Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс управления представляет собой совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений




ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ, РЕШИ

Перечислите и охарактеризуйте методы управления, которые необходимо применить руководителю в следующих ситуациях:

· Приём на работу.

· Неоднократное нарушение одним из сотрудников Правил внутреннего распорядка организации (опоздание).

· Снижение темпа работы одним из сотрудников.

· Жалоба клиента на бестактное поведение продавца (бармена).

 

ТЕМА 5. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Общая характеристика процесса управления: содержание, технология, эффективность. Управленческие решения: сущность, классификация, требования, процесс принятия. Методы принятия управленческих решений. Реализация управленческих решений.

 

Общая характеристика процесса управления: содержание, технология, эффективность

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или другие услуги на «выходе» системы.

Здесь мы четко можем проследить целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Однако, при рассмотрении процесса управления, в качестве ключевого момента можно рассматривать не функции управления, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих.

Эти два подхода дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.

Процесс управления должен осуществлять руководитель организации. Все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции. Из-за большого объема работ управленческий труд разделен. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории: руководители низового, среднего и высшего звена.

Руководители низового звена (младшие начальники) – организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими.

Руководители среднего звена – координируют и контролируют работу младших начальников.

Руководители высшего звена – отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

Технология процесса управления имеет следующие составляющие:

1) Общее руководство принятия решений;

2) Правила принятия решений;

3) Планы в принятии решений;

4) Принятие двухсторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

5) Целевые группы и их роль в принятии решений;

6) Матричный тип взаимодействия.

Эффективность менеджмента в значительной мере обусловлена качеством принимаемых управленческих решений.

 

Управленческие решения: сущность, классификация, требования, процесс принятия.

Управленческие решения являются продуктом управленческого труда и отражаются на всех сторонах деятельности фирм. Управленческое решение – концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, решение – это выбор альтернативы.

Особую значимость приобретает способность принятия эффективных управленческих решений руководителями в условиях рыночной экономики, конкурентной борьбы за потребителя, обеспечения конкурентоспособности производителей продукции, высокого качества обслуживания клиентов.

Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них обоснованность, эффективность, своевременность, непротиворечивость, конкретность, простота.

Обоснованность управленческого решения выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием.

Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотношения ожидаемого экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию.

Решения должны приниматься в срок. В этом смысле значение своевременного принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.

Непротиворечивость управленческого решения выражает необходимость его согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля.

Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.

Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

Решение должны отличать простота формы и ясность содержания с тем, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.

Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства. Распространенными ошибками при этом могут быть следующие:

- принятие решений под влиянием эмоций;

- игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);

- выбор стратегического решения их множества альтернатив;

- принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;

- поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;

- использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;

- решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения.

Многообразие управленческих решений и особенности принятия раскрывает классификация их по ряду признаков:

1. По степени влияния на будущее организации:

а) стратегические;

б) тактические.

2. В зависимости от продолжения периода реализации:

а) долгосрочные (более 5 лет)

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет)

в) краткосрочные (до года)

3. По степени обязательности исполнения

а) директивные

б) рекомендательные

в) ориентирующие

4. По функциональному значению

а) организационные

б) координирующие

в) регулирующие

г) контролирующие

5. По способу принятия

а) выборочные

б) систематические

6. В зависимости от числа участников

а) единоличные

б) коллективные

7. По широте охвата

а) общие

б) специальные

8. С точки зрения предопределенности

а) запрограммированные

б) незапрограммированные

9. По сфере реализации

а) связанные с производством

б) связанные с кадрами

в) связанные с научными исследованиями

10. По содержанию

а) технические

б) экономические

в) социальные

11. По методам принятия

а) интуитивные

б) адаптационные

Принятие управленческих решений представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов.

Стадия I Признание необходимости решения.

1. Восприятие и признание проблемы.

2. Интерпретация и формулирование проблемы.

3. Определение критериев успешного решения.

Стадия II Выработка решения.

1. Разработка альтернатив.

2. Оценка альтернатив.

3. Выбор альтернатив.

Стадия III Выполнение решения.

1. Организация и выполнение решения.

2. Анализ и контроль исполнения.

3. Обратная связь и корректировка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.