КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 5 страница
Однако уже в 60—70 гг. XVI в. в ходе опричнины, отразившей, как отмечалось выше, стремление московского царя к установлению режима личной неограниченной власти и сопровождавшейся ожесточенной борьбой между различными социальными силами, эта линия политического развития была надолго прервана, а отношения власти с обществом, в отличие от общеевропейских тенденций, стали строиться на основе бесконтрольного властвования, с одной стороны, и принципов подданниче-ства и массового сервилизма1 — с другой. Централизованное государство и особенности организации высших органов политической власти сословно-представительной монархии в XVI в. Как видно из изложенного выше материала, основной тенденцией политического развития Московского государства в XVI в, являлась тенденция к централизации государственной власти и управления и установлению самодержавной формы правления, В то же время процесс формирования централизованного государства в России шел сложно и противоречиво. Начиная с середины XVI в. Россия в связи с включением в ее состав инонациональных и иноконфессиональных территорий и государств (в первую очередь бывших владений Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств) стала развиваться в империю и поэтому не отличалась стабильностью геополитического пространства, которое приобрело текучий характер. Последствия этой особенности развития России в той или иной степени сказывались на протяжении всей ее последующей истории, побуждая центральную власть предпринимать часто неадекватные шаги, выражавшиеся в стремлении построить вертикаль власти суперцентрализованного государства. Сервилизм (от лат. servilis — рабский) — рабская психология, раболепие, прислужничество, угроза.
Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 131 Однако эти попытки были изначально обречены на неудачу, так как в условиях огромного государства вертикально ориентированная власть не могла быть эффективной: во-первых, в силу огромного объема управленческой информации, которая должна обращаться в каналах коммуникаций политической системы огромного государства, во-вторых, из-за растяженности сети политической власти, наличия большого числа центров принятия решений1. Поэтому с самого начала в Московском государстве рядом с государственными органами власти и управления возникла и эффективно действовала относительно самостоятельная подсистема общественного и политического управления. В XVI—XVII вв. она была представлена Земскими соборами как высшими сослов-но-представительными учреждениями и местными выборными земскими учреждениями (земские избы во главе с земскими старостами, губные избы во главе с губными старостами). Своеобразие состояло в том, что в отличие от западных стран сослов-но-представительные органы в России возникли сначала на уровне местного управления (земские и губные избы), а только затем — на верхних этажах политического управления (Земские соборы). Основным содержанием политико-государственного развития Московского царства в XVI в. было постепенное нарастание в политической жизни страны двух основных противоречий, являвшихся следствием сложного процесса централизации государства и определявших его эволюцию на всем протяжении последующего XVII в. Первое из этих противоречий было связано с наметившимся еще в процессе складывания единого русского государства противостоянием между княжеской властью и боярской аристократией, стремившейся сохранить традиционную независимость и претендовавшей на долю власти в государстве. Одновременно с этим возникает и постепенно усиливается противоречие внутри правящей элиты между традиционной группой знати (боярской аристократией) и новой социальной элитой (высшей бюрократией), завоевывавшей все более прочные позиции в связи с развитием административного аппарата управления (московских приказов).
Наметившиеся противоречия в системе властных отношений не могли не отразиться на положении высшего законодательного и административного органа Московской Руси — Боярской думы, ведавшей важнейшими вопросами внутренней и внешней политики страны. Превратившись в огромное многонациональное и многоконфессиональное государство, Россия нуждалась в реорганизации всей системы управления по бюрократическому имперскому принципу, что само по себе предполагало необходи- 1 Морозов С. А, Указ. соч. С. 98. 132 Раздел II. Становление Российской государственности мость изменения социальной опоры власти. Делая ставку на самодержавную форму правления, московские цари не могли полностью полагаться на боярскую аристократию, значительная часть которой принадлежала к потомкам старых русских династий, «княжатам», с которыми они по логике вещей должны были как-то делиться властью. Более надежной опорой складывающегося самодержавия в этих условиях могли стать малоимущие слои дворянского сословия и приказной бюрократии, создаваемые самим государством и в гораздо большей степени зависевшие от центральной власти, чем московское боярство. К середине XVI в. поместное служилое дворянство являлось уже вполне реальной силой, на которую могла опереться царская власть. Оформившееся как военное сословие в конце XV в. из состава мелких землевладельцев, получавших в отличие от прежних княжеских дружинников землю (поместья) на условиях военной службы (условное землевладение), дворянство должно было верой и правдой служить московским государям. В свою очередь, заботясь об увеличении военных сил, московские цари стремились создать благоприятные условия для нового слоя землевладельцев, раздавая дворянам земли вместе с «сидевшими» на них крестьянами, которым вменялось в обязанность содержать помещиков с помощью выплачиваемого им оброка, выполнения барщины и других повинностей. Со временем усиливается роль дворянства в системе государственного управления. Как уже отмечалось, еще при Иване 1Г1 в уездах Московского государства возник особый институт городовых приказчиков, являвшийся, по мнению ученых, первым дворянским органом местного управления. Позже в ходе предпринятой в малолетство Ивана IV в 1539—1541 гг. губной реформы («губа» — административный и уголовно-полицейский округ, соответствующий уезду) в руки выборных из дворян губных старост были переданы многие важнейшие уголовные дела, которые до этого находились в ведения наместников и волостелей. К середине XVI в. дворянство постепенно начинает играть ведущую роль в системе местного управления.
Одновременно с этим царская власть предпринимает шаги, направленные на ограничение политического влияния Боярской думы. Проводя целенаправленную сословную политику с целью усиления своих позиций, складывающееся самодержавие стремится модернизировать русскую аристократию. Первым шагом в этом направлении стало расширение состава Боярской думы за счет служилых дворянских фамилий и представителей нарождавшейся бюрократии. В Боярской думе появляются новые думские чины — думные дворяне, представлявшие третий думный чин, дававший право участвовать в думских заседаниях, и думные дьщ Наблюдается процесс постепенной бюрократизации Боярской Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 133 думы. Эти новые явления дали основание В. О. Ключевскому сделать вывод о том, что начиная с середины XVI в. во властных структурах Московского государства родовое начало постепенно вытесняется служилым. Хотя боярские звания по-прежнему жаловались только представителям самых знатных, преимущественно княжеских, фамилий, а чины боярина и окольничего в соответствии с родовым принципом яаоялись наследственными (передавались в одних и тех же семьях), царская власть стремилась привязать боярство к центральной власти, сделать его послушным воле монарха. Этой цели должен был, в частности, служить изданный в 1550 г. «Государев родословец», уточнявший и систематизировавший принцип местничества. В отличие от существовавших в это время «боярских списков» и разрядных книг, в которых фиксировалась общая родословная и воинская служба знатных фамилий, «Государев родословец» вместо абстрактной знатности выдвигал на первый план конкретную службу представителей боярства московскому княжескому роду. Важное значение имело относящееся к этому же времени решение властей об ограничении местничества на время военных действий, что было вызвано необходимостью повышения боеготовности государства (очень часто во главе войска оказывались люди, не обладающие знанием военного дела, но занимающие воинские должности по наследству). Отныне, открывая военные действия, царь мог объявлять своим боярам: «быть без мест». Укреплению власти царя способствовало также создание постоянного стрелецкого войска. В 1555—1556 гг. было принято специальное «Уложение о службе», устанавливавшее общий порядок несения воинской службы для всех категорий землевладельцев.
Серьезные изменения произошли к середине XVI в. и во взаимоотношениях между государством и Церковью, которая в течение длительного времени являлась одним из институтов социального контроля, оказывавшим значительное влияние на верховную власть. В отличие от боярства, экономически и политически связанного с самодержавной властью, Церковь и ее пастыри (особенно митрополит), по крайней мере, до середины XVI в. выступали духовным противовесом всемогуществу государства. Укрепляя свои позиции, царская власть стремилась ограничить возможности Церкви и подчинить ее государству. Этому способствовала и новая политическая ситуация. После перемещения центра православия из Византии в Москву московские цари, полагавшие себя прямыми наследниками Византии, помазанниками Божьими на земле, стали также считать себя, как когда-то византийские императоры, ответственными за всех православных, стоящими выше Церкви. Известно, например, что уже Василий III назначал митрополитов без учета мнения церковного собора. Его сын Иван IV находил возможным действовать по от- 134 Раздел II. Становление Российской государственности ношению к Церкви более решительно и деспотично, решившись на физическое устранение осмелившегося возражать царю и выступившего против опричного террора митрополита Филиппа Колычева, что невозможно было ни в одном из христианских государств. Победой царя закончилась длившаяся более полувека «полемика» между нестяжателями и осифлянами1 по вопросу церковного землевладения. Не согласившись с решением проходившего в начале 1551 г. церковного (Стоглавого) собора2, отказавшегося под влиянием осифлянского большинства принять предложенную царем программу секуляризации церковных земель, Иван Грозный специальным приговором запретил церковным феодалам под угрозой конфискации покупать вотчинные земли без предварительного «доклада» об этом самому царю. Таким образом, уже в XVI в. римская идея (римское понимание истории как истории государства), говоря словами русского философа Вл. Соловьева, начинала побеждать «святую Русь». С середины XVI в. для обсуждения вопросов государственной важности стали созываться сословно-представительные учреждения — Земские соборы, состав которых на протяжении всего XVI в. практически не менялся. В Земский собор входили в полном составе Боярская дума и Освященный собор, а также представители сословий — поместного служилого дворянства и городских (посадских) верхов. Позже к участию в работе Земских соборов стали привлекаться также представители приказной бюрократии. С точки зрения национальных особенностей государственного управления Земские соборы в определенном смысле продолжали русские вечевые традиции, с характерным для средневековой Руси участием различных слоев населения («земли») в решении общих дел. В то же время, учитывая особенности политической ситуации и время появления Земских соборов, вряд ли следует преувеличивать их реальное участие в выработке правительственной политики и тем более приписывать им, как это нередко делается, функцию ограничения царской власти. В условиях скла- 1Нестяжателями называли себя церковные деятели, последователи Нила Сор-
2Свое название Стоглавый собор получил в связи с принятым им сборником Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 135 дывающегося самодержавия их роль чаще всего сводилась к обеспечению поддержки политики царской власти, еще нуждавшейся в легитимации своих решений. В большинстве случаев они эпизодически1 собирались для заслушивания правительственных деклараций и санкционирования уже принятых законов (приговоров). Не доверяя местным властям и воеводам, правительство через Земские соборы могло получать информацию о положении дел в провинции, нуждах населения, чаще же о его возможностях для ведения войны. По сравнению с западными парламентами, накопившими к этому времени богатый опыт (в Англии, Франции и Испании они возникли еще в XIII—XIV вв.), Земские соборы в России не были в точном смысле этого слова представительными учреждениями. Они не только не ограничивали власть царя, но и не имели более или менее определенных функций, четкой системы представительства. Кроме того, Земские соборы, по крайней мере в XVI в., не являлись выборными органами. По сути они представляли собой «парламент чиновников», на заседания которого в дополнение к светской и духовной элите (Боярской думе и Освященному собору) приглашались по выбору царя нужные люди, представители сословий и служилой бюрократии. По меткому замечанию авторитетного исследователя сословного строя в России В. О. Ключевского, называвшего Земские соборы «государственными совещаниями», это учреждение являлось не столько