Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 135




ностям и принципам. Они отличаются целенаправленностью, упоря­доченностью и последовательностью использования. Это позволяет применять их в исследовательских работах различного характера, на­пример при анализе процессов управления в ретроспективном плане, управленческого учета, финансовой деятельности, маркетинга.

Логика (как наука о человеческом мышлении и законах, кото­рым оно подчиняется) лежит в основе всех логических методов ис­следования. Она является простым и практически действенным ап­паратом изучения СУ. Основными логическими приемами в иссле­довании выступают понятия, суждения, умозаключения.

Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое су­щественное и общее. Как и другие приемы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкрети­зируются, пересматриваются, в результате чего появляются новые понятия. Последние нередко могут быть следствием важнейших открытий и изобретений.

Суждение следует рассматривать как форму мышления, утвер­ждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между раз­личными предметами, определяя истинность или ложность этих свя­зей и отношений. Суждение, как правило, позволяет, отрицать или подтверждать то или иное событие, явление, связь и т. п. В каждом из суждений могут находить отражение единичное и комплексное, положительное и отрицательное, различия и общее, закономерное и случайное, и др.

Суждения могут быть простыми (выражают связь только двух предметов или их свойств) и сложными (имеют несколько простых суждений).

Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и ав­торитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и (или) определенного со­стояния, положения объектов исследования. Следует отметить, что при проведении доказательных рассуждений часто оперируют взаи­мосвязанными терминами «аргумент», «тезис» и «демонстрация».

В общем случае доказательства могут быть прямыми (когда не используются противоречащие аргументы, допущения) и косвенными (когда используются противоречащие аргументы, допущения).

К основным способам доказательства можно отнести:

• гипотетический, основанный на доказательствах по гипотезам;

• фактологический, т.е. базирующийся на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;

Глава 5

• аксиоматический, базирующийся на аксиомах;

• ключевых категорий, которые распространяются на реальные явления и имеющийся практически опыт;

• правовой, основанный на положениях норм права;

• обратный, предполагающий использование абсурдных аргу­ментов — противоположных доказываемому состоянию;

• анализа свойств исследуемого объекта;

• классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Очень важно, чтобы аргументы, используемые при доказатель­ствах, были истинными и независимыми.

Доказательство, не являющееся строго аргументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют обычно обос­нованием.

Аргумент понимается как довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение кото­рым обосновывают тезис. В качестве аргументов могут выступать теоретические и эмпирические обобщения, аксиомы, утверждения о имеющихся фактах.

Тезис здесь понимается как суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.

Демонстрация — это логическая условная взаимосвязь между ар­гументом и тезисом. Она показывает, что тезис логически следует из используемых аргументов в соответствии с проводимыми умо­заключениями.

Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием извест­ных положений.

Вместе с тем существует логические умозаключения, способные привести к неправильным выводам. Вот один из приемов неправо­мерного логического умозаключения, выраженный в шутливой форме.

"Китаец говорит:

— У нас в раскопках первого века нашей эры нашли кусок проволоки, что говорит о существовании в Китае в те времена передачи электроэнер­гии по проводам.

Египтянин приводит аналогичный пример:

— У нас же в раскопках, но только пятого века до новой эры, проводов не нашли, что означает наличие в те времена способа передачи электро­энергии без проводов".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.