КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
By Basic Books, Inc. 5 страница
Наиболее явным образом Платон разбирает феномен прогресса в «Законах», написанных в конце его жизни и воплощающих все, что мы с полным основанием можем назвать наиболее зрелой философией этого мыслителя.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 1. Мир античности Книга 3 «ЗаконЪв» представляет собой диалог (или эссе Платона) на тему развития человечества и прогресса институтов в течение очень длительного периода времени. Так же, как и Протагора, Платона занимает предмет, который в наибольшей степени волновал все философские умы Греции — исследование добродетели. Итак же, как Протагор, живший столетием ранее, Платон в «Законах» делает обзор исторического развития и прогресса. Б начале обзора нам сообщается о том, что «тысячи государств возникали в этот промежуток времени одно за другим» и что продолжительность «этого времени» была «огромной и неизмеримой». Хорошие государства могут стать плохими, плохие — хорошими. Все виды легенд касаются вопроса о происхождении, и для персонажей Платона этого достаточно, чтобы говорить, что когда-то очень давно произошла огромная катастрофа, без сомнения, потоп, и смыла с лица Земли все признаки цивилизации, существовавшие до того*. Лишь несколько человек уцелело (очень возможно, что это были «горные пастухи», которые находились достаточно высоко и смогли избежать поглощающих волн), чтобы стать примитивными родоначальниками нового длительного развития человечества. Как буквально сотни его последователей вплоть до нашего века, Платон подчеркивает крайний примитивизм, который был в начале, почти полное отсутствие искусств и Видимо, Р. Нисбет пользуется не вполне качественным переводом «Законов», поскольку из текста ясно, что Афинянин и Клиний проводят своего рода мысленный эксперимент, а не воссоздают историю действительно имевших место событий. Потоп приведен как пример частых бед, регулярно обрушивающихся на людей. Участники диалога ведут речь о «частой гибели людей от потопов, болезней и много другого», Афинянин предлагает: «Представим себе один из множества случаев, именно гибель от потопа». Далее развертывается картина воссоздания цивилизации на основе распространения норм и навыков, характерных для горных племен, уцелевших при потопе. Подчеркнем, что речь идет о модели, восстанавливающей логику причин и следствий, собеседники постоянно подчеркивают условный характер построения. (Афинянин: «Допустим, что государства, расположенные на равнинах или у моря, совершенно погибли в то время». — Клиний: «Допустим». — Афинянин: «Следовательно, мы должны предположить, что пропали и все орудия, а также погибло и все относящееся к искусству государственного правления...»). — Прим. науч. ред.
имущества, которые характеризуют цивилизацию. Это начало без культуры и без знаний длилось «бессчетные тысячи лет». Безусловно, у этого были и положительные стороны. Само отсутствие институтов, навыков, металла, денег и по -литических и социальных структур заставляло людей обратиться к себе самим по мере постепенного увеличения числа человеческих существ. «Прежде всего тогдашние люди любили друг друга и вследствие малочисленности относились друг к другу доброжелательно; пищу им также не приходилось оспаривать друг у друга, ибо не было недостатка в пастбищах — разве что кое у кого вначале, — а этим-то они в то время и жили по большей части. Не могло у них быть и недостатка в молоке и мясе; кроме того, они охотой добывали себе изрядную пищу... Благодаря этому не было и особенно бедных, так что бедность не принуждала людей к вражде. С другой стороны, они не могли также стать богатыми, ведь в те времена у них не было ни золота, ни серебра. Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают ни богатство, ни бедность. Ведь там не будет места ни наглости, ни несправедливости, ни ревности, ни зависти. По этой причине и благодаря так называемому простодушию люди обладали тогда достоинством».