народным представительством, сколько «расширением центрального правительства», «совещанием правительства с собственными агентами»2. В отличие от западных стран, где создание парламентов явилось результатом политической борьбы, в России сословные собрания появились по воле центральной власти для удовлетворения ее административных нужд. В значительной мере подобная ситуация могла сложиться потому, что Россия не знала ни развитого феодализма, ни подлинного сословного сознания, чем отличались страны средневековой Европы. Определенную роль в этом Большая часть созывавшихся властью Земских соборов приходится на первую половину XVII в., в основном на время правления первых Романовых (1613-1654 гг.). В XVI в., начиная с 1549 г., было созвано не более 10 Соборов, значительная часть которых была посвящена обсуждению военных вопросов. Так, Земский собор 1566 г. был созван в годы Ливонской войны и высказался за ее продолжение. В конце XVI в. после смерти сына Ивана Грозного Федора Иоанно-вича (1598 г.), не оставившего наследника, начинается практика избрания царей Земскими соборами. Так, на Земском соборе 1598 г. в связи с пресечением династии Рюриковичей царем был избран Борис Годунов. Точно так же были избраны на царство в XVII в. Василий Шуйский и Михаил Романов. 2 Ключевский В. О. Русская история. Кн. 2. С. 110, 117. 136 Раздел II. Становление Российской государственности процессе сыграл опричный террор. По словам польского историка К. Валишевского, «опричнина вместе с системой местничества успели стереть все привилегии и преимущества, основанные на исторических правах», что во многом и предопределило развитие в России в сторону усиления самодержавной формы власти. Представляется интересной точка зрения некоторых исследователей, предлагающих рассматривать Земские соборы как своеобразный синтез восточной (византийской) формы и западного (польско-литовского) содержания. Что касается самой самодержавной власти, то она скорее представляла собой нечто среднее между восточным деспотизмом и западноевропейским абсолютизмом. Перестройка центральных и местных органов власти и управления в середине XVI в. Опричнина и ее последствия В XVI в. в Московском государстве в рамках сословной модели управления складывается единая система центральных и местных правительственных учреждений, получивших название приказов. Построенные по функционально-отраслевому принципу новые органы исполнительной власти явились первой в истории России бюрократической системой управления, которая на протяжении двух веков обеспечивала функционирование огромного государства. Выросшие из прежней системы дворцово-вотчинного управления в процессе ее перестройки в единую централизованную государственную систему московские приказы опирались на относительно развитый к моменту их образования дьяческий аппарат управления. Выходцы из низших сословий русского общества, поповичей и даже холопов, выполнявшие в условиях удельной Руси канцелярские функции при боярах-управленцах, княжеские дьяки по мере развития государственной администрации стали играть самостоятельную и все более значительную роль в государственных делах. К середине XVI в. они уже составляли неизвестный в Древней Руси слой профессиональных чиновников и начинали оказывать влияние на большую политику. Из возникших во второй половине XVI в. приказов наиболее важными были Посольский, Разрядный и Поместный приказы. Сферой их деятельности были вопросы внешней политики, обороны государства, строительства, комплектования вооруженных сил, наделения служилого дворянства земельной собственностью. Особое значение имел Челобитный приказ, который являлся своеобразным контрольным органом государства, контролировал деятельность нарождающейся бюрократии (он принимал и разбирал челобитные от дворян и детей боярских). Кроме того, был целый ряд других приказов, управлявших различными группами служилых людей: Стрелецкий приказ (распоряжался стрельцами, Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 137 выполнял полицейские функции в Москве и некоторых других городах), Пушкарский приказ (занимался артиллерийскими и инженерными делами), Оружейная палата (заведовала изготовлением и хранением огнестрельного оружия). Особую группу составляли дворцовые приказы, управлявшие различными отраслями княжеского, а затем царского хозяйства: к ним относились выросший из Казны Казенный приказ, Приказ Большого Дворца и примыкавшие к ним Конюшенный, Ловчий, Сокольничий и Постельничий приказы. Тогда же, в середине XVI в., появляются первые финансовые приказы: в частности, был учрежден специальный Приказ большого прихода, ведавший сбором общегосударственных налогов. Приказы подчинялись только царю и Боярской думе и несли перед ними ответственность. Все приказы считались равными, действовали от имени государя и сносились между собой так называемыми «памятями» (исключение составлял Разрядный приказ: он находился на особом положении при Боярской думе, был старше других приказов и посылал им указы). Во главе приказов стояло так называемое Присутствие (руководство приказами было коллегиальным), все члены которого именовались судьями и назначались самим царем. Возглавляли приказы, как правило, думные дьяки, в подчинении у которых находились подьячие, ведавшие делопроизводством. В XVI в. административная деятельность приказов не была отделена от судебной, напротив, каждый приказ был одновременно и судебным ведомством в рамках своих полномочий и предметов ведения. Для этой цели при каждом приказе выделялись особые чиновники (дети боярские, неделыцики, денщики и другие низшие служащие), в обязанности которых входило привлечение к суду, содержание под стражей, наложение взысканий и назначение наказаний. Создание приказной системы управления имело принципиальное значение для развития Московского государства. С ее помощью центральная власть надеялась покончить с дезорганизацией правительственного аппарата, обозначившейся еще в начале царствования Ивана Грозного в связи с борьбой за власть между боярскими группировками. Неразбериха в системе государственного управления наряду с неограниченным произволом наместников представляла настоящее бедствие для страны, поэтому соз- необходимостью. На приказы возлагалось также проведение в жизнь намеченных преобразований в различных сферах государственной жизни. Приказная система управления была, конечно, далека от совершенства. В сравнении с рационально организованным аппаратом управления, сложившимся в России в ходе административ- 138 Раздел II. Становление Российской государственности ных реформ Петра I, в ней отсутствовала строгая иерархия уровней управления, учреждений и чинов. В отличие от петровских коллегий, большинство из которых создавались единовременным указом и по строго определенному плану, московские приказы возникали стихийно в течение длительного времени по мере расширения функций единого государства либо в связи с присоединением к России новых территорий. Поэтому приказы часто дублировали друг друга, предметы ведения между отдельными ведомствами в приказной системе управления не были четко распределены, она отличалась громоздкостью и заорганизованно-стью. Большинство приказов соединяли в себе одновременно административные, финансовые и судебные функции, совмещали функциональное управление с территориальным. Помимо приказов с общими для всего государства функциями существовали приказы, учреждавшиеся для управления вновь присоединенными территориями и носившие территориальный характер (одним из них стал созданный после взятия Казани Приказ Казанского дворца). Тем не менее, несмотря на эти недостатки, формирование приказной системы явилось мощным средством создания и укрепления централизованного государства в Московской Руси. Процесс централизации государственного управления затронул не только высшие и центральные уровни власти и управления, но и систему местных органов власти. В то же время отмеченные нами ранее противоречия вертикальной организации власти в условиях огромного государства, равно как и неразвитость системы государственного управления и политических коммуникаций заставляли московское правительство искать иные альтернативы политической и административной централизации общества. В качестве такой альтернативы, как уже говорилось, в середине XVI в. была избрана перестройка системы управления на началах сословного представительства и возрождения «земского начала» в местном управлении. В решениях Стоглавого собора, заседавшего по делам церковным и «земским», в принятом им сборнике постановлений канонического характера («Стоглав»), равно как и в «исправленном» с одобрения этого собора Судебнике (Судебник 1550 г.) была намечена широкая программа и составлен план перестройки местного управления. Как отмечал В. О. Ключевский, этот план «начинался срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления». В связи с тем что существовавшая длительное время примитивная система «кормлений» уже не соответствовала новым задачам государства и усложненному общественному порядку, ее решено было заменить новой системой местного управления. Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 139 Преобразование местного управления заняло длительное время. На первом этапе, до отмены кормления в 1555 г., кормленщики ставились под контроль общественных выборных. В целом же преобразования были осуществлены посредством проведения двух последовательных реформ — губной, которая началась рядом принятых окружением Елены Глинской (матери Ивана Грозного) в 1539—1541 гг. мер, направленных на ограничение власти наместников, и была завершена «правительством» Адашева, и земской, осуществленной в 1555—1556 гг. В результате этих реформ произошла поэтапная замена наместнического управления, строившегося на системе кормлений, выборными губными учреждениями — (ydfretmir (tydOmr ^кгк сиишдоич!ущ1>1ЯШ!ШШ1ШВ1в!г ерпвгааивйг дворянства) и земскими органами самоуправления (земские избы), выбираемыми из зажиточных горожан и черносошных крестьян. Тем самым правительство не только значительно ослабляло власть региональной феодальной знати и усиливало позиции дворянства в местном управлении, но и впервые в истории России реально вводило в практику государственного строительства начала выборного самоуправления. Создаваемые органы местного самоуправления были построены на сословном принципе и не имели отдельных от государства прерогатив, не были, говоря современным языком, самостоятельны в пределах своих полномочий. Выборные из дворян губные старосты и их помощники — «целовальники» («целовать крест», т. е. присягать) утверждались в должности Разбойным приказом как судебно-полицейским органом, которому подчинялись губные органы на всей территории государства. Ему же принадлежало исключительное право санкционировать приговоры губных органов, касающиеся дел, связанных с татьбой и разбойными преступлениями. В некоторых городах (Москве, Новгороде, Пскове, взятой войсками Ивана Грозного в 1551 г. Казани) органы городского самоуправления по политическим и иным соображениям не создавались, власть в этих городах находилась в руках назначаемых центральным правительством воевод. Основным результатом преобразований Ивана IV в системе местной власти стало создание унифицированного аппарата управления на всей территории государства. В начале 1560-х гг., обвинив своих бояр и служилых людей в измене и разделив страну на две самостоятельные части, земщину и опричнину (как особо выделенное, принадлежащее царю владение, своего рода личный царский «удел»), Иван Грозный перешел к новой политике — политике опричного террора, что по сути своей означало государственный переворот. Реформы были прерваны. Большинство членов Избранной рады подверглось жестоким репрессиям, был удален из Москвы протопоп Сильвестр, являвшийся до опалы, по свидетельству источников, 140 Раздел II. Становление Российской государственности настоящим временщиком при царе, сослан, а затем казнен другой царский любимец Адашев. Бытует мнение, согласно которому разрыв царя со своим правительством произошел из-за амбиций членов Избранной рады, стремившихся укрепить свое влияние на дела рядом постановлений и обычаев, неудобных для московских самодержцев. Состоявшая из потомков удельных князей — княжат Избранная рада, как считают сторонники этой точки зрения, была орудием удельно-княжеской политики, отстаивала ее интересы и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с московским царем, осознающим свое полновластие. Иван Грозный в полемике с Курбским недвусмысленно намекал опальному князю, какие цели, по его мнению, преследовали эти люди, «тайно» от него совещавшиеся о мирских, т. е. государственных, делах. Они не только, по его выражению, самовольно и противозаконно, «ветру подобно», как Сильвестр, раздавали саны и вотчины, но и стали «снимать власть» с самого царя, противопоставляя ему бояр и «княжат». Из-за отсутствия необходимых источников, в том числе подлинных документов об учреждении опричнины, мы не можем с достаточной степенью достоверности судить о причинах столь неожиданного поворота событий. В научной литературе можно встретить различные объяснения феномена опричнины, всегда казавшейся странной, по остроумному замечанию одного из авторов, как тем, кто от нее страдал, так и тем, кто ее исследовал. Одни историки видели в опричнине орудие борьбы с боярством, притом более чем неудачное. В. О. Ключевский вслед за С. М. Соловьевым называл ее «высшей полицией по делам государственной измены», делая акцент на политической бесцельности опричнины: вызванная столкновением, причиной которого был порядок, она, по мысли ученого, была направлена против лиц, а не против порядка1. Другие склонны придавать опричнине (что, по нашему мнению, ближе к истине) более широкий политический смысл, считая, что она своим острием направлялась против потомства удельных князей и имела целью отнять у них традиционные права и преимущества.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |