Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самопознание




Карлайл отозвался однажды о выражении "познание самого себя" как о невы­полнимом указании. Он считал более эффективным советом рекомендацию "установить, чего вы не в состоянии сделать". Поэтому отправной точкой в управлении собственным профессиональным ростом должно быть определе­ние того, что вы можете сделать, - своих сильных сторон и своих недостатков. Это означает проведение самоанализа путем разбора своих достижений, навы­ков и знаний и путем оценки собственных результатов работы.

УСПЕХИ, НАВЫКИ И ЗНАНИЯ

Вопросы, которые необходимо задать себе:

/. Чего я уже достиг? Ответ на этот вопрос ищите в прожитой вами жизни. Отметьте ключевые события, случайные происшествия, не­приятные эпизоды и поворотные моменты, имевшие место на ва­шем жизненном пути. По каждой ситуации, когда вам удалось сделать что-то новое или выполнить что-то лучше, чем раньше, про­анализируйте факторы, способствовавшие этому успеху. Была ли это инициатива, напряженная работа, решимость, грамотное приме­нение навыков и знаний, основанные на тщательном изучении ситуации? Умение работать в команде, умелое руководство, способ­ность ухватиться за возможность (еще одно и более удачное слово, чем шанс) и воспользоваться ею? Способность четко сформулиро­вать потребность и приняться за работу, чтобы удовлетворить ее, способность обеспечить наступление событий или любой другой фактор, который вы можете вспомнить?

2. Когда мне не удалось достичь того, чего я хотел? Вам бы
не хотелось слишком подробно останавливаться на неудаче, но
ее можно рассматривать в положительном аспекте, если бес­
пристрастно проанализировать, где и в чем вы ошиблись, и
оценить, что вы могли бы сделать для исправления ситуации.

3. Что мне удается хорошо или не удается? В чем состоят ваши
особенные способности? Продумайте их в аспекте профессио­
нальных, технических или управленческих ноу-хау. Кроме того,
поразмышляйте над применением таких навыков, как общение,
принятие решений, решение проблем, работа в коллективе, осуще­
ствление руководства, делегирование, координирование, соблюде­
ние сроков, распределение времени, планирование, организация и
контроль работ, урегулирование кризисных ситуаций.

4. Насколько хорошо я разбираюсь в избранной мною облас­
ти знаний?
Есть ли у вас соответствующая квалификация?
Приобрели ли вы необходимые ноу-хау в процессе обучения,
подготовки и накопления соответствующего опыта?

5. Что я за человек? (Это самый трудный вопрос, на который
сложнее всего ответить честно.)

130 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ


Ниже приводится контрольный список моментов, которые необходи­мо рассматривать и который основан на классификации первичных личностных факторов, выдвинутой Каттелем. В каждом случае оце­ните, в какой мере одно из парных определений подходит к вам:

Чуткий - участливый, добродушный, сопереживающий, друже­
любный; или

Сдержанный - бесстрастный, критический, равнодушный, со­
средоточенный на самом себе.

Интеллектуальный - хорошо развито абстрактное мышление;
или

Не интеллектуальный - лучше работает конкретное мышление.

Эмоционально устойчивый - спокойный, способный смотреть
в лицо реальности; или

Подверженный эмоциям - эмоционально неустойчивый, легко
расстраивается.

Настойчивый - независимый, напористый, непоколебимый; или

Послушный - мягкий, покорный, соглашающийся.

Увлеченный - активный, беззаботный, безрассудный, словоохот­
ливый; или

Рассудительный - сдержанный, серьезный, молчаливый.

Сознательный - настойчивый, уравновешенный, соблюдающий
правила; или

Готовый любыми средствами достичь цели - "сам себе за­
кон", обходит правила.

Азартный - смелый, незаторможенный, действующий без под­
готовки; или

Робкий- сдержанный, особенный, застенчивый.

Мягкий- зависимый, чрезмерно защищенный, восприимчивый;
или

Несговорчивый - уверенный в себе, прагматичный, с деловым
подходом.

Подозрительный - самонадеянный, недоверчивый, его трудно
провести; или

Доверчивый - лишенный подозрительности или ревности, быс­
тро адаптирующийся, с ним легко найти общий язык.

Одаренный богатым воображением - размышляющий, бес­
печно относящийся к практическим вопросам, погруженный
во внутренние безотлагательные вопросы; или

Практичный - склонный к действиям, а не размышлениям, ис­
ходит из внешней реальности, осторожный, следует общепри­
нятым нормам.