Из вышесказанного очевидно, что Платон усвоил многие положения традиционного греческого отношения к примитивному как к добродетельному. Как я упоминал выше, греческое теоретическое наследие в данной области вовсе не исчерпывается усмотрением положительной связи между примитивизмом, с одной стороны, и моральной добродетельностью и чистотой — с другой. Однако эта компонента всегда присутствовала в западной мысли, от греков и римлян до Возрождения и XVIII века с его культом экзо -тики и преклонением перед «благородным дикарем». Эта компонента продолжает существовать на Западе и сегодня, в форме обильного и все увеличивающегося потока книг и статей по экологии, написанных в романтическом ключе. Неудивительно, что эта тема фигурировала и в антропологических реконструкциях Платона. Но если отвлечься от экскурсов в моральные суждения, перед нами именно реконструкция развития. Здесь имеется
68 Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 1. Мир античности исходное положение об изначальном состоянии однородности и простоты, когда главные искусства цивилизации и современные Платону формы социальной и политической организации отсутствовали. Платон сообщает нам, что вначале человеческие существа объединялись исключительно в родовые группы, «причем господствовал старейший». «За ними следовали остальные, составляя, точно птицы, одну стаю, и они находились под управлением законов наших дедов и наиболее справедливой из всех царской власти». Стечением времени, однако, происходил непрерывный процесс накопления и роста. Сами роды укрупнялись («все большее количество людей сходятся вместе, составляя большие по размеру сообщества»). При этом «каждое из меньших сообществ делилось на роды во главе со старейшиной и имело свои собственные обычаи, возникшие под влиянием раздельного жительства». Входя в большое сообщество, они приносили свои законы («они вошли в большое сообщество, имея каждый свои законы»).
Такова, согласно Платону, была первая великая стадия социального развития. Следующей стадией было образование союзов родов. Платон отмечает устами Афинянина: «Так, по-видимому, мы незаметно подошли к началу законодательства». Постепенно члены сообществ «должны были сообща избрать некоторых лиц из своей среды», чтобы те рассмотрели все законы отдельных родов, «выбрали из них те, которые им больше понравятся», и «представили бы их на совет предводителей и вожаков». Сами эти выборные «должны были получить имя законодателей». За этими изменениями следуют сдвиги в культуре и технологиях. Подчеркнем, что, делая этот экскурс в историю человечества, Платон стремится объяснить возникновение полиса, государственного образования особого типа, политической формы, доведенной греками до совершенства. Для Платона, как и для всех других греков, объяснения были наилучшими, когда они давались в терминах развития, раскрытия потенций, содержащихся в исходном зародыше. «Мы последовательно рассмотрели три государства, учреждение которых отстояло друг от друга, по-нашему, на огромный промежуток времени. Данное же государство 70 Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса или, если угодно, племя представляется нам уже четвертым, некогда учрежденным и поныне сохраняющим свои установления» (курсив мой. —Р.Н.). Главное для нас здесь то, что Платон понимает — для реализации всех этих изменений нужен огромный промежуток времени, и сами изменения происходят постепенно. Платон много путешествовал и был в состоянии указать множество народов и культур, которые служили примером следующих друг за другом стадий. Перед тем как перейти к античной идее прогресса, необходимо упомянуть один важный аспект рассуждений Платона. Какова цель платоновских отступлений о прогрессивном движении человечества? Зачем в своей весьма практической работе по искусству государственного управления он производит историческую реконструкцию? Ответ прост: государственный деятель только тогда может мудро и справедливо править или устанавливать законы, когда он понимает общие законы развития человечества; когда отличает истинный путь от бесчисленных отклонений от верного пути. Для всех греков, в том числе и для Платона, несмотря на его доктрину о вечных формах, реальность состоит в развитии, а мудрость и понимание — в постижении этого развития. Величайшие ошибки, пишет Платон, совершали правители, законодатели и дельцы, которые вообразили, что совершенным является некое великое государство или коммерческое предприятие само по себе, что совершенная работа этих институтов зависит исключительно от квалификации их руководителей.
«Вот в чем, Клиний и Мегилл, можем мы упрекнуть тех Путь, по которому мы должны были бы пойти!* Вновь и вновь в истории идеи прогресса мы встретим постоянное повторение этого рефрена и его влияние на политические, * Нетрудно заметить, что Р. Нисбет стал здесь жертвой выбора английского переводчика, который, в отличие от русского — А. Н. Егунова — использовал уподобление «следовать пути» вместо прямого перевода «делать». — Прим. науч. ред. Глава 1. Мир античности экономические и социальные вопросы. В чем еще были заинтересованы такие разные мыслители, как Адам Смит и Ж. -Ж. Руссо в конце XVIII века в своих «Богатстве народов» и втором «Рассуждении» соответственно, как не в открытии того «совсем другого пути, по которому нужно было бы пойти»? И как Смит и Руссо писали в надежде, что политические лидеры прочтут их и всерьез воспримут их советы, так же, безусловно, делал и Платон. Нелепо было бы предполагать, что Платон не интересовался будущим либо не надеялся, что его мудрость можно использовать для улучшения человека. Его космология с концентрическими временными циклами могла породить веру в окончательное или временное исчезновение человеческих институтов, но нет доказательств, что Платон при создании своих политических диалогов ориентировался на нечто иное, нежели довольно долгое будущее человечества. Не следует думать, что обзор прогресса человечества в «Законах», который я только что описал, есть нечто уникальное или особенное у Платона. В конце концов, есть его диалог «Протагор», который мы уже рассматривали и который, конечно, не был бы написан Платоном, если бы он не восхищался великим софистом. Существует также «Политик», один из лучших диалогов Платона, к сожалению, оставшийся недооцененным в тени великолепного «Государства». В «Политике» Платон представляет нам «чужеземца из Элей», который начинает свой рассказ о прогрессе человечества с возникновения на Земле нового рода несчетное число веков назад. С момента появления рода человеческого для него началось развитие, понимаемое как изменение от худшего к лучшему. Как и в «Законах», Платон постулирует, что изначальный этап был стадией невежества в области знаний. «Первое время люди не владели еще искусствами, естественного питания уже не хватало, а добыть они его не умели, ибо раньше их к этому не побуждала необходимость». Первоначально именно дар богов (огонь от Прометея и ремесла от Гефеста) привел к началу длительного восхождения человека. Но с тех пор ответственность за культурное развитие, продолжающийся прогресс в искусствах и ремеслах легла полностью на людей. Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Точно также, как в «Законах», в рассказе Платона о продвижении человечества от уровня изначального невежества есть цель и функция. Он рассказывает об этом, чтобы проиллюстрировать тот факт, что миссия «государственного деятеля» в ранний период развития человека — это одно, а в более поздний период — совсем другое. Короче говоря, искусство правления должно соотноситься со стадией развития людей — заключение, которое, как мы должны признать, имеет на удивление современный привкус. Когда-то в давние времена существовала необходимость в «жестком контроле», «искусстве тирании». Но настоящий политик современности, пишет Платон, в нашем продвинутом цивилизованном государстве призывает к «свободному приятию» его теми, кем он правит. Здесь нет ни возможности, ни, если уж на то пошло, необходимости проводить детальное сопоставление того анализа, которое Платон дает нам в «Политике», с тем, который он за много лет до того проводил в «Государстве». Однако можно сказать с уверенностью следующее. В то время, как молодой Платон с восторгом рисовал то, что ему казалось идеальным государством, — утопию в высшей степени, верное воплощение идеи государства, которая вневре-менно живет на небесах, и пренебрегал всем материальным, сравнительным и историческим, что отвлекло бы внимание от политического совершенства, то более зрелый Платон в «Законах» и «Политике» имеет совершенно другую точку зрения, которая предполагает использование сравнительных и исторических данных. В работах Платона мы можем увидеть не одного, раз и навсегда заданного Платона, но нескольких*. Вера в небесное вместилище неизменных безвременных и совершенных форм вещей вряд ли ослепила Платона и лишила его восприятия настоящего эмпирического мира больше, чем вера в Бога и христианское откровение ослепила Ньютона и других верующих ученых современного мира в отношении фактов и принципов мира природы. Без сомнения, Платон * Среди них — загадочный и провоцирующий Платон-философ в знаменитом «7-м Письме», Платон, который подходит близко к отречению от всего того, что он писал раньше как не соответствующего его истинным убеждениям. — Прим. авт. Глава 1. Мир античности 73 верил до самого1 конца в то, что существует сверхъестественный мир, в котором существуют только совершенные идеи, но так же и в то, что существует и мир, где мы живем, где жили наши предки и, что важнее всего, где будут жить наши потомки, — мир изменения и прогресса. Можно также оспаривать то, что Платон верил в прогресс человечества, напомнив об убежденности Платона в цикличности времени, с ее большими, длинными циклами и концентрически расположенными, меньшими, короткими циклами. Без сомнения, Платон, как и многие другие (хотя и далеко не все) греческие мыслители, верил в циклы того или иного рода, в циклы, которые обязательно предполагают вырождение и, в конце концов, разрушение. Яне могу понять утверждений некоторых современных исследователей античной классики (например, из последних — Жаклин Де Ромилли, которая в своей работе «Подъем и падение государств у греческих авторов» (Jac-quelin De Romilly, Rise and Fall of States According to Greek Authors), которые утверждают, что никакой идеи цикличности нельзя найти у греческих и римских мыслителей. Идея цикличности (при всем нашем уважении к Платону, Аристотелю и другим), разумеется, не исчерпывает всю историю греко-римской научной и исторической мысли, но составляет довольно значительную ее часть. Впрочем, не следует забывать, что даже в рамках циклического мышления то, что должно было закончиться как угасание и падение, начиналось как генезис и прогресс. Впрочем, это замечание в скобках. По-настоящему важно то, что в каком бы контексте мысль о цикличности ни встречалась в античной классике, в ней значимо присутствовала прочная и плодотворная составляющая веры в линейный прогресс — в про -движение из далекого прошлого в отдаленное будущее. АРИСТОТЕЛЬ Здесь я буду краток, хотя бы потому, что как бы сильно ни отличалась философия Платона от философии его уче -ника Аристотеля, многое из того, что было сказано выше о предвосхищении идеи прогресса Платоном, относится и к Аристотелю. В своем сочинении «О возникновении и уничтожении» Аристотель неоднократно подчеркивает, что природные изменения, особенно в органическом мире, являются циклическими, или повторяющимися. Но вовсе не все изменения относятся к этому типу. Аристотель говорит нам, что в других сферах цикличность не обязательна. Существует феномен одного только регресса, и это значит, что может существовать явление одного только прогресса. Аристотель был буквально загипнотизирован культурным прогрессом. Что, как не политический прогресс, показано в его «Политике», когда он описывает процесс возникновения политического государства из семьи, поселения и затем союза поселений? И хотя у Аристотеля, в отличие от Платона, нельзя найти последовательного обзора развития всего человечества, мы часто находим ссылки на те или иные элементы, аспекты этого развития. Как подчеркивает Людвиг Эдельстайн, «Аристотель тщательно исследует путь, по которому шли и совершенствовались искусства и наука». Мы узнаем от него о том, какое большое значение имеет изобретение, или, скорее, изобретатель, который начинает весь процесс исторического усовершенствования. Но Аристотель, придерживаясь веры в прогресс во времени, также утверждает, что, каким бы великим ни был акт первоначального изобретения, те, кто стал авторами более поздних изобретений, стоят еще выше. Это своего рода сжатая, предварительная версия того спора, который будет иметь место в Европе XVII века и который известен как «спор о древних и новых», причем Аристотель в этом споре принимает сторону «новых». В следующем отрывке из «Метафизики» Аристотеля, который цитирует Эдельстайн, есть почти современные нотки: «Никто не может постичь истину адекватно, хотя мы и не полностью не способны к этому; каждый из нас говорит что-то правильное о природе вещей, и если по отдельности мы знаем о правде мало или ничего, то вместе мы знаем значительно». Для Аристотеля, продолжает Эдельстайн, «цивилизация — это работа не богов или героев (полубогов, полулюдей), а людей, работавших совместно на протяжении истории, помогавших друг другу и связанных друг с другом, как звенья одной цепи». Следующий отрывок из Аристотеля очень показателен и является первым или одним из первых, где используются риторические фигуры,
Ы Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 1. Мир античности которые начали применять греки и римляне и которые на Западе используются и сегодня. «Те, кто сейчас знаменит, унаследовали свою славу как в эстафете (из рук в руки, сменяя друг друга) от многих своих предшественников, которые, развиваясь, в свою очередь, делали тем самым прогресс возможным». Аристотель верил, как и Платон, что род человеческий вечен. Несмотря на то что отдельные общества и цивилизации могут переживать периоды роста и упадка, в целом человечество движется вперед. Он говорит нам в «Политике», что как все изменения в искусствах и науке имели очевидную ценность для людей, так и изменения политических курсов всегда нужно рассматривать в этом свете. «Так как и политику следует относить к их числу [искусств и наук], то, очевидно, и в ней дело обстоит таким же образом. Сама действительность, можно сказать, служит подтверждением этого положения: ведь старинные законы были чрезвычайно несложны и напоминали варварские законодательства... [Об этом писал и Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны». — Р. Н.] Сохраняющиеся кое-где старинные законоположения отличаются вообще большой наивностью... Вообще же все люди стремятся не к тому, что освящено преданием, а к тому, что является благом; и так как первые люди, были ли они рождены из земли или спаслись от какого-нибудь бедствия, — походили на обыкновенных людей, к тому же не одаренных разви -тыми мыслительными способностями, как это и говорится о людях, рожденных из земли, то было бы безрассудством оставаться при их постановлениях. Сверх того, было бы не лучше писаные законы оставлять в неизменном виде: как в остальных искусствах, так и в государственном устроении невозможно изложить письменно все со всей точностью. Ведь законы неизбежно приходится излагать в общей фор -ме, человеческие же действия единичны. Отсюда ясно, что некоторые законы иногда следует изменять». Аристотель, в точности как какой-нибудь социальный реформатор XVIII или XIX века, показывает связь современных установлений с древними и отжившими, объясняя долговечность этих институтов настроениями глупейших членов общества. Такие авторы, как Локк и его последова- Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса
тели, в частности американские отцы-основатели, гордившиеся своим знанием Аристотеля, хорошо понимали, что в текстах последнего можно найти обоснования даже для революций, подобных тем, которые произошли в Англии в 1688 годуй в Америке в 1776-м. Как бы то ни было, утверждения, часто встречающиеся даже в лучших современных изложениях греческой полити -ческой мысли, согласно которым время и изменения всегда трактовались древними греками как враждебные друг другу, реальность сводилась ими к постоянному и неиз -менному, а все сущее воспринималось ими как продиктованное Судьбой, — все эти утверждения следует навсегда отбросить. ЭЛЛИНИЗМ По традиции я считаю, что эллинистическая цивилизация берет свое начало в 323 году до н.э. (смерть Александра Македонского), а заканчивается в 30 году до н.э. (возникновение Римской империи, включавшей в себя Грецию). О культуре эллинизма, если только речь не идет об истории науки и технологии, обычно говорят в мрачных тонах. Ее расценивают как культуру упадка и декаданса, как культуру философского бегства от всего мирского. Мы не привыкли рассматривать эту философию или, по крайней мере, ее существенную составляющую в терминах оптимизма, веры в непрерывный прогресс человеческой мысли, в расширение возможностей человека в том, что касается совершенствования политической и моральной природы. Но тщательное изучение этой эпохи показывает, что было гораздо больше общего между ее философией и греческой философией VI—V веков до н.э., чем принято считать. Безусловно, еще до начала этого периода уже существовала философия киников, превозносившая простоту и естественность, с ее неявным презрением к культурным (осо -бенно материальным) достижениям человечества. Пир-ронизм с большой долей скептицизма относился к плодам разума и любому приписыванию прогресса человеческой цивилизации. Перипатетики хотя и выказывали некое уважение к развитию искусств и наук, с ностальгией смотрели в более простое, «неиспорченное» прошлое. Благодаря Глава 1. Мир античности политике Александра Македонского после завоевания Пер -сии, направленной на интеграцию Востока и Запада (часто в прямом смысле слова, поскольку он приказывал грекам жениться на персиянках) и на то, чтобы идеи и верования, укоренившиеся на Востоке, получили распространение на Западе и наоборот, в Греции эпохи эллинизма существовало множество экзотических культов, которые, без сомнения, были бы отвергнуты в Афинах времен Перикла. Все это так. Тем не менее в эллинистической культуре было и многое другое. Сэр Джилберт Мюррей (Sir Gilbert Murray) и другие люди с похожими убеждениями пытались создать впечатление, что антирационализм и пессимизм были сутью той эпохи, причем последствия этого в конечном итоге отражали коллективную «утерю мужества». Это выразилось в заимствовании мистических и оккультных верований Востока, которые имели корни в отречении от разума и материального прогресса и готовили почву для будущего подъема и распространения христианства. Несмотря на эту традиционную точку зрения, подчеркивающую эллинистическое отречение от земной натуры человека и воспевание жизни после смерти, а также верования и ритуалы, которые одни только и могли подготовить человека к посмертию, в этот же период можно найти значительные элементы рационализма, научного подхода и веры в материальный прогресс. В конце концов, эллинизм был эпохой потрясающих открытий в механике и физике, существенно изменивших повседневную жизнь (чего, между прочим, вовсе не было в Афинах времен Перикла). Грегори Властос в своей последней работе «Вселенная Платона» (Gregory Vlastos, Plato's Universe) суверенностью говорит о философии эллинизма, что о ней нельзя утверждать, будто она содержит в себе науку в том смысле термина «наука», как его понимаем мы и могли бы понимать греки в более поздний период. Но эта философия подошла к такому «пониманию космоса, которое предполагается естественными науками и соответствующей практикой». Именно в эллинистической Греции возникли естественные науки и инженерное искусство, породив на Западе традицию, которая могла в какие - то периоды лишь теплиться и даже почти исчезнуть — как это было в течение двух-трех веков после крушения Западной Римской империи, — но впоследствии вновь окрепнуть в Западной Европе уже к началу XII века. Как отметил Линн Уайт в своей книге «Средневековая технология и социальные изменения» (Lynn White, Medieval Technology and Social Change), скорее всего, достижения эллинизма могли иметь некоторую связь с неко -торыми изобретениями раннего Средневековья, которые изменили не только земледелие, но и повседневную жизнь европейцев. Легко представить себе, что Греция времен Эратосфена и Архимеда (назовем лишь этих двух величайших ученых из многих) должна была быть таким местом, в котором могли существовать философы, сохраняющие веру в разум и знания. Эти философы были в состоянии, как и их предшественники — Протагор, Эсхил, Платон и Аристотель — признать длительное восхождение человечества из первобытной тьмы к цивилизации. Они могли противостоять соблазнам примитивизма и архаики. Одним из таких философов был Эпикур, другим — Зе-нон, основатель стоицизма. Эдельстайн пишет о первом: «Эпикур в своем анализе развития цивилизации, конечно, следовал ранним прогрессивным взглядам и даже смело переделывал их с учетом собственных добавлений». Так, Эпикур различает нечеловеческих существ, жизнь которых управляется природными инстинктами, и людей, вынужденных, будучи от природы слабыми, создавать себе в помощь искусственные средства. Эдельстайн цитирует слова Эпикура о том, что человеческая природа «была обучена и вынуждена делать различные вещи просто вследствие об -стоятельств, а позднее разум усовершенствовал то, что было дано природой, и совершил дальнейшие открытия, в одних сферах и в одну эпоху — быстро, в других — медленно». Зенон, основатель стоицизма, философского учения, которое соперничало с эпикурейством, заявил, что появление человека в результате божественного вмешательства в точности совпало с эпохой искусств и ремесел на Земле. Для Зенона в прошлом не существовало Золотого века. Сам человек (конечно, при содействии Провидения) сделал Землю пригодной для обитания и наполненной
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 1. Мир античности материальными благами, так что сделались возможными размышления о морали и духовном совершенствовании, которые для Зенона были признаком истинной мудрости и добродетели человека. Если стоики считали добродетелью придавать как можно меньше значения материальным и чувственным удовольствиям, уделяя больше внимания тому виду удовольствия, который достижим только при подлинной моральной самоотверженности, то определенно нельзя сказать, что стоики закрывали глаза на материальные искусства. И как бы своеобразно они ни определяли разум, преемственность между ними и их предшественником Платоном очевидна. «В целом, — пишет Эдельстайн, — философия раннего эллинизма проявляла меньше энтузиазма к идее прогресса, чем философия классической эпохи». Он, впрочем, тут же отмечает, что невозможно наверняка знать, насколько глубоко проник в общественное сознание даже этот умеренный прогрессивизм. Да, существовали и такие писатели, как Дикеарх и Арат, скорбевшие по поводу упадка человечества, наступившего после счастливого Золотого века из-за того, что, как они полагали, практическое знание и богатство пришли на смену изначальной моральной чисто -те. Однако имеются свидетельства тому, что и в эллинистический период крупнейшие мыслители (среди них последний и величайший — римлянин Лукреций) сохранили веру в знания и убежденность в том, что прогресс человеческого знания (а следовательно, и благосостояния) возможен — веру, берущую начало еще у Гесиода и Ксенофана и мощно расцветшую в V—IV веках до н.э. Обратим внимание на оценку Арнальдо Момильяно, которую он дал одному из аспектов греческой мысли этого периода, тесно связанному с нашим предметом: «Дело в том, что греческие мудрецы всегда действовали в пределах своего полиса, всегда принимали своих богов и редко отвергали общепринятые нормы своей морали. За исключением киников, которых никто не считал мудрецами, кроме их самих, греческий образ мудрости был высшей формой гражданской добродетели. Когда философы пытались заручиться религиозной санкцией (как в случае пифагорейцев и Сократа), это не вступало в противоречие с признанны- ми обрядами и святилищами. Как известно, Сократ был признан мудрецом в Дельфах. Он принял свой смертный приговор, вынесенный в соответствии с законом и обычной судебной практикой его города. Традиция семи мудрецов, вполне утвердившаяся к V веку до н.э., предполагала при-земленно-практическое, иногда доходящее в этом до эксцентричности, содержание их учений».
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |