Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 191




КАРТОЧКА ПРОБЛЕМ

Фамилия И.О._Должность_

Содержание проблемы:_

Причины и служба-виновник:_

Последствия проблемы:_

Внимание! Вы должны сформулировать проблему, а не предло­жения или рекомендации (мероприятия).

Оцените проблему по 10-балльной шкале, балл: А — важность проблемы для организации: малая — 0—3, средняя — 4—7, большая — 8—10;

Б — реализуемость проблемы силами организации: малая — 0— 3, средняя 4—7, большая — 8—10; В — тенденцию обострения про­блемы в будущем: снижается — 0, почти без изменений 1—3, слабо обостряется — 4—6, обостряется — 7—10. А = Б = С =

Подпись Дата

Рис. 5.8. Вариант вида формы карточки проблем, используемой при исследовании систем управления

МЕТОД 6-3-5

Сущность этого метода заключается в систематизации процес­сов нахождения идей, основанных на тех вариантах, которые пред­ставлены каждым из шести участников поисковой группы. Проце­дура использования этого метода состоит в том, что один из членов группы в течение 5 мин формирует и формулирует на отдельном листе -бумаги три идеи. Лист последовательно передается остальным пятерым участникам поиска идей, которые, в свою очередь, про­сматривая уже предложенные идеи, также представляют не более чем за 5 мин по три новые. Таким образом, всего на первом листе будет 18 вариантов идей.

Далее следующий участник пишет на отдельном листе три но­вых варианта и передает их остальным участникам и т.д. Главное, что при формулировании идей не должно быть повторов.

Итого каждый из шести участников должен составить 18 вари­антов, а в сформированном арсенале идей окажется 108 вариантов.

Глава

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Данный метод предполагает активизацию творческой работы по поиску идей решения той или иной задачи с помощью специально подготовленных организаторами вопросов наводящего характера, способствующих появлению у участников рациональных идей. Роль вопросов здесь исключительно велика, так как они выступают сво­его родаподсказками для решения поставленной перед участниками задачи.

Характер вопросов при исследовании какого-либо управленче­ского подразделения СУ может быть примерно следующим:

• какое место занимает подразделение в СУ?

• какова цель и задачи подразделения?

• какие функции выполняет подразделение для достижения це­лей и выполнения стоящих перед ним задач?

• имеются ли дублирующие и излишние функции, выполняе­мые подразделением?

• какова трудоемкость и стоимость выполнения функций под­разделения и можно ли их уменьшить?

• можно ли регламентировать и программировать выполнение ряда функций подразделения?

• достаточно ли техническое обеспечение подразделения?

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Этот метод называют иногда морфологическим «ящиком», и за­ключается он в декомпозиции сложной проблемы на более простые подпроблемы (но наиболее значимые с точки зрения решения про­блемы) и дальнейшей разработке и изучении всех возможных вари­антов достижения поставленной цели исследования, вытекающих из специфики строения и форм исследуемого объекта — его морфоло­гии. При этом предлагаются как известные, так и новые, даже во многом нелогичные, варианты разрешения противоречий в каждой подпроблеме. Затем проводится анализ полученных вариантов на основе их сопоставления. Последнее может осуществляться различ­ными методами, в том числе и квалиметрии. Таким образом, реше­ние сложной задачи подменяется совокупностью более простых.

Составление банка вариантов может быть осуществлено с по­мощью морфологической матрицы. При поиске данным методом наиболее предпочтительного способа выполнения той или иной функции в специальной таблице против каждой из них записывают возможные способы (табл. 5.18).

и

Таблица 5Л8 Вариант формы морфологической таблицы (на примере функций и способов их выполнения)

Функция управления (1,Н) Способ выполнения функции (1,.., К)
Функция 1 С 1Л С 1.2   С 1. К
Функция 2 С 2Л С 2.2   С 2. К
         
Функция Н С нл С Н.2   С НК

Несмотря на то что данный метод достаточно прост, он может рассматриваться как один из способов генерации новых вариантов. При его использовании в первую очередь следует правильно опре­делить проблему, провести ее декомпозицию (в ряде случаев осуще­ствляют обратный процесс — композицию), проверить принадлеж­ность подпроблем к определенному иерархическому уровню на осно­ве ключевых вопросов (зачем, как, почему возникла проблема и т.д.).

При анализе возможных вариантов разрешения подпроблем для упрощения их можно классифицировать, например, по критерию реализации на несколько групп:

1) возможные для реализации в данных условиях;

2) возможные для реализации, но в других условиях;

3) возможные для реализации только теоретически;

4) невозможные для реализации, т.е. нереальные варианты.

Из всех групп целесообразно изъять из рассмотрения послед­нюю группу вариантов, а все остальные подвергнуть анализу по за­ранее избранным критериям, например экономическим, организа­ционным, методическим, техническим (табл. 5.19).

Таблица 5.19 Оценка вариантов решения проблем

 

 

 

 

Ре­шае­мая проб­лема Ва-ри-ан-ты ре­ше­ния Оценка по критериям
Экономический Организационный Методический Технический
Пре иму­щес­тва Не-дос-тат-ки Оцен­ка Пре-иму-щес-тва Не-дос-тат-ки Оцен­ка Пре-иму-щес-тва Не-дос-тат-ки Оцен­ка Пре-иму-ще-ст-ва Не-дос-тат-ки Оцен­ка
                           
                           
                           
Н                          



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.