — К. А. Ме­рецков. Утверждены командующие войсками военных округов, в том числе Западного особого ВО — Д. Г. Павлов, Прибалтий­ского ОВО — Ф.И. Кузнецов, Ленинградского ВО — М.М. Попов, Одесского — М.Т. Черевиченко, Киевского ОБО — М.П. Кирпонос. Главное управление ВВС РККА возглавил П.Ф. Жигарев.

9апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Ко­митет Обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления с конкретно определенными функциями. Состав Ко­митета сокращен до 5 человек. В него вошли К.Е. Ворошилов (председатель), И.В. Сталин, А. А. Жданов (заместитель Предсе­дателя), С.К. Тимошенко, Н.Г. Кузнецов[402].

Усилено внимание к проблемам организации Красной Ар­мии, оснащению укрепленных районов, развертыванию произ­водства вооружений, увеличению выпуска самолетов, танков, ар­тиллерии, военного судостроения и др.

Наряду с частичной милитаризацией, дальнейшей централи­зацией, бюрократизацией усилены командно-административные методы, репрессивно-карательные функции управления, сужена гласность, увеличена секретность всех звеньев управленческой системы. Эти и другие парадоксальные особенности отразили степень изменения государственного управления применительно к нарастающей опасности войны для СССР. Сделано немало, но далеко не все, что и определило как плюсы, так и минусы подготовки страны к участию в войне. Они сказались решающим обра­зом на катастрофических неудачах первого периода Великой Отечественной войны, когда обнаружились серьезные ошибки[403], пре­ступные просчеты руководства как в вопросах о возможных сро­ках фашистского нападения, так и в степени готовности к нему страны, системы государственной власти, управления, адекват­ности советской военно-стратегической доктрины геополитичес­ким интересам и конкретно-исторической международной и внут­ренней ситуации.





Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Автобиография застрельщика бактериологической войны
  2. Б.9-2. Эволюция и основные достижения мировой управленческой мысли.
  3. Билет 26. Место России в мировой хозяйственной системе.
  4. БРИК и их место в мировой экономике
  5. В чем заключается постиндустриализация мировой экономики? Перечислите ее основные черты
  6. В чем заключается постиндустриализация мировой экономики? Перечислите ее основные черты
  7. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗИ ТАКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ?
  8. В.76. Основные модели организации социальных систем социального страхования, используемые в мировой практике.
  9. В42 Медицина в период Великой Отечественной войны. Героизм белорусских медиков.
  10. Важнейшие принципы наступательной войны.
  11. Владимир Овчинский. Президент войны
  12. Влияние Второй мировой войны на развитие международного права




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.166.207.223
Генерация страницы за: 0.003 сек.