Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Тема 17. Задачи менеджмента в XXI веке




Тема 17. Задачи менеджмента в XXI веке

 

Вопрос 58

Задачи менеджера XXI века:

1) учитывая кризисную демографическую ситуацию, научиться управлять пожилыми сотрудниками;

2) быть готовым и умелым в проведении инноваций, уметь формировать инновационную среду в корпоративной культуре;

3) пользоваться исключительно собственной интуицией при принятии стратегических решений;

4) понять, что человеческие ресурсы неисчерпаемы, поэтому приоритетным является развитие потенциала персонала;

5) осознать социальную ответственность


 

Адаптивные организационные структуры (называемые порой органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности.

 

Административный подход заключается в регламентациях функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, обоснованности функционирования элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Бенчмаркинг – непрерывный процесс оценки работы фирмы на основе сравнения с самыми сильными конкурентами. Это позволяет изучать все лучшее в других организациях с целью использования знаний в управлении своей организации.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование полномочий представляет собой важную управленческую процедуру, реализующую функцию организации.

Диапазон контроля или норма управляемости зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

(Можно выделить факторы, определяющие норму управляемости - это количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер, и время и частота, необходимые менеджеру для общения с ними). В практике сложилась оптимальная норма управляемости в соотношении 1: (7+2).

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления. Объективные законы управления, в отличие от правовых законов, регулирующих общественные отношения, — это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, системой управления и социальной средой.

Иерархические организационные структуры (называемые порой формальными, механическими, бюрократическими, классическими, традиционными) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности.

Инновационная деятельность как общая функция управления вызвана необходимостью свое­временного реагирования менеджеров на сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды организации.

Инновация (от лат. innovation — «нововведение») — изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Термин «инновация» вошел в научный оборот в XIX в. через антропологию и этнографию как антоним термина «традиция». Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Качество трудовой жизни – степень удовлетворения важных личных потребностей через трудовую деятельность в организации.

Когнитариат – это новая социальная группа в организациях,мощь которой основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Это «золотой фонд», главный стратегический ресурс как крупных корпораций, так и мелких и средних фирм.

Коммуникации в управлении — связующие процессы, посредством которых некоторая идея (деловая информация) передается от источника к получателю с целью изменения поведения получателя.

Контроль как общая функция управления — это управленческая деятельность, задачами которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации, предусматривающая наблюдение за деятельностью персонала для выявления отклонений от установленных норм и правил в процессе реализации планов и принятие мер по корректировке плана или по регулированию отклонений от него.

Кризис теории управления – в настоящее время в теории управления сложилась такая ситуация, когда, во-первых, почти отсутствует научная полемика по целому ряду научных проблем; во-вторых, не сложилось единства взглядов практически по всем категориям науки управления, начиная от понимания законов, закономерностей, функций, методов управления, вплоть до определения собственно дефиниции управления.

Маркетинговая деятельность как общая функция управления предполагает ориентацию всей деятельности организации на удовлетворение потребностей клиента.

Менеджмент — это теория и практика управления организацией в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а организация, производящая товары и услуги (фирма, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней.

Методы управления – способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.

Механизм управления – это внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывается управление как явление социальной жизни.

Миссия — это очень важное заявление, отражающее общественно значимые намерения организации. Это ее предназначение. Поэтому миссия — это не внутренняя, а внешняя цель, направленная на потребителя товаров или услуг.

Мотивация – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Мотивация и стимулирование труда как общая функция управления – это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей.

Нормативный подход в управлении заключается в установлении нормативов по всем подсистемам системы менеджмента:

– целевой подсистемы;

– функциональной подсистемы;

– обеспечивающей подсистемы.

Объектом теории управления являются социальные системы, в которых реализуется управленческая деятельность.

Операция — непосредственное действие; это элемент, составная часть процедуры.

Организационная культура — система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, моральных ценностей, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации, отличающейся стилем руководства, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с организацией и целями ее развития. Это органическое образование, которое формируется по мере рождения и развития организации. В практике менеджмента организационная культура, выраженная в кратких тезисах, получила название «философия фирмы».

Организационная структура управления (ОСУ) базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами.

Организационное поведение — это система адаптации личности в конкретном социуме, рассматриваемая как активная форма преобразования социальной среды. Организационное поведение — это взаимодействие индивидуальных, групповых и организационных показателей поведения человека в деятельности.

Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы управления — это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

Организация (организовывание) как общая функция управления направлена на создание необходимых условий для достижения целей.

Основное противоречие в менеджменте – это противоречие между формализованными (безличными) и персонизованными (личностными) управленческими отношениями, т. е. противоречие между рациональным и социально-психологическим в управлении. Разрешается основное противоречие нахождением оптимального сочетания этих отношений на разных стадиях развития организации на основе применения в практике управления принципов и методов, отражающих требования объективных законов организации и управления.

ОСУ – это комплекс устойчивых, официально оформленных связей и отношений между участниками процесса управления.

Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.

Парадигма (от греч. – пример, образец) — ключевая идея, лежащая в основе построения концепции.

План – это управленческое решение, представляющее собой установленную систему целей и мероприятий, порядок, последовательность и сроки их осуществления.

Планирование как общая функция управления состоит в определении и обосновании направлений деятельности системы в целом и ее различных звеньев, ее целей, задач, а также путей их реализации.

Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач.

Предметом теории управления является исследование сущности и содержания управленческой деятельности.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Профессионализм управленческой деятельности состоит в способности гарантировать получение требуемого результата в определенных условиях. Чем шире спектр таких условий, тем выше профессионализм управленческой деятельности. Вершина профессионализма управленческой деятельности состоит в ее способности обеспечить получение результата в любых условиях.

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс. Процесс управления является осуществлением всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Развитие человеческих ресурсов как общая функция управления красной нитью проходит через деятельность руководителей всех уровней управления, поскольку для формирования стратегических преимуществ организации в перспективе необходимо развивать трудовой и управленческий потенциал персонала.

Регулирование процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых как процедура функции контроля организационно-технологических, экономических и технических решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.

Система менеджмента качества (TQM) – совокупность международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных решений и действий, которые направлены на поддержание качества, его повышение и гарантирование как через стандартизацию требований к качеству, так и через высокий уровень самого процесса организации и производства продукции.

Система управления это совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели.

Ситуационный подход основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Для этого необходимо овладеть навыками анализа и прогнозирования факторов внешней и внутренней среды, то есть научиться стратегическому планированию и соответственно стратегическому менеджменту.

Социальная ответственность менеджмента – это осознание широких социальных целей при принятии деловых решений.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления.

Стимулирование процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Структура (от лат. structure) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Управление по целям (management by objectives — МВО) обладает большими возможностями объединения планирования и контроля. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работника. Наиболее существенные элементы целевого управления:

Постановка четких и кратких целей.

Участие в процессе выработки целей тех, кто будет работать в рамках данной системы.

Оценка эффективности на основе результатов.

Управление — это специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизмов их достижения и координация труда членов организации для получения результатов, соответствующих целям, т.е. это процесс формирования целей, отыскания и реализации способов их достижения.

Управленческая парадигма — это система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая исследователями и практиками-управленцами.

Управленческая процедура — набор действий, с помощью которых осуществляется функция управления.

Управленческая технология определяется как «осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных про­цедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому классу технологическими ситуациями». Технология управления — это метод алгоритмизированного управления сложным объектом.

Управленческие отношения — это взаимосвязи и взаимозависимости элементов данной системы.Управленческие отношения представляют собой сложную социальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.

Управленческий разрыв — это такой уровень управления организациями, который проявляется:

- в низком качестве управления,- в отсутствии инновационности;

- в неразвитости управленческого и трудового потенциала;

- в такой организационной культуре, которая не способствует достижению целей;

- в массовой трудовой пассивности.

Управленческий труд – это труд работников, занятых выполнением любой функции управления или её части.

Управленческое консультирование как зарождающаяся общая функция управления вызвано тем, что,

во-первых, усложняется сама управленческая деятельность, появляется необходимость в ее все более узкой специализации;

во-вторых, многие фирмы не в силах содержать в штате весь набор специалистов по управлению;

в-третьих, умение работать с консультантами по управлению — важная составляющая успеха в деятельности руководителя;

в четвертых, внутренний аудит является средством упреждения, контроля и регулирования проблем.

Управленческое решение – это процесс выбора альтернативы для решения проблемы, осуществленный руководителем в пределах своих полномочий, выраженный в устной или письменной форме и реализуемый для достижения цели.

Функции теории управления: во-первых, гносеологическая, являясь научной базой для многих управленческих дисциплин;

во-вторых, методологическая, для диагностики состояния управления в организации;

в-третьих, прикладная, позволяющая как решить проблему, так и прогнозировать развитие будущих событий и сделать выбор оптимальной стратегии развития.

Функции управления — это особые, конкретные виды управленческой деятельности, осуществляемые специальными приемами и способами, образовавшиеся в результате разделения и специализации управленческого труда.

Функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Цель — это желаемое состояние объекта в будущем. Цель — это понятие, выражающее идеальное предвосхищение результата деятельности, — это модель будущего состояния организации. Цель — это опредмеченный мотив, побуждающий к действию.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).

Первым критерием эффективности управления является управленческая эффективность, то есть результативность, понимаемая как достижение цели.

Вторым критерием эффективности управления является экономическая эффективность, которая характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения.

Третьим критерием эффективности управления является социальная эффективность, которая отражает степень достижения социальных параметров управления.


Учебное издание

 

Албастова Людмила Николаевна, к.э.н., доцент

Мантурова Алла Леонидовна, старший преподаватель

 

Теория управления

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Редактор Л.А. Гайдаш

 

Подписано в печать..10. Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Объем 3,6 п.л.

Тираж 150 экз. Заказ №

 

 

Издательство Северо-Кавказской академии

государственной службы

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 

 

Ризограф СКАГС.

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.