Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ADKAR




R - Побуждения к действиям

А - Способность реализовать намеченную технологию изменений

К - Знания необходимые для реализации изменений (технология)

Любые изменения требуют наличия определенных знаний (технологии) их реализации. Как следствие, любые изменения требуют обучения персонала. Подумайте о знаниях и умениях, которые будут нужны для внедрения изменений, включая тот факт, насколько четким является виденье изменений. Оцените эти знания (0-100%).

Но знаний недостаточно для реализации технологии, необходимо обладать соответствующими способностями. Например, необходимо быть способным принять политическое решение. На сколько процентов вы можете оценить способность человека использовать новые умения, знания и изменить поведение, для того, чтобы провести изменения (0 - 100%).

Есть ли в действительности действенные стимулы для проведения изменений, а также для того, чтобы придерживаться выбранного направления. Как бы вы оценили имеющиеся стимулы относительно их содействия внедрению изменений (0 - 100%)?

 

Таблица 223

Осознание необходимости изменений 0…100
Желание внедрять изменения 0…100
Знания об изменениях 0…100
Способность к изменениям 0…100
Побуждение к внедрению изменений 0…100

 

 

Практикующее упражнение.

Задание 2. Ситуация для анализаРешение конкретной ситуации «Проведение изменений». Прочтите конкретную ситуацию, ответьте на вопросы.

В фирме, производящей электронную технику, в одном из отделов работали 6 девушек, монтирующих внутренние части специальной сложной электронной трубки. Все члены бригады работали на линии, когда трубки поступают от одного рабочего места к другому вдоль длинного стола. За всей работой наблюдал мастер, контролирующий еще две бригады. Старшим оператором считалась девушка, сидящая первая за столом, в обязанности которой входило следить за работой всей линии.

Исследование показало, что в коллективе бригады моральная обстановка неважная, частые прогулы - 8%, высокая текучесть - 100%, низкое качество - 27% брака, низкая производительность труда - 28 трубок в час. Общение друг с другом было затрудненоительно, кроме того, девушкам практически не сообщали о результатах работы. Указания о нормах выпуска исходили только от старшего оператора: если сборка электронной трубки шла медленнее графика, старший оператор проходила вдоль всего стола, чтобы обнаружить причину задержки и попытаться исправить сложившееся положение.

Компания в целях повышения морального духа переоборудовала рабочие места, заменив длинный узкий стол на овальный и расположив рабочие места вокруг стола. Это дало работницам возможность общаться. После такой перестройки рабочих мест производительность труда выросла до 35 трубок в час, брак сократился до 18%, снизилась частота прогулов.

Однако несколько месяцев стабильной работы вдруг привели к новым проблемам: девушки захотели выполнять более сложную работу. Научившись и приобретя мастерство по более сложным операциям, девушки стали отказываться выполнять поручения и задания старшего оператора по выполнению более простой операции. Вскоре вся бригада стала противиться указаниям старшего оператора, девушки стали самостоятельно определять время окончания работы перед перерывом или пересменой. Общая производительность снизилась до 30 трубок, а процент брака превысил все прошлые показатели. Оказалось, что большая часть бракованных трубок приходилась именно на несложные операции.

Через несколько месяцев работы старший оператор покинула бригаду. Мастер решил не назначать нового старшего оператора и позволил девушкам самостоятельно управлять рабочим процессом в бригаде. Они могли сами устанавливать темп работы, соответствующий норме выпуска, установленной мастером. Мастер должен был выполнять функцию разрешения конфликтов. Самостоятельность в производственном процессе первоначально привела к падению производительности труда до 26 трубок, но через 1 мес. возросла до 40 трубок в час. Процент брака снизился до прежнего уровня (18%).

На одной из летучек девушки предложили, чтобы каждый день перед началом смены им сообщали о количестве и причинах брака за предыдущую смену. После этого процент брака снизился (до 11%), прогулы прекратились, текучесть снизилась, производительность труда стабилизировалась.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем были причины низкой производительности и текучести кадров?

2. Что изменило совершенствование рабочих мест?

3. Как общение и личные контакты повлияли на улучшение результатов работы?

4. Каковы основные причины возникновения нового конфликта в бригаде?

5. Как участие в принятии решений изменили характер работы бригады?

6. В чем заключается роль информации в производственном процессе?

 

Контрольные вопросы:

1. Что является внешними и внутренними движущими силами изменений? Какова движущая сила изменений в университете? В вашей компании?

2. В чем состоит взаимовлияние изменений в технологии и продукте? Сравните процессы этих изменений.

3. Из каких этапов состоит процесс проведения организационных изменений?

4. Каковы причины сопротивления изменений?

5. С помощью каких методов можно преодолеть сопротивление переменам?

6. Структурные изменения часто инициируются сверху. Допустимо ли применять при их внедрении методы принуждения?

7. Раскройте сущность управления изменениями по К. Левину.

8. Как работает модель ограниченного процесса изменений?

9. В чем заключается сущность модели силового поля? Каковы практические аспекты ее применения?

 

Литература:

1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.

2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Курс МВА по менеджменту/ Пер. с англ. – 3 изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». – М.:Дело, 1994.

5. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Ситуационный анализ/ Под ред В.В. Глухова. – СПб.: Спец.литература, 1999.

7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000.

 

 

Раздел 16. Практикум к теме: Управление стрессом

Практикующее упражнение.

Задание 1. С помощью психологических тестов определите свой уровень стресса.

Тест «Стрессоры»

Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам трудиться? Укажите на соответствующую цифру.

Таблица 234

 

Высказывания Никогда Редко Иногда Часто Всегда
1. Работающие со мной люди не знают, чегото они могут от меня ожидать          
2. Вы убеждены, что Вы делаете не то, что нужно          
Окончание таблицы 24
3. Вы чувствуете, что Вы не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей          
4. Вы ощущаете перегрузку          
5. Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует          
6. Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни          
7. Вы часто не знаете, что Вам дадут делать          
8. Вы чувствуете, что для исполнения работы вам недостает власти          
9. Вы чувствуете, что не можете переварить всю необходимую Вам информацию          
10. Вы не знаете, как Вас оценивает Ваш начальник          
11.Вы не в состоянии предугадать реакций вышестоящих начальников          
12.Ваши взгляды коренным образом расходятся с взглядами вашего начальника          

Тест имеет 4 секции

  Конфликтность      
  Перегрузка      
  Сферы деятельности      
  Напряженность с руководством      

Подсчитайте количество набранных баллов по секциям. Здесь вы можете набрать от 3 до 15 баллов. Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что в данной сфере у Вас имеют место неурядицы. Общий балл по всему тесту предполагает 12-60 очков. Показатель 36 и выше свидетельствует о том, что ваша работа изобилует стрессогенными факторами.

Практикующее упражнение.

Задание 2. Тест направлен на оценку возможного нервного срыва из-за излишнего рабочего усердия, «работоголизма». Составил И. Липсиц по материалам зарубежной печати.

Тест № 1. «Стресс усердия»

Психиатр Метцель и его группа изучали людей, пораженных так называемой «манией усердия». Диагностирование этой мании оказалось куда более сложным, чем таких привычных, как алкоголизм, наркомания, обжорство или стремление любой ценой похудеть. Стресс усердия не портит карьеру и воспринимается чем-то вреде шрамов от боевых ранений, которыми можно гордиться. Как и любая болезнь, стресс начальника поддается лечению тем лучше, чем раньше он обнаружен, но провести раннюю диагностику может только сам руководитель, для этого необходимо ответить на два теста.

Первый мини-тест. Он призван помочь вам обнаружить симптомы стрессового состояния. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Легко ли вы раздражаетесь?

2. Считаете ли вы, что даже ближайшие коллеги по работе относятся к вам недоброжелательно?

3. Кажется ли вам, что у вас плохая память?

4. Полагаете ли вы, что начальник вас недооценивает?

5. Случается ли вам просыпаться на два часа раньше срока?

6. Бывает ли у вас беспричинный страх?

7. Случается ли вам испытывать острую потребность в алкоголе, никотине или шоколаде?

8. Бывает ли так, что желание поработать у вас возникает только в конце дня?

9. Замечаете ли вы у себя повышенный или, наоборот, ослабленный аппетит?

10. Случалось ли вам слышать от жены, что мышление - враг секса?

Ключ к тесту: Если на эти вопросы вы как минимум в двух случаях дали положительный ответ, вам уже пора идти консультироваться с врачом.

Второй тТест № 2. «Работоголик ли Вы?»

Он должен помочь вам разобраться: не стали ли вы уже настоящим «работоголиком»?

 

1. Берете ли вы с собой работу домой или на время отпуска? Любопытно, что некоторые «работоголики» пытаются замаскировать свое состояние от окружающих и, например, утверждают, что берут работу домой или специальную литературу в отпуск только потому, что им это интереснее других занятий.

2. Часто ли Вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть? Честный - по крайней мере, перед самим собой – «работоголик» отвечает на такой вопрос: «Как правило, в такие минуты я думаю исключительно о работе».

3. Быстро ли Вы работаете? Как алкоголик стремится опьянеть побыстрее и торопится налить рюмку за рюмкой, так и «работоголик» находит особое удовольствие в высоком темпе работы.

4. Избегаете ли Вы в разговорах упоминания о том, как много вы работаете? Начинающий «работоголик» любит говорить о своем трудовом усердии, а хронический – избегает таких разговоров, ощущая чувство вина перед заброшенной им семьей.

5. Испытываете ли вы непреодолимое желание не отрываться от начатой работы и работать до тех пор, пока хватит сил? Как алкоголик не может остановиться после первой рюмки, так и «работоголик» теряет контроль над собой и буквально пьянеет от работы.

6. Используете ли вы какие то оправдания своей склонности работать без меры? Характерный пример такого рода оправданий – сентенция «Работу надо делать либо как следует, либо не делать ее вообще».

7. Агрессивны ли по отношению к окружающим? «Работоголик» склонен оценивать окружающих только через призму их трудового вклада, и беда тем, кто работает хоть чуточку менее интенсивно!

8. Пытаетесь ли вы время от времени заставить себя не работать? Ощущая ненормальность своего образа жизни или выслушивая упреки на эту тему от окружающих, «работоголик» время от времени пытается заняться «самолечением» - например, беря более продолжительный, чем обычно, отпуск или уезжая на выходные дни куда-нибудь на экскурсию.

9. Есть ли у вас склонность к раскаянию и постоянному чувству вины из-за своей работы? Диапазон угрызений совести может быть очень широк, но суть от этого не меняется: «работоголик» испытывает вину перед собой и близкими за чрезмерную погруженность в работу.

10. Пытались ли вы перейти работать туда, где рабочее время жестко регламентируется? Это тоже одна из форм «самолечения» - ответственность за регламентацию режима работы перекладывается на высшее начальство.

11. Часто ли вы меняли свое место работы или сферу деятельности? «Работоголик» любит искать для себя новые возможности самораскрытия, меняя место работы или стремясь занять руководящие должности в общественных или политических организациях.

12. Подстраиваете ли весь образ своей жизни под нужды работы? Для «работоголика» все в жизни, кроме работы, второстепенно и подчинено служебным интересам. Хронические «работоголики» жертвуют в конце концов даже совместными обедами и ужинами с семьей.

13. Заметили ли вы, что теряете интерес к знакомым, которые не связаны с вашей работой? Так как работа отнимает больше времени, для других интересов и людей не остается времени и душевных сил.

14. Испытываете ли вы жалость к себе самому? «Работоголик» обожает, когда окружающие жалеют его за перегруженность работой. Это ослабляет мучающее его чувство вины и улучшает настроение.

15. Ощущаете ли вы перемены в своей семейной жизни? Несмотря на отрицательные последствия работоголизма, внешне семейная жизнь «работоголиков» не претерпевает изменений, но в ней остается все меньше тепла и внутренней сплоченности.

16. Замечаете ли вы за собой стремление «запастись» работой? «Работоголик», похоже, испытывает страх перед бездействием и старается всегда иметь работы хоть чуть-чуть да больше, чем можно сделать сегодня.

17. Пренебрегаете ли вы едой? Работа держит «работоголика» в состоянии постоянной спешки и потому он обычно питается весьма нерегулярно, но зато когда он садится за стол …

18. Попадали вы в больницу из-за своего работоголизма? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны знать, что работоголизм является причиной многих заболеваний, в том числе гипертонии и инфаркта.

19. Часто ли вы работаете вечерами? Как для алкоголика традиционная тяга «пропустить по одной с утра», так и для «работоголика» характерна работа по вечерам и даже ночью.

20. Случалось ли вам иногда работать непрерывно буквально днем и ночью? «Работоголики» работают больше других, а спят, увы, меньше.

21. Выполняете ли вы порой и ту работу, которая явно ниже ваших возможностей и положения? В своем стремлении запастись работой «работоголик» принимает порой на себя и выполнение той работы, которую он вполне мог бы поручить подчиненным.

22. Замечаете ли вы ослабление своей работоспособности? Первый признак того, что «работоголик» переоценил свои возможности, - ослабление его способности концентрироваться на работе.

Ключ к тесту: Итак, подведем итоги:

Если вы дали ответ «да» более, чем на 5 вопросов, это означает, что вы поражены работоголизмом. Положительный ответ на 10 и более вопросов означает, что вас уже можно классифицировать как настоящую жертву работоголизма.

Тест № 3. «Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?»

 

Подчеркните вопросы, на которые вы ответили бы утвердительно.

1. Часто ли вам хочется плакать?

2. Грызете ли вы ногти, притопываете ли ногой, крутите ли волосы?

3. Вы нерешительны?

4. Ощущаете ли вы, что вам не с кем поговорить?

5. Часто ли вы раздражаетесь и замыкаетесь в себе?

6. Едите ли вы, когда не испытываете голода?

7. Возникает ли у вас ощущение, что не можете справиться с чем-либо?

8. Возникает ли у вас чувство, что вы вот-вот взорветесь, часто ли вы впадаете в бешенство?

9. Пьете ли вы или курите, чтобы успокоиться?

10. Страдаете ли вы бессонницей?

11. Вы постоянно пребываете в мрачном настроении и с подозрением относитесь к намерениям окружающих?

12. Вы водите машину на больших скоростях и часто рискуете?

13. Вы утратили энтузиазм и надежду на лучшее?

14. Вы утратили интерес к половой жизни?

Ключ к тесту: Если вы ответили утвердительно на 5 и более вопросов, то ваши нервы находятся на пределе, и вам нужно предпринять какие-то шаги с тем, чтобы исправить положение. Возможно, вам даже следует обратиться к врачу.

Контрольные вопросы:

1. Что такое стресс и дистресс?

2. Перечислите наиболее важные источники стресса.

3. Назовите способы антистрессового руководства.

4. Назовите способы антисрессового подчинения.

5. Какова стратегия и тактика антистрессового поведения?

6. В чем сущность стратегии «поисковой активности»?

7. Обсудите, как соотносяится стресс и показатели трудовой деятельности. Помогает ли стресс вашему обучению?

8. Какими методами профилактики стресса вы пользуетесь? Какие из предложенных методов являются, по вашему мнению, наиболее эффективными?

Литература:

1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: дДля руководителя-практика../ Пер. с англ. - М.: Дело,2002.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2003.

3.1. Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высш. школа, 2001.

4.3. Практикум по теории управления: учеб. пособие, под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого – М.: Финансы и статистика, 2005.

5.4. Психологические тесты (для деловых людей)./Сост. Н.А. Литвинцева. - М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994.

6.5. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: уУчебник. – М.: Аспект Пресс, 2001.

7.6. Ситуационный анализ/ Под ред В.В. Глухова. – СПб.: Спец..литература 1999.

8.7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом:. уУчеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000.

Раздел 17. Практикум к теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.