Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Сущность испытания.

Шкала Дж.Равена "Прогрессивные матрицы" для исследования интеллекта была создана в 1936 г.

Она включает 60 заданий, разделенных на 5 серий, по 12 в каждой. Задания представляют собой матрицы прямоугольной формы, содержащие в себе разные фигуры и совокупности фигур, составленных так, что они создают логическое целое, элементы которого расставлены согласно определенной закономерности и определенным правилам. В частности, даются чертежи или изображения, в которых недостает одной части, эту недостающую часть испытуемый, обладающий логически-аналитическим вниманием, должен дополнить с помощью одного из изображений, данных под матрицей и обозначенных номерами от 1-го до 6-ти или от 1-го до 8-ми так, чтобы матрица, дополненная одним из изображений, составляла смысловое образное логически правильное целое. Причем только одно из данных 6-ти или 8-ми изображений является истинной частью целого. Каждая серия начинается с более легкой задачи и постепенно задания в ней усложняются, также и серии постепенно от А до В усложняются. Это развивает способность испытуемого к решению заданий отдельных серий.

Согласно Дж.Равену, "Прогрессивные матрицы" - это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, схватывать их особенности, характер и взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Шкала Дж.Равена измеряет фактор q (по Спирмену) относительно чисто и на его оценку не влияет образовательный уровень испытуемых. Однако автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, хотя он значимо коррелирует с другими тестами по оценке интеллектуальных способностей. Интересно отметить, что тест Дж.Равена значимо коррелирует как с вербальной, так и невербальной частью Векслеровских шкал. Вместе с тем получаемые с помощью "Прогрессивных матриц" результаты дают понять, что измеренные тестом умения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.

Шкала "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена основана на 2-х теориях:

а) теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;

б) теории неогенеза К.Спирмена.

При решении задач матриц Дж.Равена выступают 3 основных психических процесса:

1) внимание, внимательность;

2) восприятие, восприимчивость;

3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление, интерес к решению. Требуются хорошая концентрация, объем и распределение внимания. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, актуализируются воля и эмоции.

Поэтому испытание при помощи "Прогрессивных матриц" Дж. Равена не является тестом "всего интеллекта", а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. Будет ошибкой считать тесты Дж.Равена интеллектуальными тестами. Речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности (методичности), а не о самом интеллекте.

"Прогрессивные матрицы" Дж. Равена - невербальные тесты, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Инструкция к испытаниям взрослых с помощью теста Дж.Равена.

Испытание по шкале Дж.Равена производится следующим образом. При коллективном испытаний каждому испытуемому раздается экземпляр тестовой тетради. В нее вкладывается испытательный протокол для записи решений.

Тестовая тетрадь остается закрытой до начала тестирования. Испытуемый прежде всего заполняет соответствующие рубрики испытательного протокола, такие как: имя, отчество, фамилия, возраст, профессия, дата испытания и дата рождения испытуемого. После заполнения этих рубрик испытуемым предлагают отложить карандаши (ручки).

Экспериментатор привлекает внимание испытуемых и предупреждает их о том, чтобы они ничего не вписывали в тестовую тетрадь и никаким образом ее не повредили.

Затем испытуемым дают инструкцию так, чтобы всем испытуемым было ясно, что от них требуется. " Перед вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задания разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены индексами (буквами) А, В, С, Д, Е. В каждой серии 12 заданий. Эти задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце - более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность вы должны в каждом задании выявить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти эту фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть эта, нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую рубрику протокола испытания. Тщательно следите за тем, чтобы писать результаты точно в ту рубрику, которая обозначена номером задания, правильно вами решенного. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Не возвращайтесь к заданиям. Результаты записывайте точно и четко в пронумерованные рубрики испытательного протокола. Ошибки исправляйте перечеркиванием цифр, которые написали ошибочно, но не пользуйтесь резинкой. Работайте ровно, точно, не спеша. Если какое-то задание не

знаете, как решать, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца."

Порядок работы.

Возможно индивидуальное и групповое применение теста.

Психолог дает инструкцию, причем большое внимание уделяется пониманию задач для обучения.

Затем экспериментатор проверяет, правильно ли испытуемые решили первые 5 заданий. Эти задания - А1, А2, A3, А4, А5. С 6-го задания, когда экспериментатор убедится, что все испытуемые поняли, как они должны действовать, он засекает время и дает знак испытуемым начинать решать самостоятельно.

Ответы записываются в испытательный протокол (бланк ответов).

При индивидуальном тестировании (и при тестировании маленьких детей) экспериментатор сам записывает решение в испытательный протокол согласно ответу испытуемого. При этом он следит за верным соблюдением последовательности согласно инструкции. Если испытуемый при ответе исправляет его, экспериментатор записывает поправку таким образом, что ошибочный ответ перечеркивает, а новый ответ записывает в соответствующую рубрику в конце строчки.

При групповом тестировании записывают ответ и зачеркивают ошибки сами испытуемые. Экспериментатор последовательно проверяет у всех испытуемых, записали ли они правильно решение в соответствующую рубрику испытательного протокола.

Решение теста не ограничено во времени. Как правило, оно длится 20-30 минут. Отмечается в протоколе время начала и конца работы испытуемого.

Характеристика отдельных серий теста Дж.Равена.

Дж.Равен упорядочил все матрицы, разделив их на 5 серий, согласно следующим принципам:

А - принцип взаимосвязи в структуре матриц;

В - принцип аналогии между парами фигур;

С - принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;

Д - принцип перегруппировки фигур;

Е - принцип разложения фигур на элементы.

В серии А тестовое задание заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матрицы. Фигуры статичны.

При решении заданий серии А протекает два мыслительных процесса:

1) дифференциация и анализ структуры (целого) согласно ее основным составным частям и уяснению взаимосвязи между этими частями (элементами);

2) идентификация недостающей части структуры (основной матрицы) и сравнение окружения недостающей части с шестью вырезками под матрицей.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, статического представления, воображения и уровня визуального различения.Задания серии В состоят в нахождении аналогии между двумя парами фигур (дополнение отношений). Задача испытуемого заключается в раскрытии данного принципа отношений по аналогии путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: в решении проявляется способность линейной дифференциации и формирования суждений на основе линейных взаимосвязей.

Задания серии С основаны на усложняющихся изменениях фигур в матрицах в соответствии с определенным логическим принципом непрерывного развития положения (позиции) фигур и динамических перемен в пространстве (обогащение фигур в горизонтальном и вертикальном направлении и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре).

Психологическое значение: в решении проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Серия Д составлена согласно принципу перестройки (переструктурирования) фигур в матрице в горизонтальном и вертикальном направлении. Решение требует проследить закономерную последовательность фигур и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.

Серия Е состоит из заданий, заключающихся в анализе и синтезе фигур из отдельных элементов согласно принятому принципу. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находится с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: в решении проявляется способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Это высшие формы абстракции и динамического синтеза.

Таблица 1

Корреляционная матрица серий, по Б. Горновскому

  А В С Д Е '
А - 0,61 0,49 0,49 0,25  
В 0,61 - 0,70 0,61 0,13  
С 0,49 0,70 - 0,45 0,10  
Д 0,47 0,61 0,45 - 0,37  
Е 0,25 0,13; 0,19 0,37 -  

 

 

Таблица 2

Перегруппировка отдельных заданий и серий согласно возрастающей сложности

 

 

. А В С д Е
А % ошиб реше ний В % ошиб реше ний С % ошиб реше ний Д % ошиб реше ний Е % ошиб реше ний
                     
                5,5    
                    43,5
        10,5           57,5
                     
    5,3       24,5   25,5    
      б             74,5 84,5
                31,5  
      10; 37,5       33,5   87,5
    10,5           58,5   90,5
        52,5   66,5       91,5
    30,5       72,5       96,5
Сред нее   8,63   24,75   29,79   33,38   67,5

Оценка теста.

За правильное решение каждой задачи начисляется 1 балл. Поэтому испытуемый может получить высшую оценку - 60 баллов. Баллы подсчитываются частично (по каждой серии) и суммарно (по всему тесту).

Рекомендуется сделать шаблон с правильными решениями, который можно наложить на заполненный испытательный протокол, что позволит быстро сосчитать правильные решения.

Подсчитывается общее число баллов, которое записывается в отведенном для этого месте испытательного протокола испытуемого.

Общий балл является индексом (показателем) интеллектуальной способности испытуемого, выявляет его умение логически мыслить согласно определенному методу и определенной системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочивания (составления) фигур в образцах.

Результаты, свидетельствующие о том, что испытуемый только отгадывал, следует считать плохими и неблагоприятными. На такое "гадательное" избирание фигур указывают в целом низкие результаты. Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.

 

 

Ключ к тесту Дж.Равена

  А В С Д Е
           
           
           
           
           
           
      5'    
           
           
           
           
           

В соответствии с суммой правильных решений, а значит достигнутым в целом числом баллов, испытуемых можно разделить либо на основании процентной шкалы для индивидуального или группового тестирования взрослых (в зависимости от того, в одиночку или в группе выполнялся тест), либо согласно таблице, в которой число полученных баллов переведено в интеллектуальный коэффициент (IQ) с учетом возраста.

Достигнутый процент, который определяют по таблице 3, и зачисление в соответствующую группу вписывают в испытательный протокол испытуемого.

Таблица 3

Индивидуальный и групповой тесты для взрослых

 

 

%     Хронологический возраст в годах      
                     
                       
                       
                       
                       
                       
      - - - - - - - - -------
      - - - - - - - -

 

 

Определение интеллекта согласно процентной таблице

Проценты Степень
95 и выше 1-я степень - особо высоко развитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-94 2-я степень - незаурядный интеллект (для данной возрастной группы)
25-74 3-я степень - средний интеллект испытуемого, принадлежа­щего к данной возрастной группе
6-24 4-я степень ~ интеллект ниже среднего
5 и ниже 5-я степень - дефектная интеллектуальная способность ис­пытуемого соответствующей возрастной группы

По таблице 4 определяют коэффициент интеллекта (IQ) на основе числа правильных решений, который, как известно, вычисляется по формуле:

 

Умств. возраст

IQ =------------------------ х 100

Хрон. возраст

 

Таблица содержит уже готовые показатели IQ согласно числу полученных баллов по соответствующему возрасту.

Согласно IQ составлена шкала уровней умственных способностей:

Свыше 140-очень высокий, выдающийся интеллект

Более 120 - высокий, незаурядный интеллект

100-120 - нормальный, высокий средний интеллект

90-100 - интеллект ниже среднего

80-90 - слабый, ниже среднего интеллект

70-80 - небольшая степень слабоумия

50-70 - дебильное слабоумие

20-50 - имбецильность (средняя степень слабоумия)

0-20 ~ идиотия (наибольшая степень слабоумия)

■ • • • - ■ Тест Дж.Равена не был стандартизирован на нашей популяции, хотя им

часто пользуются. При этом используются оригинальные английские нормы. Учитывая факт, что решение теста относительно мало зависит от фактора воспитания и от культурных различий, можно считать допустимыми их использование на любой популяции.

 

Таблица 4

Перевод результатов но тесту Дж. Равен а в 1Q

 

 

 

Бал­лы Возраст в годах
  8,5   9,5   10,5   11,5   12,5   13,5 10-30
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                           
                           
                           
                           
                           
                         
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
  ПО                        
                           
    ПО                    
                           
                           
      ПО                    
                           
                           
        ПО                  
                           
                           
          ПО                
                           
            ПО              
                           
                           
                           
                           
                           
                  ПО        
                             
                             
                      ПО ПО    
                          ПО  
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                                                   

 

Для возраста 16-30 лет считаются 100 х IQ (введен в таблицу). Для старших лиц прибавляют к вычисляемому IQ число, получаемое по формуле:

IQ х 100

------------, где

%

 

% определяется следующим образом:

 

Возраст %
16-30  
   
   
   
   
   
   

 

По каждой серии имеется таблица ожидаемых (предполагаемых) результатов распределения нормальных решений. Для каждого испытуемого определяют с помощью этой таблицы, как его результаты в отдельных сериях отличаются от нормального распределения согласно таблице 5. Разница между результатами тестирования по каждой серии и ожидаемыми (табличными) результатами по шкале (серии) выражается и записывается как "отклонение" (0, -1, -2, +1, +2 и т.д.). В отдельных сериях отклонение не должно быть больше 2-х. В противном случае числовой показатель по шкале нельзя считать надежным, он не может быть решающим при оценке общей интеллектуальной способности испытуемого. Положительные и отрицательные тенденции имеют важное психологическое значение. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях.

Большие отклонения в начале теста могут быть признаком дефекта интеллектуальной способности или ухудшения функций восприятия и внимания.

Подсчитывают сумму отклонений по всем сериям без учета знака (т.е. не обращая внимания на + или –) и получают таким образом индекс вариабельности. Если он оказывается в пределах 4, то результаты тестирования можно считать надежными, если доходит до 7 или больше, это означает, что испытуемый работал по принципу угадывания, результат испытания не является надежным и нужно обследовать испытуемого другим методом.

Таблица 5

Ожидаемые результаты распределения нормальных решений

Z бал лов Индивидуальный тест Групповой тест
    А В С д Е А В С д Е
                     
                     
                     
                     
                     
                     
      3              
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
      ГО              
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Центральная истина | Именительный падеж существительных. Род существительных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.