КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки 4 страница
[362] Возвышению роли Госсовета способствовал стоявший во главе его в 1865—1881 гг. сторонник либерального самодержавного реформирования вел. кн. Константин Николаевич, предложивший расширить состав совета для более полного учета своеобразия местных, отраслевых условий при рассмотрении проектов [363] Председателями его были П.П. Гагарин (1862—1864 гг.), М. А. Корф (1864—1871 гг.), С.Н. Урусов (1871—1882 гг.). [364] В 1881 г. председателем Госсовета назначен вел. кн. Михаил Николаевич. [365] Состав и атмосферу заседаний Госсовета можно представить по картине художников И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, И.С. Куликова «Торжественное заседание государственного совета», хранящейся в Русском музее. [366] Подробнее см.: Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы //Вопросы истории. 1995. № 11-12. [367] См.: Строев В. Н. Столетие собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1912. [368] Председателями его назначались П.Н. Игнатьев (1872—1879), П.А. Валуев (1879— 1881) и др. [369] В революционном 1905 г. был создан Совет министров, учреждена должность премьер-министра для направления и объединения «действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». См.: Учреждение Совета министров (1905 г.) // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют. Н. Н., 1994. С. 60. [370] В середине XIX в. функционировали министерства внутренних, иностранных дел, военных сухопутных и морских сил, полиции, юстиции, финансов, народного просвещения, государственного казначейства, государственных имуществ, а также на правах министерств главные управления путей сообщения, ревизии государственных счетов (государственного контроля) — всего 12 органов центрального управления. Тринадцатым было министерство императорского двора и уделов на особом положении, которое обслуживало всю многочисленную и постоянно растущую царскую семью, подчинялось лично императору. Общие принципы их функциональной деятельности определялись в основном «Общим учреждением министерств» от 25 июня 1811 г., другими законами, в том числе связанными с работой Комитета и Совета министров.
[371] В 1865—1868 и 1880—1881 гг. оно действовало самостоятельно на правах министерства. [372] Работу МВД особенно упорядочили его главы М. Т. Лорис-Меликов (1880—1881), П.И. Игнатьев (1881—1882), Д.А. Толстой (1882—1889), И.Н. Дурново (1889—1895), И.Л. Горемыкин (1895—1899), Д.С. Сипягин (1900—1902). [373] Непосредственным командиром ОКЖ был товарищ министра. [374] Первые директора этого департамента В.К. Плеве (1881—1884) и П.Н. Дурново (1884—1893) действовали решительно, целеустремленно, позднее возглавили МВД. [375] Эту группу составляли Министерство финансов — главный государственный экономический орган, министерства государственных имуществ, путей сообщения и другие органы. [376] Акцизные сборы, особенно питейный, составляли в 70—80-х гг. 35—40% всех государственных доходов. В связи с введением винной монополии Департамент неокладных сборов преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажей «питей» (1896). Оно ведало как акцизными сборами, так и продажей спиртных напитков. Совет по делам казенной продажи питей обсуждал законопроекты, устанавливал размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматривал ходатайства о строительстве винокуренных заводов. [377] Главой МНП назначен в 1866г. обер-прокурор синода Д.А. Толстой, совмещавший эти две ответственные должности до 1880 г. Министр народного просвещения И.Д. Делянов перестраивал в 1882—1897 гг. деятельность ведомства на основе указаний Синода и Департамента полиции МВД.
[378] Общий устав императорских Российских университетов 18.06.1863 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996. С. 485. В 12 главах, 145 статьях определены статус, структура, права и преимущества университетов, обязанности и права учащихся (студентов), содержание учебных планов конкретных факультетов, демократический порядок избрания и работы университетского управления, функции совета, ректора, проректора, деканов, условия приема и учебы, условия присуждения ученых степеней кандидата, магистра, доктора наук, присвоения ученых званий доцента, профессора, звания действительного студента. [379] Открыты Новороссийский университет в Одессе на базе Ришельевского лицея (1865 г.), Варшавский на базе существовавшей с 1862г. Главной высшей школы (1869 г.), Томский (1888 г.). Общее число студентов увеличено с 5000 человек в 1860 до 8200 человек в 1880 г., что способствовало заметному росту доли образованного чиновничества. [380] Число губерний увеличено с 51 в 60-е гг. до 78 в конце XIX в. с 10—15 уездами каждая. В связи с расширением территории империи увеличено до 18 и число областей, образованы Сырдарьинская (г. Ташкент), Самаркандская, Ферганская, Закаспийская (Ашхабад), Карская и др. [381] 15% крестьян оставались в этом состоянии по истечении 20 лет после 19февраля 1861 г., когда их принудили заключить в течение двух лет обязательные выкупные сделки или потерять право на земельные наделы.
[382] Высочайше утвержденное «Общее положение о крестьянках, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. // Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 463. [383] См.: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 19 февраля 1861 г. Раздел II. «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления» // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н.Н., 1994. С. 111—120. [384] Волостной суд избирался сходом ежегодно из 4—12 судей для отправления ими своей должности по очереди. Суд заседал раз в две недели по воскресеньям и в составе трех судей; рассматривал споры, тяжбы между крестьянами, малозначительные гражданские и уголовные дела.
[385] Н.А. Милютин утверждал: «Если мы разрушим общину, Россия не продержится и 24 часа. Крестьянский мир — единственный консервативный элемент у нас: все остальные классы исполнены революционных начал, и если дать им власть в руки, черт знает, что из этого выйдет». Цит. по: Христофоров И.А. «Аристократическая» оппозиция реформам и проблема организации местного самоуправления в России в 50—70-е годы XIX века // Отечественная история. 2000. № 1. С. 17. [386] 20 марта 1861 г. было отменено крепостное право в области войска Донского, а в 1870г. реорганизовано станичное управление. «Положением об общественном управлении станиц казачьих войск» 1 июня 1891 г. управление станиц объявлено общественным, установлены статус, функции как станичных сборов, атаманов, правлений, судов, так и хуторских сходов, атаманов. См.: История донского казачества. Ростов н/Д, 2001. С. 217—219. [387] Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Н.Н., 1994. С. 120—133.Также см.: Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 488—502. Опубликованы одновременно «Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении» (1 января 1864 г.), «Правила о введении земских учреждений», другие акты. [388] О признаках самоуправления см.: Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. СПб., 1999. С. 429; Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычаи, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 6. [389] Такой статус гласных отразил художник Г.Г. Мясоедов в известной картине «Земство обедает», хранящейся ныне в Русском музее (С.-Петербург). [390] Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской.
[391] Отсутствие волостного и общероссийского земских собраний позволяло современникам именовать земство «зданием без фундамента и крыши». [392] К.Д. Кавелин видел в земствах необходимую и превосходную школу подготовки русских людей всех классов к участию в государственных делах при будущем представительном строе. И.С. Аксаков приветствовал в земствах перспективные начала всесословности, выборности. Д.А. Милютину земства казались «великим шагом на пути к будущему развитию государственного строя в России», «зачатками будущего парламента». См.: Захарова Л.Г. Воспоминания генерал-фельдмаршала Дмитрия Алексеевича Милютина // Отечественная история. 2000. № 5. С. 116. [393] Уездные и губернские земские собрания подали 51 адрес и 101 ходатайство с августа 1878 по июнь 1882 г. См.: Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в конце 70-х — начале 80-х XIX в. // Отечественная история. 2000. № 1.С. 34. [394] Городовое положение. 16/28 июня 1870г. // Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. С. 511—546. Проект готовился специальной комиссией, перерабатывался неоднократно, откладывался в период реформаторского перерыва 1864— 1870 гг., наконец был рассмотрен в третьем варианте Госсоветом, мнение которого утверждено, императором, признавшим, что оно «соответствует его цели». [395] Сохраняла законную силу Грамота на права и выгоды городам 21 апреля 1785 г.
