Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы и этапы жизненного цикла проекта




Читайте также:
  1. CALS-технологии, этапы проектирования баз данных и их архитектура.
  2. Deadline. Роман об управлении проектами
  3. II Области знаний управления проектами
  4. II. Выгоды от проекта в следующем году
  5. Microsoft Binder - программа для группировки всех необходимых для проекта документов, книг презентаций.
  6. T Этапы развития средств вычислительной техники.
  7. V 1: Этапы становления медицины в России
  8. V-образная модель жизненного цикла разработки ПО
  9. Адаптированные модели жизненного цикла разработки ПО
  10. Аденилатциклаза
  11. Актуальность управления проектами в современной России
  12. Анализ безубыточности проекта. (взять книжку)

Содержание,участники и окружение проекта.

Классификация и характеристики инновационного проекта.

Основными характеристиками проекта являются:

- объемы и сроки выполнения работ, плановые показатели затрат и прибыли;

- качество, коммерческий риск, надежность;

- жизнеспособность и конкурентоспособность проекта;

- экономическая, бюджетная и социальная значимость проекта;

- экологическая безопасность проекта;

- отношение общественности и органов государственной власти к проекту. Инновационные проекты классифицируют по следующим признакам.

1. По типу проекта или характеру деятельности различают:

- организационные проекты – создание новой организации (медицинской, образовательной, культурной, социальной) или новой системы управления;

- экономические проекты - совершенствование деятельности предприятия и повышение его финансовых показателей;

- экологические проекты – снижение вредного воздействия на окружающую среду;

- технические проекты – создание новой технологии, новых товаров и услуг.

2. По срокам реализации проекта выделяют краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет)

3. По характеру проекта различают международные, федеральные, региональные, местные и отраслевые проекты, которые отличаются высокой стоимостью и важностью в экономике и политике.

4. По виду проектов выделяют проекты, направленные на разработку новых технологий, новых потребительских продуктов и новых информационных технологий, создание нового рынка, освоение нового источника сырья, проведение научных исследований, реорганизация структуры управления, создание новых учебно-образовательных программ и программ развития региона.

5. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

- монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта; это проекты - небольшие по масштабу и ограниченные объемами капитальных вложений (1–15 млн. долларов);

- мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, интеграция предприятий;

- мегапроекты - сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, то есть целевые программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Они требуют до 1 млрд. долларов инвестиций и отличаются длительным сроком реализации, например, разработка суперчипа.



Основные характеристики, отличающие проект от других видов деятельности:

а) направленность на достижение целей и результативность;

б) комплексность - координированное выполнение взаимосвязанных действий предполагающее последовательно-параллельное выполнение проектных заданий;

в) ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом проекта;

г) уникальность, новизна, неповторимость, однократность.

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Инновационный проект имеет конкретное содержание, согласованное со всеми участниками проект, которое включает в явном виде или в виде ссылок:

- формулировки целей проекта; миссию проекта;

- описание основных и вспомогательных продуктов проекта;

- организационную структуру проекта; Устав проекта;

- стандарты и нормы, принятые в проекте.

Основные категории участников проекта.

1. Постоянная (материнская) организация, внутри которой возник инновационный проект, например, бизнес-инкубатор, венчурная фирма.

2. Инициатор проекта (проектант) – физическое лицо или проектная организация, выступающая с инициативой создания проекта и выполняющая предварительное обоснование проекта.

3. Заказчик проекта (как правило, он же инвестор) – будущий владелец и пользователь результатов проекта (организации или физические лица).

4. Координационный совет – орган, выбирающий проекты для реализации, он назначает куратора и утверждает руководителя проекта.

5. Куратор проекта – представитель материнской компании, курирующий выполнение работ по проекту.

6. Команда проекта – участники проекта, осуществляющие его реализацию.

7. Команда управления проектом – участники команды, управляющие проектом.

8. Руководитель проекта (в западной терминологии проект-менеджер) – член команды управления проектом, ответственный за реализацию проекта.

9. Поставщики материалов, оборудования и информации.

10. Потребители продукта проекта – заказчик и другие покупатели, определяющие требования к продуктам проекта, влияющие на возмещение затрат и получение прибыли по проекту.

Проект возникает и существует в определенном окружении, которое изменяется во времени, что приводит к появлению дополнительных неопределенностей и рисков. Окружение проекта – это сложный комплекс факторов, постоянно воздействующих на него. К ним относятся социально-экономические, культурные и политические условия, географические и климатические факторы, используемая техника и технология, инфраструктура, интересы потребителей, поставщиков, конкурентов, общественности и психологический настрой исполнителей проекта.

Окружение имеет иерархическую структуру. На первом уровне располагается дальнее внешнее окружение (ДВО) – это организации, не участвующие в разработке проекта, но оказывающие косвенное влияние на проект. К ним относятся:

- правительство, Государственная Дума, политические партии;

- банки, обеспечивающие планомерное финансирование проекта;

- производители и потребители готовой продукции;

- лицензиар – обладатель научной информации, лицензий и ноу-хау;

- консалтинговая, инжиниринговая и страховая компании;

- корпоративные и общественные организации, не принимающие изменений;

- органы местного самоуправления, оказывающие поддерживающее или противодействующее воздействие на проект посредством льгот и ограничений.

На втором уровне располагается ближнее внешнее окружение (БВО) - организации, оказывающие непосредственное влияние на проект. К ним относятся: материнская компания, заказчик, инвестор, поставщики ресурсов, дилеры, инновационный технопарк, где осуществляется единичное производство новой продукции. На третьем уровне располагается внутреннее окружение проекта (ВОП) – руководитель, куратор и команда проекта. Это полный состав исполнителей, непосредственно участвующих в реализации проекта. К понятию «внутреннее окружение» относят также технические, экономические, информационные факторы, эргономические условия рабочего места исполнителей, психологический климат внутри команды и стиль руководства.

 

4.Жизненный цикл проекта: фазы и этапы.

Жизненный цикл проекта –промежуток времени между моментом формулировки проектного задания (проекта еще нет) до момента сдачи проекта заказчику (когда проекта уже нет). Под началом проекта понимается дата, с которой официально:

- сформулированы основные требования к проекту;

- открыто финансирование работ по проекту;

- определены основные участники проекта – заказчик и ответственный исполнитель. Под концом проекта понимается дата, с которой официально:

- прекращается финансирование проекта;

- принимается документальное решение о завершении проекта или о нецелесообразности проведения дальнейших работ;

- персонал команды переводится на другую работу или проект.

Жизненный цикл проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются и сбыт готовой продукции. За производством инновационной продукции следует ее использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала.

Состояния, через которые проходит в своем развитии проект, называются фазами (стадиями), которые могут быть разделены на этапы и подэтапы. Фазы в большей степени определяют характер выполняемой работы и в меньшей степени их последовательность.

1. Определение (концепция) проекта - Проведение стратегического анализа внешней и внутренней среды бизнеса и разработка концепции проекта

1.1 Исследование направлений развития страны, региона, отрасли - Изучение программ и прогнозов развития отрасли, региона, страны и законодательно-нормативных документов

1.2. Формирование инновационного замысла (идеи) проекта - Проведение маркетинговых исследований с определением:

- обеспеченности продукцией проекта;

- баланса спроса и предложения, уровня спроса

- наличия ресурсов для реализации проекта

- инвестиционной привлекательности проекта

1.3. Формирование альтернативных идей проекта - Обеспечение экспертной оценки альтернативных идей и исключение неприемлемых вариантов

1.4. Проработка целей и задач проекта - Определение, согласование и уточнение целей и задач проекта

1.5. Формирование команды проекта, анализ осуществимости проекта - Обеспечение предварительной экспертизы проекта, проведение диагностики и согласование проекта

1.6. Декларация о намерениях и Устав проекта - Описание замысла проекта в соответствии с Типовым положением по разработке и составу Декларации и Устава

1.7. Резюме - Формирование полного перечня подготовленных проектных документов

2. Планирование и разработка - Разработка проектных документов: технического задания и бизнес-плана

2.1. Обоснование инноваций - Подготовка необходимой проектной документации

2.1.1. Аналитические материалы к проекту - Определение методов и системы показателей для оценки эффективности инновационного проекта

2.1.2.Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта - Обеспечение экспертной оценки жизнеспособности и реализуемости проекта на основе расчета показателей эффективности и риска

2.1.3.Техническое задание (ТЗ) и технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) - Формирование ТЗ и ТЭО в соответствии с заданием на проектирование

2.2. Бизнес-план проекта - Разработка бизнес-плана в соответствии с утвержденными методическими материалами по формату, определяемому заказчиком

2.3. Экспертиза проекта и оценка его эффективности - Проведение независимой экспертизы в соответствии с существующими нормативными документами

2.3.1. Экологическая экспертиза - Обеспечение экологической экспертизы

2.3.2 Оценка эффективности проекта - Проведение расчетов и анализ коммерческой, бюджетной и социальной эффективности проекта

2.4. Планирование реализации проекта - Определение всех необходимых параметров реализации проекта

2.4.1. Стратегическое планирование - Формирование системы показателей, обеспечивающих выполнение целей и задач проекта

2.4.2. Детальное планирование - Разработка детальных графиков для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей

2.4.3. Сетевое планирование - Разработка графического отображения работ по проекту с учетом взаимосвязей и последовательностей между ними

2.4.4. Ресурсное планирование - Определение для каждого вида работ требуемых ресурсов, их количества и сроков поставок

2.4.5. Бюджетирование проекта - Формирование бюджета проекта по видам работ и подразделениям

2.4.6. Подготовка тендерной и плановой документации - Формирование и утверждение комплекса плановых и контрактных документов

3. Выполнение (основная фаза) проекта - Проведение закупок необходимых ресурсов и размещение заказов на конкурсной основе

3.1. Проведение торгов (тендеров) - Закупка товаров, размещение заказов и выдача подряда на конкурсной основе

3.2. Заключение контрактов - Оформление контрактов с победителями тендеров

3.3. Управление реализацией проекта - Обеспечение выполнения ценовых показателей и графиков работ

3.4. Мониторинг реализации проекта - Контроль, анализ и составление отчета о ходе выполнения проекта в сравнении с планом

3.5 Управление изменениями - Прогнозирование, планирование и составление отчетов об изменениях, прогнозирование и оценка последствий, подготовка плана мероприятий по устранению отклонений от плана проекта

4. Завершение проекта - Выполнение работ по закрытию проекта и подготовка необходимой отчетности

4.1. Пусконаладочные работы - Проведение комплекса мероприятий в период подготовки и проведения испытания технологических процессов

4.2. Приемка в эксплуатацию - Подготовка, согласование и утверждение необходимых документов в соответствии с нормативными актами

4.3. Закрытие контракта и проекта - Подготовка, согласование и утверждение всех необходимых документов и отчета по проекту

4.4 Проведение специального мероприятия, завершающего проект - Выражение персональной признательности членам команды, уточнение размера вознаграждения, презентация

 





Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2212; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.