Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия И. Канта. 1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ




 

1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

 

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

 

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

 

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

 

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

 

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

 

• "Критика чистого разума"; Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

 

• "Критика практического разума";

 

• "Критика способности суждения".

 

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания.

 

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

 

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

 

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

 

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

 

• движение и покой относительны;

 

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

 

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

 

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

 

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

 

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

 

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего).

Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

*Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

*Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых..

В мире нет ничего простого.

*Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

 

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

 

*Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

 

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

 

• апостериорное знание; то знание, которое получает человек в результате опыта

 

• априорное знание; доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

 

• "вещь в себе". одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

 

 

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

 

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

 

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

 

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

 

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

 

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

 

• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

 

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

 

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

 

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

 

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

 

*Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

*Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

*Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.)

Данными классами являются:

 

• количество;

 

• качество;

 

• отношение;

 

• модальность.

 

 

Сами категории:

 

• количества — единство, множество, цельность;

 

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

 

• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

 

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.