Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень теоретических вопросов (часть 1)




ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание контрольной работы

Задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Управление качеством» является приобретение студентами теоретических и практических знаний в области управления качеством и оценки уровня качества, необходимых для успешной деятельности менеджера, экономиста в конкретных условиях производства.

При работе над дисциплиной необходимо сочетать теоретическую подготовку с анализом практики обеспечения качества и выработки конкурентной стратегии на предприятии по месту работы или прохождения практики.

 

Основной задачей изучения дисциплины является теоретическая подготовка студентов заочников в области управления качеством, а также изучения комплекса вопросов внедрения и обеспечения функционирования современной системы менеджмента качества на предприятиях.

 

В соответствии с рабочей программой дисциплины студенты знакомятся с основными теоретическими вопросами и выполняют вариант задания.

В первой части контрольной работы в реферативной форме излагаются теоретические вопросы с указанием изученных литературных источников.

Во второй части выполняется расчетные задания, в третьей части - тестовые задания. В четвертой части проводится анализ ситуации и принимаются решения в области управления качеством.

Вариант задания на контрольную работу выбирается по последней цифре зачетной книжки студента. По цифре выбирается корректировочный коэффициент при выполнении расчетного задания.

Контрольная работа выполняется в печатном виде объемом не меньше 25 страниц печатного текста с обязательным наглядным изображением теоретического материала (графики, таблицы, рисунки) и указанием не менее 10 литературных источников.

Контрольная, работа выполняется в сроки, установленные кафедрой до начала сессии. Оценка по контрольной работе учитывается в рейтинге студента при сдаче зачета по дисциплине.


Раздел 1. Основные положения концепции всеобщего управления качеством. Методология «TQM»

Сущность и задачи управления качеством. Методология и терминология управления качеством. Развитие систем управления качеством. Переход от контроля к всеобщему управлению качеством. Содержание Единой Европейской концепции по качеству. Сущность концепции, три составляющие. Характеристика модульного подхода к доказательству соответствия системы требованиям международной системы стандартов. Закон передачи ответственности за качество. Элементы системы тотального менеджмента качества. Цели, задачи и методы обеспечения качества в системе «TQM».

Самостоятельное изучение. Характеристика элементов петли качества. Квалиметрия как наука, ее роль в управлении качеством. Классификация и содержание методов управления качеством. Сферы приложения методов управления качеством. Организационные принципы теорий Деминга, Джурана, Исикавы, Фейгенбаума, Кросби, Кайсена, Тагути. Принципы новой концепции по качеству История создания Единого сообщества по качеству. Основные идеи Единой Европейской концепции по качеству. Содержание методов управления качеством Э. Деминга. Этапы цикла «PDCA». Проблемы внедрения процессного подхода к управлению качеством на предприятии.

Раздел 2. Характеристика международной системы стандартов по качеству ИСО серии 9000 (2 часа)

Структура пирамиды стандартов. Характеристика уровней, состав документов. Группы и содержание стандартов. Три модели обеспечения качества продукции. Элементы стандарта ИСО 9001:94. Методы организационного обеспечения качества. Составляющие политики по качеству. Порядок разработки документации, апробирование на практике, внесение изменений. Элементы стандарта ИСО 9000:2000. Содержание стандарта ИСО 19011. Построение процессно-ориентированной системы управления качеством. Переход к интегрированному управлению качества.

Самостоятельное изучение. Характеристика моделей управления качеством с учетом специфики отраслей. Термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО 8402. Изменения и дополнения в терминологию в стандарте ИСО 9000:2000. Содержание руководства по качеству, методологических инструкций, рабочих и контрольных инструкций. Управление документацией: внесение изменений, изъятие, архивирование и замена новой. Проблемы вовлечения работников в разработку рабочих и контрольных инструкций. Организация обучения работников методам и средствам обеспечения качества процессов и продукции. Обеспечение стыковки документов и разработка матриц ответственности исполнителей. Реализация восьми принципов менеджмента качества на предприятии. Подготовка системы к сертификации.

Раздел 3. Инструменты и методы управления качеством. Статистические методы контроля качества

Инструменты и методы управления качеством. Статистические методы контроля и оценки качества. Семь инструментов оценки качества. Методы статистического анализа точности технологических процессов. Методы «6 сигм». Методические положения по составлению карт качества. Роль статистических методов в процессах непрерывного улучшения качества. Содержание и применение методов «TRM» и «LIN»-производство («бережливое производство»). Методы контроля и анализа качества процессов и продукции. Организация работы команд по качеству. Организация межфункционального управления качеством. Суть концепции «GALS», основные направления развития.

Самостоятельное изучение. Классификация и преимущества статистических методов контроля и анализа качества. Оценочный контроль качества. Порядок учета и анализа брака и рекламаций. Стандарты статистического приемочного контроля. Понятие «рабочее пространство». Порядок на рабочем месте как метод обеспечения качества. Обучение и аттестация работников вопросам обеспечения и улучшения качества. Вовлеченность работников в команды по улучшению качества. Мотивация повышения в заинтересованности и ответственности работников за качество труда. Методы и средства контроля и анализа качества процессов. Разработка системы информационной поддержки процессов управления качеством. Компьютеризация процессов информационного обеспечения в системе качества. Функции компьютерной системы управления качеством. Стандартизация в области «GALS» – технологий.

Раздел 4. Методы оценки и анализ затрат на качество. Функции потерь

Классификация затрат на качество. Методы измерения затрат, их учет и анализ. Распределение затрат по целевому признаку. Разработка направлений снижения затрат. Учет качественных параметров при оценке эффективности деятельности предприятия. Порядок планирования и анализа затрат. Экономическое значение показателя «затраты на качество». Составление отчета о затратах. Состав элементов затрат на качество. Содержания мониторинга процессов. Измерение, анализ и улучшения процессов. Техника самоанализа. Анализ системы качества со стороны руководства предприятия. Национальная премия качества М. Болдриджа. Модель EFQM.

Самостоятельное изучение. Управление затратами на качество. Методы и показатели анализа затрат на качество. Анализ брака и потерь от него. Сущность показателя «потребительская стоимость качества». Калькулирование затрат на управление качеством. Метод отнесения затрат по местам возникновения и по статьям учета. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон. Отчеты о несоответствиях и внутренних аудитах. Международная практика сертификации. Преимущества сертификации продукции. Отчеты о несоответствиях при проведении внутренних и внешних аудитов. Разработка контролирующих и предупреждающих действий.

Вариант 1

1. В обобщенном виде объясните сущность философии управления качеством Э. Деминга. Что понимается под циклом Деминга и каковы его этапы?

2. Что понимается под концепцией «Шесть сигм»? Опишите ее практическое применение в системе управления качеством бизнес-процессов. Как концепция связана с повышением рентабельности производства?

3. Раскройте содержание элементов стандарта ИО 9000:2000. Какие направления деятельности ведутся службой (отделом) качества на предприятии?

Вариант 2

1. Опишите эволюцию системного подхода к управлению качеством. В чем заключается системный подход к управлению качеством, и на каких принципах он базируется?

2. Сравните различные определения качества и сформулируйте свое понятие. Что понимается под категорией качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций?

3. Сравните модель оценки М. Болдриджа и модель делового совершенствования EFQM. Какие критерии оценки используются в Европейской премии по качеству?

Вариант 3

1. Опишите основные положения Единой Европейской концепции по качеству. Что понимается под «глобальным походом» при формировании политики ЕС в области оценки соответствия?

2. Сравните различные подходы к оценке качества. Какие методы используются в квалиметрии? Приведите примеры применения методов квалиметрии.

3. Опишите принципы организации командной работы. Какова роль команд в повышении качества работы предприятия? Примените философию кайдзена для решения проблем мотивации персонала за участие в командах.

Вариант 4

1. Назовите основные системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции. Какие факторы определяют конкурентоспособность предприятия?

2. Раскройте содержание элементов и принципов системы тотального управления качеством. Как данные принципы сочетаются с теорией Деминга?

3. Сравните различные методы классификации затрат на качество и раскройте их содержание. Какая роль отводится финансовым методам в ИСО 9000 и почему?

Вариант 5

1. Раскройте содержание закона передачи ответственности за качество, используя конкретные примеры. Какие меры ответственности изготовителя (продавца, потребителя) за нарушение качества товара предусмотрены законодательством РФ?

2. Опишите содержание и преимущества процессного подхода к управлению качеством. Что понимается под интегрированной системой менеджмента качества?

3. Дайте сравнительную характеристику статистических методов. Какова роль причинно-следственной диаграммы Исикавы и диаграммы Парето в управлении качеством?

Вариант 6

1. Раскройте содержание мониторинга процессов в системе качества. Какие виды аудита проводятся в рамках системы менеджмента качества, и каково их содержание?:

2. Какова цель концепции BSC? Охарактеризуйте ее составляющие. Назовите принципы построения сбалансированной системы показателей. Почему концепцию BSC называют инструментом стратегического управления качеством?

3. Охарактеризуйте семь инструментов управления качеством процессов. В чем заключается сущность и преимущества использования CALS – технологий?

Вариант 7

1. Постройте и опишите алгоритм оценки конкурентоспособности продукции. Какова роль маркетинга и бенчмаркетинга в управлении качеством и конкурентоспособностью?

2. Раскройте содержание принципов теории Джурана, выделите отличие от теории Деминга. Что понимается под концепцией ежегодного улучшения качества?

3. Опишите этапы проектирования процессно-ориентированной системы менеджмента качества. Какие виды документов системы менеджмента качества рекомендованы стандартами ИСО 9000?

Вариант 8

1. Раскройте содержание стандартов ИСО серии 14000 и их роль в создании системы экологического менеджмента на предприятии. Назовите основные стандарты в области менеджмента качества.

2. Раскройте принципы теории А.Фейгенбаума. Какова ее роль в формировании системного подхода к управлению качеством? Какое место занимает контроль в модели А.Фейгенбаума?

3. Используя конкретные примеры, опишите проблемы предприятий при применении процессного подхода. В чем отличие функционального подхода от процессного?

Вариант 9

1. Раскройте содержание принципа постоянного улучшения в известных теориях менеджмента качества и в стандарте ИСО 9004: 2001. В чем отличие принципа постоянного улучшения от делового совершенствования?

2. Охарактеризуйте принципы и этапы сертификации систем менеджмента качества. Какие схемы используются при сертификации? Назовите обязательные реквизиты сертификата соответствия.

3. Какова связь между системой TQM и стандартами ИСО 9000? Охарактеризуйте основные принципы концепции Всеобщего менеджмента качества?

Вариант 10

1. Раскройте содержание основных национальных концепций управления качеством (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУКП). Какие положения данных систем соответствуют современной философии качества?

2. Что понимается под техническим регламентом? Назовите виды технических регламентов и их основные характеристики. Опишите содержание закона о техническом регулировании.

3. Какие методы используются для оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества? Определите их достоинства и недостатки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.