 


ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД • 131



Прозорливый - расчетливый, с острым умом, по-житейски мудрый;
или

Безыскусный - простодушный, бесхитростный, естественный.

Беспокойный - тревожный, подавленный, обеспокоенный; или

Уверенный- самоуверенный, спокойный, безмятежный.

Экспериментирующий - критический, либеральный, аналитичес­
кий, свободомыслящий; или

Консервативный - сторонник сложившихся взглядов, приемлющий
традиционные методы.

Самостоятельный - жизнерадостный, находчивый, предпочитает
собственные решения; или

Зависимый от коллектива - "примыкающий", комфортнее всего
чувствует себя в коллективе, полагается на поддержку других.

Внутренне организованный - щепетильный в социальном аспек­
те, внутренне дисциплинированный, обязательный; или

Легкомысленный - не соблюдающий общепринятые правила, неак­
куратный, идет на поводу у собственных предпочтений.

Напряженный- ведомый, крайне возбужденный, раздражитель­
ный; или

Расслабленный - уравновешенный, не расстроенный, спокойный.

ОЦЕНИТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

В то время как самоанализ лежит в основе более конкретной оценки ваших преимуществ и недостатков как руководителя, вам следует так­же взвесить ваши основные управленческие качества и способности, не­обходимые для эффективной работы.

При анализе эффективности своей работы как менеджера полезно рас­смотреть критерии, которыми пользуются крупные организации для оценки компетентности своих менеджеров в центрах профессиональной оценки или развития (деловые занятия продолжительностью от двух до трех дней, на кото­рых менеджеры проходят ряд тестов и выполняют различные упражнения, чтобы продемонстрировать свои навыки).

Ниже приведены типичные критерии, которые выражаются в виде требова­ний организаций к профессиональному уровню своих менеджеров и исполь­зуются для их оценки:

Ориентация на свершения/результаты. Стремление к тому, что­
бы работа была выполнена хорошо, и способность устанавливать и
добиваться выполнения высоких целей, разрабатывать собственные
критерии отличного качества и постоянно искать пути повышения
эффективности труда.

Знание бизнеса. Способность постоянно определять и исследо­
вать возможности в бизнесе, понимать возможности деловой дея-

132 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ


тельности и приоритеты организации и постоянно искать способы превращения организации в более деловую.

Общение. Способность сообщать информацию в понятной и убе­
дительной форме, как устно, так и письменно.

Ориентация деятельности на клиента. Проявление непрестан­
ной заботы об интересах внешних и внутренних клиентов с це­
лью удовлетворения или предложения клиентам большего, чем
диктуют их желания, потребности и ожидания.

Развитие сотрудников. Желание и возможность проявлять роди­
тельскую заботу о развитии членов своего коллектива, обеспечивать
обратную связь, поддержку, ободрение и наставническую помощь.

Гибкость. Способность адаптироваться и эффективно работать в
различных ситуациях и выполнять спектр разнообразных работ.

Руководство. Способность воодушевить людей на самоотверженную
работу во имя достижения необходимого результата и на поддержку
продуктивных отношений между собой и в коллективе в целом.

Планирование. Способность определить направление действий,
позаботиться о доступности ресурсов, необходимых для реализации
действия, и составление плана-графика работ, необходимых для до­
стижения установленного конечного результата.

Решение проблем. Способность анализировать ситуации, диагнос­
тировать проблемы, определять ключевые моменты, находить и оце­
нивать альтернативные направления действий и вырабатывать ло­
гичное, практическое и приемлемое решение.

Работа в коллективе. Способность работать в сотрудничестве и
сообща с другими членами коллектива, полностью осознавая свою
роль как члена коллектива.

По этим критериям вы сможете оценить свою компетентность как ме­неджера, проставив себе оценки от 1 до 10 по каждому пункту классифи­кации, руководствуясь следующей схемой:

А = исключительно (9 - 10 баллов)

В = чрезвычайно эффективен (7-8 баллов)

С = удовлетворительно (5-6 баллов)

D = удовлетворительно с натяжкой (3-4 балла)

Е = неудовлетворительно (0-2 балла)

Закончив подведение итогов, отметьте крайние высокие и низкие баллы по каждому пункту списка и составьте перечень своих сильных и слабых сторон как менеджера. Вы можете завершить этот "SWOT'-анализ (Strengths and Weaknesses, Opportunities and Threats - преимуществ и недостатков, возможностей и опасностей) изучением своих возможнос­тей роста в рамках организации, где вы работаете (или в любом другом месте), и оценкой любых опасностей, которые могут помешать вам реали­зовать свои амбиции.

ПРОДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД • 133





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.