КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Психологические аспекты командной работы в управлении 3 страница
Психограмма руководителя — важнейшая часть профессиограммы, состоящая из перечня основных качеств личности; необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных качеств), а также из перечня требований к профессиональным знаниям и управленческим умениям. Психологические свойства деятельности — совокупность основных характеристик деятельности, включающая свойства целенаправленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предметности, активности, адаптивности, системности. Психотерапевтическая функция руководителя — одна из управленческих функций, принадлежащая к группе кадровых функций и направленная на обеспечение оптимального (комфортного) организационного климата. Реализуется в основном посредством индивидуальных бесед руководителя с подчиненными. Реактивное сопротивление личности — специфическая форма реагирования личности на внешние воздействия, имеющая противоположную по отношению к ним направленность. Реализуемость — одно из важнейших свойств любых продуктов управленческой деятельности (целей, планов, решений и др.), состоящее в возможности их осуществления в данных конкретных обстоятельствах и при наличии конкретных ресурсов (материальных, кадровых, организационных, временных). Регулятивные психические процессы — процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Включают процессы целеполагания, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции и обозначаются термином «интегральные процессы психической регуляции деятельности».
Репродуктивный стиль управления — стиль, характеризующийся стремлением к максимальной опоре при осуществлении управленческих функций на прошлый профессиональный опыт и решением управленческих задач по типу репродукции одного из вариантов, содержащихся в нем. Референтная группа — любая реальная или воображаемая группа, со стандартами и нормами которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции — нормативную и оценочную. Рефлексия — процесс отражения субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции. Риск — сочетание уровня неопределенности в предсказании результата со значимостью его последствий для личности (или организации). Ролевая дифференциация — процесс и результат разделения обязанностей между членами группы (организации) при достижении целей совместной деятельности. Руководство организацией — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Самодетерминированность — личностное свойство «эффективного менеджера», состоящее в преобладании устойчивых внутренних диспозиций в качестве основных мотиваторов поведения и управленческих воздействий. Самоконтроль — один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результатами индивидуальной деятельности. Сдвиг риска — явление повышения степени рискованности принимаемых решений в условиях группы по сравнению с индивидуальными решениями. Скалярная цепь — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ (обозначается также как «цепь команд»), Слухи — специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.
Совместная деятельность — деятельность двух или более людей, имеющих общую цель. Социабельность — свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов. Социальная ингибиция — тенденция снижать показатели индивидуальной исполнительской деятельности, а также качества психической деятельности в условиях группового окружения. Социальная фасилитация — облегчающее, т.е. усиливающее влияние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования. Социотехническая система — система, включающая два взаимосвязанных компонента — людей и технологию. Родовое понятие по отношению ко всем организационным системам. Специальные способности — 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов. Способности — совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность — мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются, прежде всего, как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения. Среда косвенного воздействия — внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее. Среда прямого воздействия — внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию. Статус — понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.
Стиль руководства — совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов. Определяется в основном тремя параметрами: Стиль управления — система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Стратегическое планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Страхи на рабочем месте — стабильные негативные эмоциональные состояния, возникающие как ответ на реальную или потенциальную угрозу блокирования основных профессиональных мотивов личности. Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, представляющий собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям. Структура управленческих решений — строение процесса принятия управленческих решений, включающее три аспекта: 1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез; 2) уровневую структуру, состоящую из пяти уровней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегративно-коллегиального и метаколлегиального); 3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, принятию, реализации решений и контролю за их исполнением. Тактика — краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена. Танатос (от греч. thanatos — смерть) — в психоанализе 3. Фрейда это понятие означает бессознательное влечение к разрушению и смерти. Текучий интеллект — система интеллектуальных процессов, механизмов и навыков, обеспечивающих продуктивную, переработку информации и относительно независимых от прошлого опыта, от степени овладения личностью социально-культурными знаниями и нормами.
Темперамент (от лат. temperamentum) — характеристика человека с точки зрения динамики его нервной деятельности и психической активности, ее темпа, ритма, интенсивности, устойчивости и т.д. В психологии выделяют такие типы темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Они были впервые описаны древнегреческим врачом Гиппократом. Русский физиолог И.П. Павлов характеризовал указанные типы темперамента как различные типы высшей нервной деятельности человека. Теория поля — разработана немецким психологом К. Левиным. Речь идет об изучении влияния на поведение людей возникающего при их общении психологического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явление К. Левин назвал валентностью, которая может быть положительной или отрицательной. Личность в его теории представлена в виде «систем напряжения». В деловом общении постоянно возникают психологические поля с разными значениями, Важно влиять на эти поля в общих интересах, в интересах дела. Терблиг — простейший элемент профессиональной деятельности, рассматривающийся в качестве единицы при ее анализе. Для управленческой деятельности в роли терблигов иногда рассматриваются «мелкие дела руководителя». Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — в психодиагностике это своего рода испытание, кратковременное стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития тех или иных психологических свойств личности, ее способностей к определенной деятельности, общению с другими людьми и т.д. Типы личности — выделяются в зависимости от их социально-психологических и собственно психологических характеристик. В типологии К. Юнга личности классифицируются на основании преобладания у них той или иной психологической функции-мышления, эмоций, ощущений или интуиции. Юнг подробно описал проявления этих функций как при интровертированной, так и при экстравертированной установке личности. Исходя из этого, Юнг выделил мыслительный, эмоциональный (чувствующий), ощущающий и интуитивный типы личности. Каждый из них проявляет присущие ему особенности в своем поведении, деятельности и общении. Следует учитывать особенности поведения каждого из указанных типов личности в деловом общении. Толерантность к неопределенности — устойчивость руководителя к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды, являющаяся одним из основных профессионально-важных качеств руководителя. Определяется сочетанием когнитивных способностей к снятию неопределенности и эмоциональной тенденцией к восприятию неопределенных ситуаций как, хотя и трудных, но не психотравмирующих. Трансакционный анализ — в концепции американского психолога Э. Берна — это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний. Убеждение — использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения — логическая аргументация фактов. Управление персоналом — направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления. Управленческая деятельность — тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии. Уровень руководства — принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» — высшему, среднему или низовому, Установка — направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Так определил данное явление человеческой психики глубоко исследовавший его грузинский психолог Д. Узнадзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления-и поведения людей, он подчеркивал, что установки присущи как их сознательным, так и бессознательным действиям. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удовлетворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и к общении между собой. Фаворитизм — тенденция руководителя благоприятствовать отдельным подчиненным или подразделениям в процессе их восприятия, оценки и действий в отношении них. Факторы гигиены — факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетворенности от нее. Факторы-мотиваторы — факторы, которые непосредственно связаны с содержанием самой работы, а их наличие прямо ведет к повышению удовлетворенности от ее выполнения. Фасцинация — специально организованное сопровождение коммуникации («обрамление высказывания») в целях повышения ее эффективности. Физиогномический редукционизм — феномен социальной перцепции, состоящий в выведении особенностей психики коммуниканта из его внешнего облика. Формальная организационная структура — тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемых отдельными подразделениями. Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению высокомотивированной и субъективно значимой цели. Функциональный анализ — основной способ организационного и психологического изучения управленческой деятельности, в основе которого лежит ее расчленение (декомпозиция) на основные управленческие функции и их последующее исследование. Функция управления — согласованная система качественно сходных задач, направленных на обеспечение какого-либо важнейшего аспекта управленческой деятельности. Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Целеполагание — 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности. Ценностные ориентации — ориентации отдельного человека, больших и малых социальных групп, этнических общностей и т.д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия. Ценность (от греч. axios —ценность) — то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В зависимости от субъектов, ориентированных на те или иные ценности, выделяют личностные, групповые, классовые, национальные, общечеловеческие и другие ценности. По своему содержанию ценности делятся на материальные, духовные, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. Централизация — условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшим уровнем управления. Человеческих отношений теория — исходит из того, что в межличностных отношениях главную роль играет психологический фактор. Одним из первых эту теорию обосновал американский социолог Э. Мейо. Она была направлена, в частности, против так называемой «научной системы выжимания пота», разработанной американским инженером Ф. Тейлором и направленной на достижение максимальной интенсификации труда путем совершенствования технологии производства и материального стимулирования. Э. Мейо и его последователи обосновали важное значение в производственной и иной деятельности людей таких факторов, как морально-психологический климат в коллективе, насыщенность общения работающих в нем людей положительными эмоциями, их доброжелательные отношения друг с другом и с руководителями предприятия и т.д. Эвстресс — эвристический стресс; фаза и тип стресса, характеризующиеся повышением продуктивности психической и исполнительской деятельности. Экспрессивные процессы — процессы, возникающие в ходе межличностного взаимодействия членов группы, непосредственно связанные с формированием и выражением их оценочных и эмоциональных отношений друг к другу. Экстериоризацця (от лат. exterior — внешний) — процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю орудийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умственными (идеальными) моделями деятельности. Экстернальный тип руководителя — руководитель, не считающий себя ответственным за события собственной жизни и большинство организационных событий, склонный объяснять их причины обстоятельствами. Экстраверсия (от лат. extra — вне и verto — поворачиваю, обращаю) — обращенный вовне. Психологическая характеристика установки личности на внешний мир, преобладание интереса к внешним объектам. Данное понятие введено в психологию К. Юнгом, описавшим психологические установки поведения экстравертов. Экстрапунитивные реакции — тип реагирования личности на состояние фрустрации, характеризующийся внешней направленностью, вымещением негативных эмоций на других и провоцирующий агрессивные формы поведения. Элиминативное поведение — форма поведения руководителя в ситуациях неопределенности, направленная на то, чтобы избежать самостоятельного принятия решения, а также недопущение и предупреждение таких ситуаций. Эмоции (от фр. emotion — волнение) — реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или с неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных биологических и социальных потребностей человека. Разного рода устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, называют чувствами (моральными, эстетическими, религиозными и др.). Эмоциональная резистентность — устойчивость личности к эмоциональным факторам. Эмпатия — понимание состояний другого человека (преимущественно — эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир. Этапы карьеры — основные и закономерно сменяющие друг друга макростадии профессионального пути личности. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали и нравственности. Нередко понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как тождественные. В других случаях понятие «мораль» характеризует специфические проявления общественного и индивидуального сознания (моральное сознание), а понятие «нравственность» употребляется для характеристики столь же специфических форм поведения людей и их отношений друг к другу (нравственное поведение, нравственные отношения). Однако подобное различение данных понятий весьма условно. Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «свобода», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие. Этика делового общения — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. Этикет (от фр. etiquette) — установленный порядок и внешние формы поведения где-либо, например дипломатический этикет. Деловой этикет представляет собой совокупность правил и форм поведения при взаимоотношениях деловых партнеров. Он используется при знакомстве, проведении беседы, переговоров, расставании с партнером и т.д. Правила этикета, в том числе делового, заключают в себе эстетические и нравственные характеристики. Эффект бумеранга — явление «отраженного воздействия», когда управленческие влияния на исполнителя (или группу) порождают аналогичные по содержанию, но часто более сильные ответные действия с их стороны. Эффект ореола — тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной. «Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с. 2. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с. 3. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала.– СПб.: Речь, 2004. – 128 с. 4. Бондаренко Н. В., Кущетеров Р. М., Бабич К. А. Этикет делового человека. - в 2 Ч. - Ставрополь, 2000. 5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2001. 6. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технологии создания и продвижения. Тренинговая программа. – СПб.: Речь, 2007. – 222 с. 7. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Учебное пособие: Пер. с англ. - М., 1991. - 345 с. 8. Грачев Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. - М., 1997. 9. Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. – М.: РАГС, 1999. – 236 с. 10. Дружинин А.Е., Замулин А.Л. Тренинг продаж. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с. 11. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учебник: Деловое общение: Учебник: в 2 т. – Т. I., II. – 2-е изд., испр. и доп.М.: Дело, 2004. - 960 с. 12. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. 13. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 584 с. 14. Конфликты и переговоры (практическое руководство для менеджеров). - Ростов-на-Дону, 1997. 15. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства//Социологические исследования. 1993. № 6. 16. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М., 2000. - 450 с. 17. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учебное пособие для экономистов. - М.: Институт практической психологии, 2003. - 643 с. 18. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 376 с. 19. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 352 с. 20. Морозов А. В. Управленческая психология: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект, 2003.-288 с. 21. Нартова-Бочавер С.. Психология личности и межличностных отношений. Изд-во «Эксмо-Пресс», М., 2001. – 417 с. 22. Немов Р.С. Психология. 1 кн.: «Общие основы психологии». М., «ВЛАДОС», 2003. – 688 с. 23. Оганян К.М. Психология управления: Учебное пособие. – Ставрополь, Изд-во СКИ БУПК, 2007. 24. Оганян К.М. Этика деловых отношений и переговоров: Учебно-практическое пособие– Ставрополь, Изд-во СКИ БУПК, 2006. 25. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении иих нейтрализация. М., 2000. – 254 с. 26. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, - 1992. 27. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. – СПб.: Речь, 2004. - 216 с. 28. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. – М., 1984. 29. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. // Под ред. В.А. Бодрова. М.: ПЭР СЭ, 2003. - 768 с. 30. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. – М., 2003. – 239 с. 31. Психологические основы управления: Учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Райзберг Б.А., А.К.Тутунджян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 240 с. 32. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. – Самара: «Бахрах-М», 2006. – 784 с. 33. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 415 с. 34. Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов и др. - Новосибирск: «Сибирское соглашение»; М.: ИНФРА-М, 2001. 35. Психология: Учеб. для экономический вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2002. - 672 с. 36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с. 37. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – Изд-е 4, доп. и испр. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 211 с. 38. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 416 с. 39. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 1999. – 432 с. 40. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. - М.: Изд-во УРАО, 2001. 41. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. - М.: Ось-89, 2000. 42. Станкин М.И. Психология делового человека. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 280 с. 43. Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 342 с. 44. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 271 с. 45. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 г. - 490 с. 46. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. 47. Хигир Б.Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 448 с. 48. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1999. - 220 с. 49. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ, 1992. – 280 с.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |