Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 151




п

ъ,

рангов

(5.4)

(=1

При учете предпочтений по каждому объекту исследования все­ми экспертами коэффициенты весомости объектов ранжирования могут рассчитываться по другой формуле:

| де Э — число экспертов.

I При использовании экспертных методов очевидно, что чем | юльше привлекается экспертов, тем выше объективность результа-I 'а оценки. Однако привлечение большого числа квалифицирован-I шх экспертов и высокая трудоемкость экспертных работ повышает | жжмость проведения оценок качества. Поэтому, чтобы снизить I грудоемкость работ экспертов, используют метод рангов, который 1 тредусматривает только ранжирование показателей, а не их чис-; генное определение экспертами.

' Тем не менее данный метод применяется в практике исследова­ния СУ, несмотря на свою простоту и малую трудоемкость, сравни­тельно. Это объясняется большим числом ранжируемых объектов ' исследования.

1 Метод непосредственного оценивания (балльный метод) представ­ляет собой упорядочение исследуемых объектов (например, при отборе параметров для составления параметрической модели) в за­висимости от их важности путем приписывания баллов каждому из!них. При этом наиболее важному объекту приписывается наиболь­шее количество баллов по принятой шкале (дается оценка). Наибо­лее распространен диапазон шкалы оценок: от 0 до 1; 0 до 5; 0 до 10; 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. I Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Напри­мер, «очень важный», «важный», «маловажный» и т.п., что тоже Циногда для большого удобства обработки результатов опроса пере­родится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1). | Непосредственное оценивание следует применять при полной Суверенности в профессиональной информированности экспертов о свойствах исследуемых объектов. По результатам оценок определя­ются ранг и весомость (значимость) каждого исследуемого объекта (пример оценивания трех объектов по 10-балльной шкале приведен в табл. 5.4).

э

Ь,рангов={1-Ъгу/(ЯпЭ)]}/(п-1),

(5.5)

Глава 5

Таблица 5.4 Определение результатов непосредственного оценивания объектов

 

Объект оценивания Эксперт № (число экспертов к = 7) баллов объектов Результи­рующий ранг объекта Весомость объекта
                   
1-й                   0,36
2-й                   0,47
3-й                   0,17

По результатам оценок экспертов место любого объекта можно определить по формуле

* / п к

у=1 /,=1у = 1

(5.6)

где В, — значимость /-го объекта (г = 1, 2,., п), рассчитанная на основании оце­нок экспертов (/=1,2,., к), Ад — оценка (в баллах), данная г-му объекту у-м экспертом

Аналогично можно оценить экспертным методом (например, балльным методом, исходя из 5-балльной градации) какие-либо] альтернативные проекты (табл. 5.5).

Использование рассмотренных экспертных методов целесообраз­но только при полной уверенности в информированности экспертов об исследуемых свойствах объекта.

МЕТОД СОПОСТАВЛЕНИЯ

Данный метод осуществляется, как отмечалось ранее, парным сравнением и последовательным сопоставлением.

При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объек­ты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект 1 — объект 2, объект 2 — объект 3 и т.д.) или в форме матрицы. Общее количество пар срав­нения определяется следующим образом:

А = Н(Н- 1): 2, где Н — количество исследуемых объектов экспертизы

І




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.