Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная деятельность юриста, социальное значение




Дисциплины, изучаемые на юридическом факультете. Общеобразовательные, юридические дисциплины.

Право на образование гарантируется статьей 43 Конституцией Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина, Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

2. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации Принят 29 декабря 2012 года
Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних.

3. Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. Функции по определению порядка разработки и утверждению государственного образовательного стандарта высшего образования относились к компетенции Правительства Российской Федерации.

С 1 сентября 2013 года согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, для которых ранее предусматривались федеральные государственные требования.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по каждому из них учебно-методическими объединениями разрабатываются примерные основные профессиональные образовательные программы, на основании которых вузы разрабатывают свои основные образовательные программы.

· Приказ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР») Опубликовано:4 мая 2010 года N 464 (изменен приказом номер 1975 от 31.05.2011)

·
ПРИКАЗ от 14 декабря 2010 г. N 1763 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975)

С целью прекращения выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, повышения правовой культуры выпускников юридических специальностей, всего населения в стране, а также противодействия коррупции Президентом РФ был подписан Указ от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Согласно Указу одной из наиболее важных и необходимых мер по модернизации юридического образования является формирование правосознания обучающихся путем привития нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону.

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;

отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

Цикл общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

1. Иностранный язык

2. Физическая культура

3. Отечественная история

4. Культурология

5. Политология

6. Логика

7. Русский язык и культура речи

8. Социология;

9. Философия

10. Экономика

Цикл общих математических

и естественно-научных дисциплин

11. Концепции современного естествознания

12. Информатика и математика

Цикл общепрофессиональных дисциплин

13. Теория государства и права

14. История политических и правовых учений

15. История отечественного государства и права

16. История государства и права зарубежных

стран

17. Конституционное (государственное) право

России

18. Конституционное (государственное) право

зарубежных стран

19. Гражданское право

20. Гражданское процессуальное право (граждан-

ский процесс)

21. Административное право

22. Трудовое право

23. Уголовно-процессуальное право (уголовный

процесс)

24. Криминалистика

25. Международное право.

26. Экологическое право

27. Земельное право

28. Римское право

29. Международное частное право

30. Финансовое право

31. Муниципальное право России

32. Семейное право

33. Криминология

34. Правоохранительные органы

35. Юридическая психология

36. Уголовно-исполнительное право

31. Прокурорский надзор

38. Российское предпринимательское право

39. Коммерческое право

Профессиональная юридическая деятельность - действия юриста-профессионала по решению дел, осуществляемые на основе норм процессуального права, направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.

Профессиональная деятельность юриста в основном протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.

Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

1. правовая оценка представленных или найденных фактов;

2. программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

3. поиск правовой информации;

4. подбор правовых норм, получение юридического вывода;

5. 'ведение в правовых рамках переговоров, выступлений в судах и других органах, посредничество при решении конфликтов;

6. подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиции;

7. контроль эа процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени.

Работа Юриста состоит в повседневном поиске правового материала, его чтении, обработке, учете возможных замечаний коллег,необходимых поездок с целью его получения и др. Условия деятельности (транспорт, связь, множительная техника, информационное обслуживание и др.) нередко определяют количество выполненной работы юриста и могут сказаться на ее качестве.

Деятельность проявляется, как правило, в действиях -целенаправленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессионализма. Все виды деятельности юриста имеют признаки, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства дела.

Профессиональной юридической деятельности присуши следующие признаки:

1. формально-определенный характер выполняемой юридической работы;

2. наличие пределов свободы выбора методов работы:

3. степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;

4. подконтрольный характер деятельности;

5. уровень риска;

6. доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;

7. темп выполнения работы, ее непрерывность;

8. степень ответственности;

9. сфера использования технических средств;

10. возможная конфликтность деятельности и др.

Юридическое дело - предусмотренное нормами права определенное жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий на основе норм процессуального права, влечет юридические последствия.

Сферу юридических дел составляют гражданские споры, правонарушения, семейные конфликты, трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны- профессионала. Напр., уголовным законом предусмотрено, что такое преступление и какие виды наказания следует применять к преступнику за совершенные правонарушения. Преступление требует применения мер уголовного наказания со стороны государства, которое в лице уполномоченных органов (дознание, предварительное расследование, прокуратура, суд) решает юридическое (уголовное) дело.

Юридически значимые вопросы решаются правоприменителями в виде конкретных действий - операций. Решение дела представляет собой определенный юридический процесс.

Юридический процесс - система процедур разрешения юридических дел на основе норм права уполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами. Эта система процедур состоит в проведении конкретных действий, влекущих юридические последствия. В процессе выражается технологическая сторона юридической практики. Здесь главный упор делается не только на то, что следует делать, но и как (каким образам) необходимо результативно рассматривать дело. *

Система действий представляет собой определенный нормами права порядок. Соответствующим законодательством четко названы участники процесса, распределены функции между ними, указано, каким образом они осуществляют свои функции.

В соответствующих законах предусмотрен круг субъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие по уголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживать государственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов.

• В процессе рассмотрения юридического дела должны быть получены официально оформленные результаты. Это -процессуальные. документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющие установленную нормами права определенную форму (обвинительное заключение следователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) и соответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документы называются правоярчменительнымч процессуальными актами. Они являются предписаниями, подводящими "тог рассмотрению юридического дела

Следует выделить два вида правоприменительных процессуальных акта:

1.простой - принят и результате только экономического подсчета, напр., решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника и потребностями кредитора и др.;

2. сложный - принят в результате разностороннего анализа всех аспектов ситуации, где необходимы такие части акта:

вводная, описательная, мотивировочная, результативная.

Решение юридического дела - творческий акт мышления, умение анализировать факты и делать обобщения.

На-учно-логическое мышление юриста зависит от его эрудиции, общей культуры и профессионального опыта.

Кроме итоговых предписаний дела имеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя о признании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведении дополнительных следственных действиях) и информационного (протоколы судебного заседания) характера. (См. § Эстетические требования к оформлению правовых документов)

Следует отметить, что принятие правовых решений -не единственный элемент профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей - результат определенного вида деятельности, процедуры.

Юридический процесс традиционно включает в себя три отрасли; уголовную, гражданскую, административную. Однако такая -классификация не дает возможности определить роль процесса в механизме правового регулирования и представить его как систему. В современных условиях утверждается научная доктрина Широкого понимания процесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Это соотв-тст-вует концепции правового государства, согласно которой все сферы юридической практики равноценны. Поэтому целесообразно дать следующую классификацию юридического процесса:

- правотворческий;

- правоприменнтельный (сюда входит судебный);

- правоохранительный;

-контрольно-надзорный;

- учредительный.

Элементы юридического процесса регламентируются нормами процессуального права.

Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуще-сгвляются через процессуальные правоотношения, субъектами которых являются:

-субъекты, лично заинтересованные в результатах юридического процесса (потерпевшие, обвиняемые и др.);

-юристы-профессионалы^ обеспечивающие осуществление "чужих" интересов.

Юридический процесс имеет структуру, состоящую из следующих здемен гов: процессуальный режим - атмосфера отработанного порядка рассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целях эффективного достижения результатов; процессуальные производства -комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые выражаются в: (1) совокупности процессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальными правоотношениями; (2) системе способов получения и обоснования всех обстоятельств дела и их доказывания; {3) системе официальных документов, закрепляющих псе полученные результаты в ходе рассмотрения дела; процессуальные стадии - система взаимосвязанных процессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных на достижение оптимальных результатов юридического деле. Процессуальные стадии характеризуют динамику рассмотрения юридического дела.

Для успешного разбирательства дела необходимы глубокие профессиональные знания, воображение, душевные качества, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать личность, способная четко поставить и решить юридические задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.