Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка кредитной политики




Кредитная политика организа­ции представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией сво­им контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:

• жесткая - предоставление минимальной отсрочки платежей
или непредоставление отсрочек вообще;

• либеральная — предоставление значительной отсрочки пла­-
тежей.

Жесткая политика применяется организациями, имеющими силь­ную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашен­ной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование за­долженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, ра­ботающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор конку­рентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, свя­занные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

Признаки либеральной кредитной политики:

- большой срок погашения дебиторской задолженности, например, превышающий полтора-два месяца

- наличие существенной долгосрочной дебиторской задолженности

- более высокий темп прироста дебиторской задолженности покупателей по сравнению с темпом прироста выручки

- наличие списанной в убыток задолженности и убытков от списания задолженности в размере, превышающем 1% соответственно дебиторской задолженности и выручки;

- наличие резервов по сомнительным долгам.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оце­нивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:

- определение лимита дебиторской задолженности в целом по
предприятию

- оценку надежности и выгодности покупателей

- определение лимита дебиторской задолженности и срока платежей по отдельным покупателям;

- оценку эффективности кредитной политики.

Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчи­тывается как сумма доступных для организации источников финан­сирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям:

, где

СОС - собственные оборотные средства,ДО - долгосрочные обязательства; ККиЗ - краткосрочные кредиты и займы; КЗ - кредиторская задолженность;З- запасы и НДС по приобретённым ценностям; -дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности; КФВ — краткосрочные финансовые вложения; ДС — денежные средства.

Лимит дебиторской задолженности может увеличиваться быстрыми темпами, по сравнению с выручкой, если организация переходит к более либеральной кре­дитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тща­тельные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока дого­вора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе их юридических, финансовых, производственных и рыночных харак­теристик:

- юридические — период существования юридического лица и
период сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды
ды, тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный
рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;

- финансовые — уровень просроченной покупателем задолженности за предыдущий период (чем он выше, тем менее надёжен клиент); динамика кредиторской задолженности покупателя (при ее существенном увеличении надежность покупателя
снижается); текущая ликвидность покупателя, т.е. соотношение его ликвидных активов и краткосрочных обязательств
(чем она выше, тем выше надежность клиента);

- производственные — наличие основных средств, других активов, численность работающих; чем больше производственных
ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он
надежнее;

- рыночные — перспективы рынка, на котором работает контр­-
агент; продолжительность работы организации на рынке; устойчивость рыночного положения покупателя; контролируемая
покупателем доля рынка. Чем лучше эти характеристики, тем
надежнее клиент.

При установлении лимита задолженности по отдельному покупа­телю необходимо учитывать то, что его доля в дебиторской задол­женности должна приблизительно соответствовать его доле в сум­марной выручке организации. Для установления лимита задолжен­ности по покупателям рассчитывается коэффициент надежности и выгодности каждого покупателя. Этот показатель отражает соотно­шение между долей покупателя в задолженности и его долей в вы­ручке. У выгодных и надежных доля в дебиторской задолженности должна быть больше их доли в выручке, а у невыгодных и ненадежных покупателей — значительно меньше. Новым покупателям лимит, как правило, устанавливается в объеме, не превышающем выручку, полученную организацией от этого покупателя за месяц.

Рассчитанный лимит по организации распределяется по покупа­телям в соответствие с их рейтингом надежности и выгодности для организации. Лимит по отдельному i-му покупателю рассчитывается по формуле:

где д — доля i-го покупателя в выручке;

к коэффициент надежности и выгодности клиента (для надеж­ных клиентов превышает единицу, для ненадежных находит­ся в интервале от нуля до единицы; для средних приблизи­тельно равен единице).

С учетом рассчитанного лимита по i-му покупателю рассчиты­вается срок предоставляемой ему отсрочки по формуле

Для оценки эффективности кредитной политики рассчитываются потери организации от увеличения задолженности и выигрыш от увеличения объема реализации.

Потери организации от предоставления отсрочки в процентах к выручке определяются по формуле

где гкр — годовой процент за банковский кредит; До — средний срок предоставляемых отсрочек.

Выигрыш предприятия от роста объема продаж в процентах к
выручке определяется по формуле

где номинальный темп прироста объема, измеренный в долях единицы; тв — валовая маржа в долях единицы (отношение валовой при­были к цене).

Приравнивая выигрыш к потерям, определяют минимально не­обходимый прирост объема продаж при предоставлении отсрочки платежа на определенное число дней:

 

 

Взыскание задолженности. Важнейшим элементом политики управления дебиторской задолженностью является взыскание задол­женности. Способы взыскания долгов зависят от того, каким образом организация организует эту работу — самостоятельно или с привле­чением специализированных организаций.

Долги можно взыскать:

1) функционированием оперативного отдела, в задачи которого
входит инвентаризация расчетов с дебиторами, ведение баз данных
и карточек по контрагентам, регистрация их платежей, истребование
неоплаченных сумм, отслеживание сроков исковой давности, сроков
для предъявления претензий;

2) добровольным урегулированием задолженности.

Это возможно, если финансовое положение должника в ближайшем будущем не улучшится, но вероятность его ликвидации невелика, а совокупные судебные расходы по взысканию задолженности, вероятно, превысят величину долга. В числе добровольных способов взыскания задол­женностей следующие:

- фиксация размера долга и утверждение графика его погаше-­
ния. В этом случае заключается соглашение о предоставлении
отсрочки (рассрочки) платежа;

- прекращение обязательства новацией. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новацию). При замене первоначаль­ного обязательства определяются характеристики нового, кото­рое должно быть финансово эквивалентным первоначальному.

- заключение соглашения об отступном. Применяется в том случае, когда должник не может погасить долг на условиях пер­воначального договора. Отступное заключается в прекращении обязательства предоставлением определенной суммы денег или передачей в распоряжение кредитора имущества (недвижимость, товары, ценные бумаги, др.). Размер, сроки и порядок предоставления имущества устанавливаются сторонами. Здесь также оценивается эквивалентность обязательств;

- уступка права требования третьему лицу. Этот способ возможен, если в договоре нет запрета на передачу прав и обязан­ностей. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

3) меры оперативного воздействия на должника:

- удержание имущества должника. Если компания-кредитор
располагает имуществом должника, она может его удерживать
до тех пор, пока не будет погашено обязательство;

- неисполнение встречного обязательства кредитором;

- принудительное взыскание долгов. Взыскание через суд; предварительно необходимо оценить издержки и имущество должника, которое пойдет на их покрытие. По результатам судеб­ного разбирательства выдается исполнительный лист, после чего начинается исполнительное производство, сопровождение которого организация может осуществлять самостоятельно или с привлечением коллекторских агентств;

- процедура банкротства должника. Этот способ считается са­мым неэффективным, поскольку за время, отведенное зако­ном на осуществление процедур банкротства, должник может вывести все активы и в результате предприятие-кредитор не сможет возместить свои потери.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.