Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика, стиль и язык нормативного правового акта управления




Процесс создания нормативных правовых актов предполагает логически последовательное изложение текста акта, строго выдержанный профессиональный стиль и язык, и вместе с тем, его простоту, понятность, доступность широким слоям населения[69]. Трудно переоценить значение логики, стиля и языка для правотворчества, так как их нарушение могут привести к тяжелым последствиям. По мнению Д. А. Керимова, нарушение логики акта, неточность его формулировок, неопределенность использованных терминов порождают многочисленные запросы, влекут дополнения, толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии и вместе с тем являются питательной почвой для бюрократической волокиты и злоупотреблений, позволяют извращать смысл акта и неправильно его реализовывать. Чем совершенней текст акта, тем меньше вызовет он затруднений при его исполнении, соблюдении и применении. Именно поэтому логика, стиль и язык акта – одна из основ правотворческой техники[70].

Логика акта управления предполагает последовательность изложения правового материала, что означает взаимосвязь частей акта, их непротиворечие. Каждое положение акта должно быть связано с предыдущим и вытекать из него, а сам акт должен представлять собой целостную систему, где каждый элемент развивает предыдущий и одновременно становится основой для последующих элементов.

Т.В. Кашанина выделяет следующие логические правила, необходимые в правотворческой деятельности: 1. единообразное понимание терминов; 2. согласованность различных частей правового документа; 3. согласованность различных правовых документов; 4. отсутствие противоречий между частями правового документа; 5. отсутствие противоречий между различными правовыми документами; 6.последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов; 7. убедительность правовых документов; 8. обоснование мотивов принятия нормативного акта; 9. соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства; 10. однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт; 11. классификация нормативных предписаний; 12. регламентирование всех элементов логической нормы права; 13. обеспеченность нормативных предписаний санкциями; 14. вынесение за скобки одинаковых частей логических норм[71].

Результатом соблюдения логических правил нормативный акт становится завершенным, целостным, не допускающий произвольного дополнения со стороны правоприменительного органа.

Стиль нормативного акта – это способ выражения предписаний с помощью определенных правил. Акт управления, в первую очередь, должен быть директивным и официальным. Директивность текста выражается в его обязательных, волевых, властных формулировках, не допускающих каких – либо отступлений. Это стиль строгих предписаний, приказов, требований выполнять определенные правила. В директивности стиля акта воплощена и его официальность, закрепляющая волю государства или муниципального образования. Сформулированные правила поведения официальны, так как обязательны для всех, кто находится в сфере их действия, имеют необходимые атрибуты.

Стиль акта управления должен быть ровным, спокойным, сдержанным, безразличным к субъективным переживаниям людей. В не должно быть пышности, торжественности, пафоса, риторики или заземленной обыденности, а также гипербол, метафор, аллегорий. Вместе с тем, стиль акта предполагает яркость, выразительность, красоту и изящество стиля акта, которые заключаются в логичности и последовательности, экономичности и рациональности, мотивированности и формальной определенности, в однозначности, четкости и точности изложения смысла правовых предписаний[72].

Язык представляется крайне важным средством понимания и уяснения правовых предписаний не только для профессионалов – юристов, но и для широкого круга людей. С помощью профессионального юридического языка достигается точность, четкость и краткость предписаний нормативных актов управления.

Существенное значение для правильной передачи смысла текста с помощью языка имеет терминология. Термин представляет собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли правотворческого органа. Юридической наукой разработаны правила использования терминов, среди которых можно выделить следующие: 1. единство терминологии; 2. тождественность их употребления в разных правовых актах; 3. использование общепризнанных терминов; 4. стабильность терминологии; 5. устойчивость принятых обозначений.

Т.В. Кашанина, говоря о юридической технике, выделяет следующие языковые правила:

1. Ясность – это простота, понятность правового документа. Требуется так составлять правовой документ, чтобы он был понятен всем лицам, на которых распространяется. Неясный правовой акт не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам;

2. Точность правового документа понимается как степень соответствия чему – либо. Следствием точности является максимальная четкость выражения мысли, правовых позиций правотворческого органа. Для достижения этого необходимо пользоваться терминами, имеющими строго определенное значение. Не следует употреблять в тексте правового акта общие и абстрактные формулировки, такие как, «повысить внимание», «решительно улучшить» и т.д.

3. Краткость правовых документов предполагает сокращение объема правового документа не в ущерб его качеству. Краткости способствует: отсутствие многословия; сокращение неоправданных повторений отдельных фраз; использование кратких формулировок; типизация(стандартность, стереотипность) формулировок; вынесение дефиниций в начало документа с тем, чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения;

4. Официальность стиля документа предполагает: строгость стиля, чеканность стиля, его нейтральность, беспристрастность, отсутствие какой – либо оригинальности и резко стилевой индивидуальности, сдержанность и даже эмоциональную холодность, отсутствие образных сравнений, властность (повелительность)[73].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.