[396] В 1846 г. введено «Положение об общественном управлении» в С.-Петербурге, в 1862 г. — в Москве, в 1863г. — в Одессе, но была явно недостаточной представительность городского общественного управления в этих городах. При 500-тысячном населении столицы число избирателей составляло лишь 7 тыс. Нечетко разграничивались сферы деятельности органов царской администрации и общественного управления. Заменившая шестигласную общая дума состояла из представителей пяти сословных групп. В распорядительную думу с исполнительными функциями входили, кроме выборных членов, и назначенные администрацией. [397] Подробнее см.: Гл. I, II, III. ст. 1—3 103—115 «О городских имуществах и имущественных делах города», «О благоустройстве», где перечислены конкретно не только хозяйственные, культурные задачи, но и меры по охране, благочиния и порядка. [398] Взаимные жалобы, пререкания рассматривало созданное губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора, в составе вице-губернатора, управляющего казенной палатой, прокурора окружного суда, председателя мирового суда, председателя губернской земской управы, городского головы губернского города, с приглашением управляющего контрольной палатой и представителей других органов царской администрации. [399] Не могли избирать лишенные судом прав состояния; исключенные со службы из сословных обществ; отрешенные от должности; лишенные духовного сана, а также губернатор, члены губернского правления и по городским делам присутствия; чины полиции. За женщин, совершеннолетних (21—24 года) отсутствующих, малолетних и несовершеннолетних могли голосовать по доверенности отцы, мужья, сыновья, братья, зятья, опекуны, попечители. Уполномоченные могли голосовать и за разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, монастыри, церкви, уплатившие сбор за недвижимое имущество, торговлю и промыслы в городе. [400] Лишь городской секретарь — по званию докладчик в губернском по городским делам присутствии, причислялся к VIII классу (по должности и мундиру) государственной службы — коллежский асессор и к VI разряду (коллежский советник) по пенсии. Городской голова, члены управы, исполнительных и оценочных комиссий, торговых депутаций, чины торговой и хозяйственной полиции носили особые стандартные знаки при отправлении своих обязанностей в торжественных случаях. Городскому голове предоставлялся и мундир по особому, высочайше утвержденному образцу. [401] В связи с 25-летием отмены крепостного права было запрещено отмечать как-либо этот юбилей, упоминать о нем. [402] Положение «О губернских и уездных земских учреждениях» утверждено Указом Александра III от 12 июня 1890г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Н.Н., 1994. С. 134-145. [403] См.: Градовский А.Д. Собр. соч.: В 9 т. Т. IX. СПб. 1904. С.XXX— XXXI. [404] См.: Поташев Ф.И. Земские реформы в контексте рационализации управления России // Рациональность и государственное управление. Ростов н/Д, 1995. [405] См.: Куликов В.В. К оценке земского положения 1890 г. // Государство и право. 2000. № 1. С. 105—107. [406] См.: Поташев Ф.И. Русь служилая: исторические аспекты властной элиты // Политико-администртивная элита и государственная служба в системе властных отношений. Ростов н/Д, 1996. [407] Городовое положение 1892 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Н. Н., 1994. С. 146—166. Городовое положение 1870г. осуществлялось под огнем критики дворянства, которое стремилось подчинить себе все городское управление, было крайне недовольно возрастающей ролью представителей торгово-промышленного, финансового капитала в городских думах; управах, добивалось увеличения в них доли своих гласных по образцу земских учреждений (1890 г.). Стали известны многие случаи грязных выборных технологий, подкупа мелких собственников, покупки их голосов при избрании гласных городских дум. Обобщив данные о различных нарушениях Положения 1870 г., МВД сопроводило их выводом о нецелесообразности сохранения этого закона. [408] См.: Писарькова Л.Ф. Московская городская дума: 1863—1917 гг. М., 1998. С. 266. [409] Николай II одобрил расстрел фанагорийским полком выступлений ярославских трудящихся («Молодцы, фанагорийцы!»), короновался в условиях трагического массового ходынского кровопролития, пытался спасти самодержавие с помощью русско-японской военной мясорубки 1904 г., расстрелял 9 января 1905 г. в столице мирное шествие рабочих к нему за правдой, получил от народа имя «Николая II Кровавого», как его недалекий предок — «Николая I Палкина». [410] Численность потомственного дворянства выросла с 652 тысяч человек в 1867 г. до 1222 тысяч чел. в 1897 г. Личное дворянство составило в 1897 г. 632,2 тысячи человек. К концу XIX в. только родовое дворянство составляло самую большую часть офицерского корпуса и треть общей численности статских чиновников. Более четверти дворянства было занято на государственной службе, которая была детально регламентирована в 1896 г. с учетом дворянских интересов. [411] Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. №5. С. 33. [412] Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., С. 574-578. [413] Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995. С. 439—446. [414] Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. №7. С. 81. [415] Старцев В. И. Трехтомник «История России с древнейших времен до конца XX в.» //Вопросы истории. 1997. № 11. С. 164. [416] Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 45. [417] Демин В.А. Государственная дума России (1906—1917): механизм функционирования. М., 1996. С. 83. [418] Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.,1994. С. 22—24; Демин В.А. Указ. соч. С. 85. [419] См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 264—267. [420] Земцов Б. Две России. Гражданское общество в преддверии революции //Свободная мысль. 1996. № 10. С. 75—88. [421] Демин В.А. Государственная Дума России (1906—1917)... С..79. [422] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 261. [423] Иоффе Г.З. «Распутиниада» — большая политическая игра // Отечественная история. 1998. № 3. С. 117. [424] Кризис самодержавия. 1894—1917. Л., 1984. С. 627—637. [425] Ахиезер А. С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4—5. С. 3—45. [426] С марта по июль 1917 г. царь и его семья находились под домашним арестом в Царском Селе, затем Романовы по требованию общественности были отправлены в г. Тобольск, где пребывали с августа 1917 по апрель 1918 г., после чего были перевезены в Екатеринбург. В марте 1917 г. в Петрограде было арестовано 4 тыс. сторонников Романовых. [427] Родзянко Михаил Владимирович (1859—1924) — один из лидеров партии октябристов, крупный помещик. В 1911—1917 — председатель III и IV Государственных дум, в 1917 — Временного комитета Государственной думы. Белоэмигрант. Автор воспоминаний «Крушение империи». [428] Львов Георгий Евгеньевич (1861—1925) — князь, крупный помещик, депутат I Государственной думы, председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора». 2 марта — 7 июля 1917 г. глава Временного правительства. [429] Гучков Александр Иванович (1862—1936) — русский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель III Государственной думы. В 1915—1917 г. — председатель Центрального военно-промышленного комитета. В марте—апреле 1917 г. — военный и морской министр Временного правительства. Белоэмигрант. [430] Минц И. И. История Великого Октября. Т. 1. М., 1967. С. 557, 601-602. [431] Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, историк, профессор, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. — министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава— до 2 (15) мая. Белоэмигрант. Труды по истории России XVIII—XIX вв., Февральской и Октябрьской революций. [432] Керенский Александр Федорович (1881—1870) — русский политический деятель. Адвокат. Лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе. С марта 1917 г. эсер; во Временном правительстве: министр юстиции (март—май), военный и морской министр (май—сентябрь), с 8 (21) июля — министр-председатель, с 30 августа (12 сентября) — верховный главнокомандующий. С 1918 г. в эмиграции. [433] Некрасов Николай Виссарионович (1879—1940) — инженер-технолог, один из лидеров левых кадетов, профессор. Депутат III и IV Государственных дум. Министр Временного правительства. С 1921 г. в Центросоюзе. [434] Коновалов Александр Иванович (1875—1948) — крупный текстильный фабрикант, лидер партии прогрессистов и «Прогрессивного блока» в IV Государственной думе. Белоэмигрант. [435] Шингарев Андрей Иванович (1806—1918) — земский деятель, врач, публицист. Одни из лидеров кадетов, депутат II— IV Государственных дум. [436] Терещенко Михаил Иванович (1886—1956) — русский капиталист, сахарозаводчик. В 1917 г. министр финансов, а затем министр иностранных дел Временного правительства. [437] 3 марта правительство сделало важный шаг в формировании элиты государственного управления, заменило губернаторов на комиссаров. [438] Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы истории. 1990. № 12. С. 134. [439] Куликов С.В. Временное правительство и высшая царская бюрократия // Отечественная история. 1999. №4. С. 108—110. [440] Внешнеполитические задачи были изложены в воззвании Временного правительства к населению от 6 марта, Декларации от 27 марта, а также в Декларации Петросовета «К народам всего мира». [441] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. М., 1998. С. 292. [442] История государственного управления России. Ростов н/Д, 1999. С. 290. [443] Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. M., 1994. С. 327. [444] Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март— апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 143. [445] Для рассмотрения возрастающего потока дел срочно были созданы Канцелярия Временного правительства. Совещание товарищей министра, Малый Совет министров. [446] Фальмер Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 1. М., 1992. С. 25. [447] После гражданской войны 14 из них остались в России, а более 20 оказались в эмиграции. См.: Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы //Вопросы истории. 1994. № 6. С. 163—168. [448] Пайпс Р. Русская революция. Ч.1. С. 359. [449] Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988. С. 129—130. [450] Об учреждении земельных комитетов. Постановление Временного правительства 21 апреля 1917 // Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. 1. 27 февраля — 5 мая 1917 г. Пг., 1917. С. 192—197. [451] Постановления Донского войскового малого круга. 2—7 августа 1917 г. Новочеркасск, 1917. С.5. [452] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 503. [453] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 46—49. [454] Полный сборник платформ всех русских политических партий. СПб., 1906. С. 61-62. [455] Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. С. 113. [456] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 112. [457] Перечень губерний и областей приведен по очередности введения земства. Весной 1917 г. вся страна покрылась сетью общественных исполнительных комитетов, которые во многих местах до избрания новых городских дум играли роль городского самоуправления. [458] Год русской революции (1917—1918 гг.). М., 1918. С. 125—131. [459] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 38. С. 3. [460] Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. М.,1957. С. 46; Суханов Н. Записки о революции. Берлин, Петербург, Москва, 1922. Кн.7. С.29. [461] Старцев В. И. Крах керенщины. М., 1982; Он же. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990. № 16. С.76; Парадоксы политики: демократ и диктатор (А.Ф. Керенский) // История России в портретах. Смоленск. 1996; Герасименко Г.А. и др. Александр Федорович Керенский. М., 1996; и др.
[462] Эбрахэм Р. Александр Керенский. Первая любовь революции. Лондон, 1987; и др. [463] Деникин А.И. Очерки русской смуты. T.I. Париж. С. 188, 190. [464] Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. № 1. [465] См.: Старцев В.И. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990, № 16. Колоницкий Б.И. Культ А.Ф. Керенского: образы революционной власти // Отечественная история. 1999. № 4. С. 105—108. [466] Керенский закрыл примерно 20 газет, начал вооруженную борьбу с аграрной революцией. [467] Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: Общественные исполнительные комитеты. М., 1992. С. 302. [468] Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5—6. С. 34. [469] С предложением о вступлении в Совнарком Ленин обратился к М.А. Спиридоновой и И.Л. Мартову, однако меньшевики-интернационалисты в 1917 г. не смогли создать свою партию. Левые эсеры на первом съезде своей партии, проходившем 19—28 ноября 1917 г., организационно оформились в самостоятельную партию (центральный орган — газета «Знамя труда», численность на июль 1918 г. — 80 тыс. Лидеры: М.А. Спиридонова, Б.Д. Камков, М.А. Натансон). [470] Звездова Н.В. Рационализация государственного управления Россией в первый год Советской власти // Рациональность и государственное управление. Ростов н/Д, 1995. С. 118—121. [471] Из 715 депутатов Учредительного собрания, избранных 12 ноября 1917 г., 412 представляли партию эсеров, 183 — большевиков, 120 мест приходилось на долю остальных партий. Открыто 5 января 1918г. в составе 410 депутатов, отсутствовало 305 депутатов, в том числе фракция кадетов. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Антиисторично винить только большевиков в роспуске такого парламентского учреждения, каким было Учредительное собрание. Они, несомненно, навязали свою партийную волю народу и обществу, но «не смогли бы прорваться к вершинам власти, если бы не уловили в свои политические паруса порывы массового радикализма». Как отмечал Н.А. Бердяев, большевизм «оказался наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 г., и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием». См. подробнее: Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997. С. 324— 324; Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание: история созыва и политического крушения. Л., 1976; Скрипилев Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982; и др. [472] Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180. [473] Объединенный съезд стал именоваться Третьим Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и завершил свою работу 18 января 1918 г. Количество делегатов на этом съезде было в два раза больше, чем в составе Учредительного собрания — 1647 (в том числе 860 большевиков). [474] 2 ноября генерал М.В. Алексеев (бывший начальник штаба главковерха А.Ф. Керенского) начал формирование здесь Добровольческой армии (такое название она приняла с появлением 27 декабря 1917 г. ее декларации, а до этого именовалось «алексеевской» организацией). [475] См.: Процесс Бориса Савинкова. Берлин, 1924. С. 39-43. [476] Соколов К.Н. Правление генерала Деникина. София, 1921. [477] В.В. Шульгин представил Положение о правительстве юга — Особом совещании, которое было доработано членами ЦК кадетов В.А. Степановым и К.Н. Соколовым. [478] Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977. С. 232. [479] Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970. С. 31. [480] Сергеев В.Н. Политические партии в южных казачьих областях России. 1917-1920 гг. Ч. II. Ростов н/Д, 1993. С. 44-45. [481] Гармиза В.В. Указ. соч. С. 31-49. [482] Лидер левых эсеров М.А. Спиридонова в открытом письме ЦК партии большевиков предупреждала об отрицательных последствиях безнадзорного положения их партии для самих большевиков: «Вы скоро окажетесь в руках вашей чрезвычайки, вы, пожалуй, уже в ее руках. Туда вам и дорога». Летом — осенью 1918 г. в Советской стране возникли первые концентрационные лагеря, получившие впоследствии широкое распространение. [483] Решения съездов правящей партии имели большое управленческое значение. Так, 8-й съезд РКП(б) (март 1919 г.) в резолюции «Об отношении к среднему крестьянству» констатировал начало поворота среднего крестьянства в сторону Советской власти и необходимость отказа от прежней политики его нейтрализации. Съезд своевременно определил новую линию партии по крестьянскому вопросу: уметь достигать соглашения со средним крестьянством, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь на бедноту. [484] Спирин Л. П. Партия большевиков в гражданской войне //Коммунист. 1990. № 14. [485] III Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г., 1647 делегатов) утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. С докладами выступили В.И. Ленин (о работе СНК), Я.И. Свердлов (о деятельности ВЦИК), И.В. Сталин (об основах федеративного устройства). IV Всероссийский съезд Советов (март 1918, 1246 делегатов), ратифицировал Брестский мирный договор, с докладом выступал В.И. Ленин, содоклад от левых эсеров сделал Б.Д. Камков. V Всероссийский съезд Советов (июль, 1164 делегатов), отчеты СНК, ВЦИК, В.И. Ленина; Я.М. Свердлов, А.Ф. Цюрупа (продовольственный вопрос), Л.Д. Троцкий (организация социалистической Красной Армии), Ю. М. Стеклов (о принятии Конституции РСФСР). VI Всероссийский съезд Советов (ноябрь 1918, 1296 делегатов); В.И. Ленин (годовщина революции; международное положение), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновьев (строительство Советской власти), Д.И. Курский (соблюдение социалистической законности). VII Всероссийский съезд Советов (декабрь, 1919, 1011 делегатов), В.И. Ленин (отчет ВЦИК и СНК), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновьев (о коммунистическом интернационале) и др. VIII Всероссийский съезд Советов (декабрь 1920, 2537 делегатов), В.И. Ленин (доклад СНК и ВЦИК о внутренней и внешней политике); Л. Д. Троцкий (о транспорте), Г.М. Кржижановский (об электрификации) и др. [486] Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986, С. 25. [487] Ленин В.И. Все на борьбу с Деникиным! // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 45-48. [488] Реввоенсовет республики 6 сентября 1918г. — 28 августа. 1923. М., 1991. [489] Особое место в политике «военного коммунизма» отводилось продразверстке, по которой крестьяне обязаны были сдавать все излишки своей продукции государству для снабжения армии и рабочего класса. После сдачи продукции крестьяне получали квитанции, дающие право на получение промышленных товаров. Так был налажен натуральный обмен между городом и деревней, он не являлся товарно-денежным, был мерой административно-внеэкономического порядка. (См.: Очерки истории экономики. М., 1993. С. 238-242).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |