Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 10 страница




вышестоящей государственной власти заменяется системой местного самоуправления.

Параллельно с изменением политико-правового статуса местной власти меняются и ее функции. Основной вектор этих изменений — социализация властных структур и их деятельности, их ориентация на местные проблемы, с решением которых связано удовлетворение жизненных потребностей населения, важнейшими из которых являются социальные потребности в обеспечении высокого качества жизни, социального здоровья, личной защищенности и т. п.

Совершенно очевидно, что, проводя такую политику в отношении повышения роли местного сообщества в решении социально-экономических вопросов, государство вправе рассчитывать на повышение уровня социальной активности населения, на расширение возможностей зарабатывания им средств на свои социальные нужды. Однако этого не происходит. Осуществляемая децентрализация власти, реформирование института местного самоуправления не вызвала пока соответствующего повышения активности местного сообщества в социальном обеспечении своих граждан, наоборот — снизила ее.

Видимо, чтобы понять причины этого негативного явления, необходимо выявить факторы, которые благоприятствуют или препятствуют социальной защите граждан на местном уровне.

Главная особенность муниципального уровня в решении социальных вопросов заключается в том, что именно на этом уровне управления реализуются социальные цели применительно к каждому человеку, что и является прерогативой муниципальных органов управления.

Компетенция муниципальных органов управления предполагает в области экономики:

создание благоприятных условий для развития социальной экономики и социально оправданных форм предпринимательства, решающего проблемы обеспечения потребителей товарами и услугами;

стимулирование и непосредственное участие в создании рациональной муниципальной производственной и социально-культурной инфраструктуры;

содействие созданию новых современных рабочих мест с высоким уровнем доходов;

материальную и финансовую поддержку социально незащищенных групп населения;

дошкольное воспитание детей, образование;

содействие жилищному строительству;

подготовку и переподготовку кадров в целях их более безболезненной адаптации к условиям структурной перестройки экономики и новых производственных отношений; социальное обеспечение людей, потерявших работу;

воспроизводство природных ресурсов (земли, воды) и их рациональное использование;

предотвращение загрязнения почв, водных источников и воздушной среды.

Вот почему в мировой практике органы местной власти повсеместно наделяются не только правом и ответственностью перед населением, которое их избирает, но и четкими функциями распоряжения той территорией, на которой они созданы.

Во многом местное сообщество становится коллективным собственником имеющихся ресурсов территории, муниципальной собственности, что позволяет ему через органы местного самоуправления оказывать влияние на развитие местного производства, муниципального хозяйства, социальную инфраструктуру, медицинское, культурное обслуживание граждан, словом, на решение всех проблем, связанных с социальным обустройством людей.

И это главная функция местного сообщества. Его непосредственно не касаются проблемы стратегического характера, требующие долгосрочных и больших накоплений, решения геополитических задач. Оно в первую очередь отвечает за личную безопасность своих граждан, их социальное здоровье. Для этого местное сообщество должно располагать необходимыми средствами и правом их зарабатывать.

Вот почти полный перечень тех функций, которые в европейских странах предоставлены органам местного самоуправления для решения вопросов так называемого местного значения:

общее управление и муниципальные нормы;

управление муниципальной собственностью;

назначение и сбор местных налогов;

общественная безопасность и порядок;

защита животного мира;

общественный транспорт;

муниципальная тюрьма;

противопожарная служба;

здравоохранение;

госпитали и родильные дома;

амбулаторное лечение и оказание первой помощи;

пищевой контроль;

гражданская оборона;

дошкольное обучение;

начальное и среднее образование;

переподготовка, курсы для иммигрантов, образование для инвалидов;

помощь на дому молодым матерям, беспомощным и старым людям;

дома отдыха, общественные центры для заключенных, а также для стариков;

социальное страхование;

службы занятости для безработных;

муниципальное планирование;

строительство дешевого жилья и земельная политика в этой области;

мусороуборка;

городская планировка и регенерация;

пространственное планирование и управление;

общественная информация;

охрана окружающей среды;

очистка воды; тают. Представляется, что реализация концепции социального здоровья сверху, только от федерального центра, сегодня не может быть признана достаточной. Идеи и технологии, социальные и правовые нормы должны получить поддержку населения каждого местного сообщества, которое, используя свои властные полномочия и местные ресурсы, должно включиться в разработку собственных стратегий укрепления социального здоровья, что порождает иную мотивацию к развитию местного хозяйства, местной промышленности, социальной инфраструктуры.

Социальное здоровье граждан местного сообщества — непреходящая ценность, объединяющая, консолидирующая идея, стратегическая цель местного самоуправления. Все заинтересованы, чтобы не болеть совсем, работать в благоприятных условиях, жить в экологически чистой среде, питаться экологически чистыми продуктами, получать, в случае необходимости, хорошую медицинскую помощь.

Более 50 лет назад основатели Всемирное, организации здравоохранения (ВОЗ) определили здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В Уставе ВОЗ говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека...» Право каждого человека на уровень жизни, адекватный для здоровья и благополучия, включает право на адекватные продукты питания, воду, одежду, жилище, медицинскую помощь, образование, репродуктивное здоровье и социальные услуги; а также право на защищенность в случаях безработицы, болезни, инвалидности, пожилого возраста или отсутствия средств к существованию в обстоятельствах, не поддающихся контролю со стороны отдельных людей. Соблюдение прав человека и достижение целей общественного здравоохранения являются взаимодополняющими.

Сегодня становится понятным, что углубление кризисных явлений в экономике во многом объясняется не столько финансово-экономическими программами, сколько резким снижением уровня социального здоровья населения. Для нас несомненным фактом является то, что категория «социальное здоровье» населения общества в целом и местного сообщества в частности приобретает первостепенное значение. Реальное повышение социального здоровья населения является органической частью решения проблем достижения целей устойчивого развития на местном уровне, обеспечения национальной и личной безопасности каждого.

Системный кризис в обществе требует столь же системного, комплексного анализа его причин и разработки адекватных мер (экономических, социальных, правовых), гарантирующих каждому члену местного сообщества действенные меры против деградации его социального статуса, физических, психических, интеллектуальных и профессиональных качеств. Поэтому в содержание понятия социальное здоровье населения включается прежде всего качество человеческой жизни, которое складывается из физического и психического здоровья человека, экологического состояния окружающей среды, культурно-нравственного ощущения себя — всех тех факторов, которые в первую очередь определяют социальное самочувствие личности.

Простое перечисление социальных проблем не дает представления о том, на каком уровне социального здоровья находится общество в целом, его отдельный регион, местное сообщество. Сегодня необходима количественная и качественная оценка такого состояния, что является первоосновой для выявления «болевых точек», определения приоритетов в изменении

положения к лучшему, перехода к разработке и использованию социальных и правовых норм с учетом требований мировых социальных стандартов и норм международного права.

Прежде всего необходима трезвая оценка сложившейся ситуации на основе установления предельно допустимых значений социальных показателей, определения той критической черты, за которой утрачивается способность к нормальной жизнедеятельности. Наглядное представление о проблеме дает таблица, составленная В. Куликовым1 [1 Составлена на основе разработки «Социальная и социально-политическая ситуация в России. Анализ и прогнозы» // Отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1995. С. 81-85.] (табл. 2).

Совершенно очевидно, что такого рода данные должны быть по каждому региону, местному сообществу, они показывают реальное состояние его социального здоровья. Оценка ситуации свидетельствует, что повышение уровня социального здоровья населения, а следовательно, возможность использования потенциала населения в производственных целях, для участия в культурной и политической жизни, в других видах деятельности требуют современных средств измерения.

Во второй половине 80-х годов в международном лексиконе и терминологии социальных работников появился новый критерий — индекс развития человеческого потенциала, который может быть интегральным показателем для определения уровня социального здоровья населения местного сообщества. Он измеряется тремя показателями: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни. Вместе взятые, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, состояние знаний, достойный человека уровень жизни1 [1 См.: Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 г. М., 1997. С. 189-190. 168]. И именно эти показатели сегодня становятся приоритетными в числе тех, которыми измеряется состояние национальной безопасности. Концепцию национальной безопасности России еще предстоит принять, именно она создает устойчивое функционирование социальных институтов государства, обеспечивающих стабильное развитие личности и общества. Ее сущность не только в определении места России в геополитическом пространстве, в уточнении стратегических целей развития общества, но и в существенном укреплении социального здоровья населения, что повышает доверие к власти, ее нравственную оценку в обществе и служит средством преодоления социальной несправедливости, коррупции, обмана и тому подобных явлений.

Таблица 2

Соотношение предельно-критических и реальных

показателей развития российского общества в 1995 г.

(база сравнения — 1990 г.)

 

Название показателя

 

Предельно-критическое значение в мировой практике

Величина показателя в 1995 г. в Российской Федерации

Вероятностные социально-политические последствия

 

Суммарный коэффициент рождаемости

 

2,14-2,15

 

1,39

 

Отсутствие простого замещения поколений

 

Ожидаемая продолжительность жизни населения

 

США, Великобритания — 75 лет, Швеция — 78, Япония — 79

 

Россия — 69 лет, (57 — мужчины, 71 — женщины)

 

 

Ухудшение здоровья населения

Коэффициент старения населения

 

7%

 

11%

 

Старение населения

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения

 

10:1

 

14:1

Антагонизация социальной структуры, резкое противостояние людей по имущественному и социальному положению

Доля населения, живущего на пороге бедности

 

10%

 

25-40%

Люмпенизация значительной части населения

Соотношение минимальной и средней заработной платы

 

1:3

 

1:10

Деквалификация и пауперизация рабочей силы

 

Уровень безработицы

 

 

Рост социально обездоленных категорий населения

Все это позволит значительно ослабить степень социальной напряженности как в обществе в целом, так и в каждой его ячейке.

В целом структура обеспечения национальной безопасности России может быть представлена так:

1) принципы, цели, система критериев и показателей, отражающих движение к устойчивому развитию, в рамках которого акцент делается на социальном здоровье населения;

2) оценки национальных ресурсов и возможностей устойчивого развития, выявления приоритетов, в числе которых главным становится человек с его конкретными физиологическими и духовными потребностями;

3) механизмы и инструменты укрепления системы социального здоровья граждан;

4) приоритетные программы, технологии их реализации на основе мирового и отечественного опыта.

Пора признать, что как семья несет главную ответственность за эффективность социализации детей, так и местное сообщество в первую очередь отвечает за личную безопасность своих членов, их здоровье и благополучие. Только оно может предоставить каждой личности равные стартовые возможности для использования тех необходимых общественных благ (образование, здравоохранение, жилье, участие в политической жизни и др.), которые во многом определяют весь последующий жизненный путь человека, эффективность его социализации.

Социальное здоровье населения складывается из совокупности очень многих факторов: экономических, социальных, политических, бытовых, психологических, экологических, духовно-культурных.

Поэтому теоретическая модель достижения здорового образа жизни в местном сообществе может быть представлена в виде следующих подсистем:

здоровая экономика, развивающаяся хозяйственная жизнь, динамичная внутренняя структура экономических связей, наличие разнообразных рабочих мест, хороших условий труда, обеспечивающих занятость населения, высокую работоспособность и производительность;

развитая социальная инфраструктура территории, хорошая обеспеченность жильем, питанием, питьевой водой, средствами связи, коммуникаций, дорогами, транспортом и т. п.;

благоприятная экологическая среда обитания;

достаточный уровень доходов населения (душевой, семейный, потребительская корзина, прожиточный уровень);

обеспеченность необходимыми товарами и услугами, развитость сферы потребления, должная защита материнства и детства, инвалидов и пенсионеров;

устойчивое состояние социальных связей, национально-этнических и культурных, которые во многом определяют социальное самочувствие граждан и состояние их безопасности, низкий уровень преступности;

психическое равновесие, отсутствие стрессовых ситуаций, что во многом определяется устойчивостью ценностных ориентации, здоровым общественным сознанием;

благоприятный политический климат, обусловленный прежде всего доверием к местным властям, повседневным взаимодействием с населением, справедливостью осуществляемых политико-административных мер;

развитость культурно-духовной сферы, наличие очагов культуры, образовательных, спортивных, культурных центров.

В каждой из этих сфер следует установить социальные нормативы, которые должны получить юридическое закрепление, стать известными населению и местной власти и быть обязательными в системе отношений: местная власть — население сообщества в целом — отдельные его члены — социальные институты и организации.

Теоретическая модель, выстраиваемая с учетом мирового опыта и мировых стандартов, многие из которых сегодня нашли отражение в документах ООН и вполне могут быть адаптированы к условиям России, позволяет выделить те «болевые точки», которые присущи каждому местному сообществу при обеспечении здорового образа жизни своим гражданам как его главной функции. Мониторинговые и статистические исследования неизбежно покажут приоритеты, которые в первую очередь определяют низкий уровень качества жизни людей, высокий уровень заболеваний, смертности, быстрого старения, низкой трудовой активности и т. п.

В каждом конкретном случае на первый план могут выходить то экологически неблагоприятные условия, то качество питания, питьевой воды в частности, то ущербность бытовых условий и сферы обслуживания, материальная неустроенность граждан или их социальная незащищенность и т. п. Одно очевидно, что в каждом отдельном случае неблагоприятная зона должна стать предметом комплексного воздействия всех рычагов управления: материально-финансовых, административно-правовых, культурно-духовных и т. п.

При этом возникает задача огромной значимости: врачи из узких специалистов, констатирующих факт болезни или смерти, преждевременной потери работоспособности, должны превратиться в социальных работников, владеющих анализом социальных причин заболеваний в местном сообществе и способных выработать упреждающие меры их социальной профилактики. В то же время местные органы здравоохранения должны обладать надежным инструментарием оценки состояния окружающей микросреды с точки зрения возникающих там опасностей, угроз для здоровья человека, а также правом законодательной инициативы по постановке вопросов защиты здоровья населения в органах местного управления и самоуправления. Оптимальным вариантом в этом смысле является разработка ряда федеральных программ ликвидации риска в области социального здоровья населения в регионах, финансируемых центром. К их числу относятся, например, программы поддержки материнства и детства, развития муниципальной медицины, в том числе и страховой, укрепления материально-технической базы органов местного здравоохранения, их кадрового обеспечения, которые должны быть дополнены программами местного уровня или совместного ведения.

Только в этом случае медицинское обслуживание населения перестанет быть отраслью, констатирующей факт заболевания и осуществляющей полумеры по облегчению страданий больного, а займет подобающее ей цивилизованное место в сфере социального обслуживания населения - социальной профилактики, осуществления действенных мер в борьбе с причинами болезней, низкой работоспособности населения, преждевременной потери потенциала активности и старения, высокой смертности, низкой рождаемости и т. п.

Следует сказать, что мировой опыт решения этих проблем в развитых странах позволяет России взять на вооружение ряд инновационных технологий, позволяющих успешно решать вопросы социального здоровья населения на местном уровне (см. рис. 5).

Одной из таких инновационных технологий является муниципальная целевая программа для школьников Одинцовского района «Конкурс здоровья», на которой следует остановиться подробнее. Ее суть заключается в том, чтобы объединить усилия семьи, школы, спортивных организаций, всего местного сообщества на воспитание у подрастающего поколения потребности к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, а также повышению заинтересованности в сохранении и укреплении своего здоровья.

В последнее время доминирующее место в структуре заболеваемости ребят школьного возраста в районе заняли болезни, связанные с ухудшающейся экологической обстановкой, нерациональным питанием, введением в рацион новых продуктов импортного производства, увеличением учебной нагрузки и т. п.

Эти характеристики образа жизни современного школьника отрицательно влияют на уровень его здоровья, снижая умственную и физическую работоспособность, что, к сожалению, сказывается на развитии многих детей. В школе ребенок проводит 10—11 лет жизни. В его организме происходят морфологические и функциональные сдвиги. Задача массовых медицинских осмотров и диспансеризации в том и состоит, чтобы, используя современные диагностические методы, дать комплексную оценку состояния здоровья учащихся.

По результатам профилактических осмотров детей, пришедших в школу в 7 лет и заканчивающих обучение после 9— 11-го класса, выявлено понижение остроты зрения у 9,8%, нарушение осанки у 6,7%, отмечен рост диспансерной группы за счет патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, а также аллергических заболеваний. Все эти факты не могут не обеспокоить.

Как сделать, чтобы болезни, отклонения в развитии выявлялись медиками на той стадии, когда еще можно исправить положение? Понятно, что для создания такой заинтересованности недостаточно популярных лекций и устрашающих плакатов: ведь речь идет о детях. К тому же многие процедуры при медицинском обследовании вызывают неприятные ощущения, а порой просто отпугивают ребенка. Нужен элемент игры, соревнования, чтобы вызвать у самих ребят желание участвовать в этих мероприятиях, дать возможность им проявить дух состязательности, азарта, так свойственные этому возрасту.

 

Рис. 5. Структурно-функциональная модель укрепления

социального здоровья населения в местном сообществе

 

Поэтому возникла идея проведения конкурсов здоровья. Вместе с педагогами, медиками и депутатами районного Совета продумали цели и задачи, определили приемы и методы работы. Так родилась муниципальная целевая Программа для школьников, подготовленная в рамках реализации в районе Федеральной целевой программы «Молодежь России (1998—2000 годы)», утвержденной правительством Российской Федерации в июне 1997 г., и «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одобренной правительством Российской Федерации в ноябре того же года.

Реализация Программы позволяет заложить нормативные, организационные и экономические условия для оздоровления школьников, способствует снижению уровня преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения в детской и молодежной среде. Программа включает в себя проведение мониторинга здоровья, определение уровня их физического развития методом компьютерной рефлексодиагностики на аппаратно-программном комплексе (по тест-программе, включающей в себя содержание тестов и последовательность их выполнения).

Разработанная специалистами, она содержит наиболее распространенные в мировой и отечественной практике методы, тесты и нормативные показатели, отражающие состояние сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной и других систем организма школьника. Научно обоснованная интегральная измерительная шкала индексов или баллов физического развития является одной из важнейших частей тест-программы и позволяет предложить каждому школьнику индивидуальную оздоровительную программу и конкретные рекомендации по повышению уровня физического состояния организма1 [1 См. подробнее в кн: А. Г. Гладышев. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999.].

Комплексное обследование базируется на принципе всеобщности, то есть конкурс здоровья охватывает всех школьников. При этом на основе методических рекомендаций Министерства здравоохранения ученики начальных классов участвуют в конкурсе по сокращенной тест-программе. Учащиеся выпускных классов образовательных учреждений имеют возможность продолжать участие в конкурсе здоровья даже после окончания учебы в школе.

Такое обследование проводится 2 раза в календарном году (первое в течение апреля — мая, второе в течение октября — ноября) и в четыре этапа.

Этап 1 — заполнение анкеты, регистрация и проведение мониторинга здоровья методом компьютерной рефлексодиагностики на аппаратно-программном комплексе. Врач, осуществляющий эту часть обследования, совместно с оператором формирует индивидуальный компьютерный файл, включающий в себя регистрационные данные и данные компьютерной рефлексодиагностики, а также определяет группу физподготовки и возможность школьника пройти обследование по тест-программе.

Этап 2 — измерение веса, роста, пульса, артериального давления в покое, обхвата грудной клетки, жизненной емкости легких, силы мышц кисти правой руки; гипоксическая проба Штанге, тест Луфье. Специалист, проводящий эту часть обследования, фиксирует результаты всех измерений в документарной карте.

Этап 3 — измерение силовой выносливости мышц плечевого и брюшного поясов, гибкости позвоночника в пояснично-крестцовом отделе, длины прыжка сиеста. Полученные результаты также фиксируются в документарной карте, которая после полного заполнения передается оператору аппаратно-программного комплекса для компьютерной обработки.

Этап 4 — компьютерный расчет таких показателей, как

площадь поверхности тела, индекс Робинсона, индекс Кегле, жизненный показатель, силовой показатель (кистевой), максимальное потребление кислорода, расчетное (по С.А. Душанскому), уровень физического состояния в баллах (по Е.А. Пироговой). Эти показатели хранятся в базе данных. Затем проводится компьютерная обработка всех произведенных измерений и результатов тестов для последующего формирования карты конкурсанта, на основании которой бригада специалистов дает индивидуальные рекомендации по укреплению здоровья и дальнейшему физическому развитию организма участника конкурса. Далее индивидуальные компьютерные файлы переносятся на дискеты для внесения данных комплексного обследования в центральный реестр участников конкурса и последующего хранения в архиве, куда также сдаются анкета и документарная карта. Конкретные результаты тестов, оценка (в баллах) физического развития и рекомендации по укреплению здоровья распечатываются на принтере и выдаются школьнику на руки для дальнейшего самостоятельного либо под наблюдением тренера участия в конкурсе здоровья. Для этого в школах организуются специальные спортгруппы, где ребята могут, основываясь на индивидуальных рекомендациях, целенаправленно повышать уровень своего физического развития под наблюдением тренера и спортврача.

Оздоровление школьников осуществляется также детской поликлиникой на основе данных обследования на аппаратно-программном комплексе и окончательного заключения врачей. Чтобы стимулировать школьников к занятиям физкультурой и спортом, а также заинтересовать их в сохранении и укреплении здоровья, ведении здорового образа жизни, проводится целый ряд мер в рамках реализации целевой Программы «Конкурс здоровья».

Все меры осуществляются Комплексной программой развития физической культуры, спорта и туризма, формирования здорового образа жизни населения Одинцовского района (1998-2005 гг.).

Итак, почему мы так подробно остановились на изложении

опыта оздоровления школьников, который накапливается в Одинцовском районе?

Во-первых, проблема укрепления здоровья населения, молодежи в первую очередь, является «кричащей» для всех местных сообществ, требует современных и неординарных методов, способных изменить положение дел в этой сфере «национальной безопасности» к лучшему.

Во-вторых, опыт свидетельствует о том, что если в местном сообществе есть понимание проблемы, занята активная позиция в этой области, то на уровне современных средств многое может быть сделано по решению этой очень острой проблемы. Разработка и реализация местных программ в области повышения социального здоровья позволяет:

обеспечить системный подход к решению проблем, связанных с улучшением здоровья населения, подрастающего поколения прежде всего;

определить приоритетные направления социальной политики с учетом потребностей подрастающего поколения, нуждающегося в особой поддержке со стороны взрослого населения;

смягчить социально-экономические последствия, связанные с повышением уровня преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в детской и молодежной среде, в первую очередь путем увеличения спортивных секций, повышения интеллектуального и творческого потенциала школьников, привлечения внимания всего местного сообщества к проблемам подрастающего поколения, снижению уровня детской безнадзорности.

В целом следует подчеркнуть, что вопросы социального здоровья населения, мер профилактики в этой области — важнейшая и составная часть муниципальной социальной политики, разработка и реализация которой и ее подпрограммы «Социальное здоровье населения местного сообщества», затрагивает коренные интересы населения местного сообщества и потому должно стать главной сферой приложения сил муниципального управления.

 

Вопросы для повторения

 

1. Сущность понятия «социальное здоровье». Почему так необходимо сегодня заняться этими вопросами в местных сообществах?

2. Каковы основные факторы, определяющие уровень социального здоровья населения местного сообщества?

3. Методы управления процессами укрепления социального здоровья населения.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Почему появилась категория «социальное здоровье», нужна ли она и какой управленческий аспект она отражает?

2. Ваша оценка состояния социального здоровья в Вашем местном сообществе и Ваши предложения по его улучшению.

3. Что можно сделать в области улучшения состояния социального здоровья молодежи и пенсионеров в Вашем местном сообществе?

 

Глава 9. Духовно-культурная микросреда

местного сообщества

 

Духовно-культурный потенциал местного сообщества обычно отдельно не рассматривается, а упоминается наряду с социальным как его часть. Между тем, его значимость, необходимость развития и более полного использования все возрастает. От уровня местной культуры, управленческой в том числе, во многом зависит качество регулирования экономического развития местного сообщества, рациональное использование природных и хозяйственных ресурсов, состояние социальной защиты населения, степень реальной управляемости социальными процессами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.279 сек.