КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы. Общие, частные и организационно-распорядительныеОбщие, частные и организационно-распорядительные
Первая классификация принципов управления организацией[7] предполагает их разделение по трем группам (рис. 2.2): • общие принципы менеджмента; • частные принципы менеджмента; • организационно-распорядительные или принципы администрирования.
Рис. 2.2. Соотношение принципов Общие принципы менеджмента представляют собой важнейшие (стратегические) требования, соблюдение которых обязательно для любых систем управления и организаций: ○ системность – это ведущий принцип менеджмента, предполагающий всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных альтернатив, координацию усилий на различных направлениях, оценку возможных последствий управленческих действий в каждом элементе и компоненте системы; ○ объективность – этот принцип предполагает целенаправленное воздействие на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования всей системы; ○ последовательность – этот принцип предполагает соблюдение логической преемственности в действиях менеджера; ○ принцип ведущего звена – предполагает выявление в результате анализа всей совокупности информации решающего факта, альтернативы, задачи; ○ дополнительность – этот принцип предполагает сосуществование и взаимодополняемость различных начал: организованного и стихийного, закономерного и случайного и т. д.; ○ вероятность – этот принцип предполагает вероятностный характер процесса управления, предопределенный многоальтернативностью развития; ○ эволюционизм – этот принцип предполагает временную необратимость как основание и причину постоянного совершенствования управленческих структур. Развитие любой организационной структуры может идти только по пути ее усложнения, упрощение структуры означает ее деградацию; ○ саморегулирование – этот принцип предполагает стремление системы к самосохранению, противостояние внешним возмущающим воздействиям; ○ принцип обратной связи – этот принцип предполагает необходимость для субъекта управления регулярно получать информацию о результатах своей деятельности, о реакции непосредственных исполнителей и тех, на кого направлена эта деятельность, на эту деятельность. В результате субъект управления получает возможность корректировочных действий на основе достоверной информации. Частные принципы менеджмента представляют собой важнейшие требования, которые применяются при анализе и управлении определенными организациями или сферами деятельности. Соблюдение этих принципов позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, в сфере образовательной деятельности принципы носят особый характер. Принципы управления в этой отрасли. • Принципы, изложенные в законодательных актах: Например, Семейный кодекс РФ декларирует принципы добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. • Принципы управления отдельными организационными структурами: Например, «Положение о службе в органах внутренних дел РФ» декларирует принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации. В международной корпорации IBM придерживаются таких принципов, как уважение к личности, пожизненная занятость, равные возможности для всех и др.; в японской фирме «Мицубиси седзи» для подготовки управляющих универсального типа проводится ротация в различных подсистемах корпорации (производство, сбыт, финансы и т. д.), а для подготовки функциональных управляющих – ротация на разных уровнях, но в одной области деятельности (например, управление производством на предприятии, в центральном аппарате компании, зарубежных представительствах). Японская компания «Сони» использует два базовых принципа для системы внутрифирменной подготовки персонала: подготовка и переподготовка работников в ходе непосредственного выполнения производственных обязанностей; подготовка специалистов универсального характера путем перемещения работников с должности на должность по горизонтали. Первый принцип реализуется посредством повышения интенсивности труда каждого работника, постоянного обновления стоящих перед ним задач и целей, которые должны быть достигнуты за конкретный временной период; второй принцип составляет основу так называемой системы саморазвития и повышения профессионального уровня. • Принципы управления в конкретной сфере жизнедеятельности общества: например, в сфере образовательной деятельности принципы управления подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители образовательной организации и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию процессов обучения и воспитания будущих специалистов. При этом данная система принципов является открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления. Каждый принцип формирует «под себя» систему требований, выполнение которых в значительной степени способствует совершенствованию менеджмента в образовательной организации. К таким принципам относятся: ○ принцип уважения и доверия к человеку (уважение личного достоинства человека, признание за ним соответствующих прав и возможностей, предоставление личности свободы выбора, максимальное развитие инициативы, творческих способностей, поощрение достижений и личного вклада каждого в общее дело, гарантия каждому личной защищенности в коллективе); ○ принцип целостного взгляда на человека (построение всех типов взаимоотношений в коллективе как между человек с человеком, создание условий для раскрытия личности каждого сотрудника); ○ принцип сотрудничества в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям; ○ принцип социальной справедливости (равномерное распределение нагрузки среди сотрудников, создание условий и предпосылок для проявления профессиональных и других способностей, поощрение и оценивание деятельности сотрудников без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых» возможностей); ○ принцип индивидуального подхода предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей сотрудников, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта; ○ принцип обогащения работы сотрудников предполагает замену через разумные промежутки времени должностных полномочий и сферы деятельности, определение перспективы профессионального роста каждого; ○ принцип личного стимулирования; ○ принцип единого статуса, предполагающий, что все сотрудники организации должны находиться в одинаковых демократических условиях; ○ принцип консенсуса; ○ принцип участия в управлении и делегирования полномочий; ○ принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу менеджера, в результате которой в организации появляется целевая целостность; ○ принцип горизонтальных связей (учет неформальных взаимоотношений в коллективе при формировании организационной структуры, развитая система горизонтальных связей, являясь в известной степени противоположностью вертикальным иерархическим связям управления, не должна противостоять им); ○ принцип автономизации управления; ○ принцип постоянного обновления. ○ принципы Д. Карнеги[8], например: 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – не участвовать в спорах, проявлять уважение к мнению собеседника, быстро и решительно признавать свою неправоту, разрешить говорить своему собеседнику, сочувственно относиться к мыслям и желаниям других, драматизировать свои идеи, взывать к благородным мотивам и т. д.; 6 правил общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окружающим – искренне интересоваться другими людьми, улыбаться, быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника, внушать собеседнику сознание его значительности и делать это искренне, помнить и обращаться к собеседнику по имени. ○ 12 принципов производительности труда Г. Эмерсона: отчетливо поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, диспетчеризация, нормирование операций и т. д. ○ принципы маркетинговой деятельности Ф. Котлера и проч. Организационно-распорядительные принципы менеджмента представляют собой важнейшие требования, которые обеспечивают эффективность административно-исполнительской деятельности. Административные принципы были сформулированы А. Файолем[9]: ○ разделение труда (специализация любого вида труда); ○ власть и ответственность (объемы прав и ответственности в рамках должностных инструкций должны совпадать); ○ дисциплина (уважение и обязательное соблюдение трудовых соглашений, а наиболее действенным средством воздействия является личный пример руководителя); ○ единоначалие (единство точки зрения руководства, единство действия, единство распорядительства); ○ единство руководства (у каждого подчиненного должен быть только один руководитель, дуализм распорядительства возможен, но при этом должен носить исключительный и временный характер); ○ подчинение частных интересов общим (приоритетность общих интересов обусловливается тем, что они символизируют общественно значимые интересы); ○ вознаграждение (справедливость методов стимулирования труда, ориентированных на максимально возможное удовлетворение сотрудников и руководителей); ○ порядок (логистика управленческих действий и процессов); ○ справедливость (обеспечение лояльности и преданности коллектива посредством уважительного и справедливого отношения руководителей к подчиненным); ○ скалярная цепь (четкость и целесообразность линий управленческих взаимоотношений, четкость разделения функциональных дефиниций); ○ корпоративный дух (в единстве – сила); ○ инициатива (провоцирование и одобрение проявления подчиненными личной инициативы); ○ централизация (обязательность делегирования полномочий, так как это предполагает наличие структуры управления, подготовку будущих руководителей, перспективность организации).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |